Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Три универсальных процесса моделирования





Поскольку мы не работаем непосредственно с миром, в котором живем, то мы создаем его модели или карты и используем их, чтобы направлять свое поведение. Эффективному коммуникатору крайне важно понять модель или карту мира его собеседника. Каким бы причудливым ни казалось человеческое поведение, оно приобретает смысл, если его рассматривать в рамках выборов, имеющихся в модели или карте мира этого человека. Создаваемые нами модели руководят нами и позволяют нам осмыслить свой опыт. Их следует оценивать не в терминах «хороший», «плохой» или «сумасшедший», а с точки зрения их полезности, т.е. эффективности, с которой они помогают справляться с окружающим нас миром и творчески на него реагировать. Проблема не в том, что люди делают неверные выборы, а в том, что им не хватает выборов, когда это необходимо. Каждый из нас делает наилучший выбор, доступный в его модели мира. Однако, слишком многие модели обеднены вследствие недостатка полезных выборов, что подтверждается обилием внутренних и межличностных конфликтов. «Выборов не хватает не в самом мире, а в моделях мира индивида», – говорят Гриндер и Бендлер.

Свои модели мы создаем посредством трех универсальных процессов человеческого моделирования: обобщения, исключения и искажения. Эти процессы позволяют нам выживать, развиваться, учиться, понимать и переживать многообразие окружающего мира. Но если мы ошибочно смешиваем свою субъективную реальность с подлинной реальностью, то эти же самые процессы начинают нас ограничивать и подавлять способности, о которых шла речь выше.

По словам Гриндера и Бендлера, «обобщение – это процесс, при котором элементы или части модели отделяются от первоначального опыта и начинают представлять целый класс явлений, одним из примеров которого был этот опыт». С помощью обобщений мы учимся действовать в этом мире. Ребенок учится открывать дверь, нажимая на ручку. Потом он обобщает этот опыт и, встречая самые различные двери, пытается открыть их, нажимая на их ручки. Входя в темную комнату, человек тянется к выключателю; ему не нужно каждый раз учиться новой стратегии, чтобы включить свет. Однако, этот же процесс может стать ограничением. Если ребенок, обжегшийся о кухонную плиту, делает обобщение, что все кухни опасны и их следует избегать, то он без нужды себя ограничивает. Или если женщина на основе одного или двух неприятных переживаний решает, что все мужчины бесчувственны, то она много теряет. Все мы делаем бесконечно много обобщений, которые полезны и уместны в одних ситуациях и не являются таковыми в других. Ребенок, приучившийся в семье к тому, что плачем и хныканьем он добьется своего, от своих школьных товарищей этим же поведением добьется, по-видимому, лишь оскорблений. Если для получения того, чего он хочет, он «обобщает» только это поведение, то он может оказаться неспособным к более подходящему и полезному поведению в компании сверстников. Если молодой человек обобщает лишь поведение, которое приносит ему уважение приятелей, то он может столкнуться с большими трудностями, пытаясь вызвать уважение и интерес к себе со стороны женщин. Полезно ли некоторое обобщение или нет, следует выяснять в каждом конкретном случае.

«Второй механизм, который мы можем использовать для эффективного взаимодействия с миром, а также и во вред себе, – исключение. Исключение – это процесс, при котором мы избирательно обращаем внимание на одни стороны нашего опыта и пропускаем другие» (Гриндер и Бендлер). Это позволяет нам сосредоточить сознание и внимание на какой-то одной части нашего опыта за счет других. Так, например, человек может читать книгу, когда люди вокруг него разговаривают, или работает телевизор, или играет музыка. Благодаря этому процессу можно справиться с задачей и избежать перегрузки внешними стимулами. Однако и в этом случае тот же самый процесс может стать ограничением, если мы исключаем части опыта, необходимые для построения полной и богатой модели мира. Человек, убежденный, что с ним все обращаются несправедливо, но исключающий собственное поведение, которое вызывает такую реакцию, не обладает полезной моделью мира. Учитель, исключающий из своего опыта скуку учеников, ограничивает не только собственный, но и их опыт.

«Третий процесс моделирования – искажение. Искажение – это процесс, позволяющий нам преобразовать восприятие сенсорных данных» (Гриндер и Бендлер). Без этого процесса мы не могли бы строить планы на будущее или воплощать мечты в действительность. Мы даем искаженное представление реальности в беллетристике, искусстве и даже науке. Микроскоп, роман, картина – все это примеры нашей способности искажать и иначе представлять реальность. Процесс искажения также может во многих отношениях ограничивать нас. Представьте себе, например, человека, искажающего все критические замечания в свой адрес реакцией: «Меня невозможно любить». В результате такого искажения пропадает вся ценность критики, а часто и всякая возможность изменения и развития. Или представьте себе такое обычное искажение, как превращение процесса в «вещь». Когда «взаимоотношения» отделяются от процесса отношений, участвующим в них людям наносится ущерб. Отношения становятся чем-то «вне нас», рассматриваются так, будто это не выбор, будто они не поддаются контролю, не имеют динамики.

Поскольку эти три универсальные процесса моделирования выражаются в языковых образах, то набор лингвистических приемов, называемый Мета-моделью, можно использовать для изменения этих процессов в тех случаях, когда они ограничивают, а не расширяют выборы в поведении человека. Мета-модель достигает этого, связывая язык с представляемым им опытом. Этот набор приемов создан на основе образцов человеческой речи и поэтому может быть полезен в любой деятельности, связанной с языком.

Мета-модель имеет целью научить слушателя обращать внимание и реагировать на форму сообщения его собеседника. Содержание может меняться бесконечно, но в зависимости от формы воспринимаемой информации слушатель получает возможность реагировать так, чтобы извлечь из общения наибольший смысл. С помощью Мета-модели можно быстро выявить разнообразие и ограничения как предлагаемой информации, так и самих процессов моделирования, используемых собеседником.

Категории Мета-модели можно разделить на три класса:

· Сбор информации;

· Ограничения модели собеседника;

· Семантические нарушения.

Сбор информации – это получение посредством надлежащих вопросов и ответов точного и полного описания предлагаемого материала. Этот процесс также помогает связать язык говорящего с его опытом. В этом классе выделяются четыре группы:

· Исключение;

· Отсутствие указательного индекса;

· Неконкретные глаголы;

· Номинализация.

 

Date: 2015-05-22; view: 469; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию