Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Алфавитный указатель наставлений, истолкований Св. Писания и сказаний 2 pageВ чем должны состоять плоды истинной веры? [848] Верный, если и с еретиками состязуется, никогда не смущается [58] Вечность мучения. Что сеешь здесь, то там и пожнешь: здесь делание, там награда, здесь подвиг, там венцы [606] Нельзя избавиться от вечной муки, если будешь осужден на оную: там никто не преуспевает, но кто что имеет, отсюда имеет: или доброе, или гнилое, или прекрасное [606], [613] Г Гнев (см. раздражительность и ярость). Гнев уничтожается вследствие укрощения раздражительности [10] Гнев Божий, обнаруживающийся общественными бедствиями, каковы например: нападение на поля саранчи, глад, повальные болезни и т.п., должно отвращать молитвами и псалмопением, покаянием и милостынею [692], [693] Бог обращает на нас гнев Свой для того, чтобы мы покаялись [693] Нераскаивающиеся, но своими средствами отклоняющие гнев Божий, впадают в большие бедствия [693] Говорить (молчать). Говорить для Бога хорошо, и не говорить для Бога хорошо [119], [284] Полезное говорить брату мы должны, хотя бы и возмущало нас тщеславие, и как устранить оное? [287] Если кто из Старцев спросит меня о чем-либо, как отвечать? [289] Говорить должно без страсти [284] Кто хочет говорить по Богу, тому даст Бог сказать слово на пользу [284] Должно говорить не по тщеславию, но со смирением и страхом Божиим [286] Когда можно сказать брату, если он делает что-либо дурное, и когда не должно, и как сказать? [286] Советы должно давать не от имени Аввы [287] Правила касательно сего предмета [288], [298] Что должно помышлять в себе, когда рассказываешь о жизни и об ответах Отцов? [697] Когда Отцы беседуют о догматах веры, ты должен молчать [702] Когда другой состязается с еретиком, ты молись за него Богу в сердце твоем [703] И другие правила [705], [706], [798] Со смущением ничего не должно говорить, а говорить в мирном устроении духа, когда минет смущение [330], [471] Отчего бывает при разговоре смущение? [470] Когда случится быть с людьми, беседующими о чем-либо мирском, что надобно делать [469], [774] Что должно делать, когда сам не можешь разговаривать с еретиком? [703] Если беседа будет от Писаний, говорить или молчать [705] О вещах безразличных говорить не хорошо, прежде нежели будешь спрошен [706] Гонение. Во время гонения что делать, оставаться ли на месте, или удалиться? [710] При угрожающем гонении бежать и скрывать свое имущество не должно, а надеяться на Бога и каяться [795], [796] Гора [152] Гордость. Что есть гордость? [327] Гордость есть корень всех зол [154] Она препятствует покаянию (Как здесь, так и во многих других местах под словом «покаяние» разумеется прошение прощения у ближнего. См. покаяние) [330] Она рождается от умножившегося тщеславия [457] Иоанн Колов говорит: если увидишь юного, своею волею восходящего на небо, удержи его за ногу и повергни долу [701] Господин, который терпит ленивого слугу, имеет мзду [660], [661] Наказывать слугу должно ради любви Божией, но не во гневе, а когда пройдет гнев [663], [664] Господин даст ответ Богу, если не исправит слугу [664] Не наказывать слугу есть помысл от диавола [664] Наказывая раба, что должно говорить себе? [664] Град. Градом называется совершенное безмолвие [38] Кто и мало не дойдет до града небесного, весь путь напрасен [691] Григорий Богослов о преждебытии (предсуществовании) душ не учил, а, напротив, опровергал учение о сем [610] Григорий Нисский о преждебытии (предсуществовании) душ не учил [610] Грех. Всякому греху есть покаяние [223] Не отпускаются грехи, доколе услаждаемся воспоминанием их [237] Если и отпущены прежние грехи, но брань против них продолжается [237] Грехи отпущены подвизающемуся против услаждения ими [237] Не должно пренебрегать и малыми грехами [378] Как кто может оправдаться или получить прощение во грехах [396] Признак отпущения грехов [237], [540] Сознание грехов и прошение помощи от Отцов есть часть покаяния [496], [541] Отчего душа, имея многие греховные язвы, не всегда плачет? [397] Должно признавать, что мы во всем согрешаем [439] Должно испытывать свои согрешения и время, приличное для сего [264], [392] О том, что должно внимать грехам своим [338], [707] Отчаяние есть грех к смерти [529] Воспоминание о грехах бывает или истинное, или от действия диавольского. Какой признак воспоминания истинного и воспоминания диавольского? [391], [392], [425] Если при множестве грехов об ином грехе забудешь, что тогда должно делать? [393] От частого воспоминания о грехах приходит умиление [425] В молитве должно приводить на память все свои грехи и последний суд [425] Должно ли плакать о грехах своих? [613] На оплакивание грехов не достанет времени [37] Может ли диавол принудить ко греху? [691] Должно ли презирать грешных? [694] Грешник. Почему блага получают и грешники [400] Грешники чужды Духа Святаго [417] Они не имеют мира [422] Какие признаки действительно признающего себя грешным? [17] Кто грешит по воле и кто против воли? [617] Грешащие по собственной воле имеют мир с сатаною [617] Грешник может разрешить свои грехи покаянием [622] Одной своей молитвы не довольно для разрешения грехов [622] Молитва праведника, молящегося за грешника, не действительна без собственной молитвы грешника [622] Кому уподобляется бессознательный грешник? Весьма назидательное наставление бессознательному грешнику [622] Грешник есть злой раб, и потому должен принимать наказания, как заслуженные им [77] Считай себя грешнее всех и будешь иметь покой [696] Д Давать ближнему. Чтобы избегнуть скупости — давай больше; а чтобы не впасть в тщеславие — не давай больше, а только нужное и с рассуждением [332] Данное заимообразно должно ли требовать обратно? И как поступить, если должник обнищал? [680], [681] Дарования духовные или дары (Св. Духа). Отпускать грехи есть высший дар Святаго Духа [10], [211]. Дарования Божии непреложны [182] Дарования даются человеку от Бога в свое время [121] Дары вносятся в дом очищенный [203] Они даются чистым [158] Доколе сердце движется от гнева и злопомнения, не внидет в него премудрость [158] Надобно вынести из сердца сосуды чужие [158] Возлюбить учащих и обличающих [158] Получив дары, человек делается страшным для врагов и другом Великого Царя [203] Все дарования даются с пришествием Св. Духа, многочастно и многообразно [211] Два дарования дал Бог человекам, посредством которых можно избавиться от всех страстей, — «смирение и послушание» [550] Всякое дарование дается чрез болезнование сердца [264] Демоны (диавол). Демоны знают, что призывание имени Божия обессиливает их [422] Они творят и мир в сердце на краткое время, чтобы отклонить призывание имени Божия [422] Все бывающее со смущением и печалию, и все излишнее происходит от демонов [430] Зло не то, что демоны с помыслами входят в дом сердца, но то, что они похищают находящееся в нем [445] Почему демоны в отходящих ко сну со многою молитвою и крестным знамением возбуждают иногда скверные сновидения [699] Демоны и в одном слове незаметно могут устроить сеть, если найдут кого слушающего с охотою [774] Демоны борются с нами и днем и ночью, принимая на себя разные образы [93] Призраки (во сне) диких зверей суть мечтания от демонов [169] Воля, от демонов влагаемая, есть самооправдание и самоуверенность [124] Демонам неприятно, если оказывается человеку благодеяние (от Бога) [174] Демоны по зависти вносят неверие в сердца людей [175] Внушают злые помыслы против других [233] Что попаляет демонов? [226] Как они гонят нас в настоящее время [241] Господь наш Иисус Христос соделал их бессильными [253] Бог не дает им полной воли над человеком [255] Им не должно показывать сокровищ своих [254] Они хотя полумертвы, но не спят, не нерадят [253] Боятся гласа Святых и ответов их бегают [371] Во сне могут представлять ложные образы Господа (нашего) Иисуса Христа и Св. Причастия, но образа Св. Креста Господня представлять не могут [413] Одно и то же сновидение представляют иногда до трех раз, чтобы ввести человека в заблуждение поверить им [413] Вещи преобразуют по своему произволу, особенно для незнающих их хитрости [58], [59], [232] Свет, происходящий от демонов, после делается тьмою [59] Они в Писании называются учащими [66] Демоны люты и неистовы [232] Запрещать демонам есть дело мужей великих, имеющих над ними власть [301] Диавол хладен и от него происходит всякая холодность [18] Все, что от него, бывает со смущением [21] Он есть князь демонов [73], [210] Он может представлять во сне монастыри и церкви и иногда предвещает будущее [46] Называется старцем, который обольщает юнейших [56] Кто дал диаволу начальство и власть? [62] Под предлогом дела справедливого демоны влагают в человека неблаговременную заботу [69] Когда человек пренебрегает злыми помыслами, тогда диавол воздвигает на него брань [91] Не должно удивляться, если демоны, после получения дарований (Божиих), воздвигают в человеке страсти [209] Диавол старается разлучить нас друг от друга [160] Он не перестает искушать человека [194] Чрез что человек делается диаволом? [233] Что делает коварство диавола [235] Когда оставляет он плененную им душу? [238] Он прельщает человека и под видом добра [327] Юных скоро запинает [339] Иногда возбуждает умиление к большему осуждению [391] Безвременно смущает ум под предлогом страха Божия [392] Истинного блага творить не может, но всякое благо, бывающее от диавола к прелести человека, есть только обман [402] Какие признаки имеет мнимое благо, доставляемое демонами? [405] Диавол возбуждает иногда к молитве и псалмопению [418], [419], [420] Где диавол, там всякое зло [451] Воздвигает брань, склоняющую человека к многоядению, чтобы чрез то расслабить его [509] Он не имеет власти над душою и не может принудить ее ко греху [691] День. Все дни равны, святы и добры [23] Дерзновение к людям (свободное обращение) — дерзость. Что есть свободное обращение? Оно происходит или от бесстыдства, или от веселости; последнее извинительнее и почему? Непристойный смех есть порождение свободного обращения [455] У кого со свободным обращением соединяется сквернословие, то и смех такового имеет скверну [455] Оно погубляет души [253] Производит в человеке зло всякого рода [256] Оно есть матерь всех страстей [258] Корень всех зол [455] Дерзость погубляет все плоды инока [339], [344] Препятствует плачу и умилению [340] В отношении к кому особенно должно отсечь свободное обращение? [258], [344] От обучения бездерзновенности какая рождается польза, и в чем состоит сие обучение? [254], [255] Посредством чего можно избавиться от свободы в обращении? [281] Диакон должен быть подобен Херувимам и Серафимам [238] О чем он должен мыслить, когда предстоит жертвеннику? [238] Диаконское служение есть освящение души [241] Добро. Невозможно от добра произойти злу [210] Ничто доброе не бывает со смущением [731] Добродетель. Человек должен иметь все добродетели, но отличительно называется именем той добродетели, в которой преимущественно просиявает в нем благодать Св. Духа [634] Добродетели суть члены внутреннего человека [634] Долготерпение есть матерь всех благ [13] Когда бывает долготерпение по Богу и когда не по Богу? [184] Домоправитель (эконом) должен быть долготерпелив [586] Кто суть верные домоправители (управители) Божии? [151] Досада см. поношение. Дружба. Не должно иметь дружбы со сверстником и вообще с тем, кто лишает тебя плача [337] Дух Святый, приходя в нас, научает нас всему и открывает нам все тайны [136] Какие действия Св. Духа? [136] Должно непрестанно молиться, чтобы пришел к нам Дух Святый? [136] Приходя к человеку и научая его всему, Дух Святый возводит его даже до седьмого неба [109] Чрез Его пришествие сообщаются человеку все духовные дары [211] Без Него не можем сделать ничего доброго [841] Душа. Какая душа называется блаженной? [110] Как устрояется дом души? [121] В душе мысленно совершается Таинство Литургии [238] Душа не существует прежде тела [606] Если предлежат душе две вещи вредные и нельзя избежать вреда от одной из них, что надобно делать? [347] Дела благие. Во всяком деле должно призывать (в помощь) имя Божие [475] Начав благие дела, должно стараться и совершить их [1] Должно скрывать дела благие и почему? [254] Они должны быть чисты, совершаемы единственно из любви к Богу. В противном случае всякое доброе дело скверно пред Богом [398] Как различать благое дело от противного? [404] Соделав благое, ожидай скорби [405] Как поступить, если при добром деле враг влагает смущение в помысл? [475] Не должно уповать на дела свои. См. Св. Нифонта отв. [2] Что есть в делах: мудрость змия и незлобие голубя? [235], [616] Делая благое, как смирять себя? [407], [409] Если кто делает дело Божие с небрежением, какому осуждению подлежит такой? [753] Если делает без небрежения, но вопреки желанию дело не удается, как поступить? [754] Если при деле Божием, возникает у кого сомнение на одного из участвующих в сем деле, как поступить? [755] Делание по Богу в начале сопряжено с бранями, но Бог сокрушает их [491] Е Евагрий. Из сочинений Евагрия служащее к душевной пользе читать можно, а прочего не должно [608] Его гностические сочинения некоторыми из Отцов были приняты [609] Евреи. Ходить на обед к евреям и принимать от них подарки в их праздники христиане не должны, хотя бы они были знатные люди и близкие друзья [782], [783] Елиан Игумен — преемник Серида [579], [580], [581], [582], [583], [584]-605 Еммануил. Прекрасное объяснение сего имени [846] Епископ. По учению Апостола, Епископ должен быть безукоризнен и пр. [797], [798] Епископу не советует Св. Варсануфий оставлять епископства [798], [813] Увещание Епископу вступить в жизнь безмолвную [799] Епископы были избираемы народом и утверждаемы Государем [802], [812] Почему иногда народное избрание Бог презирает? [808], [809] Симония [811], [812] Епископ, обвиненный и отказавшийся от престола (епископства), опять Епископом быть не должен [811], [812] Епископ должен рукополагать клириков достойных и добрых, а наипаче имеющих доброе свидетельство от других [814], [823] О достойном рукоположении довольно и одного свидетельства Отцов [815] Достойных и способных, исключая безмолвствующих, должен рукополагать и против их воли [816] Иногда должен рукополагать мнимых невежд и презираемых от людей [817], [818], [819], [820] По страху Божию Епископ рукополагать должен и своего, несмотря на суд человеческий [821] Не должно обращать внимания на имя ученого, или на одну премудрость мирскую [822] Умножить число клириков в одном приходе можно только по нужде [824] Двубрачного рукополагать не должно [825] Если за кого просят, должно ли того рукополагать? [828] Рукополагающий недостойного подлежит осуждению [828] Достойные, отказываясь от рукоположения, причиняют зло душе своей [816] Епископ связан с Церковию, как с женой [832] Что он должен делать, когда восстают на Церковь враги многочисленные и сильные? [835] Епископ есть домоправитель Божий, и потому должен вести счет имению церковному [837] Сборщикам податей не должно давать из того, что принадлежит Церкви и нищим [839], [840] Ересь. Если где Настоятель по-видимому имеет ересь, то брат не должен бежать оттуда, прежде нежели она откроется совершенно [534] И если Авва, имея правый образ мыслей, не желает оставить того места, которому угрожает опасность от еретиков, как поступить брату в сем случае? [535] При подозреваемой ереси, если местные Отцы не могут рассудить о деле, должно ли вопросить иных Отцов опытнейших? [536] Еретик. Всякий тот еретик, кто не исполняет заповедей Христа, хотя исповедует имя Его [533] Если близкий нам человек окажется еретиком, как должно поступить в отношении его, чтобы не повредить себе и не оскорбить его [740], [741], [742] От хулящего Христа должно бежать [533] Если Авва (Настоятель) будет уличен в ереси, то должно его оставить [534] Что должно делать, когда увидишь, что еретик, препираясь о догматах веры с православным, приведет его в недоумение [703] Ж Жатва. Пришедший на жатву вместе с другими, но не могший жать по болезни, получил равную с ними мзду [151] Жезл. Что значит: не даждь руки твоей, но жезл? [660], [740] Жена. Многие жены терпеливо перенесли телесные страдания, предоставив все Богу [529] Жена кровоточивая и жена Ханаанская своим примером обличают мужей, которые в болезнях своих прибегают к врачам [529] Монаху никогда не должно есть с женами, хотя бы приглашал его друг [351] Жен, приходящих в обитель, должно ли принимать, и как с ними беседовать? [601] Монаху не должно беседовать с женами, в случае же необходимости как он должен поступить? [668] Без взаимного согласия не должно оставлять жены своей, чтобы сделаться монахом [669] Жертва, за нас приносимая, какую пользу приносит (см. Тайны) [111] Жестокосердие. См. сердечное нечувствие. Жизнь. Время жизни человеческой определяется повелением Божиим [648] Как можно стяжать жизнь чистую и духовную? [136] Наставления о жизни духовной [59], [120], [122], [135], [202], [233], [256], [268] Ищущий жизни вечной желает соблюсти слово Божие до пролития крови [589] Жизнь и смерть в наших руках (Втор.30:19) [227] Жития Отцов читать полезно [79] Жить. Какие три совершенства, с которыми можно жить всюду благочестиво? [160] Если человек не будет подобен крупице, он не может жить с людьми [26] З Забвение, пленение. Забвение есть погибель души и бывает от небрежения и нерадения [245], [264] Оно прогоняет молитву и теплоту [264] Два вида забвения один другому противоположные [349] Если забудешь о своих прегрешениях, что должно говорить к Богу? [393] Забвение считается на ряду со страстями постыдными [578] Как освободиться от забвения и пленения? [177], [274] Зависть есть рождение диавола [183] Как побеждать зависть? См. Св. Нифонта отв. [6] Заговаривание. Если у кого болен скот, можно ли призывать кого-либо заговорить его от болезни? [760] Если чей слуга, будучи болен, без ведома своего господина пойдет к заговаривающему болезни, вменится ли это в грех господину? [761] Если увидишь, что кто-либо идет к занимающемуся чародейством, заговариваниями и т.п., должно ли остановить его? И если будет человек подвластный нам? [762] Закон Божий выше законов мира [657] Заповедь. Иное есть заповедь, а иное совет [363] Какое различие между заповедью и советом? И как исполнять их? [366] Какую имеют силу совет и заповедь? [365] Получая заповедь в отношении к дающему ее? [366] В сохранении заповеди заключается повиновение и память Божия [326] Заповеди отеческие [268] О сохранении заповедей отеческих, и к чему сие приводит? [265], [267] Все ли заповеди отеческие должно исполнять? [365] Уставы Церкви и повеления Отцов должно считать заповедию [367] Что должно делать, если, получив заповеди или советы от Отцов, преступим их? [261], [270], [368], [603] Должно помнить, что мы не исполнили еще ни одной заповеди [407] Здравие. Здравому принимать от других услужение есть осуждение [230] Зло (злоба) зла не истребляет [348], [349] Злом зло не исправляется, но добром зло [15] Злой мыслит злое, а добрый доброе [651] Злословие. И злословящий, и с удовольствием слушающий его подлежат равному осуждению [558] Если кто начинает злословить другого, должно переменить речь на беседу полезную [557] Злословие есть смерть [689] Злословием называется говорить о другом худое по страсти души [614] Говорить что-либо о другом для его исправления не есть злословие (клевета) [845] Знание. Желающий спастися не должен спрашивать ради одного знания [62] (в толковании) [605], [610], [613] Какое знание называется лжеименным? [370] Внимающий себе, для избежания тщеславия, если видит, что предстоит случай высказать свое знание, должен молчать [262] Зрелища непозволительны [849], [850] Желающий устраивать их делается частию диавола [850] И Игуменство. Игумен. См. Настоятельство, Настоятель. Идоложертвенное. Почему Апостол возбраняет есть идоложертвенное? [779] Иларион Преподобный что сказал о милостыне? [624] Илия Коринфский, один из трех мужей, могущих умолить Бога за весь мир [566] Имущества. О церковном имуществе [837], [844] Все, что есть в общежитии, есть Божие [580] О хранении общего монастырского имущества [105] По случаю убытка, нанесенного монастырскому имуществу и происшедшего от того смущения, — увещание от Старца [16] Как раздавать нуждающимся вещи? [314] Как давать нищим? [593] Вступающему в иноческое житие должно отказаться от имений, особенно при вступлении в общежитие [576] Желающему иночествовать хорошо отдать свое имущество для раздачи [250] Общежительному иноку должно ли подавать что просящим? [315] Имя Божие должно призывать непрестанно. Оно избавляет нас от врагов [39], [422], [426] Его должно призывать во всякое время и на всяком месте [716] Непрестанное призывание имени Божия есть врачевание и сила оного [426] Если нельзя призывать имя Божие устами, достаточно ли призывать его сердцем, или только вспомнить о нем? [425] Инок (монах). Решившись быть иноком, как должно поступить? [576], [577] Чего Бог требует от желающих жить в общежитии? См. Св. Нифонта отв. [1] Что должно управлять всеми действиями инока [168] Какие дела инока? [203], [255] Каков должен быть инок? [202] Что приводит инока к преуспеянию? [275] Что надлежит соблюсти, чтобы жить мирно везде? [160] Что должно делать иноку, если он желает быть всегда покойным? [52] От чего он должен охранять себя? [308] Чего требует от иноков Бог? [610] Инок смиренномудрый не испытывает неизреченных тайн, а гордый испытывает судьбы [62] Инок не должен пещись о мирских сродниках [69] Он должен умереть для всего [69] Как инок должен молиться, когда сидит за рукоделием [64] Должен считать себя за ничто [69] Сколько времени должен спать и сколько иметь одежды? [75], [84] Как может узнавать часы [76] Правила касательно пищи и пития [81], [88] Принимать пищу должен с рассуждением, а не на вес [91] В принятии пищи должен наблюдать средину [139] Инок должен отдать свое имущество в общежитие [323] Должно ли иноку ходатайствовать у мирских людей за обидимых? [140] Желающий быть иноком не должен ни в чем иметь своей воли, а послушание [285] См. также воля
|