Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ноября 1990 г., пятница
Вечером перед засыпанием, как всегда с закрытыми глазами, вглядывался в пространство перед собой. Возникла мысль увидеть, что же все-таки произошло в номере Есенина в гостинице «Англетер» в Ленинграде в ночь на 27 декабря 1925 года. Мысль эта возникла не случайно. Днем я прочитал заметку в какой-то газете о том, что Есенин был убит, а труп его был повешен. С этой единственной мыслью я и вглядывался в пространство перед собой. С появлением серых дымов мысль исчезла, и картинка постепенно начала проясняться. Я увидел отчетливо левую половину лица Есенина с прикушенным кончиком языка, что может быть только при прижизненном повешении. Правая половина лица была прислонена к трубе небольшого диаметра, на шее виднелась открытая ременная петля. Я попытался проанализировать увиденное, но картинка тотчас заволоклась дымами и исчезла. В начале ноября произошло событие, которое имело решающее значение для всей моей дальнейшей жизни. Совершенно неожиданно жена принесла мне книгу Сатпрема «Шри Ауробиндо или путешествие сознания». Если сказать, что эта книга потрясла меня, значит, ничего не сказать. Как только я взял ее в руки, по всему телу пошли физически ощутимые вибрационные волны. Я открыл оглавление и прочитал названия глав: «Конец интеллекта», «Безмолвие разума», «Сознание», «Успокоение витального», «Психический центр», «Независимость от физического», «Сон и смерть», «Йогин-революционер», «Единство», «Сверхсознательное», «Под знаком Богов», «Тайна», «Супраментальное сознание», «Человек — переходное существо», «Трансформация». Мне стало пронзительно ясно, что с этой книгой пришел ко мне мой Учитель — человек, которого я ждал все свои жизни. Буквально с первых же строк на меня начал изливаться поток целительных откровений. Я прикоснулся к Истине. Свершилось! Теперь я не один — рядом Учитель. Шри Ауробиндо — это не абстракция, не далекий, недосягаемый бог, а живой Учитель. Первое прочтение книги было молниеносным, а потом я стал «пить» ее, как нектар, буквально по каплям, дословно конспектируя страницу за страницей. Эволюция сознания — извечный механизм работы Природы. Сознательная Эволюция — это то, что от нас требуется на сегодняшний день. От обычного сознания последовательно через Высший, Озаренный, Интуитивный и Глобальный разум — к Супраментальному сознанию. Есть Цель, есть Путь, есть Учитель. У меня не возникло ни малейшего сомнения, что в этой жизни я достигну Супраментального уровня сознания. Ведь если один обычный человек (Шри Ауробиндо) смог это сделать, значит, сделать это может каждый. Стремление, наряду с безграничной верой, достигло своего апогея. Никаких теоретизирований на тему о возможности или невозможности, о правильности или неправильности. Работать!!! Это было для меня очевидным. Самое главное — Шри Ауробиндо никого не принуждает следовать по своему Пути, он просто предлагает поставить опыт и самому убедиться в правоте тех или иных выводов и положений Интегральной Йоги, которая должна стать смыслом и способом существования искателя Истины во всех аспектах повседневной жизни. Далее я постараюсь, насколько это возможно, последовательно изложить свои первые шаги и расставить некоторые вехи на Пути Сознательной Эволюции. Если каждый из нас в круговерти похожих друг на друга буден вдруг прислушается к той невообразимой мешанине мыслей в голове, которая сопровождает все наше существование денно и нощно, то он ужаснется. Попробуйте как бы со стороны посмотреть на свои мысли, точнее, на их бесконечную чехарду. Сколько всякой чепухи и мыслительной жвачки проходит через ваше сознание ежеминутно. Между мыслями (предыдущей и последующей) практически нет просвета. Мы принимаем это как само собой разумеющееся, потому что привыкли к этому состоянию, другого состояния нашего мыслительного аппарата мы не можем себе представить. Попробуйте хотя бы на несколько секунд освободить свою голову от мыслей, сохранив сознание пустым. Не тут-то было — мысли тотчас заполняют пустоту. Не важно какие — серьезные или не очень, глупые или умные, глобальные или мизерные, хорошие или плохие. Любая попытка остановить мыслительную машину (именно машину) встречает огромное сопротивление — мысли становятся прямо-таки агрессивными, стремясь буквально поработить наше существо. По этому поводу Шри Ауробиндо высказался очень конкретно. Чтобы ступить на Путь Сознательной Эволюции, необходимо остановить ментальную машину, сделать это можно посредством активной медитации. Это основной (исходный) тезис, который необходимо начать реализовывать тотчас, не размышляя. Всякие сомнения необходимо отбросить, всецело доверившись Учителю. Это первый и самый важный шаг на Пути, ибо только при безмолвном уме мы в состоянии войти в контакт с Вселенской Эволюционной (Божественной) Силой (Энергией), способной трансформировать наше сознание. Как же я практически реализовывал этот тезис? Прежде всего мне стало очевидно, что не сидение на стуле с закрытыми глазами и представление в уме картин плавания по безбрежному океану или растворения в голубом небе есть истинная медитация. Начало истинной медитации — попытка активно останавливать мыслительную машину буквально ежесекундно, каждое мгновение. Так рождается активная медитация. Теперь вся моя повседневная жизнь проходила под знаком сердечного стремления (не путать с желанием!) изменить собственное сознание. День начинался с легкой (в течение трех — пяти минут) утренней пранаямы (полного легочного дыхания) и легкого завтрака (мясная пища исключалась). По дороге на работу (на улице и в метро) — активная медитация. Она не носила напряженного, сосредоточенного характера, а была своеобразной формой игры (без усилий) с наблюдением за мыслями. Начиналась эта игра с попыток не впускать в сознание ни единой мысли. При этом у меня возникало ощущение, что мысли, облепившие голову со всех сторон, как бы отскакивают от нее, как от преграды, раз за разом начиная все более яростные атаки. Наконец какая-то мысль, пробуравив преграду, пытается обратить на себя внимание и вовлечь сознание в привычное состояние «мыслительной жвачки». На этой стадии вступает в силу игра (опять-таки игра!) другого порядка — мысль входит в голову, но не подхватывается сознанием и, невостребованная, проходит как бы насквозь, не вовлекая сознание в свою изнурительную игру. Одна, другая, третья… Наконец какая-то мысль добивается своего, внедряясь в сознание, и ты терпишь временное поражение. Но это явление нормальное, и через некоторое время можно начинать новый игровой цикл. И так снова и снова каждую свободную от каких-то обязательных действий минуту. Время, которое раньше бесцельно тратилось на пустые разговоры с домашними и сослуживцами или на бесплодные размышления с самим собою, теперь было занято активной медитацией. Это становится основной работой на начальном этапе Сознательной Эволюции, работой, закладывающей фундамент будущих достижений. Она служит единственной цели — расчистке прохода между внешним разумом и нашим внутренним (психическим) существом (или душой), которое от нас скрыто. За долгие годы земной жизни мы так и не коснулись своей истинной (Божественной) сущности, довольствуясь существованием в тесных рамках жалкой внешней, «фронтальной» (по словам Шри Ауробиндо) личности, которая представляет из себя «сгусток ментальных, нервных и физических привычек, удерживаемых вместе несколькими управляющими идеями, желаниями и ассоциациями». В период развертывания активной медитации окружающие начинают находить тебя странным, и это естественно — тот «механический», отвечающий их представлению о вас человек, которого они знали долгое время, куда-то исчезает. Очень важно в этот период сохранить ритм и не сбиться в привычный способ поведения с окружающими. В офисе каждую свободную от рутинной работы минуту я вновь и вновь возвращался к активной медитации. Постепенно некогда привычный способ существования трансформировался в принципиально новый, свободный от рутинных стереотипов поведения. Вечерами дома я занимался чтением и конспектированием либо «Агни-Йоги», либо (в который уже раз) книги Сатпрема, а непосредственно перед сном совершал обычную ежевечернюю процедуру — скосив закрытые глаза на кончик носа, вглядывался в пространство перед глазами, стараясь сохранять состояние, пограничное между сном и бодрствованием. И так день за днем. Сразу скажу, что при всем однообразии ежедневной работы каких-либо тягостных ощущений я не испытывал, напротив, было очень интересно «играть» в эту серьезную «игру». Стремление изменить сознание было доминирующим, все остальное казалось несущественной мелочью. Теперь о результатах работы. Где-то спустя неделю после начала практики активной медитации в «районе» головы стали наблюдаться необычные явления. Периодически стали появляться сильные боли, как бы распирающие голову изнутри. Ясно обнаруживалась связь этих болей с практикой активной медитации, а потому первым желанием было прекратить медитацию и этим самым избавиться от болей, но, зная из опыта Шри Ауробиндо, что это нормальное (на первых порах) явление, я, напротив, с еще большим стремлением и исследовательским интересом продолжал активную работу. Шри Ауробиндо объяснял головную боль естественным сопротивлением нашей физической природы попыткам нисхождения Божественной Силы. Вскоре боли исчезли, но в сознании при полном отсутствии мыслей периодически возникает ощущение пугающей пустоты. Это сопровождалось «замираниями» в области сердца (как при прыжке с большой высоты или катании на качелях) — явление доселе незнакомое. И что самое главное — начала устанавливаться стойкая связь с нисходящим потоком энергии, который вызывал характерный тонкий шум (или свист) в ушах. Есть шум — ощущается нисходящий ток энергии от макушки головы в нижележащие отделы тела, той самой Божественной Силы, которая, как утверждает Шри Ауробиндо, возьмет на себя эволюционное преобразование нашего сознания. Постепенно с этой Силой налаживается стойкая связь. Пугающая пустота уступает место блаженной внутренней теплоте. Ясно ощущается, как от макушки головы исходят живые вибрации блаженства, разливающиеся по телу и наполняющие буквально каждую клеточку. В периоды, когда связь с нисходящей энергией вдруг прерывается, возникает ощущение бессилия, опустошенности и даже растерянности. Сами клетки тела начинают как бы «беспокоиться», что вдруг эта связь не восстановится. Однако постепенно вырабатывается некий внутренний механизм, который спонтанно регулирует величину потока Силы и продолжительность периодов ее действия, не допуская больших перерывов. К тому же появляется возможность самому регулировать величину потока и возобновлять ее ток («тянуть Силу») путем легкого (деликатного) сознательного включения некоего, не поддающегося словесному описанию, но хорошо ощутимого субъективно, внутреннего механизма регулирования, центр которого локализован в тонком теле над макушкой головы. Древнее священное слово «Аум» и ряд других священных мантр при их произнесении (посредством вибрационной тождественности) также способны инициировать нисхождение Божественной Силы. Я не преминул воспользоваться возможностью убедиться в этом на опыте. Со временем возникло стойкое ощущение, что теперь мое сознание уже не центрируется в районе головы, как прежде, а находится над нею и растекается в окружающем пространстве. При этом имело место чувство удивительной легкости (своеобразной невесомости), сопровождающееся некоторой оглушенностью и ощущением невозмутимого глубокого покоя, который присутствует в каждой клеточке тела. Само тело ощущалось как плотное, расширенное, но в то же время неимоверно легкое энергетическое образование. Определение Шри Ауробиндо этого состояния, как «цельная, прохладная глыба покоя», как нельзя более точно. Окружающий материальный мир также начал восприниматься необычно — он стал каким-то нереальным. Реальными были только мое внутреннее «я» и мое расширенное тело. Весь остальной мир существовал как на киноэкране, а я был единственный зритель и этому миру не принадлежал. Первое время ощущение нереальности окружающего мира было особенно острым, в дальнейшем это уже не вызывало удивления. Завершился очень важный этап Сознательной Эволюции — выход в новый способ существования. Кокон «фронтальной личности», ограниченной набором механических привычек, разрушился. Ощущение такое, что ты потерял себя прежнего, а впереди — полная неизвестность. Ясно также, что возврата к прежнему способу существования уже нет. Если попробуешь усомниться в правильности избранного Пути, тебя охватывает чувство безотчетного страха и предчувствие неизбежного катаклизма. Ощущение, надо сказать, не из приятных. Требуются большие усилия, чтобы не поддаться соблазну пожалеть себя и захотеть стать прежним. Разорвав кокон ограниченного существования в физическом теле, ты сразу открываешься Вселенским Силам различного толка — как Истинным, так и силам Неведения — враждебным и агрессивным. Сразу вспоминаются слова Шри Ауробиндо о том, что Интегральная Йога не для слабых духом и требует особого мужества. Именно «враждебные силы», как их называет Шри Ауробиндо, начинают яростно атаковать человека, ступившего на Путь Эволюции, стремясь во что бы то ни стало заставить усомниться его в правильности сделанного выбора. Как только мы пытаемся вырваться из серой массы человеческих существ, сойти с накатанной, привычной колеи — бдительные стражи старого мира, как свора цепных псов, врываются в наше сознание и отстаивают свою территорию, имя которой — Неведение и Ложь. Так, например, у меня начал вдруг появляться безотчетный страх за здоровье и жизнь дочери; то вдруг проснулись сентиментальные чувства к событиям прошлого, и они (эти события) начали мне казаться единственно реальными и значимыми в жизни; то вдруг будущее начинало пугать своей неизвестностью и хотелось спрятаться в уютном, привычном мирке; впрочем, всех изощренных уловок «враждебных сил» не перечислишь. Бдительность, бдительность и еще раз бдительность! Стоило только, не заметив на входе, впустить «враждебные силы» внутрь, как они планомерно начинали выдавливать из тебя весь спектр отрицательных эмоций, доводя до полного изнеможения и депрессивного состояния. В такие периоды начинало казаться, что Божественная Сила покинула тебя, и ты, совершенно беспомощный, как щепка в океане, целиком во власти враждебной стихии. В подобных состояниях я просто задавал себе вопрос, что для меня важнее — барахтанье в «священном» прошлом с его сомнениями, страхами, страданиями и спазматическими радостями или прямая дорога к освобождению — к Истине. При этом я в полном безмолвии сердцем взывал к Божественной Силе. Сердечная молитва помогала, и стремление к преобразованию сознания разгоралось во мне с новой силой. Как только прочная связь с Божественной Энергией восстанавливалась, все проблемы, страхи, сомнения и страдания исчезали сами собой. Эти маленькие победы укрепляли уверенность в правильности выбранного Пути. Божественная Милость не оставляет на произвол судьбы искателей Истины — это бесспорный факт. В дальнейшем я научился встречать «враждебные силы» на входе, когда они только пытаются в тебя проникнуть. Для этого в прямом смысле необходимо день и ночь стоять на страже и бодрствовать. Наряду с активной медитацией сохранение постоянной бдительности вошло в повседневную работу. Сейчас речь пойдет об одном важном открытии. Наблюдая в процессе активной и специальной медитации за мыслями и желаниями (в форме мыслей), которые пытаются в нас реализоваться, мы делаем поразительный вывод, что это не наши мысли, что это не наши желания, — они приходят к нам откуда-то извне, а мы вольны принимать их или не принимать. Иными словами, мы открываем в себе Свидетеля (так называет его Шри Ауробиндо), который может вполне бесстрастно наблюдать за окружающим нас миром, нисколько в него не вовлекаясь. Этот поразительный факт открывает нам головокружительную перспективу: если «я» не есть мысли или желания, а незатронутый ими Свидетель, то при соответствующей бдительности, не допускающей отождествления себя с мыслями и желаниями, можно сохранять в абсолютном покое свое внутреннее «я» и из этого центра, имея право выбора, активно влиять на любую жизненную ситуацию. В обычной суетной жизни мы тотчас отождествляем себя (свое «я») с приходящими извне мыслями или желаниями, немедленно (или после некоторого колебания) бросаемся их реализовывать, совершенно не задумываясь над тем, правильны ли они или нет, поскольку тот, кто должен над этим задумываться (Свидетель), фактически отсутствует. Потому все наше повседневное поведение и характерные поступки являются всего лишь механическими привычками. Абсолютно прав Георгий Гурджиев, когда называет человека машиной. Машины воистину «не ведают, что творят». Теперь же, получив на свою сторону такое мощное орудие распознавания, как бесстрастный Свидетель или Наблюдатель, мы можем осознанно (не по привычке!) строить свою повседневную жизнь и поведение. Именно он (Свидетель) на первых порах будет активным помощником в нашем продвижении по Пути Сознательной Эволюции. Для того чтобы постоянно физически контролировать связь с потоком Божественной (Эволюционной) Силы (Энергии), я прибегнул к собственному методу контроля — по изменению силы и тональности шума в ушах. С этой целью я попросту начал затыкать уши ватой, чтобы яснее различать тональность «звучания» энергии. Окружающие считали, что у меня что-то со слухом, хотя на самом деле я впервые начал по-настоящему прислушиваться к самым что ни на есть Божественным звукам. Звук Пространства, звук Тишины — реликтовый звук Вечности… На что он похож, с чем его можно сравнить? Это звук совершенно особенный, и сравнить его не с чем, хотя можно говорить о нем, как о свисте, или жужжании, или верещании цикад. Но это конкретный физический звук, который с некоторых пор всегда присутствовал во мне и в зависимости от ситуации, внутреннего состояния и прочих, прочих условий и факторов менял свою силу и тональность. Ясно слышать его можно только при постоянной внутренней медитативной сосредоточенности. Со временем я открыл одно очень важное свойство этого звука — стоять на страже моей внутренней безопасности. Например, поначалу я болезненно реагировал на все высказывания окружающих, направленные против сил Света и Эволюции, невольно ввязываясь в бесплодные дискуссии по этому поводу и теряя при этом много внутренней энергии. В один прекрасный момент я заметил, что, как только во мне поднимается желание вступить в дискуссию подобного рода, звук в ушах резко меняет свою тональность, несколько усиливается и как бы растворяет в себе это желание. Если же я продолжаю упорствовать, то он начинает нарастать и все-таки заставляет обратить внимание на неверное движение. И так во многом, что касается повседневного поведения. Все неверные, мешающие развитию импульсы как бы высвечивались прямо на входе, а затем Свидетель мгновенно оценивал их и отвергал. О повседневном поведении следует сказать особо. В Интегральной Йоге Шри Ауробиндо одним из методов работы является постоянный контроль за повседневным поведением. Прежде всего, оно должно быть осознанным, Свидетель ничего не должен пропускать мимо себя и санкционировать лишь то, что способствует продвижению по выбранному Пути. Необходимо использовать любую жизненную ситуацию и любые жизненные обстоятельства для развития. Если мы постоянно помним о цели и поддерживаем внутреннее стремление к развитию, то самые обыденные жизненные ситуации наполняются радостью исследования и повседневная жизнь становится интересной. Если мы честно посмотрим на свою повседневную жизнь, то наиболее точным словом для ее определения будет Скука, замешенная на глубоко укоренившихся привычках. Именно скука толкает нас искать все новые и новые развлечения, устраивая себе мнимое разнообразие жизни. Однако со временем все развлечения приедаются, входят в привычку и становятся неотъемлемой частью все той же Скуки. Секс, алкоголь, наркотики, телевидение, пустые книги, газеты и дешевенькая музыка — все это попытки убежать от Реальности, которая есть Скука. До тех пор пока мы честно не признаем этот непреложный факт, продвижение по Пути невозможно. Справедливо говорит Шри Ауробиндо: «…когда вы скучаете, вы теряете случай для развития». Осознав скуку и начав исследовать корни, ее порождающие, вы тем самым перестаете быть ее бессознательным пленником. Если сознательно посмотреть на то, сколько времени в день уходит на пустые разговоры и разного рода сплетни, то приходится только ужаснуться. Практически все разговоры не относятся к разряду необходимых, а являются попросту времяпровождением, бегством от все той же скуки. Вот оно, бесценное, невозвратное время, отнятое нами у самих себя, время, которое могло быть прямо использовано в интересах Эволюции. Как только я осознал этот факт, жизнь моя стала много интересней. Высвободилась уйма времени для развития. Чтение и конспектирование книг, размышление о прочитанном, активная медитация заполнили зловещую нишу «пустых разговоров». Правда, окружающие (включая домашних) начинали проявлять недовольство и нервозность по поводу игнорирования мною их общества. Но в таких ситуациях всегда важно помнить о главной цели и отбрасывать все мешающее ее достижению. Если наша главная цель — Эволюция Сознания, то весь пыльный хлам прошлого должен быть оставлен. На Пути мелочей не бывает. Любая ничтожная, с точки зрения обывателя, привычка в дальнейшем может стать серьезным препятствием на Пути. О книгах. Разумеется, что горы книжного мусора (детективы, триллеры и сексуальные бестселлеры), которым наводнены в наши дни книжные прилавки, не должны входить в круг чтения. На первых порах и нормальная, включая классическую, литература должна быть оставлена, не говоря уже о газетах и журналах. Чтение любого рода, если человек, ставший на Путь, не достиг определенной стадии развития сознания, не только бесполезно, но и крайне вредно для неустановившегося сознания и равносильно пустому времяпровождению. Если вам в этот период еще интересна какая-либо, кроме специальной, литература, то в вас в должной мере не разгорелось стремление к развитию. К разряду специальной литературы я в первую очередь отношу труды Шри Ауробиндо, Матери, Сатпрема, Кришнамурти, Елены Рерих («Агни-Йогу» и «Письма»), «Розу Мира» Даниила Андреева, «Бхагават-Гиту» и ряд других. Каждый упомянутый автор и отдельные работы заслуживают особого разговора, и я надеюсь к ним еще вернуться. В течение пяти лет Работы я не мог читать ни одной книги любимых мною жанров (мемуары, книги об искусстве, серию «Жизнь замечательных людей» и пр.). Открыв первую страницу и прочитав буквально несколько строк, я сразу же закрывал книгу и более к ней не притрагивался. Нечто во мне противилось этим занятиям. К слову сказать, все ранее прочитанное из художественной литературы (за исключением, пожалуй, Платонова и Пришвина) мне казалось наивным и слишком надуманным. Этот барьер был преодолен сам собою, когда сознание достигло известной степени развития и позволило вновь вернуться к привычному кругу чтения. Установившаяся прочная связь с Высшими планами сознания допускает возможность чтения любой литературы без вреда для читающего. Аналогичное явление наблюдалось при попытках просмотра телепередач и художественных фильмов. Все ужасно раздражало и казалось верхом наивности, надуманности или пошлости (впрочем, в подавляющем большинстве случаев так оно и есть). Единственное, что я был способен смотреть, — это настоящий футбол (увы, явление редкое), который я и по сей день искренне люблю за его непредсказуемость и вспышки спонтанного творчества. Состояние разрыва связи между внутренним «я» и теми проявлениями внешнего мира, которые мы не хотим, а большей частью не в состоянии воспринимать, вполне естественно в период, переходный к новой ступени сознания. Иногда приходится слышать, что это-де ограничение себя в жизненных ощущениях и радостях. Да, это ограничение себя, но в мелких пустых радостях прошлого, бессознательного существования, а коль скоро сделан серьезный выбор в пользу Эволюционного развития — изволь быть бдительным и умей жертвовать малым во имя главной Цели. Само присутствие в сердце стремления к развитию есть ни с чем не сравнимая Радость. Сама по себе мысль о Вечности в каждый момент времени возвращает нас в океан этой беспричинной Радости — она и Молитва и Медитация. Необходимо всегда помнить слова Матери (сподвижницы и последовательницы Шри Ауробиндо): хорошо то, что обращает нас к Всевышнему, и плохо только то, что отвращает нас от Него. Очень важно в переходный период сохранять ровные взаимоотношения с окружающими вас людьми. Трудно, особенно первое время, сдерживать чувство раздражения при разговоре, когда очевидный для вас факт (очевидность его есть видимый результат изменения вашего сознания) интерпретируется собеседником неправильно или долго аргументируется. Иногда раздражение вызывает даже сама попытка собеседника сказать что-либо, поскольку вам ясно (и это опять результат изменения вашего сознания), что именно он скажет. Вы в состоянии считывать вибрации мысли собеседника, еще не оформленные им в слова. Явление любопытное, временами просто поражающее собеседника. Раздражают порой самые невинные поступки окружающих, поскольку ваш внутренний Свидетель ясно видит в них глупость, абсурдность, нелогичность. Кроме того, вы начинаете ясно понимать, что все (без исключения) люди представляют собой просто стандартный набор определенных привычек, а потому вам несложно просчитать их поведение практически в любой ситуации. Это также может раздражать. Иметь дело с механизмами, пусть индивидуально, но стандартно реагирующими на все на свете, уже не хочется — смертельно скучно. Ох как прав в этом Георгий Гурджиев! Важно только, чтобы понимание этого факта было критически применено и к самому себе. Свидетель постоянно должен быть начеку и не допускать механических ответов и эмоциональных реакций на любые внешние и внутренние раздражители. Сохранение ровности, в том числе и в отношениях с окружающими, — основа повседневного поведения. Вспышки гнева и раздражительности мгновенно отбрасывают нас в прежнее, бессознательное состояние, и возврат к спасительной ровности становится затруднительным. Связь с Эволюционной Энергией прерывается, и соответственно человек лишается защиты свыше, открывая ворота стоящим на страже «враждебным силам». Прекрасно сказано в «Агни-Йоге» о вреде гнева и раздражительности. Яд империл, выделяемый при гневе и раздражительности, откладывается в виде кристаллов на стенках кровеносных сосудов и в нервных окончаниях, вызывая всевозможные расстройства в организме. Только Эволюционная Энергия способна растворять кристаллы империла. Необходимо всегда помнить, что гнев и раздражительность — главный тормоз нашего развития. Одним из важных компонентов повседневной Работы является контроль за любой попыткой старого сознания встать на путь осуждения людей за их слова и поступки. До тех пор пока истинное сознание не утвердится в вас окончательно, всякое суждение о других людях будет носить печать невежества и вызывать у вас и окружающих ненужные эмоции, что тотчас приведет к снижению уровня сознания. Пока ум не в состоянии интегрально видеть причины тех или иных поступков людей, всякие суждения о других следует категорически исключить. Позже, когда интегральное сознание прочно в вас укрепится и вы сможете видеть истинные причины происходящего, надобность в осуждении отпадет сама собой. Теперь об отношении к себе и своим собственным поступкам и мыслям. Следует твердо уяснить, что не существует ничего греховного и порочного. Пороки — это просто выливание энергии в нерегулируемые каналы — так определяет их Шри Ауробиндо. Все неверные движения мысли и поступки должны фиксироваться внутренним Свидетелем, чтобы последующие позывы не выливались в действия. Естественно, такая работа требует повышенной бдительности сознания. При этом ни в коем случае не надо осуждать себя за «греховные» поступки и мысли (равно как их оправдывать), необходимо просто прямо смотреть на факты. Само осознание факта растворяет последствия и способствует недопущению подобного в будущем. Таков один из законов Сознательной Эволюции. Об этом говорит в своих работах Джидду Кришнамурти. Несколько слов следует сказать о питании. Я сразу же исключил из рациона мясо во всех видах (в том числе и куриное), чай и кофе. Вместо чая я пил настой перечной мяты, которая благотворно (как утверждает «Агни-Йога») влияет на энергетику чакр, гармонизируя их работу, а также успокаивающе действует на нервную систему. Надо сказать, что с установлением прочной связи с пространственной энергией потребность в количестве потребляемой пищи сократилась, при этом вкусовые свойства любой пищи нивелировались и вызывали удовлетворение, исчезло разделение «на вкусное и невкусное» — любая пища стала одинаково вкусной при сохранении вкусовых оттенков. При принятии пищи совершенно необходимо находиться в самом процессе (опять-таки форма активной медитации), не отвлекаясь на посторонние предметы (разговоры, чтение, просмотр телевизора, постороннее мышление и т. п.). С этой целью перед принятием пищи я сосредоточивался и благодарил Всевышнего за саму пищу и предлагал ее Ему. Только после этого я приступал к еде. Однако это не должно стать просто механическим ритуалом. В этом акте символически материализуется единство Всевышнего, вас и собственно пищи как источника Божественной Энергии. Со временем надобность в ритуальном произнесении слов отпала, поскольку сам процесс посвящения пищи Всевышнему органически вошел в осознание Единства Всего Сущего. При недомогании, головных и желудочных болях, при сильных ощущениях жара в голове, в груди, в конечностях, а также при внезапных лихорадочных состояниях «Агни-Йога» рекомендует принимать пищевую соду (по одной чайной ложке на полстакана теплого молока или воды), целебные свойства которой были известны в глубокой древности, когда она называлась «пеплом священного огня». Сода так же, как настойка мяты и корня валерианы, благотворно влияет на энергообмен в чакрах. В целебных свойствах соды я убедился на собственном опыте. Принимать соду можно неограниченно долгое время без вреда для здоровья. Отношение к вещам материального мира должно быть основано на непривязанности. Удовлетворяться тем, что имеешь, не расстраиваться при потере и не стремиться к приобретениям — основа правильного отношения к вещам. Поначалу это довольно трудно, но со временем, разрывая путы зависимости от мира вещей, начинаешь понимать истинность сказанного. Мать приводит критерий, позволяющий оценивать отношение к миру вещей. Если вы, мысленно лишив себя какой-то вещи, почувствуете сожаление или дискомфорт по поводу ее утраты, то привязанность еще сохранена. Если вы установили факт привязанности и осознали его, то это и есть правильный способ проработки дефектов собственного сознания. Об этой стороне Работы забывать не следует. Также необходимо внимательно относиться к попыткам ума оценивать любую вещь по критериям «плохой — хороший» или «нравится — не нравится», неизбежно вызывающим двойственность и внутренний конфликт, которые никак не способствуют продвижению. На первых порах следует вообще воздерживаться от каких-либо оценок вещей и происходящего (как в уме, так и в разговоре), поскольку несовершенное сознание может вносить только путаницу в истинное соотношение вещей. Самым трудным, пожалуй, является изменение отношения к выполняемой работе любого рода, будь то работа, за которую мы получаем деньги, или просто мытье полов или посуды в собственной квартире. До сих пор естественным казалось, что мы должны быть прямо заинтересованы в результатах своего труда, и нами крайне болезненно воспринималась критика по поводу содержания и качества выполненной работы. Кроме того, работа делилась на любимую и нелюбимую, приятную и неприятную, интересную и неинтересную, полезную и бесполезную и т. д. Все эти разделения служили причиной беспокойства или радости и не позволяли вносить элемент тишины и ровности в процесс выполнения самой работы. Ставший на Путь должен коренным образом пересмотреть эти позиции и стать на твердые рельсы ровного, незаинтересованного отношения к любой работе и ее результатам. Поначалу это кажется невозможным, поскольку ум постоянно стремится навязать свою точку зрения и свое отношение к происходящему. Что же требуется от нас? Самая малость — добросовестно выполнять любую работу, нисколько не заботясь о ее результатах, равно принимая как похвалу, так и нелестные суждения по поводу ее выполнения. Со временем любая работа будет приносить просто радость, но радость не поверхностную (экзальтированную), а внутреннюю — глубокую и ровную. Это факт. Очень важно при выполнении любой работы и любого обыденного действия находиться в самом процессе, не «гуляя» сознанием ни в прошлом, ни в будущем, ни где-то в стороне. Когда идете — идите, когда едите — ешьте, когда читаете — читайте, когда чистите зубы — чистите зубы, когда думаете — думайте и т. д. Это наиболее эффективная форма активной медитации. Совершенно недопустимо выполнять два действия одновременно, например есть и читать. Если ваше сознание не будет «гулять», а максимально возможное время будет находиться в настоящем моменте, то практически постоянный контакт с Эволюционной (Божественной) Энергией обеспечен. Это безусловно трудно, но необходимо, ибо без постоянной бдительности эффективность всей Работы сводится к нулю. На Пути Сознательной Эволюции мелочей не бывает. Крохотная пылинка может вывести из строя хорошо отлаженный часовой механизм. Благие намерения так и могут остаться намерениями. Об этом надо помнить постоянно. Принимать все как есть, как данное Свыше — необходимое условие успешной Работы. Если на все жизненные события (приятные или неприятные) мы будем активно реагировать, выказывая то недовольство, то неуемную радость, сопротивляясь или огорченно смиряясь, то в сознании нашем ровность никогда не установится. Никакой реакции (ни позитивной, ни негативной) — полное смирение в самом высоком смысле этого слова. Даосизм в этом плане наиболее преуспел. Все жизненные катаклизмы должны стать для нас своеобразным пробным камнем в достижении абсолютной внутренней ровности. Есть реакция — значит, у вас есть поле для работы. Еще одно важное условие успешной Работы — абсолютная безусильность в достижении чего-либо. Звучит парадоксально, но соответствует глубинной сути всей нашей Работы. Что это значит? Не надо стараться быть добрым, вежливым, хорошим, честным и т. д., то есть не заниматься, по словам Шри Ауробиндо, «моральной хирургией». Любое усилие или старание в этом плане неизбежно вызывает внутреннее сопротивление, порождающее двойственность и разделение, которые не способствуют прогрессу, а заставляют нас жить и действовать с оглядкой, опять-таки пусть по моральному, но все же шаблону. Усилие и подавление в нашей Работе заменяются бдительностью и пониманием (или осознанием). Все позывы к любым желаниям и действиям, препятствующие нашему прогрессу в Интегральной Йоге, должны фиксироваться сознанием как факт прямо на входе. При этом сам факт фиксации позыва желания и позыва к действию является одновременно и осознанием, которое имеет чудесное свойство без всяких усилий с нашей стороны растворять желания уже на уровне позывов. Поначалу это покажется трудным, поскольку не всегда удается быть бдительным, и отдельные мысли и желания овладевают вами. В таких случаях надо просто принимать это как факт, не выказывая к нему никакого отношения и не осуждая себя. Со временем бдительность станет вашим нормальным состоянием. Внутренний Свидетель, а не ум и желания, станет истинным Хозяином положения. Ежедневная работа на Пути эволюционного совершенствования сознания приносила много маленьких открытий. Постоянные занятия активной медитацией обострили бдительность. Оказывается, при отсутствии мыслей вся окружающая обстановка без всяких специальных усилий прекрасно контролируется сознанием. Так, любой малейший звук или неуловимое изменение в положении предметов тотчас фиксируются сознанием. Например, в состоянии активной медитации («с шумом в голове») поздним вечером я шел по улице. Мое сознание находилось вне тела, вокруг меня в радиусе движения. Впереди меня метрах в десяти шла женщина, движение которой фиксировалось сознанием просто как часть окружающей обстановки без специальной концентрации внимания на ней. Было довольно темно. Вдруг я увидел, а точнее, мое сознание зафиксировало, как что-то крохотное отскочило в сторону от фигурки идущей женщины и упало на тротуар. Это оказалась пуговица. Я тотчас поднял ее и отдал женщине. Этот факт открыл мне глаза на совершенно новое качество восприятия моего сознания. То несомненно был результат йогической работы. Дальнейшие наблюдения подтвердили правильность моего вывода. В разговорах, разумеется, не праздных, а по существу мне теперь не нужно было подыскивать слова и думать о том, как сформулировать мысль. Все рождалось само собой в законченном виде откуда-то из пространства над головой. Работа по расследованию авиационных происшествий значительно облегчилась как в аналитическом плане, так и в плане подбора точных формулировок при написании экспертных заключений. Расскажу о событии, которое явилось не просто поворотным, а прямо-таки революционным на моем Пути. Произошло оно в конце декабря 1990 года, но ему предшествовало еще одно удивительное событие, с которого я и начну. Днем, в свободное от работы время и вечерами я систематически занимался конспектированием «Агни-Йоги» или книги Сатпрема о Шри Ауробиндо. Однажды поздним вечером в конце ноября я сидел за письменным столом в комнате дочери, она в это время уже спала, и при свете настольной лампы конспектировал «Агни-Йогу». Обычно я прочитывал абзац, делал паузу, осмысливая прочитанное, точнее, безмолвно рассуждая, а затем конспектировал его и вновь делал паузу для размышления. Работа такого рода направлена на расширение сознания и очень эффективна. Вдруг во время очередной паузы при осмыслении прочитанного произошло нечто, ввергнувшее (это наиболее точное слово) меня в качественно иное состояние сознания. Все началось с ощущения покалывания, переходящего в вибрацию во всем теле, не захватывая голову. Несомненно, что покалывание и вибрация возникли на периферии непосредственно в клетках тела. Затем поток вибраций усилился, начал подниматься к голове и сконцентрировался там. В этот самый момент, словно по мановению волшебной палочки (посредством срабатывания какого-то внутреннего переключателя), произошло чудесное, тотальное изменение сознания. Описывая его, я буду вынужден расчленять свои ощущения, хотя на самом деле все это воспринималось одновременно. Первое, что бурным потоком захватило меня целиком, — тотальная телесная клеточная радость. Практически одновременно с ощущением телесной радости возникло острое тотальное чувство любви. Слияние радости и любви вызывало ощущение, что само тело состоит из субстанции Любви, и ничего другого, кроме этой субстанции, в Природе не существует. Нет ни печалей, ни страданий, ни смертей, ни болезней — только Любовь и Единство Всего Сущего — в Любви. Эти ощущения на уровне клеток тела имели физическую основу, ничего общего не было с так называемыми измененными состояниями сознания (сном, галлюцинациями и пр.). Окружающая обстановка воспринималась совершенно необычно. Полутемная комната и все предметы, в ней находящиеся, стали самосветящимися с преобладанием белого вибрирующего цвета. Именно эта светящаяся белая вибрация каким-то удивительным образом связывала комнату и расположенные в ней вещи и предметы воедино и делала все живым, реальным и подвижным (мое тело также находилось в поле этой вибрации). Исчезла жесткость в восприятии вещей — они стали пластичными. Я сам стал каждым из этих предметов и всей комнатой одновременно. И все это — Любовь и Радость! Вначале я в растерянности и оглушенности сидел за столом, боясь пошевелиться. Затем потихоньку встал, вышел из-за стола, подошел к двери, оглядел комнату — вневременное вибрационное Единство Всего Сущего, сотканного из субстанции Радости и Любви, было единственно реальным ощущением Бытия. Внутреннее чувство было таково, что именно это состояние сознания и есть истинное. Не возникало никаких вопросов, поскольку именно в самом этом состоянии содержались ответы на все вопросы. Затем внезапно возникло желание поделиться с кем-то своими ощущениями, и я буквально выскочил из комнаты, чтобы рассказать о необычном состоянии жене. Но как только я сделал шаг в комнату, где она находилась, переживание внезапно исчезло — вибрации как бы осели в клетках тела и затаились. Именно желание, вторгшееся в активное сознание, нарушило естественный ход переживания и вернуло сознание в привычный режим функционирования. Сколько это чудесное переживание длилось по времени — трудно сказать. Течения времени в момент переживания не было — время остановилось. Думаю, длилось это несколько минут. Впоследствии подобные переживания возникали еще несколько раз, правда во время сна, и были кратковременными. При их возникновении я пробуждался, и вся комната заливалась белым вибрирующим светом. Именно в этом переживании я приобрел подлинный опыт того, что за пределами нашего обычного сознания существует сознание, названное Шри Ауробиндо Супраментальным, — Сознание Истины, которое знаменует собой следующую, качественно новую ступень Земной эволюции.
Теперь во мне была непоколебимая уверенность, что достижение Супраментального сознания возможно. Правда, Шри Ауробиндо предупреждал о трудности Пути и советовал запастись терпением. Но ни сроки, ни трудности меня уже не страшили. Ранее я уже отмечал, что в процессе Работы наступали критические периоды, которые сопровождались беспричинным ухудшением настроения, появлением страхов и беспокойств. Мрачные периоды резко контрастировали с периодами удивительной легкости, цельности и ясности сознания, купающегося в океане радости — радости просто существования, без каких-либо условий. Шри Ауробиндо называет чередование этих периодов восхождением и нисхождением сознания. Явление это вполне закономерное, и отчаиваться в мрачные периоды нисхождения не стоит. Необходимо сохранять стремление и веру в целесообразность всего происходящего. Никакой паники, отчаяния или сомнения. Абсолютная внутренняя ровность — основа эффективной Работы. Я полностью доверился Божественной (Эволюционной) Силе, с которой теперь был практически в постоянном контакте. Во второй половине декабря 1990 года (спустя месяц с начала практики активной медитации) ежедневно, иногда по нескольку раз в день, начали возникать острые приступы тоски и страха, сопровождавшиеся спазмами дыхания и мыслями о смерти. Эти моменты враждебный внутренний голос прямо связывал с продвижением по Пути и советовал мне вернуться к прежней устоявшейся жизни. Это стало испытанием, и не из легких. Тот же голос твердил, что для меня навсегда исчезнут земные радости, любовь, всевозможные удовольствия. Он же пророчил, что я буду оставлен своими близкими и буду объявлен сумасшедшим, что никогда больше не смогу радоваться жизни вместе со всеми. Словом, «враждебные силы» старались вовсю. Именно в эти периоды в моем сознании возникала острая дилемма — продолжать выбранный Путь или вернуться в серенькое прошлое с его маленькими радостями, страданиями и заботами. Честно признаюсь, что наступали моменты колебаний — продолжать Путь или вернуться в прошлое — и молнией врывались мысли о самоубийстве. Было страшно не выдержать испытаний. Я ясно понимал, что назад пути нет — это предательство, а предатель обречен на мучительную гибель. Мне стало ясно, что имел в виду Шри Ауробиндо, когда говорил, что Его Йога не для слабых. Теперь только мысль о том, что Шри Ауробиндо выдержал это испытание и продолжил Путь, поддерживала меня. Если Он смог, то смогу и я. И еще одно стало очевидным — для того чтобы вновь родиться, необходимо пройти через смерть. Об этом говорили все древние эзотерические источники. Нужно согласиться умереть для прошлого. Я был поставлен в условия, при которых смерть (пусть даже символическая) неизбежна — Божественная (Эволюционная) Сила подвела меня к этой черте. Требовался мой сознательный выбор: либо довериться Ей (Силе) и умереть для прошлого, либо вернуться в прошлое и умереть физически. В любом случае смерть! Не умерев, нельзя родиться! Это аксиома Вечности. Необходимо сделать очередной сознательный выбор — эволюционировать или пополнить ряды космических отбросов, поскольку предательство не прощается. Наконец внутреннее напряжение достигло критической отметки. В один из декабрьских вечеров (дня за три до Нового года), находясь дома, я почувствовал смертельную тоску и неодолимое стремление каким-то образом исчезнуть вовсе, перестать быть совсем, раствориться без следа и памяти. Тотчас возник страх, я начал метаться по комнатам (дома были жена и дочка), подбежал к балконной двери (мелькнула даже мысль броситься с двенадцатого этажа), закрыл ее покрепче на три запора, затем сказал жене, что мне очень плохо и я хочу спать, просил меня не трогать и ни о чем не спрашивать. Я лег в постель и накрыл голову подушкой. Дыхание перехватило, я физически почувствовал близость смерти (вот она рядом) и в то же время ясно ощутил, что стоит мне расслабиться и согласиться умереть, как проблема исчезнет. Я так и сделал, сказав: — Что будет, то будет. Господи! Я полностью тебе доверяюсь. Меня нет, я исчез. В этот самый момент будто что-то лопнуло в груди, и невероятная легкость разлилась по всему телу. Страх чудесным образом исчез. Я просто чувствовал огромную усталость и боялся пошевелиться — вдруг страх снова вернется. Ощущение такое, что прорвался нарыв, который невероятно долго и болезненно пульсировал внутри. Незаметно я уснул, а утром проснулся совсем другим человеком. Первое, что я ощутил по пробуждении, — блаженную легкость во всем теле. От вчерашних смертельных страданий не осталось следа. И еще — хотелось обнять весь свет и объясниться каждому в любви. Я любил все и вся — людей, животных, растения и даже неодушевленные предметы. Я раз и навсегда ясно прочувствовал, что смерти нет и быть не может. Я вечен, как вечен Мир, в котором мы живем. Что бы со мной ни случилось физически, я никогда не умру, всегда был, есть и буду. Теперь это не просто декларация — это факт. Я родился в Вечности. Шри Ауробиндо и Мать называли это рождением психического существа (читай, души) — частицы Бессмертия в нас. «Эго», которое долгое время причиняло мне столько хлопот и страданий, было смертельно ранено. Правда, об окончательном его исчезновении говорить слишком рано. Кокон обособленного существования лопнул. Теперь я есть Все, теперь я везде. От радости осознания этого факта я начал лихорадочно целовать жену, дочку, кота. Все решили, что я сошел с ума (естественней было, если бы я начал их ругать). Эта странная эйфория любви некоторое время сопровождала меня повсюду. На работе я ни с того ни с сего расцеловал при встрече человека, с которым у меня год назад был жесточайший конфликт. Я ни на кого не держал зла. На улице все прохожие казались мне божественно чистыми, и я готов был всех их обнять и признаться в любви. Меня никто не мог обидеть — «орган», посредством которого человек воспринимает обиду, чудесным образом исчез. Я постоянно улыбался, как мне говорили домашние, улыбкой блаженного или идиота. Люди привыкли улыбаться всегда чему-то и по поводу чего-то, а не просто так. Словом, в тот период для окружающих я здорово смахивал на сумасшедшего. Впрочем, всякий новорожденный и должен быть сумасшедшим от вдыхания воздуха нового мира, в который он только что попал. Острый период «сумасшествия» продолжался около месяца, потом острота новизны состояния спала и новая сущность стойко утвердилась в повседневной жизни. Теперь повсюду, в любое время, в любой ситуации меня сопровождала глубокая, ничем не омрачаемая радость. Она не принадлежит окружающему физическому миру, а потому им непоколебима. Она от Бога. Она от Вечности. Ощущение собственного бессмертия, Единства всего Сущего, безграничной свободы и Вечности Вселенной стало непреложным фактом. Почва для возникновения и подпитки страха, сомнений и страданий исчезла. Теперь если они и возникали, то мимолетно и без последствий. Осознание Единства всего Сущего стало источником любви ко всему окружающему. Я не мог пройти мимо животных, не погладив их, а иногда и не поцеловав. В отличие от людей, животные тонко и безошибочно чувствовали любовь и принимали ее, а потому с ними никаких проблем не возникало. Люди же, находясь в мире Неведения и Лжи, своею эгоистической сущностью упорно отвергают истинную Любовь, предпочитая ей суррогат страсти и похоти, трагедию вместо радости. К людям, как к «заблудшим овцам», я начал испытывать чувство сострадания. Поскольку я видел выход из Неведения, то был готов помочь каждому, но желающих избавиться от Неведения не было. К счастью, мой пыл в этом направлении вскоре угас. Те, кому действительно нужна была помощь, пришли позже сами. И наконец, самое главное — во мне открылся внутренний Учитель, который был все это время скрыт и подавлен его величеством «эго». Теперь Он и Его доверенное лицо (Свидетель) полностью взяли контроль в свои руки. Мне же оставалось в повседневной жизни только прислушиваться к их голосу, сохраняя ум свободным от мыслей и желаний, и быть постоянно открытым Эволюционной Энергии, не мешая ей производить работу в моем сознании. Каким образом это происходит — объяснить на словах сложно. Это можно только прочувствовать, сделав подобные открытия в собственном сознании. Однако все эти достижения, как утверждает Шри Ауробиндо, не завершение работы, а начало нового этапа на Пути Сознательной Эволюции, этапа продвижения к Супраментальному сознанию. Мне предстояло движение вверх по ступенькам лестницы сознания от Обыкновенного Разума — к Высшему, от Высшего Разума — к Озаренному, от Озаренного Разума — к Интуитивному, от Интуитивного Разума — к Глобальному, а потом — нисхождение в глубины Материи, в Физическое Сознание, чтобы соединить «верх» и «низ». Словом, интереснейшая работа! Никакие трудности меня уже не страшили. Путь Сознательной Эволюции стал моею жизнью. Правда, впереди еще будет много искушений и временных отступлений, вызванных нападками «враждебных сил» и ухищрениями моего собственного «эго», которое, агонизируя, все еще пытается себя проявить в тонко завуалированных формах. Чтобы не сбиться с Пути, нужно постоянно помнить слова Шри Ауробиндо: «Пока не сделано все — не сделано ничего». Полное доверие Божественной (Эволюционной) Силе и постоянная бдительность — вот два кита, на которых построена Интегральная Йога Шри Ауробиндо и Матери. Она открыла для меня Путь Сознательной Эволюции.
Date: 2015-05-22; view: 471; Нарушение авторских прав |