Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Четырехуровневая модель мышления





В конце 60-70-х гг. XX в. в отечественной психологии исследовательский интерес в значительной мере начал концентрироваться вокруг различных аспектов исследования творчества (Я. А. Пономарев, Н.Г. Алексеев, Э.Г. Юдин, И.Н. Семенов и др.). Именно в этом контексте создавалась первоначально модель мышления, условно названная затем четырехуровневой. Исходный материал для построения Ч.м.м. составил анализ решений задач на сообразительность. В этих задачах привычные, как бы само собой разумеющиеся приемы действия не давали ожидаемого результата и для получения правильного ответа надо было найти новое, субъективно неожиданное основание. Вот пример подобной задачи: «Часы отбивают 6 ударов за 6 секунд. Сколько времени уходит на 12 ударов?» Внешняя ее простота весьма обманчива, в чем легко убедиться, приложив для решения определенные усилия.

По данной Ч.м.м. мыслительный процесс представляет собой одновременное движение по четырем качественно не сводимым друг к другу уровням: операциональному, предметному, рефлексивному и личностному.

Операциональный уровень. Природа объектов этого уровня задается его названием, мысль фиксируется на отдельных конкретных действиях либо на связках этих действий (операциях). Решая, напр., арифметическую задачу, человек («в уме» или на бумаге) складывает, вычитает, делит и умножает, а также учитывает, в какой последовательности это сделать. Аналогично и в шахматах, когда, напр., идет конкретный просчет к.-н. варианта. Перемещение фигур («в уме» или непосредственно на доске) играет ту же роль для решения шахматной задачи, что и арифметические операции для решения математической. Наличие любой операции легко установить по характерным признакам: сокращенность, авто — матизированность и преобразование. Понять первый признак легко, сопоставив ход конем начинающим игроком и уже сложившимся шахматистом. В первом случае действие развернуто, надо отсчитать нужное количество клеток, вспомнить о возможности перепрыгивания через свои или чужие фигуры и т.д., во втором — все эти соображения свернуты, слиты в одно действие, не требующее для своего осуществления никаких усилий. Повторяющееся сокращенное действие становится автоматизированным (второй признак). Такое действие может включать в себя несколько шахматных ходов, автоматизированными могут быть стереотипные комбинации и жертвы, маневры отдельными фигурами и т.д. Сокращенное, автоматизированное действие ведет к тем или иным преобразованиям материала (трейтий признак); характер преобразуемого материала может быть при этом каким угодно. Т.о., операции (операциональный уровень движения мысли) будут иметь место в тех случаях, когда осуществляются сокращенные, автоматизированные действия по преобразованию к.-л. материала. Мышление отнюдь не исчерпывается движением по этому уровню, но он играет в нем большую роль, обеспечивая реальное достижение конкретного результата. Так, для шахматистов пробелы на операциональном уровне работы (напр., невозможные ходы, грубые подстановки при расчете в уме на третьем и четвертом ходах) могут оказаться весьма серьезным препятствием в росте спортивных результатов.

Предметный уровень. Здесь объектом выступает сама действительность, с к-рой сталкивается человек, решающий нек-рую задачу. Движение мысли направлено на ее анализ, на максимально полное и адекватное ее понимание в существенных в данном случае особенностях. В сознании думающего (решающего задачу) преднамеренно или непреднамеренно возникают отдельные представления, фрагменты знания, относящиеся к задаче. Данный процесс направлен на построение модели ситуаций задачи. Такая модель дает возможность выработать на ее основе правильный, приводящий к нужному результату план действий. В психологии имеется лаконичное выражение, довольно точно передающее смысл движения мысли на данном ее уровне — построение ориентировочной основы действия. Так, при решении математической задачи вхождение в ее условие, выделение основных зависимостей между заданными величинами, прикидка необходимых для решения формул характеризуют движение мысли на предметном уровне. Для шахмат этому соответствует процесс общей оценки позиции, припоминание различных «тематизмов», принципов разыгрывания стандартных ситуаций, выделение характерных особенностей позиции и т.д. Характер движения на предметном уровне, как правило, заключается в отнесении имеющихся по данному предмету знаний к ситуации задачи. Идет как бы прикидка, при помощи чего, опираясь на что, можно овладеть ситуацией, достичь поставленной цели. Характерными признаками, позволяющими установить, что мысль движется на предметном уровне, служат высказывания, в к-рых описывается либо сама ситуация (проблема) в ее содержательном аспекте, либо знания, необходимые для разрешения ее.

Рефлексивный уровень. Под рефлексией понимают процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. По каким признакам можно судить о наличии рефлексивных процессов? Как правило, рефлексия начинается с сомнения (что не следует отождествлять с неуверенностью как определенной личностной чертой), возникающего, когда привычные приемы действия «не срабатывают». Действие, к-рое почему-либо не получается, не может быть выполнено, должно быть остановлено, чтобы стать объектом рассмотрения. В речи (речевой продукции испытуемого, когда мы имеем экспериментальную ситуацию) эквивалент остановки действия — его фиксация. Именно фиксации выступают формальным признаком перехода на рефлексивный уровень движения мысли, начала движения на нем. Специально выделяя и указывая, как он собирается поступать, в связи с чем, человек тем самым как бы выносит свое действие, его характер на собственное рассмотрение, делает объектом внимания. Заметим, что при очевидности действия и отсутствии затруднения ему это просто не нужно. Второй формальный признак (фиксируемый в речи)

движения на рефлексивном уровне — это вопросы, к-рые начинают задавать испытуемые экспериментатору или сами себе. Вопрос, как правило, уже направлен на выяснение причин затруднения или ошибок. Вопрос предваряет оценку правильности или неправильности своего действия в ходе решения нек-рой задачи. В оценке как бы подытоживается результат работы мысли на рефлексивном уровне. В личностном плане фиксации, вопросы, оценки, вытекающие из них установки на изменение типа действования образуют то особенное «состояние души», о к-ром говорил И. Кант, разъясняя специфику рефлексии. В настоящее время принято говорить о «рефлексивном выходе»; последним словом подчеркивается перевод процессов мышления в иную плоскость, на себя, что и выражается в фиксациях, вопросах (в т. ч. прежде всего повернутых к себе) и оценках. Учитывая сказанное, нетрудно представить поле действия рефлексивных процессов в мышлении шахматиста. Они сконцентрированы (непосредственно в самом процессе игры) в контроле над собственной деятельностью, к-рая к тому же все время должна соотноситься с действиями соперника.

Личностный уровень. Вводя рассматриваемую Ч.м.м., необходимо иметь в виду, что мыслит не нек-рое абстрактное, счетно-решающее устройство, а конкретный человек со всеми индивидуальными особенностями, и это должно быть учтено в представлении о механизме мышления. Отношение человека к решаемой задаче, отношение к себе в процессе решения есть важная составляющая самого этого процесса — органическая его часть, конструктивный элемент, без к-рого нет системы, нет работающего механизма мышления. Объектом внимания на данном уровне выступает, следовательно, сам действующий человек. Направление мысли на «этот объект» обеспечивает возможность связи решения данной, в каждом конкретном случае ограниченной, задачи со всем предшествующим опытом действования, проводить кажущиеся невозможными параллели, связывая несвязы — ваемое, сопоставляя несопоставимое. В движении на личностном уровне обнаруживается собственно специфика человеческого подхода к решению интеллектуальных задач, его отличие от процессов (последовательности операций), реализуемых компьютером. В нем наиболее выпукло выступают достоинства и недостатки индивидуального мышления. Имеется группа показателей, позволяющих установить переход мысли на этот уровень. Характерно возникновение самооценок, характеристик себя в ситуации решения задачи — от предельно простых (типа «я не знаю» или «подобные задачи я уже решал») до дифференцированных («трудно перейти от одного к другому» или «найдешь изюминку, подъем чувствуется»). Спектр самооценок очень широк, анализ их характера (где и когда они возникают, их тип) дает много информации об организованности мышления. Тесно связаны с самооценками мотивировки. В них акцентируется подоснова и план возможного действия, а также отношение к нему: «интересно посмотреть», «это не может быть верным», «сначала надо прикинуть, а уж потом рассчитывать» и т.п. В мышлении на личностном уровне появляются др. люди: ссылки на авторитет, на прецедент решения той или иной задачи, происходит как бы мысленное обращение к чужому опыту. Заканчивая характеристику личностного уровня, подчеркнем две основные функции, выполняемые им в общем движении мысли. Во — первых, личностный уровень — «источник энергии», в нем заложены факторы продолжения (прекращения) начатого действия, им же определяется степень вовлеченности в действие, глубина самоотдачи в процессе его проведения. Во-вторых, на этом уровне осуществляется подключение решаемой задачи ко всему ранее накопленному опыту, т.к. при переходе на личностный уровень происходит выход за границы конкретной ситуации, обусловленной решаемой задачей.

Date: 2015-05-19; view: 1270; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию