Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предметно-действенное мышление





Тема: Мышление

Процесс мышления - наиболее сложный компонент психической деятельности человека. Он органически связан с другими познавательными процессами – ощущением, восприятием, вниманием, памятью, но представляет собой новый уровень отражения реальности.

Психология выделяет предметно-действенное, образное, эмпирическое, теоретическое мышление. Все они имеют сходную в общем структуру, но различаются по способу отражения связей и отношений объектов реальности, по компонентам, по сферам человеческой жизни и деятельности, которые они обслуживают, по времени возникновения в фило- и онтогенезе.

С помощью восприятия происходит отражение внешнего мира, благодаря существованию в мозге сенсорных эталонов и перцептивных моделей, которые закрепляют общие структуры и отношения объектов.

Рефлекс закрепляет организацию действий индивида по отношению к внешнему миру.

Интеллект организует для человека сам внешний мир, в котором он действует.

Интеллект — это отражение общих структур и отношений ре­альности в структурах нервных связей. Интеллект позволяет предвосхитить ожидаемые свойства и изменения реальности, заранее спланировать нужные ответные действия.

Мышление – психический процесс обнаружения отноше­ний и структур объектов и использования их для целесообразной регуляции действий.

Элементы такого отражения есть и у животных (они лежат в основе «интеллектуального поведения»), но только у человека интеллектуальное отражение мира становится господствующей формой психической деятель­ности [1].

Предметно-действенное мышление.

Мозг может выявлять объективные свойства мира только через де­ятельность. Любое дей­ствие с каким-либо объектом порождает в нервной системе два параллельных ряда сигналов:

· внутренние моторные переживания, сообщающие о деятельности мышц,

· внешние ощущения, сообщающие об ответных воздействиях вещей на организм.

Так формируется сенсомоторная схема, которая отражает отношения между вещью и действиями над ней. Набор таких схем и составляет сенсомоторный интеллект.

На сенсомоторный интеллект опирается особый вид мышления: оно реализуется не в словах и рассуждениях, а прямо в восприятии и поведении. Мышление это работает незаметно для человека, осознаются лишь его итоги и результаты — определенное восприятие действительности и автоматическое правильное приспособление действий человека к свойствам окружающих вещей. Такой вид мышления называют практическим или предметно-действенным мышлением [2].

Практическое мышление играет важную роль и психической деятельности и регуляции поведения любого человека. Но у взрослых, нормально развитых людей оно всегда входит в состав более высоких уровней деятельности психики, «перестроено» воображением, логическим мышлением[3].

В поведении младенца (в период до появления речи) сенсомоторный интеллект преобладает[4].

Информация об отношениях реальности у малыша закодирована еще в двигательной форме. И внутреннее экспериментирование тоже осуществляется в двигательной форме — в виде явных движений или невидимых сенсорно-тонических воспроизведений этих движений.

Следы этого способа мышления долго сохраняются в поведении ребенка, обнаруживая себя в подражании предмету, включении его в игру, отождествлении себя в действии с предметом и т.д. Само понимание еще долго будет реализовываться через действия, характеризующие предмет. И в начальных классах умственные операции, например, счет, вначале будут осваиваться двигательно, перемещением палочек и загибанием пальцев.

С помощью таких сенсомоторных схем интеллектом ребенка отражаются и закрепляются основные коренные отношения окружающей реальности: объектов, пространства, времени, причинности и пр. Когда соответствующие схемы сложились, вся поступающая сенсорная информация организуется ими. Сенсомоторные схемы составляют практический эквивалент понятий и категорий, но это - схемы поведения. Сенсомоторный интеллект отражает свойства реальности в форме сенсомоторных предвосхищений - в форме опережающих реакций.

2. Представления.

 

Сенсомоторное мышление обеспечивает гибкое приспособление к объективным свойствам окружаю­щей среды. Но чтобы приспособить окружающий мир к своим нуждам, человеку надо его изменить, то есть создать что-то новое, чего нет еще в окружающем мире, что не воспринимается в данный момент. В этом случае действия индивида должны управляться психическим образом желаемого будущего.

Представления - психические образы предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств или вообще отсутствуют в реальности.

Образное мышление - ис­пользование представлений для целесообразного регулирования поведения, для решения практических и познавательных задач.

Существуют следующие виды представления:

- репродуктивные образы, или представления памяти - психические образы, представляющие прошлые восприятия;

- фантастические образы или представления воображения - образы вещей, явлений, с которыми человек никогда не сталкивался (но и они имеют связь с перцептивным опытом человека);

- художественные образы (здесь и сами элементы, из которых складывается образ, реальны, и связь этих элементов реальна, но в опыте данно­го человека или вообще людей такая конкретная связь чувственных переживаний не встречалась);

- конструктивные образы или воссоздающие представления - образы реальных вещей и явлений, которых мы не видели, но конструируем из знакомых нам элементов по описаниям.

Представления могут быть единичными и обобщенными. В обобщенном представлении выделены только некоторые, наиболее важные отличительные черты, и он приложим к большому кругу конкретных объектов[5]. Единичный образ детален, включает и отличительные признаки данного индивидуального предмета.

Факторы, влияющие на формирование представлений:

- ассоциации - психологические связи между образами, обусловленные опытом человека;

- слово (это влияние лежит в основе художественной литературы);

- деятельность и ее задачи;

- потребности и эмоции человека (эмоция обладает способностью подбирать мысли и образы, созвучные настроению).

Все эти факторы находятся в распоряжении человека, что создает определенную свободу возникновения представлений и их содержания, независимость от внешней ситуации.

С развитием способности к представлению у человека появляется:

- способность представить прошлое и вообразить будущее, которая ложится в основу сознательного научения; возникает история;

- самосознание (это прежде всего совокупность воспоминаний о своем прошлом и представлений о своем будущем);

- способность реагировать на будущее, планировать свою деятельность, которая лежит в основе любой целесообразной сознательной деятельности и волевого поведения;

- возможность осу­ществлять идеальный эксперимент, лежащий в основе теоретической науки (вместо того, чтобы производить опыты с реальными вещами, делать это мысленно, с образами вещей).

Свойства представлений:

1. Образ представления не проективен, он переживается как находящийся в каком-то воображаемом зрительном пространстве в голове. Образы представлений имеют нестереоскопический характер: они выглядят не как вещи, а как плоские картины; одни их части более отчетливы, другие — менее, или вообще не даны в образе.

2. В отличие от целостного восприятия, представление в норме всегда неполно, фрагментарно. Фрагменты также неполны, лишены каких-то деталей, схематичны.

3. В отличие от восприятия, которое дает образ предмета устойчиво и сразу в целом, представление строит образ по частям. Представление динамично, картина непрерывно меняется во времени.

4. Образы представления «прозрачны»: образы восприятия и образы пред­ставления не перекрещиваются, находятся в разных пространствах. Это свойство представлений можно на­звать субъективностью.

Возникновение психических образов, ре­альных или фантастических, в отсутствие самих предметов — распространенное психическое явление, и происходит оно в разнообразных формах.

Феномен последовательных образов основывается на инерционности наших органов чувств и прежде всего зрительного анализатора. Эйдетические образы тоже заключаются в сохранении воспринятой картины после того, как мы перестали воспринимать сами объекты. Эйдетический образ иногда рассматривается как очень мощная зрительная память, которая схватывает и сохраняет восприятие целиком.

Ни последовательные, ни эйдетические образы не относятся к представлениям, они носят явно «следовый» характер. Они представ­ляют собой лишь удержание предшествующих раздражений, ощущений или восприятий, и ограничены непосредственным чувственным опытом.

Галлюцинации иногда определяют как «ложные восприятия в отсутствии объекта»; субъективно человек не отличает галлюцинаторных об­разов от реальности. По форме галлюцинации могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными, вкусовыми и т.д. Чаще наблюдаются слуховые галлюцинации (шумы, реже – голоса). Зрительные галлюцинации чаще просты - вспышки, искры, цветные пятна, но бывают и более сложные. Иногда галлюцинации носят комбинированный ха­рактер, сочетая переживания и данные всех органов чувств; иногда бывают развернутыми, разыгрывая сложные сцены перед глазами больного. Такие последовательные и сложные галлюцинации включаются в бред.

При гипнозе гипнотизер может внушить испытуемому и от­дельные ощущения, и образы предметов, и фантастические события и приключения.

Галлюцинации, бред, гипноз, сновидения близки по характеру образов и характеру их протекания (они представляют возникновение и движение образов при «отключении» человека от реальности). Различаются они по причинам этого отключения: сонное, гипнотическое состояние, психическое заболевание, действие наркотиков или химических препаратов на мозг, переутомление и др. Этот ряд психических явлений нельзя отождествлять с представлениями.

Различие между представлениями и галлюцинаторными образами - не в содержании или характере, а в том, какую роль они играют в поведении. Когда галлюцинации, бред, гипнотически внушенные образы управляют действиями человека, эти действия оказываются ошибочными. А представления позволяют человеку лучше приспосабливаться к реальности, используя прошлый опыт и руководствуясь образом будущего.

При галлюцинациях возникающие образы переживаются не как представления, а как восприятия, сопровождаются переживанием полной их реальности. При представлении образ отличается психикой от ре­альности, он переживается как изображение в сознании чего-то, что может быть (а может и не быть) во внешнем мире. Это — новое отношение психических образов к реальности.

Образы восприятий относятся к реальности как следствие к причине: воздействие данного объекта - причина появления данного восприятия. Образ представления относится к предмету, как знак к обозначаемому: появление представ­ления обуславливает необходимость изобразить отсутствующий предмет.

Знак в семиотике - всякий воспринимаемый объект в той мере, в какой он сигнализирует о некотором прямо ненаблюдаемом явлений[6]. Отношение знака к означаемому - семиотическое, смысловое[7].

Образ, создаваемый восприятием - результат перцептивной деятельности. [8]

Образ представления можно рассматривать как продолжение перцептивной деятельности внутри, результат внутренней имитации чувственной структуры объекта. Опыты показывают, что конструирование представлений у людей сопровождается перцептивными движениями, сходными с теми, которые совершаются при восприятии[9].

Образы представлений не извлекаются готовыми из хранилища памяти, они возникают в тот момент, когда мы их представляем: процесс представления заключается в создании самого образа [10].

Образ-представление - продукт активной психической деятельности субъекта, поэтому в воображении он может идеально строить не только дома, собак, птиц, деревья, горы, но и различные фантастические образы, построенные по схеме, например, по образу человека или окружающих его живых существ.

Уточ­нение и развитие представлений происходит в течение всей жизни [11]. Представление возникает в результате взаимодействия субъекта с реальностью и в чувственной форме воплощает в себе существенные черты реальности, обнаруженные при этом. Поэтому оно выступает как схема возможных способов взаи­модействия с этой реальностью, действий, с помощью которых на эту реальность можно повлиять (или воспроизвести в изображениях, в подражании).

Представления всегда воплощают в себе общую схему отношения людей к действительности в данную эпоху, знания данной эпохи, присущие ей способы создания вещей.

Date: 2015-05-19; view: 2460; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию