Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Голономная парадигма в контексте интегративных
психотехнологий. В начале 90-х годов мы заявили, что интегративные психотехнологии придерживаются голономной парадигмы построения науки, которую понимали как систему научных принципов, теорий, методов, в методологическую основу которых положена голографическая модель Вселенной и человеческого сознания (39, 89). В философии вечного наиболее точной и метафоричной характеристикой этого подхода является описание образа ожерелья ведического бога Индры:"В небесах Индры, есть, говорят, нить жемчуга, подобранная так, что если глянешь на одну жемчужину, то увидишь все остальные отраженными в ней. И точно так же каждая вещь в мире не есть просто она сама, а заключает в себе все другие вещи и на самом деле есть все остальное" /"Аватамсака-сутра",Ригведы/. Мы предполагали, после прочтения книг Грофа, Тарта, Уилбера, Капры (18, 19, 95,142, 157,158). что именно голономная парадигма, выросшая из передовых исследований последних десятилетий в математике, лазерной технологии, голографии, квантово-релятивистской физики, физиологии мозга, сможет явиться методологической основой интегративных психотехнологий. В течение пяти последних лет автор этой статьи читал академический курс “Теория и практика трансперсональной психологии” на пятом курсе факультета психологии Ярославского университета. Несмотря на то, что студенты этого факультета являются удивительно умными и рефлексивными слушателями, я часто чувствовал, что никак мне не удается передать смысл голономной парадигмы на строгом языке картезианской науки. Мне приходилось создавать некое метафорическое смысловое пространство, чтобы пережить состояние того, что я услышан. Именно после этого у меня начали возникать сомнения в голономном подходе. Дело не в том, что модель плоха, она удивительно красива и ничего более совершенного, утонченного и всеобъемлющего я не встречал. В моем кабинете висит огромная икона апостола Луки. Когда я долго смотрю на нее, у меня возникают какие-то очень тонкие и возвышенные состояния, при этом в каждый раз разные. Голономная парадигма похожа на эту икону. Можно увидеть, нечто осознать, войти в некоторое состояние, но очень трудно применить в жизни, рассказать об этих состояниях другим и чтобы не смешно было, не грустно от бестолковости, не сжалось сердце от глупости происходящего. Попробуйте примерить голономную к реальной работе практического психолога, психотерапевта или психиатра. Есть проблема, истока этой проблемы в соответствии голономной парадигмой определить практически невозможно. Предельное осознание голономной парадигмы происходит в холотропной реальности, но люди существуют в хилотропной реальности, в линейном времени и трехмерном пространстве. В европейской традиции голономная парадигма представлена монадологией Готфрида Вильгельма Лейбница, который считал, что каждая монада обладает возможностью представить всю Вселенную внутри себя и является миром в миниатюре, микрокосмом, "живым зеркалом Вселенной": "Каждое тело чувствует все, что происходит во Вселенной, так что тот, кто видит все, может прочесть по частице то, что происходит где-то еще и, более того, что происходило и будет происходить, воспринимая в настоящем то, что удалено во времени и пространстве"(142). Чарующая красота голономной парадигмы во все времена является пределом мечтаний для эстетствующего Разума, но совершенно непригодна для повседневной работы в практической психологии, психотерапии и психиатрии.
Date: 2015-05-22; view: 451; Нарушение авторских прав |