Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви 5 page





(1 Пет. 5:2).

И. — Но заповедь, данная Петру, имеет некоторую особенную торжественность и знаменательность. У. — Из чего сие видно?

И. — Торжественность сей заповеди видна из предшествовавшего ей вопрошения о преимущественной пред прочими апостолами любви к Иисусу Христу и троекратного повторения как сего вопрошения, так и самой заповеди.

У. — Я не смею сказать тебе своего мнения о том, что значила сия торжественность, а скажу, как думали о сем Августин, Амвросий27, Златоуст28, Епифаний29, Кирилл30. Вместо многих вот слова последнего: «Троекратным исповеданием Петра (то есть сим: Ей, Господи: Ты веси, яко люблю Тя, — заглажено преступление троекратного отвержения (Мф. 26:69— 75). Паси овцы Моя, — сказал Иисус Христос, вновь поставляя его в сан апостольства, дабы оно не казалось нарушенным чрез отвержение, по слабости человеческой случившееся».

С сим замечанием древних учителей церковных прочитаем самые евангельские слова: Глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? То есть ты, который некогда, хваляся, говорил: Аще и вси соблазнятся о Тебе, аз никогда же соблазнюся (Мф. 26:33). Скажи теперь, точно ли ты любишь Меня более, нежели все прочие апостолы? И печальным опытом наученный Петр уже не смеет сказать, что любит Иисуса Христа «более, нежели все прочии», а говорит только, что любит Его: Ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Иисус Христос, одобряя сей смиренный ответ, вопрошает во второй раз уже не о преимущественной пред всеми апостолами любви, которой некогда хвалился Петр, а о любви просто: «Симоне Ионин, любиши ли Мя? » — С прежним смирением повторяется прежний ответ. Но когда Петр вопрошен был в третий раз, тогда троекратное отречение от Христа представилось его воображению, и сие-то было причиной того, что вопрошение люб ви в нем произвело прискорбие: Оскорбе же Петр, яко рече ему третие, любиши ли Мя? Итак, торжество ли здесь Петра видно или более уничижение?

И. — Я сказал еще тебе, что заповедь, данная Петру, имеет особенную знаменательность. Думают, что пасти агнцы значит руководствовать христианский народ; а пасти овцы — управлять самими пастырями.

У. — Сие толкование само сказывает о своем достоинстве.

И. — Как?

У. — Пасти «овцы», говоришь ты, значит управлять самими пастырями. Итак, «овцы» значат пастырей?

И. — Да, Петр есть такой пастырь, пред которым и пастыри суть, яко овцы.

У. — Если ты говоришь о внутреннем совершенстве, то есть и такие овцы, которые могут быть пастырями своих пастырей, но если о внешней власти, то и Петру не сказано:

«Паси пастырей, яко овец».

И. — Я уже сказал, что под самим именем «овец» разумеют пастырей.

У. — Я покажу тебе еще иным способом неправильность сего толкования. — Скажи мне, в стаде не заключаются ли как овцы, так и агнцы? И. — Так.

У. — Итак, не все ли равно сказать: паси овцы и агнцы, как и сказать: паси стадо? И. — Так.

У. — Следовательно, «пасти стадо Христово» значит «пасти пастырей и народ»? И. — Так.

У. — Но всем пресвитерам сказано: Пасите стадо Божие (1 Пет. 5:2). Следовательно, всем пресвитерам дана власть «пасти пастырей и народ». Вот что выходит из предложенного тобою толкования!

И. — Что же значит в словах Иисуса Христа «агнцы и овцы»?

У. — Выслушай на сие изъяснение Феофилакта Болгар ского31: «Можно полагать различие между агнцами и овцами и между словами boakein, «питать», и poimanein, «пасти», то есть давать пищу и управлять стадом. Агнцами могут быть названы простейшие, которые удобно водимы бывают, а овцами — совершеннейшие. Итак, кто любит Христа, тот приложит старание как об агнцах, так и об овцах; питая агнцев, то есть употребляя кроткое над ними смотрение, и управляя овцами, чем означается нечто высшее и совершеннейшее».

И. — Для чего же именно Петру заповедует Иисус Христос пасти агнцы и овцы?

У. — Из приведенных мною слов Кирилла ты уже мог видеть, что сие нужно было для того, дабы вновь поставить Петра в сан апостольства, в котором он поколебался отречением от Христа.

И. — Ты не можешь, однако же, оспорить того, что весьма во многих местах Священного Писания Петр является между апостолами первенствующим.

У. — И не имею нужды оспаривать сего. Но я изъяснил тебе уже прежде, что первенствующий пред другими не есть еще глава всех. Кроме сего, должно заметить, что апостол Павел не одному Петру, но трем апостолам отдает старейшенство пред прочими: Иаков и Кифа (Петр) и Иоанн мнимии столпи быти (Гал. 2:9). И подлинно, два последних апостола удостоены были особенной близости к Иисусу Христу: их избрал Он быть свидетелями Своего славного Преображения на Фаворе (Мф. 17:1) и тяжкого страдания в саду гефсиманском (Мф. 26:37). Апостол же Иаков отлично уважаем был, яко брат Господень и предстоятель церкви Сионской, матери всех Церквей (Литургия Иакова). Но при всем том апостол Павел равняет себя сим столпам Церкви: От мнящихся же быти что, якови некогда быша, ничтоже ми разнствует (Гал. 2:6). А Петра он даже обличил некогда в неправильном поступке: Егдаже прииде Петр в Антиохию, в лице ему противу стах, яко зазорен бе (Гал. 2:12).


И. — Как бы то ни было, Римский епископ уже довольно важен и в сем случае, когда он есть преемник Петрова первенства.

У. — Рассмотрим и сие, точно ли Римский епископ есть преемник Петра и в каком разуме. Римский епископ есть ли апостол?

И. — Престол его называется апостольский.

У. — В древности все епископские престолы, основанные апостолами, назывались апостольскими.

И. — В точнейшем же разуме, Римский епископ, конечно, не есть апостол.

У. — А Петр был апостол. Следовательно, Римский епископ не есть преемник Петра.

И. — Как апостола. Но не есть ли преемник его, как епископа?

У. — Мы несколько уже говорили о сем, когда рассматривали слова Иринея о церкви Римской и о преемстве епископов ее. Епископ Римский есть местный епископ, а Петр так, как и все апостолы, был епископ Вселенский, в самом полном знаменовании сего слова. Следовательно, Римский епископ не есть преемник епископства Петрова.

И. — Говорят, что Петр поставил главный престол епископства своего в Риме.

У. — Сие несправедливо. Первое и главное место служения Петрова был Иерусалим. Все, что в Деяниях апостольских повествуется о Петре, происходило на Востоке. Оба послания Петровы обращены преимущественно к иудеям (1 Пет. 1:1; 2 Пет. 3:1). Апостол Павел ясно говорит, что Петру были поручены иудеи, как то и другие апостолы признавали: Уразумевше, яко уверено ми бысть благовестие необрезания (то есть язычников), якоже Петру обрезания (то есть иудеев) (Гал. 2:7).

И. — Но Петр скончался в Риме, и потому там остался главный престол его епископства.

У. — И Павел скончался в Риме, посему там остался главный престол и его епископства. Сколько же будет в Риме престолов епископства?

И. — Павел не был главный основатель Римской церкви.

У. — Ириней говорит без всякого различения, что «славнейшие апостолы Петр и Павел основали и утвердили церковь Римскую».

И. — Говорят, что Петр управлял Римской церковью

25 лет.

У. — Сие говорят в нынешнем Риме, а в древнем Лактаций32 написал, что «когда уже правительствовал Нерон, тогда Петр пришел в Рим» («О смерти гонителей»). Известно же, что в десятый год правления Неронова Петр принял мученическую кончину.

И. — Скажи же мне, чей, по твоему мнению, преемник был первый Римский епископ? У. — Ничей.

И. — Как это?

У. — Так как «первый».

И. — Но прежде него Петр или, по сказанию Иринея, Петр и Павел исполняли должность епископства, которую потом ему препоручили. Как же он их не преемник?

У. — В сем смысле каждый епископ первенствующей Церкви был преемник какого-либо апостола. Тертуллиан говорит: «Пусть еретики откроют начало их Церквей; пусть покажут преемственный порядок их епископов, который чрез непрерывное преемство восходил бы до епископа, бывшего преемником какого-либо апостола или апостольского мужа, жившего вместе с апостолами, так, как, например, церковь Смирнская представляет Поликарпа, поставленного Иоанном, как церковь Римская представляет Климента, рукоположенного Петром, как все прочие Церкви представляют епископов, которые, быв возведены в епископство некоторым апостолом, преподали своим преемникам апостольское семя» («Praescrip. coutra haer.»*).

В сем разуме и все нынешние, законно поставляемые в какой-либо церкви епископы суть преемники «апостольского семени».

 

* Возражения против еретиков (лат.).

И. — По крайней мере, ты согласишься, что Римская церковь и Римский епископ всегда имели первенство.

У. — Нет, и сего мнения не признаю я согласным с истиной.

Матерь всех Церквей (по словам отцов Константинопольского собора), матерь христианского имени (по словам императора Юстина), имеющая начальное место в церкви Вселенской и первенство (по словам Авита, Ер.* XXIII) есть церковь Иерусалимская, основанная Самим Иисусом Христом, Который был ее и невидимой, и видимой главой, утвержденная сошествием Святого Духа, распространенная всеми апостолами, долее всех прочих бывшая под правлением апостолов, прежде всех процветшая мученичеством и бывшая великой житницей, из которой семена спасительного учения изнесены на лицо всей земли.

И. — Правда, что сии преимущества весьма важны. Но почему Петр, как первенствующий из апостолов, не остался навсегда в Иерусалиме?

У. — Примечай по сему, что Петр не думал созидать столицы христианства, как вздумали сделать после; а хотел исполнять заповедь своего Учителя: Шедше в мир весь проповедите Евангелие всей твари (Мк. 16:15). Сия-то заповедь довела его наконец и до Рима.

И. — И он не принес с собой первенства Римской церкви?

У. — Представь себе, что какой-нибудь правитель, посещая свои области, приходит в какой-нибудь отдаленный от столицы город и там умирает: делается ли чрез сие этот город столицей?

И. — Конечно нет.

У. — Петр не столько правитель, сколько служитель Церкви, проходя весь мир с проповедью Евангелия, приходит в Рим и там умирает. И будто Римская церковь сделалась от того столицей Вселенской церкви.

Вообразим на минуту, что мы находимся в первенствующей Церкви. В 64 году по Рождестве Христовом Петр умирает

 

* Послание (лат.).

в Риме. Сделаем епископа Римского преемником Петра, первым в мире епископом и, если угодно, даже видимой главой Церкви. Посмотри же, что мы делаем. До конца первого века остаются в живых апостол и евангелист Иоанн, возлюбленный ученик Иисусов и, в особенности в Иерусалимской церкви, епископ ее, апостол Симон Зилот, сродник Господень. Так мы отдаем первенство Римскому епископу и над ними? Я уверен, что ты на сие не согласишься. Но если до конца первого века, доколе в Восточной церкви остаются в живых апостолы, епископы Римские не будут иметь первенства, то где возьмут они его во втором веке?

И. — Ты, однако же, прежде сказал и доказал, что самые соборы отдавали Римскому епископу первенство места. Откуда же оно взялось?

У. — От самих соборов.

И. — Как это?

У. — Епископы первенствующей Церкви, памятуя слово Христово: Иже хощет в вас быти первый, буди вам раб (Мф. 20:27), без сомнения, почитали каждый себя последними рабами. Должно думать, что вопрос, кому из них принадлежит первенство, никому из них не приходил на мысль, доколе живы были апостолы и доколе не начали собираться многочисленные соборы. Когда начали собираться соборы, тогда Церкви знатнейших городов, где бывает большее стечение народа, следовательно, и христиан, и притом такие Церкви, в которых вернее известно было преемство епископов от апостолов, получили первенство пред окрестными, не столь знаменитыми Церквами и сделались их прибежищем. Таковы были Антиохийская, коей епископы происходили от Павла и Петра; Александрийская, коей епископы начинались от евангелиста Марка, и Римская, коей епископы возводили свое происхождение к Петру и Павлу. Порядок требовал, чтобы и из трех епископов знатнейших Церквей которомунибудь дать первенство; и, по словам вселенского правила, «отцы прилично дали первенство епископу града Рима, яко царствующего града». Заметь сие выражение соборного правила: «отцы дали первенство», следовательно, не апостолы и не Христос дали оное.

Нет! Церковь Христова ни в каком смысле не есть тело Римского епископа, посему и взаимно Римский епископ ни в каком смысле не есть глава Церкви.

Самые апостолы и пророки суть служители Церкви, никто, кроме Иисуса Христа, не нарицается в Священном Писании главою ее. Той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова; дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова, да не бываем ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человеческой, в коварстве козней льщения: истинствующие же в любви, да возрастим в Него всяческая, иже есть глава Христос (Еф. 4:11—15)33.

* * *

И. — Еще вопрос о священноначалии церкви Российской.

У. — Что такое?

И. — Она прежде зависела от патриарха Цареградского, потом, по согласию Восточных патриархов, получила собственного патриарха, что, конечно, все равно. После место патриарха занял Святейший Синод, не сделалось ли чрез то перемены в священноначалии Российской церкви?

У. — Нимало. Во все времена во всех Церквах были Синоды, занимавшие места патриархов. И. — Что ты говоришь?

У. — Каждый раз, когда в какой Церкви умирал патриарх, собирался в ней Собор, а по-гречески «синод», который и занимал место патриарха.

И. — Всю ли патриаршую власть имел таковой Собор, или Синод?

У. — Без сомнения.

И. — Мог ли он избрать и рукоположить епископа?

У. — Он избирал и рукополагал патриарха, как же не мог избрать и рукоположить епископа?

И. — Есть ли на сие церковные правила?

У. — Первое апостольское правило говорит: «Епископ да рукополагается от двух или трех епископов». Соборные правила повелевают в постановлении епископа принимать участие епископам целой области, а по нужде также трем епископам, с согласия прочих (1-го Никейского собора правило 4; Карфагенского — правило 13; Антиохийского — правило 19). Подобным сему образом производились издревле и другие важнейшие дела церковные, и на сей конец 37-е правило апостольское повелевает: «Дважды в лете да бывает Синод епископов». То же подтвердил первый Вселенский собор (пр. 5). Но шестой Вселенский собор, приметив, что столь частые собрания епископов неудобны и обременительны для них, предписал (пр. 8) «держать Синоды единожды в год». Между тем большая часть дел, издревле подлежавших Синодам, перешли к патриархам и митрополитам.

И. — Так посему Российская церковь установлением Синода еще ближе подошла к древнему образу священноначалия, а не удалилась от оного?

У. — Точно так. Только по пространству Российской церкви, а также и по нынешнему образу производства дел невозможно было в России быть Синоду один или два раза в год, а нужно было быть всегда. Почему и установлен непременный Синод.

И. — Кого должно считать высшим в священноначалии — патриарха или Синод?

У. — Общий Синод всей Российской церкви мог бы судить самого патриарха. Частный Синод избранных епископов в своем единстве пользуется правами, равными правам патриарха, почему так же, как патриарх, именуется Святейшим. Патриарх есть Синод в одном лице, Синод есть патриарх в нескольких избранных освященных лицах.

1815 год

Date: 2015-05-22; view: 424; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию