Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функциональные классификации мышленияПсихологи различают творческое и практическое мышление. Условия их успешного осуществления почти противоположны (Б. М. Теплов). Творческое мышление — это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов. Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое выявляет их недостатки и дефекты. Для эффективного решения задач необходимы оба вида мышления, но используются они раздельно, т.к. являются помехой друг для друга. Творческий и критический типы мышления являются этапами группового способа решения задач, получившего название «мозговой штурм». Мозговой штурм широко используется для решения разного рода промышленных, административных и других задач. Процедура его проста. Собирается группа людей для того, чтобы «свободно ассоциировать» на заданную тему: как ускорить сортировку корреспонденции, как достать деньги для строительства нового центра или как продать больше чернослива. Каждый участник предлагает все то, что приходит ему на ум и иногда кажется не относящимся к проблеме. Критика запрещена. Цель — получить как можно больше идей (новых), т.к. чем больше идей будет предложено, тем больше шансов для появления по-настоящему новой, хорошей идеи. Идеи тщательно записываются и по окончании мозгового штурма критически оцениваются, причем, как правило, другой группой людей. Цель критического мышления — тестирование предложенных идей: применимы ли они, как можно их усовершенствовать и т.п. Функциональными являются разделения общих способов ориентации человека в мире. Различаются абстрактные и конкретные «мыслительные установки» (К. Гольдштейн). Например, когда мы входим в темную спальню и зажигаем лампу, мы действуем конкретно, даже часто не осознавая того, что мы делаем. Нам просто хочется, чтобы стало светло, и наша реакция непосредственно определяется той внешней ситуацией, в которой мы находимся. Если же мы понимаем, что свет может разбудить спящего в комнате человека, и в соответствии с этим не зажигаем свет, мы подходим к ситуации абстрактно, т.е. выходим за пределы непосредственно данных чувственных впечатлений. Конкретная установка реалистична. При такой установке мы привязаны к непосредственному переживанию вещи или ситуации. Наши мысли и действия направляются непосредственными побуждениями, исходящими от объекта или ситуации. При абстрактной установке мы отвлекаемся от конкретных свойств предметов и явлений. В своих действиях мы ориентируемся на более отвлеченную точку зрения, отделяемся от чувственного впечатления, и конкретные вещи предстают перед нами как частные случаи некоторых категорий или понятий. Здоровый человек сочетает обе эти установки и может переходить от одной из них к другой в зависимости от требований ситуации. У больных с мозговыми поражениями наблюдается сильное нарушение абстрактной установки. Отсутствует абстрактная установка у ребенка первого года жизни, а также у старых людей вследствие возрастных нарушений мозговой деятельности.
|