Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сначала была крепость





ИМЯ ПРАЗДНИКА - «КОПОРСКАЯ ПОТЕХА».

СНАЧАЛА БЫЛА КРЕПОСТЬ

Л. Беляева,

главный специалист Комитета по культуре Ломоносовского района

 

2 июля 2000 года у стен древней Копорской крепости, которая находится в селе Копорье Ломоносовского района Ленинградской области, прошел необычный праздник - историко-фольклорный, по своему содержанию - юмористический, по характеру и по статусу - областной.

Копорская крепость в дошедшем до нас виде - памятник каменного древнерусского военно-оборонительного зодчества конца XV-начала XVI веков. Она и по сей день сохраняет облик величественного средневекового сооружения, в котором видятся, сквозь патину времен, грозные баталии, государственные потрясения, людские судьбы. В ее руинном состоянии как бы присутствует дух вечности, неумолимый к материальным свидетельствам былых времен. Невольно рождается мысль, что только несовершенная память человеческая способна хранить славу ратных подвигов наших предков, только она может воздать должное былым героям и наполнить пространство полуразрушенной крепости человеческим смыслом.

 

 

Копорская крепость, как исторически значимый объект, вправе претендовать на праздник героический, пафосный, опирающийся на подлинные события и подлинных героев этих мест. Начало свое крепость ведет с XIII века, что документально подтверждается как свидетельствами летописных источников, так и результатами археологических раскопок, проводившихся в XX веке. Каждый, кто сегодня попытается наполнить пространство крепости современной жизнью, невольно вступит в невидимый диалог с грузом прошлого, молчаливо присутствующего в ее развалинах. Это мы в полной мере испытали на себе, когда в 2000 году задумали, организовали и провели в Копорской крепости праздник юмора. Каждый придуманный ход развития праздника, каждый эпизод праздничного действа, каждый герой праздника сверялся на его уместность - ведь на первый взгляд то, что мы задумали, не сочеталось ни с местом действия, ни с его значимостью. Не зря мы задавались вопросом: будет ли сие угодно «Государыне Крепости»? Ведь задумали мы веселый, озорной праздник, где соседствует серьезное и смешное, где героическое предстает сквозь призму юмора, где события прошлого обрастают легендами и сказаниями, а порой подвергаются осмеянию.

Первый опыт показал, что, несмотря на свою внешнюю несерьезность, праздник поднимал круг серьезных вопросов и получился содержательным и ярким. Он понравился зрителям Ломоносовского района и гостям из Ленинградской области и Санкт-Петербурга. А главное, он обрел право стать ежегодным. В 2008 году праздник состоялся уже в девятый раз. Он вписался со своей самобытностью в музейное пространство крепости и показал за это время, что должен существовать именно здесь. И хотя необычен сам способ, с помощью которого внимание наших современников обращается на «дела давно минувших дней», это не делает его содержание менее значимым. А извечные проблемы главного героя - человека, в руках которого оружие, для защиты Отечества, - делают события праздника особенно актуальными в контексте современности.

Сегодня село Копорье является административной единицей, сельским поселением Ломоносовского района Ленинградской области. Ломоносовский район граничит на севере и северо-востоке с несколькими районами Санк-Петербурга, а на востоке и юге с несколькими районами Ленинградской области. Само местоположение этой территории определило тот факт, что она зачастую невольно оказывалась в эпицентре исторических событий, происходящих в русских землях, на северо-западе, начиная с незапамятных времен. В начале XIII века земли эти, в центре которых находился небольшой погост (деревенька) Копорье, входили в Водскую пятину, протянувшуюся от устья реки Нарова до устья реки Нева. Были они в составе Новгородской республики. Это был «лакомый кусочек» как для северных, так и для западных соседей, активно осуществлявших экспансию на восток. В то же время это было стратегически важное место для новгородцев, да и для других русских земель, поскольку экономические, политические и культурные интересы их были направлены в Европу, и им нужно было то самое «окно», через которое они могли бы беспрепятственно эти интересы осуществлять.

В 1240 году немцы частично оккупировали Водскую пятину. Ответным действием новгородцев стало сражение в устье Невы, в этом же году, под предводительством князя Александра, который после успешного завершения битвы получил прозвище Невский. В 1241 году, защищая территорию от иноземцев, Александр Невский с войсками продвинулся на юго-запад и уничтожил деревянный рыцарский замок, сооруженный захватчиками у погоста Копорье. Как высказался летописец: «...и из-верже град до основания, а самих немцев убиша...». Проходит чуть больше 10 лет, и уже шведы и датчане продвигаются на восток. Только стремительная реакция новгородцев на вторжение заставила их ретироваться.

Удачное стратегическое местоположение погоста Копорье (в самом центре Водской пятины), а также привлекательность рельефа местности с точки зрения строительства оборонительного сооружения плюс ко всему временное затишье от нашествий способствовали тому, что сын Александра Невского, князь Дмитрий, с разрешения новгородцев строит себе в 1279 году, на месте разрушенного отцом рыцарского замка, деревянную крепость. Через год он ее заменяет с помощью новгородцев на каменную, и Копорская крепость стала второй, после Ладоги, каменной крепостью на северо-западе. Но междоусобные княжеские войны, конфликт интересов сыграли в ту пору роковую роль для Копорской крепости. Опасаясь измены князя Дмитрия, который становился слишком сильным и независимым, обладая крепостью, новгородцы в 1282 году крепость разрушили, а князя изгнали. Но новые посягательства западных правителей, на этот раз датских, вынудили новгородцев готовиться к отпору крестоносцев. Активно стала строиться новая каменная Копорская крепость, занявшая вершину известковой скалы, расположенной вдоль речки Копорка, и в 1297 году появляется новая каменная Копорская крепость, стратегическое значение которой трудно было переоценить в наступающем XIV веке. Она, естественно, становится центром Водской пятины, оплотом Новгородской Руси на северо-западе, на целый век.

И только в конце XIV века более современная по своим оборонительным качествам новая крепость Ям, способная противостоять противнику своей более совершенной оборонительной мощью и к тому же находящаяся на переднем оборонительном рубеже новгородских земель, получает главенствующую роль и становится новым центром Водской пятины. А Копорская крепость, оказавшись в некотором тылу, отходит на второй план.

Но интерес иноземных захватчиков к русским землям на юге Финского залива не ослабевает ни в XV, ни в XVI веках. Для агрессоров не теряла актуальность задача уничтожения крепостей Водской пятины, что открывало бы им путь на Новгород, а далее везде, в глубь русских земель. Осознавая такую угрозу, новгородцы поставили себе задачу перестроить крепости Водской пятины, реконструировать и укрепить их в соответствии с достижениями военной техники, шагнувшей в середине XV века далеко вперед. Ведь 150 лет назад, во времена возведения Копорской крепости, не было ни пушек, ни огнестрельного оружия. Поэтому уже с середины XV века новгородцы перестраивают крепости, сначала Ям, затем, к концу века, принялись за Копорскую. Перестройки крепости в конце XV-начале XVI веков полностью преобразили ее внешний облик и создали ей новое оборонное обеспечение.

Копорская крепость в дошедшем до нас виде, как утверждают археологические изыскания, это результат совместной работы русских и иностранных мастеров, завершенной в начале XVI века. От XIII века остались только фрагменты. Так, например, кусок стены в южной части крепости. Несмотря на неумолимое время и «человеческий фактор», красота и мощь средневековой Копорской крепости сохранились и поныне. Исторические события, происходившие в крепости со дня основания и по дни новейшей истории, не складываются для наших современников в единое эпическое полотно. Достоверных сведений о них не так уж много, они, к сожалению, фрагментарны. Крепость для историков скорее «терра инкогнито». Но с другой стороны, Копорской крепости повезло больше, чем, например, крепости Ям, которая практически исчезла с лица земли.

Как живой свидетель многовековой истории нашей земли, Копорская крепость обладает особой притягательностью. Она таит в себе ушедшие эпохи, наполненные поражениями и победами, героизмом и предательством, легендами и былями. Давно ушедшая на покой крепость старится и ветшает. Но, несмотря на неумолимые разрушения, в облике ее проступает былая мощь и подлинность Средневековья, ведь ее практически не касалась рука реставратора. Мы осознаем, что приближается, к сожалению, тот час, когда процессы разрушения станут необратимыми. Средств на реставрационные работы или на консервацию наиболее проблемных участков пока не находится, хотя это памятник республиканского значения. Нет основания предполагать, что они найдутся в ближайшие годы. Смириться с возможностью потери такого памятника истории и культуры нашей Родины - немыслимо. Нельзя предавать забвению дела наших предков, которые жили, трудились, воевали, защищая эту землю, строили величественные крепости и великолепные города, сочиняли истории, легенды, сказки, песни. Если не в наших силах сегодня возродить, то хотя бы сохранить память прошлого, наполнить одряхлевшие стены памятника жизнью мы в состоянии. Пусть скупые слова летописца станут канвой для театрализованного рассказа. По нашей воле появятся на сцене подлинные герои минувших времен, приоткроются человеческие судьбы на фоне легендарных событий. И все это во имя человека, который жил, живет и будет жить на этой земле, которую он называет Родина. Осознание таких истин и стало для нас побудителем создания праздника имя которого — Копорская потеха.

 

Date: 2015-05-22; view: 570; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию