Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Составные элементы электронного издания





Предисловие

В настоящее время производство печатной продукции все больше интегрируется в единое пространство медиа-индустрии. Составной частью этого процесса является интеграция печатных и электронных изданий. Причин такой интеграции несколько. С одной стороны, практически все информационные технологии перешли на цифровую форму, оснастились компьютерной техникой, программным обеспечением профессионального уровня, техническими средствами обработки изображений. С другой - тот же процесс происходит и с распространением любых видов информационной продукции: появились компакт- и DVD-диски с электронными изданиями, а также музыкой и видео. Издательства внедрили новейшие сетевые технологии, связанные с распространением медиа-информации по интра- и экстрасетям, в глобальной сети Интернет.

Электронное издание значительно дешевле, чем печатное, и изготовление такого издания не связано с расходом трудно возобновимых ресурсов (леса) и загрязнением окружающей среды. Электронные издания зачастую оказываются даже более функциональными. Так, справочное или учебное электронное издание позволяет более динамично построить процесс изучения материала и усилить его мотивацию, что в конечном счете позволяет ускорить процесс восприятия и запоминания информации.

Если художественная литература преимущественно распространяется в привычной нам форме типографских изданий, то детские электронные издания уже существенно потеснили книги, так как последние не обладают многими возможностями электронных компьютерных технологий. Постепенно, но неуклонно продолжается наступление электронных изданий в учебной сфере, начиная со школьного обучения и до высшего образования.

Важнейшим преимуществом электронных изданий по сравнению с печатными является возможность их интерактивного оформления. Это относится не только к детским игровым изданиям, но и к любым изданиям сценарного типа. Такое издание может быть учебным, научно-популярным и даже художественным произведением, в котором потребителю отводится не пассивная роль читателя, но активная роль участника. Все фрагменты электронных изданий, моделирующие процессы, могут быть построены по этому типу, т. е. читатель сам становится участником событий и в определенных рамках может влиять на их исход, что сближает процесс работы над таким изданием с деловыми играми. Естественно, что в традиционной книжной форме невозможно достигнуть такого эффекта.

Еще одним проявлением интерактивности является возможность моделирования и визуализации достаточно сложных явлений, таких как ток и напряжение в электронных цепях, квантовое состояние атомов, их ядер и электронов, прохождение световых лучей в различных средах, включая анизотропные. Работая с соответствующими фрагментами электронного издания и самостоятельно определяя величины входных сигналов или углы падения световых лучей, пользователь чувствует себя участником происходящего компьютерного эксперимента, исследователем происходящих процессов и явлений. По нашему мнению, если такие операции выполняет студент, то они вполне могут быть названы виртуальными лабораторными работами.

В последние годы роль электронных изданий учебного и словарно-справочного характера непрерывно воз растает вследствие возможности их быстрой модификации в соответствии с изменением достигнутого уровня знаний, т. е. достигается чрезвычайно высокий уровень оперативности электронного издания. Особенно это заметно при работе с изданиями, распространяемыми по сетям. Если прибавить к сказанному возможность дистанционного общения преподавателя с одним или несколькими обучаемыми, дистанционного тестирования с использованием сети Интернет и определения и оценки уровня знаний, то можно прийти к выводу, что электронный учебник преобразуется в конечном счете в постоянно развивающуюся обучающую, справочную и контролирующую уровень знаний специализированную информационную среду.

Электронные издания не только публикуются в базах данных, но и могут применяется также в виде баз данных - реферативных и библиографических. Эти два вида изданий объединяет то обстоятельство, что они предназначены для квалифицированных пользователей, среди которых присутствуют как библиографы - работники крупных библиотек, так и научные работники, скрупулезно следящие за изданиями в своей предметной области. Неудивительно, что первые электронные издания были связаны именно с этой отраслью.

База данных, в которой хранятся (или публикуются) электронные издания, поддерживает каталогизацию и другие виды библиотечной деятельности, в частности, одну из важнейших - доступ читателей в публичный каталог, причем никаких специальных знаний, помимо своей предметной области, от читателей не требуется. База данных позволяет преодолеть основное ограничение в обслуживании читателей в библиотеках - она дает возможность многим пользователям использовать один и тот же материал одновременно за счет сетевой информационной структуры.


Наконец, здесь проявилось и другое очень существенное преимущество электронного издания в сравнении с любым изданием на бумаге: качество хранимого материала (текста, иллюстраций и пр.) никак не зависит от интенсивности его использования - этот материал не изнашивается и не стирается. Еще один фактор - электронное издание занимает значительно меньшие площадь и объем, что также является немаловажным экономическим фактором.

Электронные издания занимают все более заметное место в составе издательской продукции. По прогнозам к 2010 г. мировое производство печатной продукции в стоимостном отношении снизится с 60-70% до 35-50% от общего производства продукции медиа-индустрии, а производство электронных изданий в стоимостном выражении достигнет 25-30%.

Естественно, что тенденции развития издательского дела нашли свое отражение в учебном плане и Государственном обучающем стандарте по специальности 021500 «Издательское дело и редактирование».

В частности, в ГОСе перечислены основные темы, которые должны быть освещены в курсе «Электронные издания», а именно:

· гипертекстовые документы, их структура и основные компоненты, языки гипертекста: HTML, Java, JavaScript;

· представление информации, форматы для текстовой, графической и звуковой информации;

· средства просмотра и подготовки электронных документов: программы-браузеры Netscape Navigator, MS Explorer, СУБД;

· подготовка электронных документов в пакете FrontPage 2000, Macromedia DreamWeaver;

· пакеты создания анимационной графики и мультимедиа Macromedia Director, Flash, Adobe Premier;

· использование современных СУБД для публикации электронных изданий.

Хотя в периодических изданиях множество материалов посвящены производству и распространению электронных изданий, в том числе и с мультимедийными компонентами, пока отсутствуют как учебные пособия, так и монографии, в которых были бы рассмотрены соответствующие проблемы. В результате в настоящее время возникла настоятельная потребность в издании учебника по дисциплине «Электронные издания».

Нами накоплен определенный опыт в чтении этого курса студентам специальности 021500 «Издательское дело и редактирование». Курс полностью или отдельные его разделы были прочитаны и студентам некоторых других специальностей. Опыт чтения курса «Электронные издания», длительный опыт преподавания студентам специальности 021500 различных дисциплин, основанных на компьютерных и сетевых технологиях, а также опыт научно-исследовательской и методической работы и многочисленные доклады и публикации в этой области позволили нам осветить все темы, перечисленные в ГОСе по данной специальности. Кроме того, автор счел целесообразным включить в состав учебника некоторые дополнительные разделы, такие как распространение электронных изданий и электронные учебники, а также затронуть вопросы, связанные с HTML-формами, CGI-технологиями, метаинформацией и ее использованием при поиске электронных изданий в локальных и сетевых базах данных.


Автор надеется, что учебник будет полезен не только студентам специальности 021500 в процессе изучения курса «Электронные издания», но и студентам других специальностей, изучающим гипертекстовые системы, мультимедийные базы данных, Web-дизайн, стратегии поиска и индексации электронных документов.


В первой главе будут рассмотрены в самой общей форме особенности и место электронных изданий в современной медиа-индустрии, составные элементы и форматы электронных изданий. Предпринята попытка классификации электронных изданий и показаны пути и перспективы их дальнейшего совершенствования и развития.

 

1.1. Что такое «электронное издание»

Книгопечатание появилось в XV веке благодаря изобретению Иоганна Гутенберга. Несколько веков печатные издания, т. е. книги, газеты и журналы, были основным средством распространения визуальной информации. Большую часть этого периода основой изготовления печатной продукции служил оригинальный металлический набор, а металлическая матрица (в заключительной части периода - стереотип) являлась информационной основой для тиражирования.

Во второй половине XX века появилось новой понятие - «невещественный носитель»,- под которым понималось любое электронное средство длительного хранения информации, на котором записано издание в целом или его часть. Чаще всего информация хранилась на магнитном носителе: магнитной ленте или магнитном диске. Однако такие носители оставались несовершенными: надежность хранения и плотность занесения информации были низки. Поэтому такие средства в издательской практике использовались достаточно редко. В большинстве отечественных издательств процесс подготовки изданий основывался на использовании «бумажных» технологий. Автор сдавал рукопись, напечатанную на пишущей машинке. В издательстве она редактировалась и в окончательном виде также перепечатывалась машинистками издательства, и этот издательский машинописный оригинал использовался в качестве основы для типографского набора.

Последние десятилетия XX века характеризуются быстрым совершенствованием и развитием электроники и компьютерных информационных технологий. Именно в этот период практически все издательства перешли на компьютерный набор и верстку газет, журналов и книг. Издание хранилось в памяти компьютера все время набора и верстки, т. е. оставалось в электронной (невещественной) форме в течение всего процесса подготовки, вплоть до вывода на принтер так называемого постраничного оригинал-макета. Полностью сверстанное и подготовленное к печати издание, хранимое в памяти компьютера (на жестком магнитном диске) или в специальном запоминающем устройстве долговременного типа можно назвать «электронным изданием».


Однако для того, чтобы электронная книга, журнал или газета действительно могли соперничать со своими печатными аналогами, необходимы средства их распространения, доведения до читателя. В конце XX века эти средства фактически стали массовыми, т. е. получили самое широкое распространение. Периодические электронные издания стали распространяться преимущественно по сетям, в частности, по глобальной сети Интернет. Информационной средой для распространения книг стали и остаются последние пятнадцать лет компакт-диски.

Итак, вначале электронные издания существовали как аналог печатных, но на невещественном носителе. Естественно, что для чтения электронных изданий, распространяемых по сетям, требовался персональный компьютер. Если же электронное издание было подготовлено на компакт-диске, то дополнительно требовался дисковод для чтения компакт-диска. Таким образом, издание на невещественном носителе или электронное издание не может быть прочитано непосредственно - нужно специальное дополнительное оборудование, чтобы сделать такое издание видимым для человеческого зрения или обеспечить его визуализацию.

Далее понятие «электронные издания» стало включать в себя тексты книг, журналов и газет, распространяемые в любом текстовом или ином формате, например в гипертекстовом (HTML) или одном из сжатых форматов (ZIP, ARJ, RAR, WINZIP и пр.). В последнее десятилетие XX века в составе электронных изданий стали применяться еще и мультимедийные компоненты, под которыми подразумеваются цифровые звуковые или видеофрагменты, а также анимационные вставки в основную часть издания. В результате электронные издания стали средством комплексного информационного воздействия на человека, сравнимого с радио, кино и телевидением, а в чем-то даже превосходящем эти важные средства массовой коммуникации.

Принципиальным отличием печатных от электронных изданий является возможность интерактивной реализации последних, при которой пользователь (читатель) может не только перемещаться по встроенным в текст гиперссылкам, но и активно вмешиваться в ход событий, моделировать процессы, в том числе производственные.

В последние несколько лет появились сетевые электронные издания. Большинство студентов уже знакомы с глобальной сетью Интернет и встречались с понятиями Web-сайт и Web-страница. Последняя определяется как электронная страница в соответствующем формате, а Web-сайт - это набор связанных Web-страниц, объединенных общими признаками или назначением. В настоящее время в сети Интернет существует значительное количество сайтов, представляющих собой, по существу, электронные издания, т. е. аналоги книг или брошюр, но только в электронном сетевом представлении. В качестве примера можно сослаться на сайт «Электронные каталоги Российских библиотек», верхняя часть главной страницы которого представлена на рис. 1.1 .

Размер этой страницы достаточно велик, так как содержит перечень в несколько десятков библиотек с указанием тематики изданий, представленных в данной библиотеке, и особенностей поиска и извлечения информации из каталога каждой библиотеки. Если подвести указатель мыши к названию библиотеки, то он приобретет форму указателя (кисть руки с вытянутым указательным пальцем). Таким образом, название служит указателем перехода к другой странице, на которой организован поиск издания в соответствующей библиотеке. Для осуществления перехода следует щелкнуть левой кнопкой мыши по этому указателю перехода. Как создаются такие указатели и осуществляются переходы, мы рассмотрим во 2-й главе данной книги.

В описании каталога Государственной публичной научно-технической библиотеки есть ссылка на сводный каталог по научно-технической литературе, который также служит указателем перехода. Щелкнув мышью по соответствующему фрагменту текста, мы переместимся на страницы этого сводного каталога. Таким образом, с помощью электронных страниц и гиперссылок в сети Интернет создан мощный электронный справочник, заменяющий много толстых книг, содержащих соответствующие библиотечные каталоги. Причем поиск в этом справочнике производит не человек, а специальная поисковая система, которая работает во много тысяч раз быстрее и эффективней любого из нас.

 

Составные элементы электронного издания

Тексты

Основной частью большинства электронных изданий, также как и книг, выпущенных типографским способом, являются текстовые фрагменты. Некоторые издания вообще целиком текстовые. Если такое издание набрано на компьютере в любом текстовом редакторе, то его можно назвать электронным изданием. Разновидностью такого издания являются так называемые гипертекстовые документы- издания в специальном HTML-формате. Язык HTML и методика создания HTML-документов будет рассмотрена во второй главе, поэтому здесь мы не останавливаемся на этом подробно.

Если заглянуть во всемирную сеть Интернет, то там можно обнаружить некоммерческие электронные библиотеки , в которых практически все издания представлены в текстовых или упакованных текстовых форматах, т. е. полученных в результате предварительного сжатия соответствующего файла специальными программами - архиваторами. Такие издания характеризуются минимальным информационным объемом и могут быть быстро загружены на компьютер пользователя.

Простейший текстовый формат использует кодировку отдельных символов текста в ASCII-стандарте, в соответствии с которым каждый символ кодируется одним байтом. ASCII - это аббревиатура от American Standart Code of Information Interchange или, в переводе, Американский Стандартный код для информационного взаимодействия. Чем сложнее текстовый редактор, в котором набирается текстовый фрагмент, тем большее количество управляющих символов используется для форматирования текста, в результате чего информационный объем текстового фрагмента заметно растет.

В графической оболочке Windows для кодирования каждого символа используется не менее 2 б. В частности, в текстовом редакторе Word 97, в котором набирался этот учебник, на каждый кодируемый символ текста в среднем приходится около 5 б, причем в состав редактора включены средства внутреннего сжатия информации в файлах документов. Тот же текст, набранный в редакторе Word 6 или Word 7 (Word 95) под Windows, занимает значительно большее информационное пространство.

В некоторых случаях текст кодируется в графическом формате (например, формат PDF, который будет рассмотрен в § 3.2 и § 4.6). Это обеспечивает качественный визуальный интерфейс при просмотре издания, обеспечивает его независимость от шрифтовых гарнитур, установленных на компьютере пользователя, но требует применения специальных средств для его просмотра.

 







Date: 2015-05-22; view: 1430; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию