Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функциональные классификации мышления





Психологи различают творческое и практическое мышление. Условия их успешного осуществления почти противоположны (Б. М. Теплов).

Творческое мышление — это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствован­ного решения той или иной задачи. Порождение новых творче­ских идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов. Критическое мышление пред­ставляет собой проверку предложенных решений с целью опреде­ления области их возможного применения.

Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое выявляет их недостатки и дефекты. Для эффектив­ного решения задач необходимы оба вида мышления, но исполь­зуются они раздельно, т.к. являются помехой друг для друга. Творческий и критический типы мышления являются этапами группового способа решения задач, получившего название «моз­говой штурм». Мозговой штурм широко используется для реше­ния разного рода промышленных, административных и других задач. Процедура его проста. Собирается группа людей для того, чтобы «свободно ассоциировать» на заданную тему: как ускорить сортировку корреспонденции, как достать деньги для строитель­ства нового центра или как продать больше чернослива.

Каждый участник предлагает все то, что приходит ему на ум и иногда кажется не относящимся к проблеме. Критика запрещена. Цель — получить как можно больше идей (новых), т.к. чем больше идей будет предложено, тем больше шансов для появле­ния по-настоящему новой, хорошей идеи. Идеи тщательно запи­сываются и по окончании мозгового штурма критически оцени­ваются, причем, как правило, другой группой людей.

Цель критического мышления — тестирование предложенных идей: применимы ли они, как можно их усовершенствовать и т.п.

Функциональными являются разделения общих способов ори­ентации человека в мире. Различаются абстрактные и конкретные «мыслительные установки» (К. Гольдштейн).

Например, когда мы входим в темную спальню и зажигаем лампу, мы действуем конкретно, даже часто не осознавая того, что мы делаем. Нам просто хочется, чтобы стало светло, и наша реакция непосредственно определяется той внешней ситуацией, в которой мы находимся. Если же мы понимаем, что свет может разбудить спящего в комнате человека, и в соответствии с этим не зажигаем свет, мы подходим к ситуации абстрактно, т.е. выходим за пределы непосредственно данных чувственных впечатлений. Конкретная установка реалистична. При такой установке мы привязаны к непосредственному переживанию вещи или ситуа­ции. Наши мысли и действия направляются непосредственными побуждениями, исходящими от объекта или ситуации.

При абстрактной установке мы отвлекаемся от конкретных свойств предметов и явлений. В своих действиях мы ориентиру­емся на более отвлеченную точку зрения, отделяемся от чувствен­ного впечатления, и конкретные вещи предстают перед нами как частные случаи некоторых категорий или понятий.

Здоровый человек сочетает обе эти установки и может перехо­дить от одной из них к другой в зависимости от требований си­туации. У больных с мозговыми поражениями наблюдается сильное нарушение абстрактной установки. Отсутствует абстракт­ная установка у ребенка первого года жизни, а также у старых людей вследствие возрастных нарушений мозговой деятельности.

Date: 2015-05-19; view: 919; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию