Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Голономная парадигма в контексте интегративных





психотехнологий.

В начале 90-х годов мы заявили, что интегративные психотехнологии придерживаются голономной парадигмы построения науки, которую понимали как систему научных принципов, теорий, методов, в методологическую основу которых положена голографическая модель Вселенной и человеческого сознания (39, 89).

В философии вечного наиболее точной и метафоричной характеристикой этого подхода является описание образа ожерелья ведического бога Индры:"В небесах Индры, есть, говорят, нить жемчуга, подобранная так, что если глянешь на одну жемчужину, то увидишь все остальные отраженными в ней. И точно так же каждая вещь в мире не есть просто она сама, а заключает в себе все другие вещи и на самом деле есть все остальное" /"Аватамсака-сутра",Ригведы/.

Мы предполагали, после прочтения книг Грофа, Тарта, Уилбера, Капры (18, 19, 95,142, 157,158). что именно голономная парадигма, выросшая из передовых исследований последних десятилетий в математике, лазерной технологии, голографии, квантово-релятивистской физики, физиологии мозга, сможет явиться методологической основой интегративных психотехнологий.

В течение пяти последних лет автор этой статьи читал академический курс “Теория и практика трансперсональной психологии” на пятом курсе факультета психологии Ярославского университета. Несмотря на то, что студенты этого факультета являются удивительно умными и рефлексивными слушателями, я часто чувствовал, что никак мне не удается передать смысл голономной парадигмы на строгом языке картезианской науки. Мне приходилось создавать некое метафорическое смысловое пространство, чтобы пережить состояние того, что я услышан.

Именно после этого у меня начали возникать сомнения в голономном подходе. Дело не в том, что модель плоха, она удивительно красива и ничего более совершенного, утонченного и всеобъемлющего я не встречал. В моем кабинете висит огромная икона апостола Луки. Когда я долго смотрю на нее, у меня возникают какие-то очень тонкие и возвышенные состояния, при этом в каждый раз разные.

Голономная парадигма похожа на эту икону. Можно увидеть, нечто осознать, войти в некоторое состояние, но очень трудно применить в жизни, рассказать об этих состояниях другим и чтобы не смешно было, не грустно от бестолковости, не сжалось сердце от глупости происходящего.

Попробуйте примерить голономную к реальной работе практического психолога, психотерапевта или психиатра.

Есть проблема, истока этой проблемы в соответствии голономной парадигмой определить практически невозможно.

Предельное осознание голономной парадигмы происходит в холотропной реальности, но люди существуют в хилотропной реальности, в линейном времени и трехмерном пространстве.

В европейской традиции голономная парадигма представлена монадологией Готфрида Вильгельма Лейбница, который считал, что каждая монада обладает возможностью представить всю Вселенную внутри себя и является миром в миниатюре, микрокосмом, "живым зеркалом Вселенной":

"Каждое тело чувствует все, что происходит во Вселенной, так что тот, кто видит все, может прочесть по частице то, что происходит где-то еще и, более того, что происходило и будет происходить, воспринимая в настоящем то, что удалено во времени и пространстве"(142).

Чарующая красота голономной парадигмы во все времена является пределом мечтаний для эстетствующего Разума, но совершенно непригодна для повседневной работы в практической психологии, психотерапии и психиатрии.

 







Date: 2015-05-22; view: 451; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию