Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тест по определению профессионального личностного типа (ПЛТ) Дж. Голланда
Цель -диагностировать профессиональный личностный тип. Инструкция: «В методике попарно представлены различные профессии и должности. В каждой паре профессий и должностей найдите ту, которой Вы отдаете большее предпочтение, и в бланке ответов поставьте знак «+» рядом с номером выбранной в паре профессии или должности». Текст опросника 1а. Инженер-техник. 1б. Инженер-контролер. 2а. Вязальщик. 2б. Санитарный врач. 3а. Повар. 3б. Наборщик. 4а. Фотограф. 4б. Заведующий магазином. 5а. Чертежник. 5б. Дизайнер. 6а. Философ. 6б. Психиатр. 7а. Ученый-химик. 7б. Бухгалтер. 8а. Редактор научного журнала. 8б. Адвокат. 9а. Лингвист. 9б. Переводчик художественной литературы. 10а. Педиатр. 10б. Статистик. 11а. Организатор-воспитатель. 11б. Председатель профсоюза. 12а. Спортивный врач. 12б. Фельетонист. 13а. Нотариус. 13б. Снабженец. 14а. Перфоратор. 14б. Карикатурист. 15а. Политический деятель. 15б. Писатель. 16а. Садовник. 16б. Метеоролог. 17а. Водитель троллейбуса. 17б. Медсестра. 18а. Инженер-электрик. 18б. Секретарь-машинистка. 19а. Маляр. 19б. Художник по металлу. 20а. Биолог. 20б. Главный врач. 21а. Телеоператор. 21б. Режиссер. 22а. Гидролог. 22б. Ревизор. 23а. Зоолог. 23б. Зоотехник. 24а. Математик. 24б. Архитектор. 25а. Работник детской комнаты милиции. 25б. Счетовод. 26а. Учитель. 26б. Милиционер. 27а. Воспитатель. 27б. Художник по керамике. 28а. Экономист. 28б. Заведующий отделом. 29а. Корректор. 29б. Критик. 30а. Завхоз. 30б. Директор. 31а. Радиоинженер. 31б. Специалист по ядерной физике. 32а. Наладчик. 32б. Механик. 33а. Агроном. 33б. Директор учреждения. 34а. Закройщик-модельер. 34б. Декоратор. 35а. Археолог. 35б. Эксперт. 36а. Работник музея. 36б. Консультант. 37а. Ученый. 37б. Актер. 38а. Логопед. 38б. Стенографист. 39а. Врач. 39б. Дипломат. 40а. Главный бухгалтер. 40б. Директор. 41а. Поэт. 41б. Психолог. 42а. Архивариус. 42б. Скульптор. Бланк ответов
Теоретическая основа. 6 профессиональных личностных типов: 1) реалистический (Р), 2) интеллектуальный (И), 3) социальный (С), 4) конвенциальный (К), 5) предприимчивый (П), 6) артистический (А). Обработка данных. Данные из бланка ответов переносятся в ключ, а далее подсчитывается сумму плюсов по каждому столбцу, соответствующему профессиональному личностному типу. Наибольшие суммы плюсов в столбцах указывают на преобладание профессиональных личностных типов. Ключ
Интерпретация результатов 1. Реалистический тип - несоциальный; ориентированный на настоящее; эмоционально стабильный; занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами); отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности; развиты математические, невербальные способности. Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д. 2. Интеллектуальный тип - несоциальный; аналитичный; рациональный; независимый; оригинальный; преобладают теоретические ценности; любит решать задачи, требующие абстрактного мышления; интеллектуал; гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик и др. 3. Социальный тип - обладает социальными умениями; нуждается в контактах; стремится поучать и воспитывать; психологический настрой на человека; гуманность; старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен; часто зависим от мнения группы людей; проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться; обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (профессии: учитель, врач, психолог и др.). 4. Конвенциальный тип - предпочитает четко структурированную деятельность; характер стереотипный, конкретный, практический; не проявляет критичность, оригинальность; консервативен; зависим; ригиден (не любит смену деятельности); слабо развиты организаторский способности; преобладают математические способности. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом. 5. Предприимчивый тип - избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность; любит приключения; доминантен; любит признание; любит руководить; ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости; хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью; агрессивен; предприимчив; обладает хорошими вербальными способностями. Предпочтительны следующие профессии и должности: журналист, телеоператор, дипломат, заведующий, директор и т.п. 6. Артистический тип - опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь; независим в решениях; оригинален; высоко развиты моторные и вербальные способности; характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я»; несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества. Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературу и т.п. (профессии: композитор, музыкант, дирижер, художник, поэт, писатель, актер и др.). Модификация инструкции и обработки данных (О.Б.Поляковой) Оценивание предлагаемых профессий и должностей может осуществляться по бинарной шкале (оценивается каждая профессия и должность в предлагаемой паре: если нравится, то ставится «+»; если не нравится - «-») или по 6-балльной шкале (очень нравится - «+++»; нравится - «++»; скорее нравится, чем не нравится - «+»; скорее не нравится, чем нравится - «-»; не нравится - «--»; очень не нравится - «---»). При обработке данных по каждому столбцу подсчитывается количество «+» и количество «-», а потом находится алгебраическая сумма. Наибольшее положительное значение указывает на преобладающий профессиональный личностный тип. 3. Методика «Мотивы профессиональной деятельности» (МПД) Цель - изучить мотивы профессиональной деятельности. Инструкция: «Опросник состоит из ряда утверждений, каждое из которых имеет 3 различных окончания. Необходимо из 3 вариантов окончания выбрать наиболее верный. В бланке ответов следует отыскать соответствующий ответ и отметить его, обведя кружком. Будьте внимательны: для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов». Теоретическая основа. Мотивация - побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Мотивация, обусловливая поведение и деятельность, оказывает влияние на профессиональное самоопределение, на удовлетворенность человека своим трудом. Профессиональная мотивация - действие конкретных побуждений, обусловливающих выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или в соответствующих центрах профориентации. Профессиональная мотивация динамична, изменчива и представляет собой непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах становления (развития) профессионала: на этапе выбора профессии или специальности (взвешиваются все плюсы и минусы предлагаемой работы); в процессе работы по избранной специальности; при смене рабочего места (переход с одного места работы на другое). Профессиональная мотивация формируется в результате целенаправленной деятельности школы, ВУЗа и коллективов, в которых работают выпускники школ, ВУЗов и других учебных заведений. От выраженности профессиональных мотивов зависит эффективность деятельности. Текст опросника 1. Мне нравится: а) выполнять любую работу, если знаю, что мой труд не пропадет даром, б) учиться всему новому для того, чтобы достигнуть поставленных в жизни целей, в) делать все как можно лучше, потому что это поможет мне в жизни. 2. Я думаю, что: а) надо делать все, что поручают, как можно лучше, так как это поможет мне в жизни, б) своей работой надо приносить пользу окружающим, тогда и они ответят тем же, в) можно заниматься чем угодно, если это приближает к достижению поставленных целей. 3. Я люблю: а) узнавать что-то новое, если мне это пригодится в будущем, б) выполнять любую работу как можно лучше, если это будет кем-то замечено, в) делать любое дело как можно лучше, так как это приносит радость окружающим. 4. Я считаю, что: а) главное в любой работе это то, что она приносит пользу окружающим, б) в жизни необходимо все испытать, попробовать свои силы во всем, в) в жизни главное - это постоянно учиться всему новому. 5. Мне приятно: а) когда я делаю любую работу так хорошо, как я это могу, б) когда моя работа приносит пользу окружающим, так как это главное в любой работе, в) выполнять любую работу, потому что работать всегда приятно. 6. Меня привлекает: а) процесс приобретения новых знаний и навыков, б) выполнение любой работы на пределе моих возможностей, в) процесс той работы, которая приносит явную пользу окружающим. 7. Я уверен в том, что: а) любая работа интересна тогда, когда она важна и ответственна, б) любая работа интересна тогда, когда она приносит мне пользу, в) любая работа интересна тогда, когда я могу мастерски ее выполнить. 8. Мне нравится: а) быть мастером своего дела, б) делать что-то самому, без помощи взрослых, в) постоянно учиться чему-то новому. 9. Мне интересно: а) учиться, б) делать все то, что заметно окружающим, в) работать. 10. Я думаю, что: а) было бы лучше, если бы результаты моей работы всегда были видны окружающим, б) в любой работе важен результат, в) необходимо скорее овладеть нужными знаниями и навыками, чтобы можно было самому делать все, что хочется. 11. Мне хочется: а) заниматься только тем, что мне приятно, б) любое дело делать как можно лучше, поскольку только таким образом можно сделать действительно хорошо, в) чтобы моя работа приносила пользу окружающим, так как это поможет мне в будущем. 12. Мне интересно: а) когда я делаю какое-то дело так хорошо, как это могут сделать немногие, б) когда я обучаюсь делать то, чего не умел раньше, в) делать те вещи, которые обращают на себя внимание. 13. Я люблю: а) делать то, что очень всеми ценится, б) делать любое дело, если мне не мешают, в) когда мне есть, чем заняться. 14. Мне хочется: а) выполнять любую работу, так как мне интересен ее результат, б) выполнять ту работу, которая приносит пользу, в) выполнять ту работу, которая мне нравится. 15. Я считаю, что: а) в любой работе самое интересное - это ее процесс, б) в любой работе самое интересное - это ее результат, в) в любой работе самое интересное - это то, насколько она важна для других людей. 16. Мне приятно: а) учиться всему, что мне потом пригодится в жизни, б) учиться всему новому, независимо от того, насколько это нужно, в) учиться, поскольку нравится сам процесс учения. 17. Меня привлекает: а) перспектива, которая откроется мне после окончания учебы, б) то, что после учебы я стану нужным человеком, в) в учебе то, что она полезна для меня. 18. Я уверен в том, что: а) то, чему я научусь, всегда мне пригодится, б) мне всегда будет нравиться учиться, в) после учебы я стану нужным человеком. 19. Мне нравится: а) когда результаты моей работы видны окружающим, б) когда я выполняю свою работу мастерски, в) когда я выполняю любое дело так хорошо, как это могут сделать немногие. 20. Мне интересно: а) когда я качественно выполняю порученное мне дело, б) делать все то, что заметно для окружающих, в) если все знают, что я делаю на своей работе. Бланк ответов (модификация О.Б.Поляковой)
Обработка данных. Каждому горизонтальному блоку в бланке ответов соответствует определенная группа мотивов профессиональной деятельности (см. интерпретацию результатов). Вначале подсчитывается сумма кружков в каждом горизонтальном блоке. Однако в различных группах мотивов присутствует неодинаковое количество вариантов ответов. Для сравнения суммы баллов первой и второй групп необходимо умножить на 2, а третьей и четвертой на 3. Полученные 4 суммы имеют одинаковый «вес» баллов и могут сравниваться друг с другом. Наибольшее значение указывает на ту группу мотивов профессиональной деятельности, которая превалирует над другими. Далее группы мотивов можно проранжировать по степени значимости. Интерпретация результатов. Выделяют 4 основные группы мотивов профессиональной деятельности: 1) мотивы собственно труда (МСТ), 2) мотивы социальной значимости труда (МСЗТ), 3) мотивы самоутверждения в труде (МСВТ), 4) мотивы профессионального мастерства (МПМ). При характеристике каждой группы мотивов профессиональной деятельности из текста опросника выбираются соответствующие суждения.
Date: 2015-05-19; view: 1290; Нарушение авторских прав |