Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация технического сервиса 4 pageзначения параметров как штатные, так как не на всех моделях автомобилей полный объем данных из ЭБУ доступен сканеру. Сканер проверяет входные и выходные параметры электрических цепей и информирует оператора об их значениях. Таким образом, сканер всего лишь фиксирует наличие или отсутствие неисправностей в каком-либо узле, но не позволяет определять причины неисправности, которых может быть много для одних и тех же значений контролируемых параметров. Следует иметь в виду, что информация, переданная сканеру, соответствует отражению реальной текущей ситуации в ЭБУ. Требуемые (штатные) значения могут быть другими из-за перехода с помощью ЭБУ на аварийные значения параметров при неисправностях в электрических цепях, в самом ЭБУ, из-за плохого соединения с «массой». Именно эти значения и будут считаны сканером как нормальные. Требуется хорошее понимание работы узлов автомобиля, чтобы суметь отличить фактическое (штатное) значение параметра от синтезированного компьютером ЭБУ. Если изменения характеристик машины при работе не соответствуют показаниям сканера, следует использовать другое диагностическое оборудование. Сканеры мало полезны при поиске неисправностей в узлах машины, не контролируемых ЭБУ. Это длинный перечень механических и электрических неисправностей: уменьшение компрессии в цилиндрах, неисправности в системе электроснабжения, в топливной системе, в средствах измерения токсичности и очистки отработавших газов и т.д. Перед применением сканера обычно проводят базовую проверку систем машины на наличие неисправностей, которые не определяются с помощью сканера. В машине может быть не предусмотрена выдача диагностической информации или отсутствовать доступ к ней через диагностический разъем. В таких случаях следует пользоваться универсальным сканером, который имеет режимы работы мультиметра и осциллографа. Сканер выполняется в портативном виде, наиболее доступен по стоимости для индивидуальных пользователей машин, применяется на станциях, обслуживающих однотипные модели машин. На рис. 4.12 представлен сканер отечественного производства ДСТ-2М. Системный тестер (или системный сканер) — это стационарный или портативный компьютерный тестер, предназначенный для диагностирования различных электронных систем управления посредством считывания цифровой информации по линии последовательного интерфейса диагностического разъема. В системном тестере предусмотрены все функции сканера, расширенные следующими возможностями (см. табл. 4.5): Рис. 4.12. Сканер ДСТ-2М со сменными картриджами и адаптером функция мультиметра: можно измерять силу тока, напряжение и сопротивление в режиме обычного мультиметра; развертка по времени: можно представить текущие измеряемые величины графически на экране монитора; дополнительные сведения: можно приложить к показанным неисправностям и соответствующим компонентам особые дополнительные сведения (инструкции, расположение и поверочные параметры агрегатов, электрические схемы и др.); сохранение и вывод данных: можно сохранить и выводить на печать все данные на стандартных принтерах персональных компьютеров (карта диагностирования, список фактических значений различных тестовых параметров и др.). В отличие от сканера в системном тестере используется в несколько раз больше информации и данных по процессу диагностирования различных машин. При этом эта информация может периодически обновляться через инсталляцию с компакт-дисков производителей. Диагностирование ЭБУ может начинаться с вызова руководства по поиску неисправностей системы информации сервиса и считывания из памяти неисправностей в блоке управления работой дизеля. Результаты диагностирования могут восприниматься непосредственно системой электронной обработки в отделении ремонта сервисной станции для формирования базы данных. Широкое применение на предприятиях автосервиса нашли системные тестеры фирмы Bosch серии KTS (рис. 4.13), которые позволяют провести качественное диагностирование двигателей Рис. 4.13. Блоки системных тестеров серии KTS фирмы Bosch большинства тракторов и комбайнов. Для диагностирования других специализированных узлов (гидравлических систем, трансмиссии, рабочего оборудования) чаще требуется дилерский системный тестер. Диагностирование указанных систем универсальным тестером, как правило, не удается из-за отсутствия доступа к данным завода-изготовителя, поэтому для предприятий технического сервиса зарубежных машин сельскохозяйственного назначения предпочтительнее использовать дилерскую систему. Наиболее широкими возможностями обладают специализированные системные тестеры, используемые сервисной сетью того или иного производителя (рис. 4.14). Как правило, именно такие приборы используются дилерами зарубежных фирм — производителей тракторов и сельскохозяйственной техники. Главные недостатки таких тестеров — специализация на моделях одного производителя, высокая цена и возможность покупки только на дилерских условиях. Мотор-тестер (МТ) — универсальный прибор, относящийся к «фундаментальным» средствам диагностирования и используе- Рис. 4.14. Специализированный системный тестер Adveiser для диагностирования мобильной техники фирмы John Deere мый для комплексного диагностирования машины, двигателя и его систем. Класс сложности и уровень комплектации мотор-тестера определяют его возможности по быстрому и эффективному обнаружению неисправности. В мотор-тестере возможности системного сканера (см. табл. 4.5) существенно дополнены следующими: • одновременное измерение большого числа электрических сигналов в любых электрических цепях, включая высоковольтные, и отображение формы и характера изменения этих сигналов во времени в режиме осциллографа; • проведение тестовых испытаний и расчетные функции. Мотор-тестер может производить тестовые испытания двигателя или системы по собственной программе (сканер и системный тестер запускают тесты из памяти ЭБУ), т.е. МТ способен оказывать на систему испытательные воздействия и на основании анализа ее реакции делать вывод о состоянии исполнительной механики. Примером такого расчета может быть баланс мощности, эффективность двигателя по цилиндрам; • измерение неэлектрических сигналов, к которым следует отнести в первую очередь давление топлива, масла, воздуха и другие величины с преобразованием их с аналогового, в цифровой вид; • анализ состава отработавших газов. Мотор-тестер выполняется, как правило, на базе персонального компьютера и может быть стационарным, консольным или портативным. В стойку МТ встраивается многокомпонентный газоанализатор, специальный модуль-анализатор двигателя, собирающий и обрабатывающий информацию с помощью целой группы тест-кабелей и датчиков, соединенных с поворотной консолью. При тестировании МТ производит сбор, обработку и вывод информации по результатам испытаний на разных режимах: прокрутка стартером, работа на нескольких скоростных режимах, режим резкого ускорения, режим баланса мощности (отключения цилиндров). По результатам тестирования можно получить информацию об относительной компрессии в цилиндрах, параметрах системы зажигания, стартерном токе, составе отработавших газов и др. В памяти ЭВМ имеются значения измеряемых параметров для большого числа машин различных производителей. Поэтому выход параметра за пределы фиксируется и выводится оператору для анализа. Наиболее востребованной функцией МТ является возможность имитировать сигналы различных датчиков (лямбда-зонд, расходомер воздуха, датчик температуры и др.) и за счет этого фактически отключать из работы в процессе диагностирования подозрительные элементы системы. Это позволяет проверять работоспособность датчиков и качество электрических соединений без отключения их от машины и диагностировать неисправности, которые раньше приходилось локализовывать лишь методом пробной замены деталей. Программное обеспечение МТ позволяет фиксировать сигналы в электронных и электрических автомобильных системах как функции тока или напряжения, проводить прямое сравнение измеренных сигналов с базами эталонных значений. В числе одной из последних разработанных функций МТ — физический тест прохождения сигнала по шине CAN. Принцип гибкого построения позволяет легко адаптировать МТ под вновь выпускаемую технику. Это осуществляется записью необходимой информации в память системного блока, при этом аппаратная часть остается практически неизменной. Компьютерная диагностическая система «Автомастер АМ-1» является наиболее современной из отечественных разработок в этой области (цв. вкл., рис. X, а). Для диагностирования топливной аппаратуры комплекс оборудован газоанализатором (дымомером), стробоскопом, накидным пьезопленочным датчиком фирмы AVL. Характеристика давления топлива в линии нагнетания, получаемая при диагностировании и вьшеденная на экран монитора, может сравниваться с эталонными кривыми. В связи с конструктивными особенностями диагностируемых зарубежных систем топливопо-дачи иногда не удается подсоединиться к требуемой точке диагностирования. Из зарубежных разработок можно отметить диагностические приборы фирмы Bosch FSA 740 и FSA 560 с однотипными функциями (цв. вкл., рис. X, б, в). Стационарные компьютерные стенды анализа систем автомобилей FSA 740 и FSA 560 имеют встроенный сканер кодов ошибок ЭБУ, базу данных по автомобилям для сравнения показаний с заводскими параметрами, программу пошагового диагностирования двигателей с указанием порядка действий, генератор сигналов, позволяющий проверять датчики и соединения, не отключая их от автомобиля, осциллограф с частотой развертки до 50 МГц. Встроенная информационная система на жестких носителях содержит схемы, информацию об установке, диагностике узлов и систем для более 160 автомобильных систем и более 15 000 вариаций типов автомобилей. В процессе работы предусмотрены тестирование двигателя, включая анализ отработавших газов, сравнение измеренных значений с заводскими параметрами, считывание кодов ошибок и диагностирование электронных систем по симптомам ошибок. Стенд FSA 740 позволяет диагностировать: • бензиновые двигатели и дизели с числом цилиндров до 12; • контактную и бесконтактную системы зажигания, а также системы зажигания с электронным управлением и с одно- и двух-искровыми катушками зажигания; • карбюратор, механические и электронные системы впрыска, лямбда-регулировку систем питания; • электронную систему управления автоматической коробкой передач; • электронную систему дизельного впрыска; • электронные системы безопасности (ABS/ASR); • прохождение сигнала по шине CAN. Как и «Автомастер АМ-1», стенд FSA 740 может быть оборудован дополнительным накидным пьезопленочным датчиком для диагностирования систем топливоподачи дизелей, но в отличие от первого не содержит эталонных кривых для сравнения. Мотор-тестеры относятся к наиболее дорогостоящим средствам технического диагностирования, и их применение наиболее эффективно на станциях технического сервиса, ориентированных на широкий спектр обслуживания машин и техники. Подключение диагностических средств к диагностической колодке или адаптеру. Подключение диагностического тестера к электронной системе машины производится через предусмотренный разработчиками диагностический разъем (рис. 4.15, а) или введением универсальных адаптеров между элементами штепсельного разъема ЭБУ (рис. 4.15, б). Если производится проверка только конкретного устройства (к примеру, ЭБУ топливного насоса или активной подвески), тестер подсоединяется непосредственно к штепсельному разъему агрегата через специальные адаптеры. В мобильных машинах, имеющих несколько ЭБУ, диагностические разъемы могут быть установлены в различных местах, как правило в кабине на панели приборов или под щитком, и снабжаются защитным колпачком (цв. вкл., рис. XI). Вполне допустимо, что в транспортных средствах одного типа могут быть установлены блоки управления разных изготовителей, для которых требуются разные диагностические программы. Стандартный диагностический разъем для всех машин представляет собой трапециевидный штекер с 16 контактами (рис. 4.16). Определенные контакты зарезервированы под диагностирование по различным протоколам: выводы 7 и 15 — для диагностирования по протоколу ISO; выводы 2 и 10— для диагностирования по протоколу SAE; выводы 6 и 14 — для диагностирования по протоколу CAN; выводы 4, 5 и 16 — для подачи питания. Зарезервированные контакты, как правило, замкнуты на систему управления двигателем, хотя иногда здесь же могут быть подключены и другие системы. Связь с каким-либо блоком управления в машине — это сложный процесс. Только при безупречном и правильном соединении контактов будет обеспечена устойчивая связь между контроллерами. Прерывание контакта даже на кратчайшее время или неплотный контакт, а также слишком большие переходные сопротивле-
Рис. 4.15. Подключение диагностического прибора через диагностический разъем (а) и адаптер (б)
Рис. 4.16. Стандартные выводы диагностического разъема OBD-II: 1, 3, 8, 9, 11, 12, 13 — резервные контакты; 2, 10 — соответственно положительный и отрицательный сигнал для диагностирования по протоколу SAE; 4 — «масса» автомобиля; 5 — «масса» сигналов; 6 — высокоскоростная CAN; 7 — К-линия для диагностирования по протоколу ISO; 14 — низкоскоростная CAN; 15 — L-линия для диагностирования по протоколу ISO; 16 — +12 В аккумуляторной батареи ния препятствуют установлению надежной связи. Поэтому адаптации при диагностировании придается особенное значение. Наиболее надежная и простая адаптация обеспечивается, как правило, при использовании специальных адаптерных проводов, изготовленных производителями машины, например мультиплексора CARB для автомобилей. Мультиплексор CARB — это адаптерный провод для диагностических тестеров, используемый только в том случае, если в автомобиле имеется стандартный диагностический разъем. С помощью мультиплексора CARB можно проводить диагностирование на различных выводах диагностического разъема с использованием К-линии, интерфейса SAE или интерфейса CAN без дополнительного переключения, причем после подсоединения провода к тестеру можно сразу же начинать работу, не проводя предварительных настроек. Стандартная настройка мультиплексора обеспечивает проведение диагностирования с использованием К-линии на выводе 7 и L-линии на выводе 75, диагностирования по SAE через выводы 2 и 10, а также диагностирования с использованием интерфейса CAN на выводах 6 и 14. При использовании мультиплексора CARB необходимо, чтобы для соответствующей марки машины блоки управления одной группы во всех автомобилях выходили на один и тот же вывод. Диагностирование систем, которые выходят не на стандартизованные выводы диагностического разъема, должно проводиться с помощью адаптерного блока OBD и универсального адаптерного провода.
|