Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интегративные пихотехнологии
Кризисные состояния личности и групп, которые являются предметом и содержанием практической психологии и психотерапии, нам представляются как чрезвычайно сложные многоуровневые системы, включающие все аспекты человеческого существования в социуме. Многие картезански-ориентированные психотехнологии, на наш взгляд, не учитывают два чрезвычайно важных момента: - уникальные возможности самой психики к исцелению, развитию, совершенствованию, приобретению целостности и гармоничности и выхода из кризисных состояний; - необходимость в удовлетворении такой базовой потребности человеческой психики, как потребность в трансцендировании, в духовных измерениях существования. В течение последних шести лет мы разрабатываем направление интегративных интенсивных психотехнологий, которое, на наш взгляд, учитывает оба эти момента. Для нас также чрезвычайно важно, что эти психотехнологии обладают потенциальной возможностью использовать холистическую методологию и целостный подход при взаимодействии с клиентом. Идея целостности, каким бы неясным ни было ее выражение в прошлом, является центральной для эволюции человечества. При внимательном рассмотрении почти любой системы внутреннего развития - религиозной, философской или этической можно выявить идею обретения целостности как несущий элемент этой системы. Во многих случаях, как, например, в христианстве, даже когда внешняя - вербализованная - часть системы является полностью дуальной, черно-белой, ее внутренняя - ритуальная - часть все равно направлена на интеграцию и индивидуального и группового сознания. В интегративных техниках холистической ориентации существует одна особенность, которой раньше никогда не было. Находясь в пространстве интегративных психотехнологий, человек имеет возможность самостоятельно повышать уровень целостности своего сознания, самостоятельно достигать интеграции, не передавая это основное право нашей жизни другому человеку: жрецу, шаману, священнику - человеку, являющемуся носителем интегративных функций общества. В современной социальной работе чрезвычайно важно, чтобы клиенты пробрели осознание ответственности за целостность своего сознания и приобретение интегративных навыков. Эти качества свидетельствуют о переходе человека в новый этап - этап зрелости, когда он может самостоятельно и с большой эффективностью для себя и окружающих пережить кризисную ситуацию (78, с.14). Во всех религиях и у всех народов всегда были закрытые священные традиции, которые использовали технологии работы с сознанием для достижения его большей целостности. Можно назвать как пример таких традиций суфизм в исламе, дзен-буддизм в буддизме, ордена розенкрейцеров и исихазма в христианстве и так далее. Но практика этих традиций никогда не становилась доступной для всех людей. Все психотехнологии являются отражением определенного принципа движения к целостности и бесконфликтности сознания. Существует непрерывный спектр принципов движения к Реальности; одним из концов этого спектра является трансцендентный подход, другим - интегративный подход. Трансцендентный подход (от латинского слова transcendere - выходить за пределы, проходить сквозь), принимая иллюзорность материального мира для достижения Реальности считает нежелательным взаимодействие с его структурами. При этом усилия человека концентрируются на прохождении сквозь материальный мир к Реальности и минимальном с ним взаимодействии. Именно поэтому на протяжении всей эволюции человечества создавались некие эзотерические сообщества и закрытые релегиозные социальные ниши (сангхьи, монастыри, братства, ордена, общины), чтобы создать определенную групповую субкультуру вне пределов профанической жизни. Интегративный подход, принимая тотальную реальность нашего мира как объективной, подчеркивает факт того, что мы сами выбираем включенность в нее. До тех пор, пока этот выбор реализуется нашим сознанием, интегративный подход предлагает не бороться с материальным миром (что мы всегда в той или иной степени делаем, порождая фрагментарность сознания), а принять ее полностью, тем самым достигая целостности осознания. При этом усилия человека сосредоточены на осознании конфликтов и напряжений в своем сознании и путей их интеграции. При достижении целостности внутренняя конфликтность исчезает сама собой, а человек осознает свое существование в целостности своего сознания. Интегративный подход (от латинского integratio - восстановление, integer - целое), реализуясь на уровне технологии, создает интегративные интенсивные психотехнологии. Интегративные психотехнологии не уводят человека от материального мира, а повышает его адаптивность и эффективность в каждой конкретной ситуации. Мы считаем, что трансцендентные техники работы с расширенными состояниями сознания никогда не смогут стать именно массовыми технологиями по следующим причинам: - они не обладают тем качеством независимости, которым обладают интегративные психотехнологии; - для полного и безопасного освоения трансцендентных техник необходим постоянный контакт с опытным наставником, что часто затрудняет их массовое освоение; - в современном экстравертированно ориентированном прагматическом обществе, ценности которого являются в основном материальными, маловероятна массовая популярность трансцендентных техник, направленных вглубь и за пределы личности. Интегративные психотехнологии позволяют человеку после краткого начального обучения работать полностью самостоятельно. Применение интегративных психотехнологий в практической психологии и психотерапии продиктовано несколькими предпосылками: - уплотнение событийной канвы жизни, информационно-энергетических процессов, то, что мы можем обозначить как "сжатие времени", требует в социальной работе психотехник, которые соответствуют "духу времени", обладают высокой эффективностью и быстротой, скоростью воздействия; - интегративные психотехнологии обладают качеством безопасности для психики и тела человека; - интегративные психотехнологии обладают высокой мерой свободы клиента. Любой человек или малая группа, освоившие навыки применения психотехник в этом направлении, применять их в своей жизни, деятельности без помощи специалиста. - интегративные психотехнологии не отрывают человека от реальной жизни, повседневной практики, а способствуют большей погруженности в деятельность, повышению творческого потенциала человека, его личностной самоактуализации. На современном психологическом и психотерапевтическом рынке продается множество мифов о том, что такое исцеление, трансформация личности и как его обрести. Мифы эти обосновываются фундаментальными теориями, скажем, психоанализа, глубинной психологии, нейро-лингвистического программирования, трансактного анализа, психодрамы и т.д., и их привлекательность для потребителя подтверждается успешной продажей рекламируемых ими услуг. Коренным среди всех психотерапевтических мифов, на котором построено большинство профессиональных терапевтических программ, является миф о реабилитации через катарсис, или в более узком смысле миф о том, что можно помочь человеку, занимаясь деятельностью, построенной на вторичном проигрывании травматической ситуации. Психоаналитики выискивают подавленные биографические эпизоды, но никогда не позволяют пациенту пережить действительную травму, удерживая ситуацию под вербальным наркозом, что считается критерием профессионализма. Однако и здесь и в других терапиях не происходит то, что декларируется. Мы лишь углубляем и расшатываем ту же самую колею, как в случае с больным зубом, который не болит уже просто потому, что сверлится каждый день. Катарсис, понимаемый как "очищающее переживание" травматической ситуации, не решает задачу терапии как исцеления; проблема состоит в том не попадать в нее вновь и вновь. Потому что при любой провокации могут снова возникать смешения реальности и травматической ситуации и ослепленный человек опять неосознанно очутиться в своем неизжитом кошмаре. Опыт показывает, что вторичное проигрывание травмы неэффективно. Более того, часто это не только бесполезно, но и приносит большой вред, когда клиент “застревает” в психотерапевтическом патефоне. Вместо эффективной реализации в “здесь и сейчас” человек начинает жить в той ситуации, которая уже прожита. Еще большим абсурдом кажется те варианты психотерапии, которые встревают клиента в какие-то реинкарнационные проблемы и фиксируют его, например, на чувстве вины, которую он должен проработать в своем 995 -ом рождении, т.к. совершил преступление перед человечеством, убив святого старца в 17-ом веке в Пошехонском лесу... Самое большее, чего можно добиться в этой ситуации - заключить договор с клиентом о полезности данной процедуры и продать ему миф об исцелении и разрешении травмирующей ситуации. Специалист в сфере психологии обязан понимать, что сущность работы с кризисными состояниями лежит далеко за пределами любых представлений и уж конечно любых концептуальных построений. Источники проблем в принципе бесконечны, так как отзывается на них организм, хранящий в своей памяти все нюансы индивидуальной биографии, травмы рождения, зачатия и в потенции - всю боль и бессознательность мира. Никогда заранее неясно, какая ситуация послужит триггером кризисного состояния. Единственное радикальное средство - это расширение осознавания и тренировка воли, умения фокусировать свое внимание. Все это направлено на то, чтобы не попадаться в сети прежних и будущих страхов, не выцарапывать глубже граммофонную пластинку прежних травм. Как мы указывали выше, интегративные психотехнологии используют измененные состояния сознания в своей работе с клиентами. Дополнительным аргументом к этому является то, что внутренние переживания в измененных состояниях сознания могут создавать чувство покоя и завершенности на глубинном уровне. Работа с измененными состояниями сознания использует техники и катализаторы для мобилизации внутренней энергии исцеления, таким образом, что внутренняя мудрость индивида выбирает именно то переживание, которое является релевантным для личности в данный момент времени. Все, что могут делать интегративные психотехники - это выносить подавленный материал в сознание. Разница между большинством психотерапий и работой в измененных состояниях сознания заключается в том, что традиционная психология ожидает от терапевта структурирования и анализа переживаний клиента согласно какой-либо теории. От терапевта могут даже ожидать исцеления, в то время как исцеление в необычных состояниях сознания возникает внутри клиента и скорее поощряется, чем направляется специалистом по ИПТ. Мы уверены, что в такой глобальной системе, каковой является психика человека, всегда есть огромный ресурс для самоисцеления. Главное - позволить “заработать” внутренней мудрости “, высвободить от искажающих стекол Эго внутренний радар, безупречно находящий актуальную проблему для психики, точно находящий эффективный способ разрешения травмирующей ситуации. Интегративные психотехнологии выстроены на идее осознания и принятия. Date: 2015-05-22; view: 452; Нарушение авторских прав |