Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Еще позже «игривость простирается в макросферу» — мир, разделенный с другими





Попытки соотнести последовательную смену игр и возраст детей предпринимались многими исследователями. Напри­мер, в начале XX в. Д. Джонсоном была дана периодизация детских игр, в соответствии с которой в первый период — от О до 3 лет — игры ребенка определяются специальными по­требностями и условиями развивающегося мозга и тела. Игры этого периода — это «сосание, хватание, пускание слюней, хва­тание ртом, лягание и другие движения членов; опыты при помощи чувств: вкуса, осязания, зрения, слуха, обоняния, тем­пературы; приобретение умения управлять телом; болтовня, состоящая в ряде бессмысленных звуков; подражание, полза­ние, лазание, ходьба, разговор, запоминание, повторение, воспо­минание, исследование, созидание и разрушение...».

В возрасте 4—б лет, т.е. во второй период развития детс­кой игры она также заключает в себе характерные черты роста и развития ребенка. Играм этого периода свойственно свободное движение (преимущественно ради самого движе­ния, не ради его результатов), сосредоточенность на обыден­ных предметах и на том, что можно с ними сделать, а также игра воображения и подражание (игры в дом, магазин, в же­лезную дорогу, в шитье, в стряпню).

В третьем периоде (возраст детей 7—9 лет) в центре также находятся разнообразные двигательные игры: простые игры-соревнования, традиционные (народные) игры, игры-пресле­дования, а также игры строительные, драматические, изобра­зительные, игры в куклы и др.

Четвертый период развития игр (возраст детей 10—12 лет) характеризуется заменой игр малокооперативных играми кооперативными, преимуществен­но подвижного характера.

Специфическую периодизацию детских игр можно найти в работах Д.А. Колоцца, В. Штерна, Ж. Пиаже и др.

В России попытки выделить и описать различные стадии развития детской игры предпринимались многими исследо­вателями.

Определенный интерес представляет, например, попытка А.С. Макаренко охарактеризовать стадии развития игры также в сравнении с возрастом детей.

Первая стадия — от рождения до 5—6 лет — это время комнатной игры, вре­мя игрушки. Ребенок предпочитает играть один, редко до­пускает участие 1—2 товарищей; в играх этой стадии раз­виваются личностные способности ребенка.

На второй ста­дии — от 5—6 до 11—12 лет — предпочтение одинокой игры перерастает в интерес к товарищам, к групповой игре. В этот период усиливается стремление детей к подвижным играм на свежем воздухе и играм во дворе.

Третья стадия харак­теризует ребенка как члена не только игрового, но учебного коллектива. Игра в связи с этим принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, связанной с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины.

В последнее время все чаще звучит тезис о том, что при характеристике этапов развития детской игры следует исхо­дить не только и не столько из возраста детей, сколько из возраста самой игры. Так, уже у Л.С. Выготского эволюция детской игры представлена в виде движения от игр с явной мнимой ситуацией и скрытыми правилами к игре с явными правилами и скрытой мнимой ситуацией. Ребенок сначала развертывает игры с мнимой ситуацией, которая первоначально очень близка к реальной ситуации, а правила в ней находятся в высшей степени сжатом, «скомканном» виде. Игра здесь больше напоминает воспоминание, чем воображение, она — воспоминание в действии. По мере развития игры происхо­дит осознание ее цели, которая становится решающим фак­тором игры и определяет аффективное отношение к ней ре­бенка. Наконец, в конце развития игры вперед «выступает отчетливо то, что было в зародыше вначале. Выступает цель — правила... Выступает и...некоторый рекорд, также очень тесно связанный с целью».

Обобщая результаты исследований этапов (стадий) разви­тия игры, Г.Г. Кравцов для более точного определения игры выделяет два ее главных признака — непродуктивный ха­рактер и преобладание воображаемого плана над реальным (создание «мнимой ситуации» в терминологии Л.С. Выгот­ского). Эти особенности игры могут рассматриваться как не­обходимые и достаточные признаки, позволяющие отличить ее от других видов активности. Ученый делает акцент на том, что детская игра — это «способ вхождения ребенка в мир человека... Побудительные силы детской игры лежат в пространстве будущего, в области внутренней свободы, а не в отношениях каузальной необходимости. В игре происходит... пробуждение новых сил и энергий, подключение ребенка к смысловым полям и истокам человеческой культуры».


Поскольку непродуктивность детских игр на протяжении всего детства очевидна, исследователь сосредоточивает вни­мание в большей степени на втором признаке игре — мни­мой ситуации. Впервые, по мнению Г.Г. Кравцова, ее создает не ребенок, а «взрослый в содеятельности и общении с ребен­ком». К концу младенческого — началу раннего возраста дети начинают отзываться на специфические действия и обраще­ния близких взрослых, провоцирующие незамысловатую игру. Ребенок начинает стремиться к игровым ситуациям. Не умея еще активно создавать, не владея воображением, он вовлекает в игру взрослого и через него получает доступ в мир игры.

В числе первых самостоятельных игр ребенка возраста двух с половиной — трех лет исследователь называет режиссерс­кие игры. Они еще очень похожи на предметно-манипуля-тивную деятельность, однако это уже — настоящая игра, оп­ределяющей характеристикой которой является особая логи­ка действий ребенка с предметами и наделение их игровым смыслом. Начальные формы режиссерской игры отличаются известной примитивностью сюжета, однообразием действий с предметами, сравнительной непродолжительностью, ситуативностью возникновения и эпизодичностью. Все это резко от­личает их от полноценно развитой режиссерской игры в стар­шем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Почти одновременно с режиссерской игрой или чуть поз­же в младшем дошкольном возрасте возникает еще один вид самостоятельной детской игры — образно-ролевая игра. Ее отличием является то, что ребенок принимает на себя своеоб­разную роль, которую правильнее будет назвать игровым пер­сонажем-образом — ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно, и, воспроизводя какое-то специфическое действие или даже позу, ведет себя так, как полагается действовать воображаемому объекту.

Следующий вид детской игры, возникающий и наиболее интенсивно развивающийся в среднем дошкольном возрасте — это сюжетно-ролевая игра, ее источниками являются пред­шествующие ей режиссерские игры и образно-ролевые игры.

Так, предметное манипулирование и управление игрушками в режиссерских играх формирует у детей способность сюжетотворчества, видение игровой ситуации в целом и умение посмотреть на ситуацию глазами разных персонажей. В то же время способность к отождествлению, развивающаяся в образно-ролевой игре, является одной из фундаментальных общепсихологических способностей и имеет большой вес в творческом потенциале личности.

Однако сюжетно-ролевая игра не является вершиной раз­вития игровой деятельности в дошкольном возрасте. К концу дошкольного периода появляется еще один вид игр — игры с правилами, деятельность детей в них приближается по своему характеру к принципиально новой деятельности — учебной.

Представленная Г.Г. Кравцовым последовательность сме­ны игр и развертывания игры как детской деятельности в целом носит логичный и естественный характер. Все ранее освоенные виды детской игры не исчезают, они продолжают развиваться, становясь все более сложными и совершенными. Каждая фаза дошкольного периода детского развития харак­теризуется определенной совокупностью сосуществующих видов игровой деятельности, среди которых только один яв­ляется новым, впервые формирующимся видом игры. Если же не будет благоприятных условий, способствующих своев­ременному овладению ребенком постепенно усложняющимися игровыми умениями, то его возможности на каждом этапе могут остаться не реализованными и высокий уровень игры им просто не будет достигнут.







Date: 2015-05-19; view: 537; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию