Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образное мышление





Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В естественных условиях представление высту­пает как «течение» образов, переливающихся, угасающих, переходящих друг в друга. Свободному течению образов, их автоматическому возникновению способствуют тишина, мускульное расслабление, полное спокойствие человека, неподвижность.

Образы, возникающие при этом, строятся путем:

- трансформаци - варьирования выделенных вначале признаков стимула (цвета, формы);

- восстановления, или рединтеграции, когда образы восстанавливают ситуацию, в которой испытуемые встречались с данным объектом;

- удержания или персеверации, когда часть предшествующего образа сохраняется и переносится на новый возникающий образ;

- умножением образа, или мультипликации.

Эти процессы возможны благодаря способности нашей нервной системы содержательно изменять образ[12].

Т. о., поле выбора возможных последу­ющих образов ограничено: последующий образ всегда имеет нечто общее с предыдущим и чем-то от­личается от него. В движении представлений редко происходит полная смена образов (цепь образов обрывается, «темнота», затем начинается уже иной поток), чаще образы «перетекают» — превращаются один в другой. В потоке представ­лений смежные всегда имеют нечто общее.

Смежность представ­лений определяется смежностью объектов в реальности.[13]

Течение представлений отражает связи и отношения представляемых вещей, явлений, си­туации, в том числе и непосредственно неощутимые (сходство и различие, эмоциональная насыщенность и личное зна­чение, функциональная связь и причинно-следственное отношение, логическое отношение и т.д.), то есть движение образов выполняет здесь функции мышления. Хотя образное мышление отображает эти связи наглядно, чувственно (в отличие от понятийного мышления), ставя сами образы в соответствующие отношения, оно также обеспечивает познание действительности, позволяет ориентироваться в ней и решать практические задачи.

Понятийное мышление сформировалось лишь около 4—5 тысяч лет назад, и овладение им даже сегодня связано для человека со значительными трудностями. До 12 — 13 лет ребенок опирается при познании действительности в основном на представления и образное мышление. Даже у взрослого современного человека понятийное мышление чаще всего опирается на образное («понять» зачастую означает «суметь представить себе»). Для людей в обыденной жизни образ­ное мышление привычней и доступней понятийного. Образы жизненного опыта есть у всех; кроме того, не для всех от­ношений и свойств действительности созданы понятия (особенно в таких сложных областях, как жизнь общества, отношения людей, внутренняя жизнь человека).

Образное мышление было основой архаичного «мифологического» мироотношения. Первобытный человек не только регулировал им свою деятельность, но и выражал знания, объясняя действительность через привычные образы, знакомые по опыту, создавая мифы. Объяснительный принцип образ­ного мышления из мифологии стал основой религии и вместе с нею сохранился до сегодняшнего дня.

Другой источник знаний о структурах образного мышления - исследования развития мышления у детей. На уровне образного мышления главную роль играют не логические струк­туры вывода (типа дедукции или индукции), а особый способ умозаключений - трансдукця, где вывод делается на основе внешнего, чувственного, наглядного сходства предметов и их образов, т.е. непосредственных аналогий. Дети в 4—5 лет уже пытаются сформулировать аналогии, на которые опираются их выводы. Исправление ошибок вывода идет через практику. Когда наблюдаемые явления выходят за рамки повседневного опыта, объяснения, как и в мифах, черпаются из аналогии с известными образами собственной деятельности, ее приемами, условиями и мотивами[14].

Образное познание мира лежит в основе искусства. Искусство - познание, отражение определенных связей дей­ствительности, закономерностей человеческой жизни через образы. Образ богаче понятия: насыщен чувством, пронизан эмоциями. Образ в искусстве требует истолкования, активизирует чувство и мысль. В искусстве человек постигает мир через переживание отношения к нему, через соотнесение произведения и его образов со всем своим личным опытом, интересами и целями.

Образный интеллект отражает объективные пространственно-временные свойства реальности иначе, чем сенсомоторный: не через систему двигательных схем, а через способы конструирования пред­ставлений и формы их движения. В отличие от сенсомоторного ин­теллекта, образное мышление позволяет обнаруживать общие связи реальности и ис­пользовать их для взаимодействия с реальностью уже не через практические операции над вещами, а через идеальные операции над образами.

Проявлени­ем образного мышления является воображение[15].

Стимул, воздействующий на психику, по-видимому, оживляет в ней весь прошлый опыт, имеющий отношение к этому стимулу, а затем из него вычленяются элементы, воплощающие одно-два отношения к исходному объекту. Это об­разы, воплощающие связи и отношения, которые в данный момент важны для человека: или они вообще имеют серьезное значение в социальной среде, или существенны субъективно, лич­но для него.



Отбор прежде всего определяется характером задачи, стоящей перед индивидом. Многообразные задачи можно разделить на ти­пы в зависимости от характер стимулов, которыми за­пускается деятельность образного мышления.

1. Внутренние стимулы (эмоции, потребности, цели, стремления, ожидания, притязания). Движение образов, запускаемое только этими факторами, дает аутическое мышление. Его задача - представить пути и результаты удовлетворения эмоций, потребностей, притязаний. Чаще это происходит при неудовлетворенности потребностей, при блокировании путей к достижению целей. Процессы эти могут быть непроизвольными и осуществляться с разной степенью контроля сознания: от сновидений к грезам, мечтам, к развернутому образному прогнозированию, планированию и экспериментированию. При этом человек не обязательно грезит исполнение желаний: стимулирующие потребности, эмоции проявляются скорее в направлении движения образов, чем в их содержании.

2. Внешние стимулы (слова, изображения и т.п.). Задачей здесь оказывается конструирование образов, соответствую­щих этим сигналам. Реконструирующее, или репродуктивное воображение постоянно сопровождает нас в ходе общения с окружающими людьми, непосредственного или через книги и произведения искусства. Усвоение социального опыта без воображения невозможно.

3. Работа образ­ного мышления вызвана задачами деятельно­сти и подчиняется им: нам нужно что-то представить, чтобы сделать это. Так возникает реалистическое образное мышление, или творческое воображение. Основным способом действия такого типа мышления является своеобразный идеальный эксперимент: человек «в уме» пред­ставляет себе события, действия или взаимодействия вещей и их результаты.

В чистом виде, отдельно, эти три вида об­разного мышления не существуют[16]. В зависимости от того, какой тип образного мыш­ления главным образом реализуется, воображение может выполнить разные функции[17].

Представ­ление может представлять с помощью данного образа что угодно, если это «что угодно» находится в определенной связи с непосредственным объектом представ­ления: конкретные вещи, чувства («мечет громы и молнии» - образ гнева), абстракции (разорванные цепи - символ свободы), отноше­ния (прямая линия - образ пропорциональной зависимости). И сегодня наука в наглядных моделях пытается образно воплотить абстрактные понятия - атома, химического состава, кристаллической структуры, функциональной зависи­мости и т.д.

Это уже не просто переработка информации, получаемой от органов чувств в процессе деятельности, а процесс перекодирования. Образы, символизированные, схематизированные и систематизированные, становятся кодом других вещей, на которые они уже мало похожи (солнце не похоже на крест или голову орла). Происходит переход от изображения к обозначению. Но в отличие от «звукового языка», где связь между формой (звучанием) и смыслом совершенно разорвана, здесь еще остается связь между формой объекта и формой его представления.







Date: 2015-05-19; view: 588; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию