Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образное мышление
В естественных условиях представление выступает как «течение» образов, переливающихся, угасающих, переходящих друг в друга. Свободному течению образов, их автоматическому возникновению способствуют тишина, мускульное расслабление, полное спокойствие человека, неподвижность. Образы, возникающие при этом, строятся путем: - трансформаци - варьирования выделенных вначале признаков стимула (цвета, формы); - восстановления, или рединтеграции, когда образы восстанавливают ситуацию, в которой испытуемые встречались с данным объектом; - удержания или персеверации, когда часть предшествующего образа сохраняется и переносится на новый возникающий образ; - умножением образа, или мультипликации. Эти процессы возможны благодаря способности нашей нервной системы содержательно изменять образ[12]. Т. о., поле выбора возможных последующих образов ограничено: последующий образ всегда имеет нечто общее с предыдущим и чем-то отличается от него. В движении представлений редко происходит полная смена образов (цепь образов обрывается, «темнота», затем начинается уже иной поток), чаще образы «перетекают» — превращаются один в другой. В потоке представлений смежные всегда имеют нечто общее. Смежность представлений определяется смежностью объектов в реальности. [13] Течение представлений отражает связи и отношения представляемых вещей, явлений, ситуации, в том числе и непосредственно неощутимые (сходство и различие, эмоциональная насыщенность и личное значение, функциональная связь и причинно-следственное отношение, логическое отношение и т.д.), то есть д вижение образов выполняет здесь функции мышления. Хотя образное мышление отображает эти связи наглядно, чувственно (в отличие от понятийного мышления), ставя сами образы в соответствующие отношения, оно также обеспечивает познание действительности, позволяет ориентироваться в ней и решать практические задачи. Понятийное мышление сформировалось лишь около 4—5 тысяч лет назад, и овладение им даже сегодня связано для человека со значительными трудностями. До 12 — 13 лет ребенок опирается при познании действительности в основном на представления и образное мышление. Даже у взрослого современного человека понятийное мышление чаще всего опирается на образное («понять» зачастую означает «суметь представить себе»). Для людей в обыденной жизни образное мышление привычней и доступней понятийного. Образы жизненного опыта есть у всех; кроме того, не для всех отношений и свойств действительности созданы понятия (особенно в таких сложных областях, как жизнь общества, отношения людей, внутренняя жизнь человека). Образное мышление было основой архаичного «мифологического» мироотношения. Первобытный человек не только регулировал им свою деятельность, но и выражал знания, объясняя действительность через привычные образы, знакомые по опыту, создавая мифы. Объяснительный принцип образного мышления из мифологии стал основой религии и вместе с нею сохранился до сегодняшнего дня. Другой источник знаний о структурах образного мышления - исследования развития мышления у детей. На уровне образного мышления главную роль играют не логические структуры вывода (типа дедукции или индукции), а особый способ умозаключений - трансдукця, где вывод делается на основе внешнего, чувственного, наглядного сходства предметов и их образов, т.е. непосредственных аналогий. Дети в 4—5 лет уже пытаются сформулировать аналогии, на которые опираются их выводы. Исправление ошибок вывода идет через практику. Когда наблюдаемые явления выходят за рамки повседневного опыта, объяснения, как и в мифах, черпаются из аналогии с известными образами собственной деятельности, ее приемами, условиями и мотивами[14]. Образное познание мира лежит в основе искусства. Искусство - познание, отражение определенных связей действительности, закономерностей человеческой жизни через образы. Образ богаче понятия: насыщен чувством, пронизан эмоциями. Образ в искусстве требует истолкования, активизирует чувство и мысль. В искусстве человек постигает мир через переживание отношения к нему, через соотнесение произведения и его образов со всем своим личным опытом, интересами и целями. Образный интеллект отражает объективные пространственно-временные свойства реальности иначе, чем сенсомоторный: не через систему двигательных схем, а через способы конструирования представлений и формы их движения. В отличие от сенсомоторного интеллекта, образное мышление позволяет обнаруживать общие связи реальности и использовать их для взаимодействия с реальностью уже не через практические операции над вещами, а через идеальные операции над образами. Проявлением образного мышления является воображение [15]. Стимул, воздействующий на психику, по-видимому, оживляет в ней весь прошлый опыт, имеющий отношение к этому стимулу, а затем из него вычленяются элементы, воплощающие одно-два отношения к исходному объекту. Это образы, воплощающие связи и отношения, которые в данный момент важны для человека: или они вообще имеют серьезное значение в социальной среде, или существенны субъективно, лично для него. Отбор прежде всего определяется характером задачи, стоящей перед индивидом. Многообразные задачи можно разделить на типы в зависимости от характер стимулов, которыми запускается деятельность образного мышления. 1. Внутренние стимулы (эмоции, потребности, цели, стремления, ожидания, притязания). Движение образов, запускаемое только этими факторами, дает аутическое мышление. Его задача - представить пути и результаты удовлетворения эмоций, потребностей, притязаний. Чаще это происходит при неудовлетворенности потребностей, при блокировании путей к достижению целей. Процессы эти могут быть непроизвольными и осуществляться с разной степенью контроля сознания: от сновидений к грезам, мечтам, к развернутому образному прогнозированию, планированию и экспериментированию. При этом человек не обязательно грезит исполнение желаний: стимулирующие потребности, эмоции проявляются скорее в направлении движения образов, чем в их содержании. 2. Внешние стимулы (слова, изображения и т.п.). Задачей здесь оказывается конструирование образов, соответствующих этим сигналам. Реконструирующее, или репродуктивное воображение постоянно сопровождает нас в ходе общения с окружающими людьми, непосредственного или через книги и произведения искусства. Усвоение социального опыта без воображения невозможно. 3. Работа образного мышления вызвана задачами деятельности и подчиняется им: нам нужно что-то представить, чтобы сделать это. Так возникает реалистическое образное мышление, или творческое воображение. Основным способом действия такого типа мышления является своеобразный идеальный эксперимент: человек «в уме» представляет себе события, действия или взаимодействия вещей и их результаты. В чистом виде, отдельно, эти три вида образного мышления не существуют [16]. В зависимости от того, какой тип образного мышления главным образом реализуется, воображение может выполнить разные функции[17]. Представление может представлять с помощью данного образа что угодно, если это «что угодно» находится в определенной связи с непосредственным объектом представления: конкретные вещи, чувства («мечет громы и молнии» - образ гнева), абстракции (разорванные цепи - символ свободы), отношения (прямая линия - образ пропорциональной зависимости). И сегодня наука в наглядных моделях пытается образно воплотить абстрактные понятия - атома, химического состава, кристаллической структуры, функциональной зависимости и т.д. Это уже не просто переработка информации, получаемой от органов чувств в процессе деятельности, а процесс перекодирования. Образы, символизированные, схематизированные и систематизированные, становятся кодом других вещей, на которые они уже мало похожи (солнце не похоже на крест или голову орла). Происходит переход от изображения к обозначению. Но в отличие от «звукового языка», где связь между формой (звучанием) и смыслом совершенно разорвана, здесь еще остается связь между формой объекта и формой его представления. Date: 2015-05-19; view: 746; Нарушение авторских прав |