Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В соответствии с этими типами дидактических заданий можно выделить шесть видов игр ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Игры первых трех видов содействуют формированию у учеников умений активного, целенаправленного восприятия информации из различных источников знаний в сочетании с умениями классификации и самоконтроля. Наблюдение в этом случае выступает как деятельность, подчиненная определенной познавательной задаче, обогащающая ребенка верными и яркими образами окружающей действительности и служащая основой формирования представлений и понятий. Такое наблюдение тесно связано с развитием мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации. Последняя операция — классификация — с обязательностью включает предыдущие и обоснованно относится к числу универсальных, присутствующих почти в каждом мыслительном акте. В основе любой классификации лежит логическое действие разбиения, при осуществлении которого раскрываются связи 1 При работе с дошкольниками используются 4 вида игр (исключаются игры 3-го и 6-го видов). и отношения между классами и группами объектов, происходит первичное обобщение. Необходимость совершить в игре классификацию (образовать группы объектов) ставит ученика перед задачей выделения в предметах, явлениях, понятиях общих значимых признаков. Выявление того или иного признака, в свою очередь, основывается на восприятии качеств, которыми объект обладает, умении понимать все многообразие его свойств и отношений, умении абстрагировать конкретное свойство в заданном объекте и выделить его в других. Этот путь формирования действий классификации подсказан самой логикой развития мышления детей: от конкретного, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к отвлеченному, словесно-логическому мышлению, благодаря которому появляется возможность усваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Поэтому игры первого вида — это игры, в которых ученикам для группировки предлагаются сначала реальные объекты — геометрические фигуры, небольшие игрушки и предметы, находящиеся непосредственно в поле их зрения в классе, на улице. На первых порах педагог сам задает игрокам основание для группировки, которую они должны выполнить. В других играх этого вида игровая задача, стоящая перед учениками, усложняется, и поиск основания для классификации объектов осуществляется ими самостоятельно. «Группировку зрением» дети проводят и в тех играх, где в качестве игрового материала выступают изображения предметов (картинки). Они помогают педагогу познакомить детей с возможностями включения одного и того же объекта в разные группы в зависимости от того, какое свойство каждый раз лежит в основе группировки, тем самым для определенной степени преодолевая формирование «однолинейности» детского мышления, прикованности к какой-либо одной стороне рассматриваемого объекта. Кроме того, игры этой группы должны помочь учителю обратить внимание детей на то, что признаки, по которым может быть проведена классификация, весьма разнообразны и не могут быть сведены только к внешним (цвет, форма, величина и др.). Он учит их группировать объекты по материалу, из которого они сделаны, функциональным признакам, месту нахождения в пространстве и т.п., постепенно подводя к наиболее сложному виду группировки — смысловой (категориальной), в основе которой лежит выделение родо-видовых отношений между объектами. Игры второго вида направлены на развитие у учеников умений анализировать поступающие посредством слуха сигналы и определенным образом группировать их. В качестве игрового материала сначала могут выступать неречевые звуки (бытовые шумы, звучание музыкальных инструментов, мелодий и др.)- Постепенно следует подводить учеников к группировке речевых звуков — слов по акустическим, формально-структурным или смысловым признакам. Например, в играх, сходных с игрой «Кто сказал комплимент?» дети учатся различать голоса друг друга по индивидуальным тембровым характеристикам, в игре «Угадай, кого позову» — по ритмическому рисунку и слоговой структуре слов, а в игре «Летает — не летает» основой группировки слов служит их значение. Игровая задача может быть значительно усложнена, если классифицировать поступающую на слух информацию ученикам придется по самостоятельно найденному основанию. Игры третьего вида нацелены на развитие сочетанных умений чтения, классификации и самоконтроля. В целом все игры, в ходе которых дети совершают классификационные действия, предполагают обязательное и органичное включение в них контрольно-корректировочных действий. Сначала внешний, идущий от учителя и организующий деятельность детей в ходе игры контроль и постепенный переход к взаимо-и самоконтролю помогают объективно оценить ход и результат каждой игры, правильность действий игроков и определить в ней победителя (победителей). Формирование у учащихся комплекса умений анализировать зрительно представленную информацию и обобщать ее, находя общее в частном, устанавливать родо-видовые отношения — суть дидактических игр четвертого вида. Выполнение этих действий требует от детей высокого уровня развития операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, но в то же время и сами они являются основой формирования подлинно научных знаний, обеспечивают перевод приобретенных знаний из системы конкретного мышления в систему мышления абстрактного. В играх четвертого вида педагог стремится научить детей выделять наиболее значимые, сущностные признаки в предметах и явлениях и на этой основе познавать главное, составляющее внутреннее единство объектов, скрытое за разнообразием их внешних выражений, несущественных признаков, т.е. «поднять» их от ситуативных обобщений («бессвязной связности» по определению Л.С. Выготского) к метаобобщениям — понятиям. Обобщение признаков предметов, явлений ученики осуществляют в играх пятого вида. Фактически игровым материалом таких игр являются представленные в той или иной форме загадки. Определение загадки позволяет рассматривать ее как логическую задачу, содержащую проблемную ситуацию, а поэтому ее отгадывание требует от детей определенного уровня развития интеллектуальных действий, активизирует логическое мышление. Важно и то, что загадка всегда является описанием не конкретного предмета или явления, а описанием вида предметов (явлений). Следовательно, чтобы ее отгадать, требуется не только знание признаков объекта, но и умение увидеть среди них существенные, установить их иерархию, соотнести слово с существенными признаками, составляющими содержание понятия и закрепленными в слове. Игры последнего, шестого вида способствуют становлению у детей умений обобщать прочитанный материал, проверять правильность его обобщения. Такие игры по своему содержанию уже близки к собственно учебным заданиям, но при умелой методической инструментовке могут проходить очень интересно и с большой пользой для учеников. Таким образом, проводимые в определенной системе дидактические игры обеспечивают единство и- взаимосвязь в формировании информационно-ориентировочной, операционно-исполнительной и контрольно-коррекционной функций учебной деятельности. Но, как убедится педагог, помимо непосредственной реализации этой задачи все игры в значительной степени будут эффективно содействовать развитию познавательной сферы и личности каждого играющего ребенка путем совершенствования зрительного и слухового восприятия, мыслительных операций, речи, непроизвольной и произвольной логической памяти, внимания, воли и т.п. Уяснение принципа включения игр в программу и переосмысление с позиций представленного выше подхода дидактических и игровых задач, игровых действий, правил и результатов тех игр, которые педагог использует в своей практике или находит в методических сборниках поможет ему более рационально использовать их интеллектуально-развивающие ресурсы и самостоятельно создавать авторские, оригинальные дидактические игры, проводя их с детьми на уроках или в часы досуга. Важным при этом является то обстоятельство, что планирование игр в течение учебного года программой жестко не регламентируется, а главным ориентиром их включения в образовательный процесс служит уровень развития общеучебных интеллектуальных умений и учебной деятельности учеников (высокий, средний или низкий, требующий начинать работу практически с «нуля»). Приступая к реализации игровой программы, учитель должен помнить о двойственности своей позиции в любой детской игре. Являясь ее инициатором, организатором, он одновременно выступает в роли равноправного партнера детей по игре, ее активного участника. Поэтому от доброжелательного, мажорного тона, который задает взрослый на протяжении всей игры, во многом зависят интерес к ней детей, их эмоциональный настрой, характер взаимоотношений друг с другом, успешность игровых действий, достижение игрового результата и многое другое. Можно уверенно утверждать, что игра, в отличие от всех прочих методических средств, требует «особого состояния» проводящего ее педагога, и если он сам это хорошо понимает, то, без сомнения, сможет сделать так, чтобы игра действительно стала для его учеников «школой мышления» — школой естественной, радостной и совсем не трудной!
Таблица 1 Классификация игр детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста
Date: 2015-05-19; view: 637; Нарушение авторских прав |