Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В поисках праздника





Каждому творческому человеку, побывавшему в Копорской крепости лет десять-пятнадцать назад, казалось странным, что такой уникальный исторический объект выпал из культурного, духовного и познавательного оборота. Здесь не было музея, не проводились праздники, не снималось кино. Сюда не были проложены туристские тропы. Редкие посетители, случалось, появлялись здесь в летнее время, поражаясь запустению величественных руин. Не происходило здесь ничего такого, что могло вернуть потерянный памятник из забвения, наполнить смыслом.

О необходимости что-то сделать часто говорили и общественность Ломоносовского района и старожилы окрестных мест. Краеведы вели об этом речь на страницах местной печати. Но поскольку в то время дореволюционное краеведение России не испытывало к себе повышенного интереса, как это случилось в конце XX века, все попытки что-то изменить были безуспешными и заканчивались только разговорами.

Правда, в 70-е годы интерес к крепости на некоторое время возрос. В 1970 году Ленинградское отделение Института археологии АН СССР совместно с Ленинградским областным отделением Всероссийского общества охраны памятников при участии исторического факультета Ленинградского университета приступили к археологическим изысканиям на территории Копорской крепости, которые велись четыре полевых сезона. Используя богатые материалы данных раскопок, кандидат исторических наук О. В. Овсянников написал книгу о крепости, остававшуюся в течение многих лет единственным доступным печатным изданием об этом памятнике. (Овсянников О. В. Копорье. Историко-архитектурный очерк. Л., Лениздат, 1976.)

В семидесятые годы, уже по окончании раскопок, в крепости были проведены значительные реставрационно-консервационные работы, что благотворно сказалось на состоянии памятника и, по крайней мере, лет на двадцать приостановило необратимые разрушения. Но в статусе крепости, как исторического музейного объекта, никаких изменений не произошло. В 1990 году, уже «в другой стране», когда стали активно готовиться к празднованию 750-летия битвы Александра Невского на Неве, появился интерес и к Копорью. Наряду с центральными мероприятиями в устье Невы прошли мероприятия и в Копорской крепости. Следом юбилей 1991 года - 750-летие изгнания Александром Невским немецких рыцарей из Копорья. Впервые за многие годы событие древнерусской истории торжественно отмечалось на государственном уровне. Особое внимание было оказано Копорской крепости областными властями, и в 1991 году состоялся грандиозный областной праздник «Сказание о Копорье» с театрализованным представлением, рассказывающим о подвигах и деяниях Великого князя Александра Невского. Выезд полководца во главе конного строя удался на славу. Праздник долго помнили и гости, и участники. Но рассчитывать на повторение подобного мероприятия не приходилось, поскольку «круглые даты», под которые бывает достойное финансирование «сверху», случаются не часто. Вопрос о проведении в Копорской крепости специального праздника, способного наполнить древние стены живым историческим содержанием, периодически вставал на повестке дня среди тех, кто профессионально занимался сферой культуры Ломоносовского района. В 1998 году у стен крепости был организован областной фольклорный праздник «Родники», на котором были представлены фольклорные коллективы и мастера прикладного творчества со всей Ленинградской области. Он показал, что такое массовое мероприятие с песнями, танцами смотрится очень органично рядом с громадой крепостных стен. Разноцветье костюмов самодеятельных артистов, звучание народных инструментов, веселое цветистое разнообразие изделий прикладного творчества, заполнивших выставочные ряды, на фоне зелени трав крепостного рва радовало глаз и находилось в гармонии с серовато-охристыми крепостными стенами. Но опыт показал, что использовать крепость для проведения мероприятий, не затрагивающих былое и настоящее этого места, - дело пустое. Нельзя рассчитывать, что сам собой пробудится интерес к историческим событиям и людям, связанным с этим местом. Крепость - как многовековое дерево, на спиле которого отразились кольца времени, требующие внимательного прочтения. Заглянуть в прошлое, увидеть его особенности и сделать это прошлое материалом для праздника - такое желание естественным образом появилось у нас, живущих и работающих на Ломоносовской земле, в конце девяностых годов, в разгар «пересмотра» отечественной истории. Труды историков самого разного толка заполнили в это время информационное пространство. Немало среди них было «писаний», дискредитирующих российскую историю во имя чуждых идей. Противостоять этому люди, уважающие прошлое своего Отечества, могли, только обращаясь к конкретным событиям и фактам истории родного края и показывая свое отношение к прошлому. Для нас, работников культуры, средством для выражения своего отношения мог стать художественный образ, являющийся основой народного праздника. Успех такого праздника возможен лишь при условии, что крепость и праздничное действо должны соединиться во времени и пространстве посредством художественно-идейного стержня. Все это было не так просто придумать и осуществить во времена, когда на смену идеологии социализма пришла нарочитая деидеологизация общества, которая грешила и духовной деградацией, и культурным нигилизмом. Поисками национальной идеи занимались в то время лучшие умы, но безуспешно. Мнения разделялись, поскольку единомыслие отвергалось как метод, дискредитировавший себя в недавнем прошлом. Именно в эти не простые времена Комитет по культуре администрации Ломоносовского района, после нескольких лет мучительных поисков, нашёл, по сути, «свою» начальную идею, которая стала основой праздника в Копорской крепости. Праздник этот вобрал в себя историческую составляющую и вписался в место проведения. В нем сразу наметились черты «фирменного» праздника, каковым он стал в Ломоносовском районе через несколько лет. Праздник выстраивался на основе традиционной народной культуры, и благодаря этому в нём обозначились потенциальные возможности дальнейшего развития. И, главное, он изначально был задуман как весёлый праздник. Еще в процессе поиска стала вырисовываться главная фигура - носитель идеи, вокруг которой легко компоновались наши представления о предстоящем проекте, - это фигура защитника Отечества. Воин-солдат становится у нас в контексте праздника Солдатом с большой буквы — главным защитником от врагов. Такой герой как нельзя лучше вписался в место проведения и сразу определил патриотический дух праздника. По главному герою, соответственно, можно судить и о возможных масштабах проекта. Солдат — фигура вселенская - это воин, способный на самопожертвование во имя долга. Солдат — фигура эпическая — он непременный персонаж былин, сказаний, легенд, сказок... А позднее — литературный герой романов, повестей, рассказов, стихов... Солдат — фигура героическая и антигероическая одновременно. Сегодня он участник героических событий и сам - герой, завтра - наоборот, персонаж из скандальных очерков и журналистских расследований. Но главное неизменно - он остается востребованным современным героем: о нём поются песни, сочиняют повести, снимают кинофильмы, сериалы - трагические, драматические, юмористические. О нём передаются «из уст в уста» смешные анекдоты и забавные байки - значит, он еще и комическая фигура. С любой точки зрения видно: Воин, Солдат - понятие исконное. Он часть народа: сын, брат, внук, жених, муж, отец. Он незримыми нитями родственных связей привязан к тому, что называется - Родной дом, Родина, Отечество.

Так постепенно, в процессе раздумий, вокруг образа солдата выстраивалась концепция праздника. Обнародованная и представленная на обсуждение, она получила одобрение и в органах управления Ломоносовского района и в Комитете культуры Ленинградской области.

Шел двухтысячный год. Идея праздника, получившего право на жизнь, стремительно стала обрастать «плотью и кровью», завоевывать всё больше сторонников и приобретать друзей. Команда, придумавшая и воплотившая первый праздник в жизнь, была в 2000 году немногочисленна. Это работавшая в то время председателем Комитета по культуре Ломоносовского района Людмила Федоровна Беляева,специалист Ленинградского областного научно-методического центра культуры и искусств Надежда Евгеньевна Кочнева и преподаватели кафедры режиссуры массовых представлений и театрализованных праздников Санкт-Петербургского университета культуры и искусств: Марина Николаевна Тытюк, Александр Самуилович Пастернак, Владимир Петрович Байков. Участники проекта представлены в том порядке, в котором они включались в работу.

 

Date: 2015-05-22; view: 560; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию