Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предметно-действенное мышлениеСтр 1 из 7Следующая ⇒
Тема: Мышление Процесс мышления - наиболее сложный компонент психической деятельности человека. Он органически связан с другими познавательными процессами – ощущением, восприятием, вниманием, памятью, но представляет собой новый уровень отражения реальности. Психология выделяет предметно-действенное, образное, эмпирическое, теоретическое мышление. Все они имеют сходную в общем структуру, но различаются по способу отражения связей и отношений объектов реальности, по компонентам, по сферам человеческой жизни и деятельности, которые они обслуживают, по времени возникновения в фило- и онтогенезе. С помощью восприятия происходит отражение внешнего мира, благодаря существованию в мозге сенсорных эталонов и перцептивных моделей, которые закрепляют общие структуры и отношения объектов. Рефлекс закрепляет организацию действий индивида по отношению к внешнему миру. Интеллект организует для человека сам внешний мир, в котором он действует. Интеллект — это отражение общих структур и отношений реальности в структурах нервных связей. Интеллект позволяет предвосхитить ожидаемые свойства и изменения реальности, заранее спланировать нужные ответные действия. Мышление – психический процесс обнаружения отношений и структур объектов и использования их для целесообразной регуляции действий. Элементы такого отражения есть и у животных (они лежат в основе «интеллектуального поведения»), но только у человека интеллектуальное отражение мира становится господствующей формой психической деятельности [1]. Предметно-действенное мышление. Мозг может выявлять объективные свойства мира только через деятельность. Любое действие с каким-либо объектом порождает в нервной системе два параллельных ряда сигналов: · внутренние моторные переживания, сообщающие о деятельности мышц, · внешние ощущения, сообщающие об ответных воздействиях вещей на организм. Так формируется сенсомоторная схема, которая отражает отношения между вещью и действиями над ней. Набор таких схем и составляет сенсомоторный интеллект. На сенсомоторный интеллект опирается особый вид мышления: оно реализуется не в словах и рассуждениях, а прямо в восприятии и поведении. Мышление это работает незаметно для человека, осознаются лишь его итоги и результаты — определенное восприятие действительности и автоматическое правильное приспособление действий человека к свойствам окружающих вещей. Такой вид мышления называют практическим или предметно-действенным мышлением [2]. Практическое мышление играет важную роль и психической деятельности и регуляции поведения любого человека. Но у взрослых, нормально развитых людей оно всегда входит в состав более высоких уровней деятельности психики, «перестроено» воображением, логическим мышлением[3]. В поведении младенца (в период до появления речи) сенсомоторный интеллект преобладает[4]. Информация об отношениях реальности у малыша закодирована еще в двигательной форме. И внутреннее экспериментирование тоже осуществляется в двигательной форме — в виде явных движений или невидимых сенсорно-тонических воспроизведений этих движений. Следы этого способа мышления долго сохраняются в поведении ребенка, обнаруживая себя в подражании предмету, включении его в игру, отождествлении себя в действии с предметом и т.д. Само понимание еще долго будет реализовываться через действия, характеризующие предмет. И в начальных классах умственные операции, например, счет, вначале будут осваиваться двигательно, перемещением палочек и загибанием пальцев. С помощью таких сенсомоторных схем интеллектом ребенка отражаются и закрепляются основные коренные отношения окружающей реальности: объектов, пространства, времени, причинности и пр. Когда соответствующие схемы сложились, вся поступающая сенсорная информация организуется ими. Сенсомоторные схемы составляют практический эквивалент понятий и категорий, но это - схемы поведения. Сенсомоторный интеллект отражает свойства реальности в форме сенсомоторных предвосхищений - в форме опережающих реакций. 2. Представления.
Сенсомоторное мышление обеспечивает гибкое приспособление к объективным свойствам окружающей среды. Но чтобы приспособить окружающий мир к своим нуждам, человеку надо его изменить, то есть создать что-то новое, чего нет еще в окружающем мире, что не воспринимается в данный момент. В этом случае действия индивида должны управляться психическим образом желаемого будущего. Представления - психические образы предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств или вообще отсутствуют в реальности. Образное мышление - использование представлений для целесообразного регулирования поведения, для решения практических и познавательных задач. Существуют следующие виды представления: - репродуктивные образы, или представления памяти - психические образы, представляющие прошлые восприятия; - фантастические образы или представления воображения - образы вещей, явлений, с которыми человек никогда не сталкивался (но и они имеют связь с перцептивным опытом человека); - художественные образы (здесь и сами элементы, из которых складывается образ, реальны, и связь этих элементов реальна, но в опыте данного человека или вообще людей такая конкретная связь чувственных переживаний не встречалась); - конструктивные образы или воссоздающие представления - образы реальных вещей и явлений, которых мы не видели, но конструируем из знакомых нам элементов по описаниям. Представления могут быть единичными и обобщенными. В обобщенном представлении выделены только некоторые, наиболее важные отличительные черты, и он приложим к большому кругу конкретных объектов[5]. Единичный образ детален, включает и отличительные признаки данного индивидуального предмета. Факторы, влияющие на формирование представлений: - ассоциации - психологические связи между образами, обусловленные опытом человека; - слово (это влияние лежит в основе художественной литературы); - деятельность и ее задачи; - потребности и эмоции человека (эмоция обладает способностью подбирать мысли и образы, созвучные настроению). Все эти факторы находятся в распоряжении человека, что создает определенную свободу возникновения представлений и их содержания, независимость от внешней ситуации. С развитием способности к представлению у человека появляется: - способность представить прошлое и вообразить будущее, которая ложится в основу сознательного научения; возникает история; - самосознание (это прежде всего совокупность воспоминаний о своем прошлом и представлений о своем будущем); - способность реагировать на будущее, планировать свою деятельность, которая лежит в основе любой целесообразной сознательной деятельности и волевого поведения; - возможность осуществлять идеальный эксперимент, лежащий в основе теоретической науки (вместо того, чтобы производить опыты с реальными вещами, делать это мысленно, с образами вещей). Свойства представлений: 1. Образ представления не проективен, он переживается как находящийся в каком-то воображаемом зрительном пространстве в голове. Образы представлений имеют нестереоскопический характер: они выглядят не как вещи, а как плоские картины; одни их части более отчетливы, другие — менее, или вообще не даны в образе. 2. В отличие от целостного восприятия, представление в норме всегда неполно, фрагментарно. Фрагменты также неполны, лишены каких-то деталей, схематичны. 3. В отличие от восприятия, которое дает образ предмета устойчиво и сразу в целом, представление строит образ по частям. Представление динамично, картина непрерывно меняется во времени. 4. Образы представления «прозрачны»: образы восприятия и образы представления не перекрещиваются, находятся в разных пространствах. Это свойство представлений можно назвать субъективностью. Возникновение психических образов, реальных или фантастических, в отсутствие самих предметов — распространенное психическое явление, и происходит оно в разнообразных формах. Феномен последовательных образов основывается на инерционности наших органов чувств и прежде всего зрительного анализатора. Эйдетические образы тоже заключаются в сохранении воспринятой картины после того, как мы перестали воспринимать сами объекты. Эйдетический образ иногда рассматривается как очень мощная зрительная память, которая схватывает и сохраняет восприятие целиком. Ни последовательные, ни эйдетические образы не относятся к представлениям, они носят явно «следовый» характер. Они представляют собой лишь удержание предшествующих раздражений, ощущений или восприятий, и ограничены непосредственным чувственным опытом. Галлюцинации иногда определяют как «ложные восприятия в отсутствии объекта»; субъективно человек не отличает галлюцинаторных образов от реальности. По форме галлюцинации могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными, вкусовыми и т.д. Чаще наблюдаются слуховые галлюцинации (шумы, реже – голоса). Зрительные галлюцинации чаще просты - вспышки, искры, цветные пятна, но бывают и более сложные. Иногда галлюцинации носят комбинированный характер, сочетая переживания и данные всех органов чувств; иногда бывают развернутыми, разыгрывая сложные сцены перед глазами больного. Такие последовательные и сложные галлюцинации включаются в бред. При гипнозе гипнотизер может внушить испытуемому и отдельные ощущения, и образы предметов, и фантастические события и приключения. Галлюцинации, бред, гипноз, сновидения близки по характеру образов и характеру их протекания (они представляют возникновение и движение образов при «отключении» человека от реальности). Различаются они по причинам этого отключения: сонное, гипнотическое состояние, психическое заболевание, действие наркотиков или химических препаратов на мозг, переутомление и др. Этот ряд психических явлений нельзя отождествлять с представлениями. Различие между представлениями и галлюцинаторными образами - не в содержании или характере, а в том, какую роль они играют в поведении. Когда галлюцинации, бред, гипнотически внушенные образы управляют действиями человека, эти действия оказываются ошибочными. А представления позволяют человеку лучше приспосабливаться к реальности, используя прошлый опыт и руководствуясь образом будущего. При галлюцинациях возникающие образы переживаются не как представления, а как восприятия, сопровождаются переживанием полной их реальности. При представлении образ отличается психикой от реальности, он переживается как изображение в сознании чего-то, что может быть (а может и не быть) во внешнем мире. Это — новое отношение психических образов к реальности. Образы восприятий относятся к реальности как следствие к причине: воздействие данного объекта - причина появления данного восприятия. Образ представления относится к предмету, как знак к обозначаемому: появление представления обуславливает необходимость изобразить отсутствующий предмет. Знак в семиотике - всякий воспринимаемый объект в той мере, в какой он сигнализирует о некотором прямо ненаблюдаемом явлений[6]. Отношение знака к означаемому - семиотическое, смысловое[7]. Образ, создаваемый восприятием - результат перцептивной деятельности. [8] Образ представления можно рассматривать как продолжение перцептивной деятельности внутри, результат внутренней имитации чувственной структуры объекта. Опыты показывают, что конструирование представлений у людей сопровождается перцептивными движениями, сходными с теми, которые совершаются при восприятии[9]. Образы представлений не извлекаются готовыми из хранилища памяти, они возникают в тот момент, когда мы их представляем: процесс представления заключается в создании самого образа [10]. Образ-представление - продукт активной психической деятельности субъекта, поэтому в воображении он может идеально строить не только дома, собак, птиц, деревья, горы, но и различные фантастические образы, построенные по схеме, например, по образу человека или окружающих его живых существ. Уточнение и развитие представлений происходит в течение всей жизни [11]. Представление возникает в результате взаимодействия субъекта с реальностью и в чувственной форме воплощает в себе существенные черты реальности, обнаруженные при этом. Поэтому оно выступает как схема возможных способов взаимодействия с этой реальностью, действий, с помощью которых на эту реальность можно повлиять (или воспроизвести в изображениях, в подражании). Представления всегда воплощают в себе общую схему отношения людей к действительности в данную эпоху, знания данной эпохи, присущие ей способы создания вещей. Date: 2015-05-19; view: 2557; Нарушение авторских прав |