Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Живое движение как прототип действия ( Н. Бернштейн , В.П. Зинченко)





Действие, как основная единица анализа мышления, имеет вполне определенную структуру. Оно состоит из трех образующих его компонентов: когнитивного, операционального и эмоционально-оценочного. Мера участия каждого из этих компонентов в процессе решения жизненных проблем разная и зависит от уровня развития интеллекта, характера проблем и личностных особенностей субъекта. Каждый из этих компонентов имеет свою историю развития: когнитивный развивается в направлении от образа к понятию; операциональный – от практических преобразований реальности к свернутым умственным действиям; эмоционально-оценочный - от аффективно-иррациональных к рациональным оценкам. Отношения между компонентами действия таковы, что они образуют взаимосвязанное, взаимообусловленное и развивающееся целое, подчиненное цели, побуждаемое мотивом, значимое и в той или иной степени осмысленное.

Операциональный состав действия был предметом специальных исследований в психофизиологии и психологии. В этих исследованиях было показано, что рефлекс – не элемент действия, а «элементарное» действие, имеющие то же строение, что и само действие. Те моторные акты, которые составляют элементарную основу действий и деятельности, отечественный физиолог Н.А. Берштейн назвал «живыми движениями», а психолог В.П. Зинченко – «хронотопом».

Микроструктурный анализ действий, предпринятый Зинченко позволил сделать следующие выводы:

Во-первых, элементарные действия совершаются не в вакууме, а опираются на те процессы, которые имеются в опыте индивида, другими словами, у них есть прошлое;

Во-вторых, они содержат в себе «образ потребного будущего», иначе говоря, связаны с мотивационно-потребностной сферой субъекта;

В-третьих, они осуществляют преход от прошлого к будущему, превращая желаемое в возможное и, тем самым, творят настоящее;

В-четвертых, живые движения никогда не повторяются и каждый раз строятся заново [9].

Согласно Зинченко, элементарное действие обладает чувственностью по отношению к предмету и по отношению к самому себе, что позволяет строить субъективный образ, адекватный объективному предмету. В этом и заключается сущность человеческих действий и операций, в отличие от тех, которые выполняет машина. Как отмечает А.Н. Леонтьев, «воспринимают не органы чувств, а человек при помощи органов чувств [22, с.127].

В жизнедеятельности человека, как пишет Леонтьев, без труда выделяются разные уровни его существования: биологический, на котором он открывается как природное телесное существо, психологический, на котором он выступает как субъект одушевленной деятельности, социальный, на котором он, реализуя объективные общественные отношения, проявляет себя как личность. Сосуществование этих уровней создает проблему внутренних отношений, связывающих психологический уровень с биологическим и социальным. Общий принцип, которому подчиняются межуровневые отношения, состоит в том, что «наличный высший уровень всегда остается ведущим, но он может быть реализованным только с помощью уровней нижележащих и в этом от них зависит» [22, с.230]

В теории деятельности разработан категориальный аппарат, позволяющий исследовать динамику межуровневых процессов в развитии психических функций и сознания. Важно то, что в этой теории активным, деятельным началом является человек, действующий и познающий мир и себя при помощи тех средств или «психологических орудий», которыми владеет и которые развиваются в том же направлении, в котором развивается человеческое общество.

Date: 2015-05-19; view: 1434; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию