Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поэтому в пропедевтический период решаются





следующие основные задачи:

1) первичное изучение детей, поступивших в первый класс, (выявление общего и речевого развития детей, уровня сформированности познавательных процессов, возможности и способности овладения учебными знаниями и навыками);

2) развитие интереса к обучению;

3) воспитание навыков речевого общения;

4) развитие фонематического слуха;

5) отработка произносительной стороны речи;

6) формирование зрительного и пространственного восприятия и представления;

7) коррекция моторики руки, подготовка к обучению письму.

 

Первичное изучение детей, поступивших в первый класс.

Не у всех детей с ОНР разные компоненты психофизического развития нарушены в равной степени: у одних это грубые недостатки фонематического слуха, малая дифференцированность слуховых восприятий, у других – неправильное произношение, связанное с дефектами речевого аппарата, у третьих – нарушение моторики или зрительного и пространственного восприятия и представления. В связи с этим, учителю - логопеду необходимо знать имеющиеся нарушения, уметь подобрать специальные коррекционные методы и приемы для их устранения или ослабления, т.е. использовать дифференцированный подход в обучении.

Прежде чем изучать детей, учитель -логопед должен познакомиться с документацией, с данными психолого медико-педагогической комиссии, чтобы выяснить умение ребенка ориентироваться в окружающей действительности, некоторые особенности его познавательной и речевой деятельности. Изучаются такие качества, как целенаправленность, устойчивость, сознательность, продуктивность, качество речи и уровень учебных знаний и навыков. Изучение медицинских документов покажет состояние слуха, зрения, особенности моторики, наличие соматических заболеваний. Все это дает основание с первых дней прихода ребенка в школу найти правильный к нему подход.

На добукварные занятия в специальной коррекционной школе V вида, в логопедической группе отводится один год. В течение первых недель учебного года учитель выясняет, что ребенок знает о своей семье, ее составе, родственных отношениях, может ли назвать свое имя, фамилию, отчество, имя и фамилию своих родителей, сестер, братьев, бабушек, дедушек. В этот период устанавливается, какие сведения дети имеют о растениях, животных, временах года. Умение называть одним словом группу родственных предметов и перечислять предметы, входящие в ту или иную группу покажет уровень простейших обобщений. Эти занятия проводятся на уроках развития речи.

 

Развитие интереса к обучению.

Необходимость особого внимания педагога к развитию у детей с ОНР интереса к учению объясняется двумя причинами. Первая связана с низким уровнем познавательных интересов. У многих учащихся с ОНР недостаточно развита потребность научиться читать, писать, считать, и т. п. Вторая причина состоит в том, что пребывание ребенка с нарушением речи в массовой школе отражается на его психике: теряется уверенность в правильных высказываниях, он стесняется своего нарушенного звукопроизношения, появляется замкнутость или излишняя разболтанность. Потеря у ребенка уверенности в себе обычно удаляет те зачатки интереса к учению, которые у него были.

Учебные занятия следует организовать так, чтобы первоклассники почувствовали уверенность в своих силах, перестали стесняться своего дефекта речи, полюбили школу, чтобы у них появилось желание учиться.

Основные направления в работе по пробуждению и развитию интереса к учению заключаются в создании таких условий, когда дети чувствуют необходимость во владении грамотой, когда им предлагаются доступные задания, выполнение которых постепенно восстанавливает у ребенка утраченную уверенность в своих возможностях, когда широко используются игровые приемы.

Таким образом, первое требование, которое предъявляется к занятиям в добукварный период,— это доступность тех знаний и навыков, которые должен усвоить ребенок. Нельзя предъявлять ему заданий, которые он еще не в состоянии выполнить. Следующее требование состоит в том, что на первых порах занятия должны в большей степени носить игровой характер.

В пропедевтический период обучения грамоте детей с ОНР необходимо сочетать словесные, наглядные и практические методы обучения. Использовать в добукварный период и в дальнейшем, при обучении грамоте, разнообразный дидактический, материал: натуральные предметы, игрушки, макеты, чучела, предметные, ситуативные, сюжетные картинки, настольные игры, картинные лото, домино, мозаики, некоторые технические средства обучения (фильмоскоп, проигрыватель, кинопроектор и др.). Применение наглядных пособий должно быть подчинено задаче урока, от которой зависит их количество, место и время демонстрации.

 

 

Развитие первоначальных навыков речевого общения.

У детей с ОНР отмечается длительное отсутствие активной речи, недостаточное понимание обращенного к ним высказывания, что затрудняет формирование коммуникативной функции языковой деятельности. Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Поэтому развитие речи на основе практического усвоения средств языка выступает как одна из главных задач уже в пропедевтический период обучения грамоте.

Прежде всего необходимо учить детей понимать и выполнять несложные инструкции: «Встань», «Сядь»,_ «Подойди к доске», «Возьми тетрадь, карандаш, ручку», «Покажи, где лежит тетрадь», «Положи тетрадь на стол, в портфель» и др. В данном случае слово взрослого становится регулятором поведения ребенка, организует его деятельность.

В дальнейшем, создавая условия, побуждающие школьника с нарушением речи к высказыванию, учитель должен формировать его речевую деятельность, обеспечить правильное построение фразы.

В самом начале обучения детей с проблемами в речевом развитии, особенно необходимо соблюдать общедидактические требования к постановке вопросов:

1. Вопросы задаются всему классу, чтобы привлечь внимание школьников, учить их слушать и понимать обращенную к ним речь.

1. Учащимся дается время на обдумывание ответа.

3. Вопросы не должны предполагать односложного ответа «да» или «нет».

4. Нельзя задавать вопросы, которые требуют двойного ответа («Каких диких и домашних животных вы знаете?»).

Нельзя, чтобы ученики отвечали всегда только одним словом («Коля», «В парк»). Требование полного, правильно построенного ответа — одно из условий обучения речи.

В дальнейшем рекомендуется так формулировать вопросы, чтобы получать в ответ развернутые высказывания. И если на поставленный вопрос о проведенной экскурсии ученик ответит двумя фразами, это уже шаг на пути формирования связной речи.

К другим методическим приемам обучения школьников с ОНР правильной речи относятся такие ее виды, как сопряженная, отраженная и хоровая речь с движением.

Широко применяется речь с движениями, благоприятно воздействующая на развитие мелкой и общей моторики ребенка. Это, как правило, короткие стихи, четверостишия, сопровождаемые движением рук, туловища, ног. Эти упражнения обычно проводятся во время физкультминутки.

Развитие фонематического слуха.

По мнению методистов русского языка, работе по развитию фонематического слуха у первоклассников с нарушением речи должно предшествовать формирование у них умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. На экскурсии, во время прогулки учитель - логопед предлагает ученикам послушать шуршание листьев под ногами, шелест падающей листвы, передать его звуками: «ш-ш-ш...». Необходимо учить детей слушать и различать голоса некоторых птиц, животных, например кошки («мяу»), собаки («ав, ав»), петуха («ку-ка-ре-ку») и других, а в условиях города различать звуки транспорта (трамвая, машин). Можно провести игру «Кто услышит больше звуков?», или «О чем говорит улица?», или «О чем говорит коридор?», вспомнить, как звенит звонок, передать его голосом («з-з-з»), сказать, где слышали звонки (в школе, в кинотеатре, в трамвае, телефонный звонок, звонок в дверь и т. д.).

Развитию внимания к звукам окружающей действительности способствует чтение учителем - логопедом стихотворений, загадок, потешек, в которых передаются голоса животных.

Следующий этап — членение высказывания на слова. Вследствие того, что у детей с нарушением речи к моменту обучения грамоте, еще недостаточно сформирована связная речь, основой которой является словарный запас, работа по усвоению термина «слово» начинается с называния отдельных предметов, когда слова выступают изолированно, вне предложения. Прежде всего учитель - логопед предлагает рассмотреть предметы, которые выставлены на столе (игрушки, учебные вещи), назвать, подсчитать, сколько их. Далее уточняется, сколько предметов назвали и сколько сказали слов. Повторяется первое, второе, третье слово, как правило, не более трех, т. е. столько, сколько дети могут сосчитать.

С этого момента вводится условно-графическая запись слов, затем предложений, слога, звука, т. е. своеобразная форма материализации, при которой моделируется фонемная структура слова (Д.Б. Эльконин), речевое высказывание (М.Ф. Гнездилов). Запись осуществляется полосками бумаги разной длины и цвета, а также кружочками — для обозначения звуков.

На доске учитель - логопед (у себя на парте — каждый ученик) выкладывает столько полосок, сколько названо слов.

Затем вместо натуральных предметов используют их изображения: называют нарисованные предметы, слова условно-графически записывают.

Только после такой предварительной работы можно предлагать любые слова (пока только названия предметов) без наглядного подкрепления. Учитель говорит слова, уточняет, понимают ли дети их значение, и просит их записать.

Усвоению термина «слово» способствует работа над семантикой слов, которая в пропедевтический период проводится путем различения на слух и в произношении слов, сходных по звуковому составу, различающихся лишь одним или двумя звуками (слов-паронимов). Предлагается назвать предметы, нарисованные на картинке (стол, стул), показать картинки, где изображены мышка, миска, четко произнести названия. Для различения могут быть рекомендованы следующие слова: дом—дым, бочка—почка, сок—сук, кот—кит, кот—крот, коза—коса, лежка—лодка и др.

Далее дети учатся строить предложения на основе непосредственно производимого ими действия, или действия, изображенного на рисунке («ситуативные» картинки), или на тему, данную учителем.

 
 

Учитель объясняет, что сейчас сказали предложение. Предложение записывают одной длинной чертой, указывая его начало и конец:

 
 

Предложение состоит из слов. Уточнив, сколько слов в составленном предложении, называют их и делают соответствующую запись:

 
 

Таким образом, продолжая формировать представление учащихся о слове, необходимо учить их относить к словам названия не только предметов, но и действий. Предложения сначала составляются из двух, затем из трех и более слов. Можно включить в предложение предлог, обратив внимание детей на то, что это маленькое, но отдельное слово и записывать его надо тоже отдельно.

Только после этого можно приступить к членению предложения, данного учителем, без предварительного его составления. Произносить его следует с паузами между словами. Условно-графическая запись помогает учащимся более наглядно осознать состав предложения, сделать его анализ. Следующий этап работы — деление слов на слоги, выделение слога как части слова. Сложность заключается в том, что вначале понятие «слог» и «слово» в силу их созвучия учащимися слабо дифференцируются. Поэтому на первых порах термин «слог» не дается, о нем говорится как о «части слова». Учитель может прочитать рассказ или передать содержание сюжетной картинки, так чтобы некоторые слова, в данном случае имена детей, звучали в послоговой разбивке.

 
 

Внимание учеников акцентируется на том, что слова произносятся по частям, каждое слово состоит из нескольких частей. После этого уточняется, какая часть первая, какая вторая. Условно-графической записью моделируется слоговая структура слова:

В дальнейшем вводится понятие «слог», становясь единственным термином в речи учителя и учащихся.

Последним этапом подготовительных занятий является выделение звуков речи (а, у, м), с которых начинается овладение грамотой.

В современной методике подготовки детей к обучению в школе этап формирования звукового анализа рассматривается как начальный этап ориентировки в фонемной системе языка (Д. Б. Эльконин, Л. Е. Жукова). Основное в этот период — научить способу выделения в слове звуков независимо от их артикуляционной характеристики. Однако вся работа по обучению умениям выделять любой звук, определять его место в слове, подбирать слова, «в состав которых входит определенный звук, предполагает уже сформированное отношение к формальной, звуковой стороне слова, с отвлечением от смысловой его характеристики».

Дети с проблемами в речевом развитии могут овладеть указанными умениями только в ходе всего периода обучения грамоте. В данный период обучения на занятиях ставится задача именно отвлечения от конкретного содержания слова, от его смысла. Внимание учащихся к звуковой структуре слова только формируется.

Знакомство - детей со звуком начинается с выделения слога, состоящего из одного звука, гласного а, который находится в начале слова под ударением, так как в этой позиции гласный легче выделить. Можно предложить детям игровую ситуацию: «К нам в гости пришла кукла. Как звать ее, знаю только я. Давайте называть имена. Может быть, кто-нибудь угадает, как зовут куклу?» Если в классе есть девочка Аня или мальчик Алик, то проще будет соотнести имена детей и куклы. Дальше работа идет уже по знакомому пути: слово делится на слоги, выделяется первый слог. Учитель объясняет, что этот слог состоит из одного звука. Интонационным подчеркиванием он помогает учащимся услышать нужный звук в слове, а затем произнести его изолированно.

Условно-графическая запись звука оформляется в виде квадратика.

Уже на данном этапе некоторые методисты рекомендуют гласные звуки обозначать квадратиком красного цвета, а согласные — синего. Эти обозначения можно будет вводить в ходе постепенного формирования у учащихся умения различать гласные и согласные звуки на слух и в собственном произношении в течение всего процесса обучения грамоте.

Следующие задания направлены на выделение звуков, находящихся в позициях разной сложности (для гласных — это ударность и безударность). Однако в добукварный период эти звуки должны стоять только в начале слова, и их звучание следует интонационно подчеркивать в произношении (Ааалла, ааастра, аааист, ааарбуз и др.). Условно-графическая запись представлена на страницах букваря и азбуки.

Таким образом, подготовив слуховое внимание детей с ОНР к восприятию звуков речи, мы можем продолжать формирование навыка звукового анализа в процессе обучения грамоте.

Несомненно, в ходе подготовительных занятий выделятся дети, у которых трудности в различении звуков проявятся в большей степени, чем у других. Коррекционная работа с ними в до-букварный и букварный периоды поможет им в овладении чтением и письмом. Однако эти ученики должны быть в поле зрения педагога в течение всех лет обучения в школе.

Развитие у учащихся умения слышать и выделять звуки речи в разных позициях, дифференцировать сходные, устанавливать их количество и последовательность в слове способствует предупреждению грубых нарушений чтения и письма.

 

 

Развитие произношения.

Развитие фонематического слуха должно проводиться в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие. Формирование слухового восприятия несомненно способствует коррекции произношения у детей, у которых это нарушение связано с недостатком фонематического слуха. Однако систематическую работу по совершенствованию произносительной стороны речи необходимо вести как фронтально, так и индивидуально или по группам с логопедом.

Данные медико-педагогической комиссии, результаты изучения общего и речевого развития детей, обследование логопеда позволяют выделить детей, нуждающихся в специальных коррекционных логопедических занятиях, которые необходимо организовать с первых дней учебного года. Только при совместной работе логопеда, учителя и воспитателя по обучению детей правильной речи могут быть достигнуты положительные результаты. Итоги логопедических занятий (индивидуальных, групповых) должны закрепляться в классе на уроке и на воспитательских часах.

Однако и сам учитель должен вести специальную работу над произносительной стороной речи: исправление неправильного произношения и развитие артикуляционного аппарата.

В добукварный период на каждом уроке необходимо проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику, которая не связана с произнесением определенного звука, как в букварный период, а включает упражнения, направленные на совершенствование артикуляционного аппарата, развитие речедвигательного механизма — языка и губ. (Лурия А.Р.)

Каждый ребенок в классе должен иметь маленькое зеркальце, чтобы следить за правильным укладом речевых органов при произнесении звуков, когда язык и губы принимают разное положение: язык широкий (лопатой), в виде продольного желобка (лодочкой), узкий (жало), губы улыбаются при слегка сближенных зубах, губы как - хоботок у слона и т. д.

Упражнения желательно проводить в форме дидактических игр, которые подбираются из пособий по логопедии, детских книг.

Уточнению произношения будет способствовать разучивание четверостиший, скороговорок, загадок, в которых наиболее часто встречается тот или иной звук.

 

Звук «о»: Звук «с»:

Ослик был сегодня зол: Спит спокойно старый слон.

Он узнал, что он осел. Стоя спать умеет он.

 

 

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

Для выявления состояния знаний и навыков в области зрительного восприятия и пространственной ориентировки учитель - логопед предлагает детям задания: раскрасить контурные рисунки соответствующим карандашом (огурец зеленый, помидор красный и др.), в указанном порядке расположить предметы (рядом, справа, над, под, около и т. д.).

Во время экскурсии, прогулки, как правило, собирается природный материал (листья, шишки, желуди и др.), который потом используется как счетный на уроках математики, поделочный — на уроках ручного труда. На занятиях в добукварный период он служит для обучения детей умению различать предметы по форме, цвету, размеру, объему и т. д.

Для специальных упражнений применяют сначала цветные полоски бумаги, а затем геометрические фигуры разного цвета и размера. Цель этих занятий — подготовить ребенка к выполнению различных видов учебной деятельности.

Специальные упражнения по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки рекомендуется проводить в следующем порядке.

 

1. Различение наиболее распространенных цветов: черный, коричневый, красный, желтый синий, зеленый, белый. Обычно для первых упражнений берутся одновременно две-три полоски. Детям могут быть предложены такие задания:

· назвать все цвета; назвать цвета в той последовательности, в какой их дал учитель;

· распределить полоски так, как на доске;

· запомнить, как выполнено задание на доске, сделать так же и проверить;

· выполнить упражнение по словесной инструкции учителя - логопеда.

 

2. Воспроизведение из цветных полосок различных сочетаний, напоминающих буквы п, н, ш, т и др. Предварительно проводится тщательный анализ, в ходе которого дети уточняют, из скольких полосок составлена данная фигура, какого они цвета, размера, как расположены.

 

3. Различение сочетаний полосок по цвету, размеру и расположению. Для сравнения берется не более двух сочетаний:

a) различающихся расположением полосок, сходных по цвету и размеру;

b) различных по цвету полосок, сходных по их расположению и размеру, например:

 

 
 

4. Разложение целого на составные элементы и восстановление целого из отдельных частей. Детям предлагаются различные сочетания из цветных полосок в виде несложных знакомых предметов — стол, стул, елочка и др. Устанавливается, на что похожа данная фигурка, из полосок какого размера и цвета она составлена. После этого фигурка разбирается на полоски и затем опять восстанавливается по следам анализа.

Далее дети знакомятся с геометрическими фигурами разного цвета и размера: квадратом, треугольником, прямоугольником, кругом. Последовательность работы устанавливается та же, что и в занятиях с цветными полосками.

Интересны упражнения в воспроизведении геометрических фигур в определенной последовательности: в расположении их по горизонтали, по вертикали; в различении комбинаций из этих фигур; в разложении предмета на составные части и восстановлении целого из отдельных частей. В качестве предметов можно рекомендовать следующие:

 
 

Из усвоенных геометрических фигур получаются разнообразные аппликации:

 

 
 

Эта работа с успехом может быть продолжена на воспитательских часах.

 

Подготовка учащихся к обучению письму.

Моторная неловкость, недостаточная сформированность движений и малая их координированность, особенно мелких мышц руки, вызывает необходимость серьезно заняться подготовкой руки ребенка с ОНР к обучению письму. Эта задача решается, в частности, на занятиях физкультуры и ручного труда (лепка из пластилина, плетение, шитье по проколу, игры с цветной мозаикой, соломкой и другими мелкими предметами). Во время пропедевтических занятий, рассчитанных на подготовку дошкольников к обучению грамоте, в том числе и письму, рекомендуется проводить специальные упражнения для кистей и пальцев рук. И.Лопухина, В. Цвынтарный.

В это же время детки приучаются работать мелом на классной доске и карандашом на листах бумаги большого формата, типа альбомных, поскольку при этом в движение приводятся главным образом длинные мышцы руки, которые лучше развиты. Данные упражнения следует выполнять без помощи линейки.

 

Виды упражнений:

1) обводка по шаблону или трафарет:

 

2) обводка по контуру:

 

3) соединения по точкам:

 

 
 

4) раскрашивание и штриховка в разных направлениях с соблюдением предела:

 

Только после такой подготовительной работы рекомендуется дать ребенку тетрадь, научить его пользоваться ею, бережно относиться к ней, познакомить с правильной посадкой во время письма.

Первые упражнения в тетрадях — это орнаментальное рисование. По трудности они располагаются в следующей последовательности.

1. Рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и из ломаных линий:

2. Вычерчивание кривых линий:

3. Зарисовка предметов, напоминающих по форме буквы: т, ш, н, и.

4. Рисование знакомых предметов:

5. Рисование бордюров из прямых, кривых и ломаных линий:

6.Рисование узоров из геометрических фигур:

7. Рисование бордюров из волнистых линий:

Следующие упражнения направлены непосредственно на обучение письму элементов букв. Дети пишут: прямые палочки, палочки с закруглением внизу и вверху, петельки, овалы, полуовалы и др.

Методика упражнений в написании каждого элемента может быть представлена в следующем виде.

1. Предъявление образца на таблице, рассматривание его, анализ, обведение указкой.

2. Объяснение написания элемента и написание его на доске логопедом.

3. Письмо элемента детьми в воздухе.

4. Написание элемента детьми на доске по готовому образцу и самостоятельно.

5. Рассматривание образца, подготовленного логопедом в тетрадях.

6. Письмо элемента в тетради по контуру.

7. Самостоятельное письмо.

В процессе подготовительных занятий могут быть выявлены учащиеся, которые испытывают большие затруднения в овладении техникой письма. Связано это бывает с нарушением моторики, а также со зрительными и пространственными нарушениями: дети не видят рабочей строки, не знают, откуда надо начинать писать, в какую сторону, выходят за пределы строки.

В работе с такими учениками приходится применять дополнительные приемы: очерчивать рабочую строку красным цветом; указывать другим цветом, чертой или точкой начало строки использовать ориентиры — обведение, соединение по контуру, точкам, написание по одной точке.

Подготовка учащихся к овладению первоначальными навыками грамоты проводится на уроках чтения и письма. Они названы так условно, поскольку на тех и других уроках детей готовят к обучению и чтению и письму, но на уроках чтения больше времени отводится развитию речи, фонематического слуха, произношению, а на уроках письма — развитию моторики мелких мышц руки, зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Каждый урок чтения должен начинаться с проведения артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, а каждый урок письма — со специальных упражнений для развития мелких мышц руки.

Не всегда бывает возможным корригировать недостатки детей путем фронтальных занятий, поэтому в течение урока с наиболее слабыми учениками учитель должен работать индивидуально.

 

 

Date: 2015-05-19; view: 1537; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию