Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. В отечественной педагогической психологии и педагогике традиционно большое внимание уделяется вопросам
В отечественной педагогической психологии и педагогике традиционно большое внимание уделяется вопросам, связанным с изучением профессиональных способностей учителя (Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина и др.), особенностей его педагогической деятельности (В.И. Гинецинский, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, В.А. Якунин и др.), профессионально значимых качеств личности педагога (Ф.Н. Гоноболин, А.К. Маркова и др.), проблемам формирования знаний, навыков, умений (В.А. Сластенин, А.И. Щербаков), эффективности педагогического общения (И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев). При этом многие исследователи (Л.М. Аболин, 1987; Г.Ф. Заремба, 1982; Л.М. Митина, 1992; С.В. Субботин, 1992) отмечают, что профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной деятельности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к такой интегральной комплексной характеристике, как стрессоустойчивость. Интерес к изучению стрессоустойчивости приобретает особую значимость в связи со все возрастающим стрессогенным характером педагогической деятельности (А.К. Маркова, 1993; Л.М. Митина, 1992, 1994; А. И. Щербаков, 1980), обусловленным ломкой социальных стереотипов, социальным заказом на воспитание молодого поколения с учетом новых стратегий развития общества, возрастающей конкуренцией и т.п. Между тем на сегодняшний день насчитывается ограниченное количество работ, посвященных изучению стрессоустойчивости учителя (М.Б. Журавкова, 1995; Л.М. Митина, 1993; С.В. Субботин, 1993), что явно свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом исследователями педагогического труда разработке данной проблемы. Эта глава посвящена анализу педагогической деятельности, выявлению детерминант устойчивости к психическому стрессу, ее проявлениям в педагогическом труде, а также ее роли в профессиональном становлении и личностном росте учителя. Предпринята попытка изучить механизмы стрессоустойчивости учителей высокого профессионального мастерства (ВПМ) и низкого профессионального мастерства (НПМ) во взаимосвязи с их личностными и деятельностными характеристиками. На основе анализа отечественной и иностранной психологической мысли проведен анализ состояния проблемы стресс-толерантности учителя и предложена (теоретически обоснована и эмпирически проверена) психологическая модель стрессоустойчивости педагога. Опираясь на основные положения системного подхода, на общепсихологическую концепцию Б.Г. Ананьева о единстве и взаимосвязи свойств человека как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида, а также на учение Г. Селье об адаптационном неспецифическом синдроме (стрессе) стрессоустойчивость педагога мы рассматриваем как интегральное, комплексное, системное образование, детерминируемое индивидными, личностными и субъектно-деятельностными особенностями учителя. Доказывается, что ведущими факторами стрессоустойчивости учителя являются педагогические умения, соответствующие конкретному этапу профессиональной деятельности. Установлено общее (универсальное) и особенное (специфическое) в процессе обеспечения стрессоустойчивости учителей-мастеров и учителей-немастеров. Показано, что психологические механизмы стрессоустойчивости у педагогов ВПМ обладают преобразовательной, активной направленностью, тогда как у учителей НПМ эти механизмы имеют приспособительный, подстроечный характер. Date: 2015-05-22; view: 751; Нарушение авторских прав |