Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Код неисправности 4.1.074 — место 1 — степень 07 — распознавание Расшифровка кода неисправности 4.1.07 место неисправности -^ 4 — реверсирование степень неисправности -» 1 — средняя неисправность распознавание неисправности -> 07 — электромагнитный клапан Местонахождение неисправности: 0 — агрегаты и узлы, выведенные на индикацию панели приборов 4 — направление движения 5 — передний мост, блокировка дифференциала, коробка передач 6 — задний вал отбора мощности 7 — передний вал отбора мощности Степень неисправности: 0 — тяжелая
1 — средняя 2 — легкая 3 — очень легкая Приоритет «тяжелой» неисправности присваивается отказу, при котором невозможно обеспечить надежную работу двигателя. При этом работа двигателя блокируется. При инициализации «средней» неисправности двигатель работает только на повышенной частоте холостого хода, обеспечивая тем самым функционирование наиболее важных систем. При обнаружении «легкой» неисправности система диагностирования ограничивает мощность двигателя и информирует оператора об ошибке. «Очень легкая» неисправность не вызывает отклонений в работе, так как при этом сигналы с неисправных датчиков снимаются с дублирующих или принимаются ЭБУ по умолчанию согласно заложенной программе. Несмотря на положительные стороны встроенной бортовой системы диагностирования, ее информации недостаточно для квалифицированного поиска неисправностей и их устранения. В про- цессе наладки сложных электронных систем требуется не только информация об ошибках, но и фактические значения сигналов, поступающих с различных датчиков, следящих и исполнительных механизмов. Для активного общения с электронными системами управления мобильных машин необходимо подключение внешнего диагностического прибора: сканера, системного тестера или МТ. Как правило, процесс диагностирования начинается с выбора и изучения информации по обслуживаемой машине. Установка информационного обеспечения и подключение внешних систем технического диагностирования. Выбор модели производится по ее классификационным признакам: виду, марке, серии, типу и характеристике двигателя. Можно задать и дополнительные критерии поиска, например год выпуска, рабочий объем, мощность силовой установки. Рассмотрим установку информационного обеспечения машины с использованием универсальной программы ESItronic, разработанной фирмой Bosch. На цв. вкл., рис. XIII приведено окно, иллюстрирующее последовательность выбора данных для диагностирования блока управления двигателем зерноуборочного комбайна Case 2366. Информация для проведения диагностирования системы излагается в документации по ТО или указаниям для конкретной модели диагностируемой машины. Эти сведения можно получить также из электронной сервисной информации. После идентификации модели можно (в зависимости от допуска, предоставленного производителем) перейти непосредственно к интересующему разделу: каталогу запасных частей, диагностической программе, библиотеке электрических схем, нормам времени на ремонт и т.д. (цв. вкл., рис. XIV). Допуск к разделам программы предоставляется по вводу пароля, соответствующего идентификационному коду предприятия, или установкой защищенного от перезаписи компакт-диска. Существуют варианты, где компакт-диски оформлены по виду или модели техники; может быть оформление по тематике разделов сервисной информации. После изучения инструкции следует произвести работы по подключению диагностического прибора к обслуживаемой машине с помощью адаптерного блока OBD, универсального адаптерного провода или мультиплексора CARB. В случае отсутствия специального адаптерного провода допускается воспользоваться для адаптации подходящим испытательным проводом. Если при этом адаптируется неправильный вывод, связь просто не будет установлена. Ввиду сложности функционирования системы и взаимосвязи различных систем между собой диагностирование некоторых систем может быть проведено только при выполнении условий, определяемых соответствующей системой. Так, например, для одной системы управления двигате- лем необходимо, чтобы двигатель работал, а для другой, наоборот, условием для установления связи является нерабочее состояние двигателя. При диагностировании тормозных систем (ABS, ABS/ASR, ABS/ABD, ESP) в процессе адаптации частота вращения колес обычно не должна превышать определенной величины, равной 10 км/ч, а в некоторых случаях даже 0 км/ч. В то же время после установления связи машину можно перемещать и вращать колеса от руки или на тормозном стенде, при этом связь не будет разрываться. В ряде случаев при установке дополнительного оборудования (например, магнитолы) тестер не распознает никаких электронных систем. Естественно, диагностирование в этом случае невозможно, поэтому для устранения этой проблемы приходится временно отключать конфликтующее оборудование. После выбора конкретной модели машины и входа в диагностическую программу предлагается выбрать необходимые для сканирования ЭБУ из имеющихся систем управления на данной модели (цв. вкл., рис. XV). По умолчанию программа определяет все доступные для обмена информацией ЭБУ. На данном этапе предусмотрены различные подпрограммы, облегчающие диагностирование. Например, выбор диагностического протокола связи (ISO, CAN, SAE) (клавиша F7), просмотр информации об особенностях модели и расположения диагностического разъема (клавиша F4), пошаговый переход непосредственно к конкретному электронному блоку (клавиша F3). Пассивное диагностирование с помощью внешних систем технического диагностирования. После установки связи выбирается необходимый тип блока и производится работа с выбранным блоком. Каждый блок сканируется отдельно. Возможности диагностирования ограничиваются функциями блока, но обязательно содержат идентификацию, опрос памяти и стирание ошибок (цв. вкл., рис. XVI). Причем очистка памяти невозможна без ее предварительного опроса. При наличии ошибок в памяти выводится информация, которая содержит код ошибки, элемент конструкции и причину ошибки (цв. вкл., рис. XVII). После определения кодов ошибки можно перейти в программу сервисной информации для подробного ознакомления с алгоритмами устранения данной неисправности. Для этого в программе имеются таблицы с расшифровкой ДКН для каждой модели техники (цв. вкл., рис. XVIII). Для ДКН протоколов OBD-II и OEM существует общая для всех производителей ЭБУ система обозначений — буква и четыре цифры (рис. 4.18). Первая позиция ДКН (буква) указывает на тот механизм машины, в которой зафиксирована ошибка — Р (Powertrain — двигатель ТТ В — кузов j С — шасси Р — двигатель/коробка передач U — межблочная шина обмена данных 0 - Generik (SAE) 1 — Заводской (OEM) 2 — Заводской (OEM) 3 — Резерв Система или функция блока управления Рис. 4.18. Система обозначения позиций (1—4) кода неисправностей и трансмиссия), С (Chassis — шасси), В (Body — кузов) и U (Network — шина обмена данных CAN). Вторая позиция определяет уровень доступа к описанию ДКН. Нулевое обозначение указывает на то, что данный ДКН является базовым (Generic), т.е. одинаково описывает неисправность, вне зависимости от модели и марки машины. Например, код Р0335 означает одну и ту же проблему для любого автомобиля, поддерживающего требования OBD-II/EOBD — неисправность датчика положения коленчатого вала. Это позволяет универсальным сканерам разных производителей расшифровывать ДКН. Цифры 1 или 2 на второй позиции ДКН показывают, что данные коды являются расширенными, т.е. имеют разную расшифровку для разных производителей согласно их заводских ОЕМ-протоколов. Третья позиция (или вторая цифра) в обозначении кода более узко идентифицирует неисправность, указывая на подсистему блока либо на определенную функцию, выполняемую блоком управления: 1 — измерение нагрузки и дозирование топлива; 2 — подача топлива, система наддува; 3 — системы зажигания и регистрации пропусков воспламенения смеси; 4 — система уменьшения токсичности; 5 — система холостого хода, круиз-контроль, система кондиционирования; 6 — внутренние цепи и выходные каскады блока управления; 7 и 8 — механизмы трансмиссии (сцепление и т.п.). номер ДКН, идентифицирующий неисправную цепь или элемент. Существует целый ряд неисправностей, при фиксировании которых ЭБУ блокирует работу определенных систем автомобиля. В этом случае, если не провести ремонт и не стереть ДКН, эти системы не будут работать никогда. В этой связи после чтения информации об ошибках память ЭБУ очищают, стирая зафиксированные ошибки. Необходимо отметить, что удаление из памяти информации об ошибке не устраняет саму неисправность, поэтому очистку памяти рекомендуется производить после выявления и устранения всех отказов. При выполнении процедуры стирания ДКН довольно часто из памяти ЭБУ исчезает также вся информация, накопленная при работе системы самодиагностирования, т.е. происходит обнуление и новая инициализация опрошенного электронного блока. Активное диагностирование с помощью внешних систем технического диагностирования. При диагностировании машины возможно определение технического состояния как системы в целом, так и отдельных ее узлов методом тестового воздействия с использованием МТ или некоторых системных тестеров. Число диагностируемых МТ параметров не ограничено и, как правило, оценивается качеством программы, заложенной фирмой-изготовителем, возможностью обмена информацией с системой управления двигателем и интеграцией в нее дополнительных датчиков. С помощью МТ отлажена методика определения технического состояния различных механизмов и систем. Например, по величине и колебаниям силы тока, проходящего от аккумулятора во время пуска двигателя, и частоте вращения его коленчатого вала можно оценить техническое состояние стартера и цилиндропорш-невой группы (компрессия в цилиндрах). Электронная программа анализирует показания датчиков за несколько циклов измерения и выводит на экран монитора полученные средние значения как в числовом выражении, так и в виде гистограммы (рис. 4.19). Для полного опроса электронных систем необходимо активировать все включенные в систему ЭБУ датчики и исполнительные механизмы, что возможно только в процессе достаточно долгой эксплуатации или сложного теста. Производители автомобилей разрабатывают специальные ездовые тесты, параметры которых различаются не только у разных производителей, но даже у разных моделей одной марки. Тем не менее существует диаграмма типового ездового цикла (рис. 4.20), проведение которого позволяет активировать если не все, то большинство компонентов электронных систем автомобиля. Многие сканеры содержат специальную подпрограмму, позволяющую оперативно проверить функционирование исполнительных механизмов той или иной системы, не затрачивая время на тестовые поездки и мониторинг. Указанная функция сканера под- Compression test { Cytmder balancing test *^fCyiinder alteration test' Engine temperatme jj-hv; 1 j Cyhiulei: ±~ ■"'■r<l- r. ^ >~ч7л :_,Л: _ j J-::""\t'> [H| CylmJrri fe"
80.0 78.0 100.0 75.0 90.0 _________ 81.0 Uiilil 1 2 3 4 5 6 Cyl. Ns Yhe test can be started Рис. 4.19. Показания монитора мотор-тестера при измерении компрессии в цилиндрах шестицилиндрового двигателя (баланс мощности по цилиндрам)
Рис. 4.20. Ездовой цикл и компоненты, которые при этом активируются (адсорбер паров топлива и коррекция подачи топлива проверяются на всех режимах): 1 — подогрева лямбда-зонда, пропусков воспламенения смеси, массового расхода топлива; 2 — пропусков воспламенения смеси; 3 — пропусков воспламенения смеси, рециркуляции отработавших газов, массового расхода топлива, подогрева лямбда-зонда; 4 — рециркуляции отработавших газов; 5 — пропусков воспламенения смеси; 6 — катализатора, пропусков воспламенения смеси; 7 — рециркуляции отработавших газов; АКП — автоматическая коробка передач Анализ памяти неисправностей, устранение Испытание механики двигателя Да f Отсоединение сливных трубопроводов от форсунок и пуск двигателя. Поступает ли топливо? Да Одинаковы ли значения цикловой подачи топлива у всех форсунок?
Нет \ Нет \
Управляются ли электрически форсунки? Измерение напряжения и силы тока Заменить форсунки с явным отклонением цикловой подачи
Да \ "ДаТ
Измерение давления в аккумуляторе, повышение давления через 1 с после начала проворачивания коленчатого вала двигателя Нет Нет| Исправен ли клапан регулирования давления Да | Нет Заменить клапан регулирования давления Заменить дефектные форсунки Нет Проверить сопротивления форсунок (0,3 Ом)
Составляет ли скважность открытия клапана регулирования давления 20 % Нет Проверить провода, иду- II щие к блоку управления Да
Отсоединить топливопровод высокого давления, идущий от форсунки к аккумулятору. Поступает ли топливо при проворачивании коленчатого вала двигателя? Да Исправен ли датчик давления топлива в аккумуляторе? Заменить датчик вмт Нет Исправен ли датчик ВМТ в коленчатом валу?
Нет| Да
Превышает ли давление подкачки 0,2 МПа при проворачивании коленчатого вала двигателя? Нет| Исправен ли топливный фильтр, реле насоса и топливопроводы Да Да Заменить тнвд Заменить топливо- подкачива- ющий насос Заменить датчик Холла на распределительном валу Нет Исправен ли датчик на распределительном валу? Нет{ Заменить дефектные детали Пуск двигателя Рис. 4.21. Алгоритм проверки топливной системы типа Common Rail современного дизеля
Рис. 4.22. Типовой алгоритм пошаговой проверки исполнительных механизмов держивается практически всеми заводскими протоколами, но в протоколе OBD-II она ориентирована прежде всего на исполнительные компоненты систем, отвечающих за экологические показатели, например клапаны системы рециркуляции отработавших газов, продувки адсорбера и т. п. Алгоритмы проверки систем и исполнительных механизмов. Алгоритм проверки — это структурное изображение рациональной последовательности диагностических, регулировочных и ремонтных операций. Алгоритмы проверки систем или исполнительных механизмов разрабатываются заводами-изготовителями или ремонтными предприятиями в целях наиболее быстрого и полного выявления дефектов и причин отказов в процессе эксплуатации техники. На рис. 4.21 приведен алгоритм диагностирования топливной системы типа Common Rail современного дизеля. При контроле функционирования исполнительных механизмов чаще всего используют акустический (щелчки, звуки перемещения) или визуальный методы. Если при запуске тестовой подпрограммы исполнительные механизмы не активируются, исполь- Рис. 4.23. Блок клапанов: 7 — масляный ресивер; 2 — клапан переключения; 3 — редукционный клапан; 4 — датчик высокого давления; 5 — электромагнитный клапан первой ступени нагрузки; 6 — то же, второй ступени нагрузки; 7 — редукционный клапан рабочего сцепления; 8 — предохранительный клапан; 9 — редукционный клапан турбосцепления; 10 — клапан турбосцепления аварийного режима; 77 — рабочий цилиндр муфты сцепления; 12 — электромагнитный клапан; PR, PV, I, P, II, PST — контрольные пробки для подключения тестеров (манометров) зуют алгоритмы пошаговой проверки электрических цепей и поиска неисправности с использованием МТ (рис. 4.22). Проверка функционирования электромагнитных клапанов блока управления клапанами гидравлической системы может проводиться простейшим методом. При работающем двигателе необходимо коснуться отверткой соответствующей катушки (например, по схеме, указанной в табл. 4.6), чтобы проверить, подается ли на нее питание (наличие намагниченности). Если соответствующая катушка не запитывается (не намагничена), то следует связаться с дилером для проведения дальнейших диагностических работ. Сложные и трудоемкие диагностические работы производятся в сервисной станции непосредственно дилером. Например, в случае неисправности гидравлической системы трансмиссии диагностирование проводится измерением давления в контрольных точках на определенных режимах работы. Как правило, точки контроля расположены компактно и непосредственно на блоке клапанов (рис. 4.23). В частности на тракторе Fendt Favorit 824 демонтируется правое заднее колесо для доступа к контрольным точкам блока клапанов. На рис. 4.24 представлена коробка передач с открытой верхней крышкой (видны трубопроводы шести магистралей соединения с блоком клапанов и выводом их в контрольные точки PR, PV, I, Р, II, PST (см. рис. 4.23)).
Особенности технологий ТО. Техническое обслуживание зарубежных машин основано на планово-предупредительной по со- Таблица 4.6
|