Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эпох и стран
Наблюдения за играми детей разных стран и народов, изучение черт сходства и различия в их играх и играх детей более ранних эпох по сохранившимся в исторических документах описаниям подводит исследователей к весьма интересным открытиям и находкам. Так, в конце XIX в. ответ Е.А.Покровского на вопрос «Что есть детская игра и как к ней в различные времена относились народы...?» звучал так: «Детская игра, по характеру своему, составляет один из видов деятельности организма...деятельности такой, которая существенным образом отличается от серьезной работы, т.к. всякая серьезная работа имеет целью удовлетворение каких либо практических задач жизни, между тем как всякая игра, в т.ч. и детская, не задается никакой предвзятой целью, а наоборот, сама по себе составляет и цель, и действие, и наслаждение; кроме же того в данном случае деятельность, выражающаяся в игре, является еще как бы специально приспособленною и совершается в силу внутренних, физиологических потребностей и побуждений, наиболее свойственных молодому организму... Мы должны допустить, что а) игры во все времена и у всех народов во всяком случае были непременно; б) многие из игр представляли собою большую оригинальность, смотря по свойствам и образу жизни народа; в) множество игр разных народов, наоборот, представляли между собою и большое сходство...». До настоящего времени значительный интерес представляет сделанная Е.А. Покровским попытка выяснить место игры в жизни детей, принадлежавших к разным историческим эпохам и разным народам. Так, по его мнению, ни один народ на свете не ценил так высоко в деле частного и общественного воспитания разнообразных (преимущественно подвижных и спортивных) игр, как древние греки. «Игры ставились у них на ряду с умственным и изящным образованием и были плодом стремлений греков к прекрасному, т.к. здесь тоже требовалась так же изящная соразмерность, ловкость тела, без чего у греков не обходилось ни одно дело». Действительно, древнегреческий философ Платон утверждал, что от характера и постоянства репертуара игр детей зависит в будущем установление законов в обществе и их прочность. «Во всех государствах...никому неведомо, что характер игр в высшей степени влияет на установление законов в том смысле, будут ли установленные законы прочными или не будут. Если игры установлены так, что одни и те же лица принимают участие в одних и тех же играх, точно так же соблюдая при этом одни и те же правила и радуясь одним и тем же забавам, то все это позволяет пребывать незыблемыми также и серьезным узаконениям. Если же молодежь колеблет это однообразие игр, вводит новшества, постоянно прибегает к разным изменениям и не одно и тоже всегда считает себе любезным... для государства нет ничего более гибельного, чем все это». Игры детей своеобразно отражали и систему общественных отношений античного общества. Многие детские игры носили политический характер — игры «в царя», «в судьи», которые были свойственны детям свободных граждан Афин; дети же рабов осваивали в игре иные общественные роли. Они рано взрослели, включаясь в трудовую деятельность взрослых, а их игры были кратковременны и эпизодичны, так как труд занимал основную часть времени. Первые и средние века христианства в Европе отличались чрезмерным аскетизмом, а поэтому в играх детей, как и в танцах, видели лишь «выплясывание перед дьяволом». Лишь иногда и в период этого мрачного времени перепадали для детей дни веселья, в течение которых им дозволялось играть в бабки или палки, катать обручи, мячи и др. Аскетическому и религиозно-схоластическому характеру средних веков до некоторой степени противодействовало рыцарство. В число благородных пристрастий рыцарей входили верховая езда, плавание, стрельба из лука, фехтование, охота, игра в шахматы и стихотворство. Благодаря этому, физические упражнения поощрялись с ранних лет, и, разумеется, сначала в форме игр. Различия в характере народов неизбежно привносят определенный и порой достаточно выраженный оттенок в игры. Характер народа также определенным образом сказывается на детских играх, «отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем дети играют с большим увлечением и непринужденностью... а вследствие того с большею свободою для проявления своего национального характера». В то же время, продолжает это интересное и весьма обоснованное наблюдение Е.А.Покровского современный исследователь игры С.А. Шмаков, игры помогают народам хранить и развивать свои наиболее привлекательные черты характера, а также устанавливать посредством игр связь между поколениями. Так, англичане, изолированные островным характером своей страны, изобрели коллективные игры — футбол, баскетбол, регби; эти игры являются составным компонентом программы воспитания подрастающего поклонения и до сих пор. Определенной спецификой отличаются игры жителей Италии, Франции и других стран. В жизни русского народа различного рода игры и игрища с давних времен занимали весьма заметное место. Игрой на Руси называли такие разные и далекие, на первый взгляд, явления, как пляски, танцы, хождение под песни, хороводы, шалости, забавы, подвижные игры, гулянья молодежи. С игрой в широком значении связано понятие праздника, веселья, отдыха. В старину было особенно много игрищ, праздников и обрядов с оттенками языческого культа, зрителями которых были и дети; по мере взросление дети приобщались к традиционной празднично-игровой культуре взрослых. Исследователи говорят о возможности составления своеобразного игрового календаря детей и подростков как части быта взрослых, издавна включавших подрастающих детей в круг своих интересов. Народные игры, а главное, соответствие игрового календаря строгому порядку жизненных и хозяйственных циклов раскрывали перед ними крестьянский мир и способствовали формированию их представлений, мировоззрения и национального самосознания. Но было и другое понятие игры — в значении детской забавы с игрушкой в доме, с братьями и сестрами, со сверстниками, а иногда с родителями. В целом для русской традиции на протяжении многих веков было характерно невмешательство взрослых в детский быт, признание детской игровой автономии, права на игру. Это нашло отражение, например, в охотном изготовлении взрослыми детских игрушек и существовании особого пространства для игр: даже в самой бедной крестьянской избе детям и их играм было отведено особое, «небесное» место — на полатях (дощатый настил над печкой), замечает В.В. Абраменкова Яркий отпечаток на направленность и характер детских игр накладывают и сезонно-климатические условия. Так, резко различаются игры народов, проживающих в южных и северных странах. Игры летние имеют подвижный характер, зимние игры — это игры комнатные драматические или умственные, утверждает исследователь детской игры начала XX в. В.Н. Всеволодский-Гернгросс. Вместе с тем в играх детей разных стран мы находим и чрезвычайно схожие игры и игровые сюжеты. У детей всех стран и эпох, несмотря на расхождения в окружающих условиях, всегда пробуждаются на определенных ступенях возраста одинаковые «инстинкты игры». «Игры, связанные с бросанием, игры в куклы, игры в войну, безусловно, выходят из рамок времени и пространства, социального слоя, национальной дифференцировки, прогресса культуры... Общие формы игры остаются неизменны», — писал в связи с этим В. Штерн. Существуя не одно столетие, такие межнациональные игры могут быть смело отнесены к «игровым универсалиям». Конкретное же содержание, например, игры в войну — кто с кем воюет, каким оружием и как организуются игровые действия — всецело определяется историческим моментом. Сходство имеют также игры мальчиков и девочек разных времен и народов: «мальчики ищут движения и шума, они любят барабаны, волчки, маленькие повозочки, девочки больше любят такие вещи, которые доставляют удовольствие глазу — зеркала, мишуру, наряды и, прежде всего — куклы» (Ж.-Ж. Руссо). Таким образом, находясь в тесной связи с социально-экономическим уровнем развития общества и культурными традициями народа, игра эволюционирует вместе с обществом. Серьезный отпечаток на игру накладывают и особенности исторических эпох, и господствующие в них педагогические взгляды на цели, содержание и методы воспитания подрастающего поколения. Любая игра, попадая в одни условия, развивается, в других — трансформируется, а в третьих просто перестает существовать. Но, как и другие виды человеческой деятельности, игра не возникает спонтанно, сама собой, а передается ребенку людьми, которые уже умеют играть. Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в уже существующий «мир» игры, в мир играющих людей. Способы игрового поведения транслируются детям через взрослых — родителей, ближайших родственников или педагогов, которые выступают посредниками между детьми и нормами игры. Естественное «втягивание» в игру происходит и в том случае, если ребенок входит в разновозрастную группу, включающую несколько поколений детей. Тогда старшие дети, умеющие «хорошо играть», учат этому младших детей. Постепенно младшие дети накапливают игровой опыт и становятся «носителями» игры, игровых традиций, передающими их новому поколению. Наконец, существует еще один канал передачи игровой культуры — через игрушку, т.е. предмет, специально предназначенный для игры; первоначально участие взрослого в такой игре также необходимо. Игрушка способствует появлению того или иного вида игры, и сама игра, в свою очередь, развиваясь, требует все новых игрушек. Date: 2015-05-19; view: 517; Нарушение авторских прав |