Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типологии мышления





1. Одно из традиционных различений мышления по типам ос­новано на содержании используемых средств — неглядных или вербальных. Известно, что для полноценной мыслительной рабо­ты одним людям необходимо видеть (представлять) предметы в их наглядной конкретности, а другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми понятиями. По-видимому, наглядные и вербальные типы мышления являются «антагонистами»: носите­лям первого бывают труднодоступны даже простые задачи, пред­ставленные в знаковой форме, а носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами.

2. Оригинальные типы мышления были открыты в психоло­гии как бы в противовес логическим «нормам». Так, в отличие от обычного реалистического мышления было выявлено (на мате­риале больных шизофренией) «аутическое мышление» (Э. Блей-ер), полностью подчиненное внутренним желаниям, мотивам человека, допускающее логические противоречия, отождествле­ния себя с предметами, событиями, искажение реальности. В данном случае причудливая мысль больного связана с особенно­стями его аффективной сферы.

Тот факт, что мышление конкретного человека не ограничено беспристрастным логическим рассуждением, подчеркивался так­же при выделении «эмоционального мышления» (Г. Майер). На­пример, пациентка Б. С. в работе К. Юнга о раннем слабоумии являлась Швейцарией, она также — Ивиков журавль, она — вла­делица всего мира и семиэтажной фабрики банковских ассигна­ций, она также — заместительница Сократа.

С точки зрения логики все это является полной бессмыслицей, на самом деле мысли подчиняются аффективным потребностям, т.е. желаниям, а иногда и опасениям: пациентка являлась журав­лем, потому что она хотела освободиться от чувства виновности и порочности; она — Швейцария, потому что она должна быть сво­бодна.

3. По характеру протекания познавательных процессов мыш­ление разделяют на интуитивное и аналитическое: первое совер­шается непосредственно, как «ясное видение» открытого прин­ципа или закона, второе — путем логических умозаключений, постепенно приводящих к нему.

4. По характеру задач, выполняемых человеком, мышление разделяют на практическое и теоретическое. В данном случае мышление человека представляется как единое, однако стоящие перед ним задачи требуют разных способов мыслительной работы.

Работа практического мышления в основном направлена на решение частных конкретных задач: организовать работу завода, разработать план мероприятий и т.п., тогда как работа теоретиче­ского мышления направлена на нахождение общих закономерно­стей, например, принципов организации производства. Практи­ческий ум непосредственно вплетен в практику и подвергается непрерывному испытанию практикой, тогда как работа теорети­ческого ума обычно подвергается проверке лишь в своих конеч­ных результатах.

Качественно разные типы мышления не исключают друг дру­га, но могут сосуществовать. Тем самым, во-первых, мышление в целом представляет собой качественно неоднородное (полиморф­ное) психическое образование, имеющее сложную структуру и

отвечающее различным целям и задачам. Во-вторых, если каж­дый из выделяемой пары типов адекватен для особых, «своих» задач, условий, ситуаций, то, взятые вместе, они могут дополнять друг друга в многообразной человеческой деятельности.

В жизни человека мышление выполняет разные функции. Не­тождественные познавательные задачи требуют разных способов их решения, иногда разных «режимов» мыслительной работы. В связи с этим выделяется функциональное разделение видов мыш­ления.

 

Date: 2015-05-19; view: 577; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию