Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фотометрическое изучение лица у детей и их родителей. 5 page





— продолжительность лечения находится в прямой зависимос­ти от степени его трудности (г = + 0,45; t = 7,77; p < 0,001);

— срок лечения находится в прямой зависимости от количест­ва посещений (r=+07; t=2,6; p<0,05);

— объем лечебных мероприятий, т. е. количество посещений и трудовых единиц, находится в прямой зависимости от сте­пени трудности лечения (г = + 0,75; t = 18,2; p < 0,001). Анализ материала с помощью метода корреляции позволил i сделать вывод о том, что длительность лечения и его объем нахо-

118 i



дятся в прямой и сильной зависимости от степени трудности те­рапии. Этот теоретический вывод лег в основу проведенного ре­грессионного анализа.

По уравнениям и коэффициентам регрессии были рассчитаны искомые показатели, т. е. количество посещений, трудовых еди­ниц и месяцев лечения в зависимости от степени его трудности (табл. 10). Установив степень трудности ортодонтического лече­ния, врач в зависимости от количества баллов определяет сред­нюю продолжительность и объем терапии. Например, у больного лечение средней трудности II группа — 35 баллов. По таблице находят, что для его лечения требуются 20 мес, 39 посещений вра­ча, при этом придется затратить 48 трудовых единиц.

Большие таблицы громоздки и при практическом использова­нии неудобны. Для устранения этого недостатка разработано приспособление, которое называется ортопланимером [Малы­гин Ю. М., Белый А. М., Вольский Э. А., 1983]. Оно представляет собой плоский футляр, внутри которого может двигаться площад­ка. На лицевых сторонах помещена таблица для определения степени трудности лечения. На обеих сторонах подвижной пло­щадки дана таблица для расчета срока и объема лечения. С обе­их сторон футляра имеются по 4 прорезных окна с маркировкой. После определения степени трудности лечения надо вытянуть подвижную площадку из футляра так, чтобы установить высчи­танное число баллов против первой прорези. При этом автомати­чески в других прорезях появляются цифры: количества месяцев лечения, посещений врача и трудовых единиц. Это ускоряет и уп­рощает работу врача-ортодонта. Размеры данного приспособле­ния позволяют носить его в нагрудном кармане халата.

Необходимо подчеркнуть, что в таблице и ортопланимере представлены средние показатели, в связи с чем могут возникнуть некоторые отклонения между расчетными и фактическими количе­ствами посещений и месяцев лечения, требующимися для лечения больного, что зависит от квалификации врача, примененных ме­тодов, качества ортодонтической техники. Соответствие планируе­мых и фактических показателей имеется в 80% случаев. Эти по­казатели приобретают гораздо большее значение для планирова­ния ортодонтической помощи, расчета ее объема, сроков, финан­сирования для большого контингента больных, когда за основу могут быть приняты данные статистического анализа предыду-1 щего рабочего года. |

Применение метода определения степени трудности лечения/ расчетной таблицы или ортопланимера может способствовать улучшению планирования ортодонтической помощи и научной ор­ганизации труда. Такой подход позволяет пересмотреть норму на­грузки врача-ортодонта с учетом количества принятых и вылечен­ных больных с различной степенью трудности их лечения, оценить эффективность различных методов, проанализировать результаты труда ортодонтов. Это даст большой экономический эффект, так как сократит нерационально затраченное время.


5.4. ПЛАНИРОВАНИЕ ЛЕЧЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ВРАЧОМ И БОЛЬНЫМ

В последние годы проводятся совместные работы ортодонтов и психоневрологов, которые изучают взаимосвязь между психикой и особенностями формы и выражения лица, мимики и осанки.

Лечению должна предшествовать психологическая подготовка пациента. Учет индивидуальных особенностей физического и пси­хического развития важен еще и потому, что 70% больных посту­пают на лечение к ортодонтам в возрасте 8—12 лет, т. е. во время активного роста и развития организма. В психологическом аспек­те у больных имеются различия, обусловленные возрастом, соци­альным положением, уровнем культурного развития, местом про­живания, типом высшей нервной деятельности, темпераментом, умственным развитием и другими факторами. Следует завоевать доверие больного, что является залогом дальнейшего контакта, и привлекать родителей к сотрудничеству. С послушным и понятли­вым ребенком, живущем в благополучной семье, легче установить хороший контакт, что является обязательным условием успешно­го лечения. Это нужно еще и потому, что ортодонтическое лечение при резко выраженных зубочелюстных аномалиях бывает дли­тельным. Однако не каждого ребенка удается убедить в необхо-мости такого лечения. Некоторые больные прекращают его преж­девременно, что нередко является причиной рецидивов зубочелю­стных аномалий. Ортодонтическое лечение в нашей стране бес­платное, поэтому вопросы ответственности за его эффективность актуальны.


Встречаются беззаботные и забывчивые больные; дети, кото­рые неохотно выполняют неприятные для них обязанности, и дети, которые выполняют то, что им внушают, с чувством ответственности. Многие из них растут в хорошей обстановке, у других нарушены правильные взаимоотношения с родителями, вследствие чего они находятся в дурном настроении и отказываются подчиниться ро­дительскому или какому-либо другому авторитету. Встречаются дети, которые выросли без какого-либо надзора или которым лю­бящие родители уделяют слишком много внимания во всех случа­ях, когда они сталкиваются с какими-нибудь трудностями. Для успешного контакта немаловажное значение имеет поведение ре­бенка в коллективе, что важно для правильного выбора плана лечения зубочелюстных аномалий и конструкций ортодонтических аппаратов. Методы лечения следует избирать с учетом данного аспекта. Например, после удаления по показаниям отдельных зу­бов и последующей саморегуляции формирования зубных дуг и прикуса нет необходимости в сотрудничестве больного с врачом. При применении несъемных ортодонтических механически дейст­вующих аппаратов от больного требуется только регулярное по­сещение врача для активирования и коррекции аппарата. При ис­пользовании съемных внутри- и внеротовых механически дейст­вующих аппаратов необходимо активное участие больного в ле-


ченпи. Он должен обращаться с аппаратами правильно и осто­рожно, уметь регулярно и своевременно активизировать винт, иметь хорошие гигиенические навыки. Все это очень важно при использовании блоковых, каркасных и эластичных функциональ­но действующих аппаратов (активаторов, бионаторов, регулято­ров функции и других). Кроме того, имеет значение своевремен­ное определение манер поведения больного. Психологи делят па­циентов на умеющих и не умеющих приспосабливаться к услови­ям внешней среды. В зависимости от поведения Р. Herren, H. Bau-mann, A. Demisch и R. Berg (1966) различают 4 типа больных.

Первый тип — хорошо приспосабливающийся и самостоятель­ный. Эти лица уверены в себе, уравновешены, с хорошей интуици­ей и четкой мотивацией действий, поведение независимое, често­любие здоровое. Такой ребенок освоит любую конструкцию орто-донтического аппарата и будет пользоваться им круглосуточно. Он нуждается в небольшом надзоре родителей в период лечения.

Второй тип — плохо приспосабливающийся и несамостоятель­ный. Эти индивидуумы зависимы по натуре, не проявляют актив­ной враждебности по отношению к окружающим, забывчивы, рас­сеяны, безответственны. Такие пациенты не могут самостоятельно пользоваться съемными аппаратами. Родители не имеют у них должного авторитета, строгий надзор бесполезен: дети уклоняют­ся от лечения, сопротивляются и нерегулярно приходят на прием к врачу.

Можно рекомендовать несъемные механически действующие


•аппараты. Съемные аппараты следует назначать лишь при по­стоянном контроле родителей. Блоковые и функционально дейст­вующие двучелюстные аппараты не рекомендуются.

Третий тип — хорошо приспосабливающийся и несамостоя-юльный. Эти дети беззаботны, забывчивы, слабовольны, понятли­вы, очень послушны, находятся под влиянием авторитета родите­лей, учителей, товарищей. Для лечения рекомендуются несъемные или съемные механически действующие дуговые, каппово-пласти-ночные аппараты; при большем контроле — функционально на­правляющие одночелюстные конструкции межчелюстного дейст­вия, как съемные, так и несъемные; при повышенном контроле — съемные функционально действующие вестибулярные аппараты, блоковые сочетанного действия, внеротовые. Ребенок осваивает аппараты при хорошем надзоре, уважении к врачу и родителям, однако во сне он нередко бессознательно вынимает аппарат из полости рта. Считают, что при отсутствии объективных причин

-э-io происходит потому, что ослабевает контролирующее действие коры головного мозга, и таким образом влияние «авторитета», в то время как самостоятельная воля слаба. При достаточном конт­роле родителей ребенок может пользоваться ортодонтическими аппаратами, однако применение функционально действующих ап­паратов должно быть ограничено. Рекомендуются психотерапия. укрепление в пациенте чувства ответственности и уверенности в себе, воспитание волевых качеств, развитие здорового честолюбия.

122


Четвертый тип — плохо приспосабливающийся и самостоя­тельный. Такие дети открыто не повинуются, упрямы, непокорны, активно враждебны к требованиям окружающих, злобны, умыш­ленно саботируют лечение, самостоятельны в своих действиях, на­строены критически, честолюбивы, нередко властолюбивы («во­жак» в дегском коллективе, «трудный ребенок»).

Рекомендуется терпеливое убеждение в необходимости орто-донтического лечения и хорошего контакта с врачом. Следует де­монстрировать такому ребенку малейшие положительные сдвиги в его лечении и результаты у других пациентов, чтобы переубе­дить его и достигнуть хорошего контакта. При достижении авто­ритета врача можно рассчитывать на хорошее сотрудничество и расширить показания к применению съемных двучелюстных функ­ционально действующих ортодонтических аппаратов. Можно ис­пользовать несъемные механически действующие конструкции. Следует отдавать предпочтение удалению отдельных зубов по по­казаниям, которые расширяют при надежде на саморегуляцию имеющихся нарушений.

Для уточнения особенностей поведения ребенка в коллективе целесообразно беседовать с родителями, воспитателями, учителя­ми. Это позволяет избежать ошибок при выборе плана лечения. Пациенту, его родителям и близким родственникам необходимо объяснить цель и задачи ортодонтического лечения и важность контакта с врачом.

Планирование лечения. После установления диагноза, уточне­ния показаний к лечению, определения степени его трудности и уточнения манеры поведения больного приступают к планирова­нию лечения. Сформулировав его основную цель как достижение «оптимальной нормы», т. е. устойчивого морфологического, функ­ционального и эстетического отимума, рассматривают задачи, которые необходимо выполнить для достижения этой цели. Эти задачи зависят от наличия местных и общих нарушений и требу­ют в большинстве случаев комплексных методов лечения, куда входят:


1. Лечебная гимнастика (упражнения свободные и с приспо­соблениями, требующими преодоления их действия).

2. Ортодонтическое лечение (функциональные, механические и сочетанные методы).

3. Хирургическое лечение (удаление отдельных зубов, обнаже­ние коронок ретинированных зубов, рассечение или пластика уко­роченной уздечки языка, перемещение уздечки верхней губы, компактостеотомия, хирургическое устранение зубочелюстно-ли-цевых деформаций и др.).

4. Протетическое лечение (съемное протезирование, в том числе изготовление обтураторов при врожденной расщелине неба ii несъемное).

5. Вспомогательные методы: логопедический, оториноларинго-логический и другие.

Далее определяют порядок применения различных методов ле-


чения. Особое внимание следует уделять объему ортодонтическо-го лечения и других стоматологических методов. Затем приступа­ют к выбору лечебных средств, конструкций ортодонтических ап­паратов и приспособлений на всех этапах лечения, а также ретен-ционных аппаратов и протезов для удержания достигнутых ре­зультатов. Комплексность методов лечения — залог успеха.

Расширение представлений с взаимосвязи аномалий прикуса с общими нарушениями организма изменяет взгляд на ортодон-тию, как на узкий раздел стоматологии, поскольку ставятся зада­чи более широкого плана, разрешение которых возможно лишь при совместном исследовании и лечении больных не только сто-матологами-ортодонтами, но и врачами другого профиля.


6. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЧЕЛЮСТНО-ОРТОПЕДИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ

6.1. ФИЗИОЛОГИЯ ОРОФАЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

В челюстной ортопедии (ортодонтии) важно знать взаимоотно­шение костей и мышц и пути передачи напряжения последних. Под влиянием функционального раздражения от давящих, тяну­щих и сдвигающих нагрузок со стороны мышц происходит специ­фическое преобразование костной ткани.

В области челюстей различают 4 вида связей:

1 — между окончаниями пучков мышечных волокон и над­костницей;

2 — между костными лунками зубов и волокнами Шарпея;

3 — между функцией жевательных мышц и челюстным скеле­том (при контакте зубов во время жевания передается нагрузка через зубы на альвеолярные отростки и челюстные кости; она бывает адекватной при наличии правильно контактирующих зу­бов верхней и нижней челюстей).

4 — между мышцами и костями в покое и во время функций за счет контакта губ, щек и языка с челюстями. Такая связь с анатомической и физиологической точек зрения естественна. Аль­веолярные отростки с зубами расположены между языком с од­ной стороны, губами и щеками — с другой. В связи с этим давле­ние мышц влияет на структуру и форму альвеолярных отростков, оказывая на них функциональную нагрузку. Исправление непра­вильной формы зубных дуг и альвеолярного отростка — важней­шая задача челюстно-ортопедического (ортодонтического) лечения. Взаимосвязь между мышцами и челюстными костями вызывает интерес с точки зрения изучения этиологии зубочелюстных ано­малий.

Основоположник функциональной ортопедии W. Poux в 1895 г. писал, что изменения структуры, формы и размеров костей сос­тавляют суть морфологического приспособления органов к нару­шенной функции. Ортопедическое лечение считается функциональ­ным, если объектом терапии становятся мышцы. Наибольшее вни­мание при лечении зубочелюстно-лицевых аномалий уделяют гим­настике, физиотерапии и массажу, которые способствуют улучше­нию функций мышц. В настоящее время при разработке методов функционального лечения в ортодонтии учитывают достижения A. Korbitz (1914) и Rogers (1917), стремившихся создать функцио­нальную челюстную ортопедию, отвечавшую представлениям w. Poux (1895). Гимнастические упражнения, предложенные W. Balters (1954), последователем Rogers, так же как и миотера-"ия, получили широкое распространение в ПНР. Развитие функ­циональной челюстной ортопедии продолжили J. А; С. Duyzings


(1960) и Н. Dass (1961), которые рекомендовали также логопеди­ческую гимнастику, пользующуюся в настоящее время большой по­пулярностью в США.

Для лечения сагиттальных аномалии прикуса применяют раз­личные съемные аппараты двухчелюстного действия — моноблок» активаторы, бионаторы, регулятор функций и другие ортодонтичес-кие аппараты. Моноблок, как посредник между мышцами и челюст­ными костями, преобразует мышечную силу в механическую, пере­дает функциональное раздражение, однако при этом нарушается естественная связь между мышцами и челюстными костями, в свя­зи с чем его воздействие нельзя рассматривать как физиологи­ческое.

W. Bakers (1954) создал целостную систему функционального лечения в челюстной ортопедии. Достигнутые им успехи при психо­соматическом лечении зубочелюстных аномалий свидетельствуют» что нормализация орофациального комплекса не является регио­нальной проблемой, требующей лишь исправления функции жева­ния. При достижении смыкания губ, закрывания рта и носового дыхания, т. е. нормализации оральной сферы, улучшается и пси­хический фон. W. Bakers предложил ортодонтический аппарат для лечения зубочелюстных аномалий, названный им бионатором. По» принципу действия он выгодно отличается от открытого активатора G. Klammt (1955). Однако, по мнению R. Frankel (1960), проблема нормализации функций зубочелюстной системы решается с помо­щью бионатора так же, как и с помощью открытого активатора и протектора Н. Gerlach (1968), напоминающего бионатор. Два пос­ледних аппарата снабжены вестибулярными пластиночными эле­ментами, благодаря которым достигаются более благоприятное за­щитное (экранирующее) и протекторное действия.

Заслуга A. Korbitz (1914) заключается в том, что он указал на значение губощечно-язычных связей для формирования челюстей. Он был первым челюстным ортопедом, проанализировавшим взаи­мосвязь функций мышц преддверия полости рта и языка и указав­шим, что функциональная челюстная ортопедия является централь­ной проблемой в ортодонтии. Н. Noltemeier (1949) и A. Eckert-Mo-bius (1962) проверили, подтвердили и дополнили его эксперименты.

В течение ряда лет V. Andresen и К. Haupl (1953) особое вни­мание уделяли изучению функций жевательных мышц. W. Bakers. (1954), R. Frankel (1960), P. Freundhaller (1966) писали, что нару­шение функционального равновесия мышц, окружающих челюст­ные кости, играет основную роль в морфологических изменениях, челюстей. Нарушения миодинамического равновесия в челюстно-лицевой области чаще всего возникают в раннем детском возрасте.

Способ вскармливания младенцев влияет на рост и развитие нижней челюсти. При неправильном искусственном вскармливании» поданным В. П. Окушко (1975), возникает неправильное глотание. ' Если инфантильный способ глотания остается у детей в более стар­шем возрасте, то аномалии прикуса развиваются у них в 2 раза ча­ще, поскольку давление языка на альвеолярные отростки значитель-


но больше давления на них губ и щек. Сила такого давления при нормальном и патологическом глотании колеблется, по данным Winders, от 41 до 709 г/см2 на передние зубы и от 37 до 240 r/см2' на твердое нёбо. Winders установил, что человек в течение суток глотает в среднем 1200—1600 раз, a Kunvara и Straub сообщили, что 2400 раз. В. П. Окушко (1975) отмечает, что в бодрствующем состоянии глотание слюны происходит в среднем 2 раза в минуту» а во время сна — 1 раз. Естественно, что способ глотания играет определенную роль в формировании ортогнатического или аномаль­ного прикуса. В норме в передней части полости рта имеется отри­цательное давление, которое в свою очередь облегчает удерживание нижней челюсти в приведенном положении, что важно для правиль­ного глотания. J. D. Sybteini (1970) рассматривал неправильное глотание как адаптационный процесс.

Давление языка на альвеолярные отростки при неправильном глотании значительно выше давления, создаваемого губами и ще­ками. Активность мышц нижней губы и подбородочной мышцы вли­яет на форму зубоальвеолярных дуг. При неправильном глотании и отсутствии отрицательного давления в полости рта со временем развивается компенсаторное напряжение мышц лица, что может привести к функциональной, а затем и к морфологической пере­стройке этих мышц. С, F. Ballard (1965) и W. J. Tulley (1969) пола­гают, что нейродвигательные процессы при глубоком блокирующем прикусе (класс Па по Энглю) генетически детерминированы. В свя­зи с этим ортодонтическое лечение такой аномалии бесперспек­тивно.

Нарушения функций мимических мышц Н. Noltemeier (1949),. W. Bakers (1954)^, F. Kraus (1957), J. Н. Schukz (1961), D. Eismann (1970), Н. Gerlach (1968), J. D. Subtelny (1970) объясняют нервны­ми и психическими отклонениями.

Большое значение для развития аномалий прикуса имеет нару­шение функции дыхания. По данным R. Frankel (1960), при рото­вом дыхании меняется тонус околоротовых и ротовых мышц, нару­шаются синергизм и антагонизм мышц губ, преобладает сокраще­ние радиальных мышц. Подбородочная мышца функционально и' структурно приспосабливается к нарушениям в орофациальной об­ласти: изменяется расположение мягких тканей подбородка, их форма, вследствие чего нижняя часть лица кажется укороченной» образуется глубокая супраментальная борозда. Неправильная функция мышц, поднимающих верхнюю губу и опускающих ниж­нюю, приводит к изменению формы губ.

По данным A. Eckert-Mobius (1962), гипертрофия небно-глоточ-ных миндалин и разрастание аденоидной ткани на задней стенке глотки ограничивают подвижность мягкого неба, вызывают ком­пенсаторное усиление сокращения мышц лица. R. Frankel (I960)» R. Е. Moyers (1970), J. F. Bosma (1975) считают, что это обусловли­вает изменение положения языка в покое и во время функции. В ре­зультате нарушения смыкания губ и отсутствия герметичного зак­рывания рта язык не может занять физиологического положения,

127-


его перистальтические движения при акте глотания нарушаются. Несмыкание губ приводит к каудальному расположению языка, к нарушению контакта между его спинкой и мягким небом. Клини­чески это проявляется в провисании дна полости рта и образовании «двойного подбородка». Под влиянием перемещения языка в кау-дальном направлении и его массы в полости рта возникает отрица­тельное давление. Атмосферное давление прижимает снаружи щеки и губы к зубам и альвеолярным отросткам. Сужение зубоальвео-лярной дуги верхней челюсти при ротовом дыхании и инфантильном глотании происходит в результате недостаточного давления языка на зубоальвеолярные дуги и повышенного давления щек.

Л. В. Ильина-Маркосян (1970), Ф. Я. Хорошилкина (1970), В. П. Окушко (1975) отмечают, что расположение языка между зубными рядами препятствует смыканию зубов и является одной из причин развития дистального прикуса с протрузией верхних пе­редних зубов (IIi класс по Энглю).

R. Frankel (1960) придает большое значение межокклюзионно-му расположению мягких тканей щек для развития глубокого при^ куса. Всасывание щек особенно выражено во время вдоха. Непра­вильное положение языка связано не только с нарушением функций глотания и дыхания, но также с сужением функционального прост­ранства, о чем свидетельствуют нередко наблюдаемые отпечатки зубов на боковых поверхностях языка.

Зубочелюстная система участвует в звукообразовании. Наруше­ния речи могут выражаться в нарушении артикуляции языка. J. D. Subtelny (1970) у людей с нарушениями речи в 2 раза чаще наблюдал синдром повышенного давления языка на зубы. Это в свою очередь отражается на расположении зубов, особенно перед­них.

Л. В. Ильина-Маркосян (1970), Ф. Я. Хорошилкина (1970) и Ю. М. Малыгин (1970) пришли к заключению, что нарушения функ­ций зубочелюстной системы вызывают морфологическую перестрой­ку альвеолярного отростка. Повышенный тонус радиальных мими­ческих мышц тормозит развитие апикального базиса зубных дуг. Это может неблагоприятно отразиться на развитии альвеолярного отростка в переднем участке и на положении нижней челюсти. Не­редко возникают зубоальвеолярная протрузия переднего участка верхней зубной дуги и дистальное расположение нижней челюсти. При этом нижняя губа всасывается между резцами верхней и ниж­ней челюстей и тормозит развитие нижней челюсти. Между резцами образуется сагиттальная щель, что усугубляет нарушение функции жевания, в частности, откусывания пищи. Это может быть и при неправильном глотании, когда кончик языка опирается на небную поверхность резцов верхней челюсти и на нижнюю губу; при этом резцы верхней челюсти отклоняются вестибулярно, а нижней — орально. В результате снижения высоты прикуса и зубоальвеоляр-ного удлинения в области передних зубов нижней челюсти послед­ние травмируют слизистую оболочку неба.

Важно изучить связи между функцией и формой в челюстно-


лицевой области, чтобы правильно понять механические процессы развития аномалий прикуса. При диагностике и лечении зубочелю-стных аномалий, по мнению R. Frankel (1960), целесообразно раз­личать следующие воздействия, оказываемые на челюсти: 1 — ме­ханическое, обусловленное величиной и формой растущих соседних органов; 2 — функционально-механическое, связанное с функциями мимических мышц, особенно мышц углов рта, жевания, глотания, дыхания и речи; 3 — атмосферное давление; 4 — масса языка.

Оссификация в пассивных зонах роста челюстей (периост, швы и височно-нижнечелюстные суставы) происходит под механическим воздействием, описанным в первом пункте.

Генетически фиксированная модель роста челюстных костей, но­сового хряща и окружающих мягких тканей, одновременно влияет на остеогенез в периостальной, сутуральной и пародонтальной зо­нах роста. Гнатические зоны роста получают информацию через окружающую среду. Развитие черепа и особенно средней зоны ли­цевого скелета может оказывать влияние на направление роста нижней челюсти и ее расположение. Нейродвигательные функции, связанные с дыханием и сосанием, осуществляются со времени рождения ребенка за счет безусловных рефлексов. Семейное сход­ство можно объяснить генетическими особенностями нервной сис­темы и мышц, а также формы лицевого скелета. В отдельных слу­чаях трудно различить, объясняется ли семейное сходство нейро-двигательных функций наследственностью или подражанием.

6.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ЩИТОВОЙ ТЕРАПИИ

С развитием функционального направления в ортодонтии повысил­ся интерес к ортодонтическим аппаратам и приспособлениям, ока­зывающим лечебное воздействие на функцию мышц, окружающих зубные ряды. Такие аппараты были объединены под общим назва­нием щитовых, или вестибулярных, аппаратов.

В СССР рекомендован метод щитовой терапии с целью профи­лактики зубочелюстных аномалий и их раннего лечения.

Впервые вестибулярные пластинки применили A. Korbitz (1914), который назвал их формирователями губ, отразив в названии смысл лечения. А. Korbitz (1914) не ставил целью непосредственно воздей­ствовать на морфологические отклонения в развитии зубоальвео-лярных дуг, а стремился достичь смыкания губ и нормализации функции мягких тканей, окружающих зубные ряды, устранить ро­товое дыхание, тренируя носовое дыхание.

Принцип лечения вестибулярной пластинкой по F. Kraus (1956) — воздействие на мягкие ткани губ и щек и нормализация их функции, т. е. изменение нейромышечного стереотипа. Благодаря применению такого щита прерывается контакт губ и языка, устра­няются ротовое дыхание и неправильное глотание. Разрыв непра­вильных нейромышечных связей приводит к выработке нового сте­реотипа.

Е. Schonherr (1956) рекомендовал вестибулярную пластинку для

9-1303 ' 129


устранения вредных привычек сосания пальцев и различных пред­метов. Он стандартизировал ее, организовал ее промышленный вы­пуск и применял для профилактики и раннего лечения зубочелюст-.но-лицевых аномалий.

А. М. Schwarz (1956) предостерегал от неправильного примене­ния вестибулярной пластинки при лечении дистального прикуса» которое может привести к чрезмерной ретрузии верхних резцов и клыков. R. Frankel (1960) считает, что вестибулярные пластинки противопоказаны при лечении истинного дистального прикуса, при котором необходимо перемещать нижнюю челюсть вперед, опираясь на все зубы верхней челюсти, а не только на резцы. Функциональ­ный способ лечения с помощью вестибулярных пластинок, рекомен­дованный A. Korbitz (1914), был забыт в период распространения метода Андрезена — Хойпля. Модификация, предложенная С. F. L. Nord (1957) и R. Hotz (1969), отличалась от вестибуляр­ных пластинок А. Korbitz (1914) и Е. Schonherr (1967) тем, что ее боковые участки не прилегали к альвеолярным отросткам при их 'недоразвитии. R. Frankel (1960) придает большое значение выра­ботке автоматизма. Как известно, вестибулярные пластинки при­меняют во время сна, когда нейродвигательные процессы в мышцах, окружающих зубные ряды, резко снижены, в связи с этим воздейст­вовать на нейромышечный стереотип можно лишь в ограниченной степени.

Конструкции вестибулярных пластинок, которые применил R. Frankel в 1955 г., принципиально отличаются от вестибулярных пластинок F. Kraus (1956), С. F. L. Nord (1957), R. Hotz (1969). Они не прилегают к недоразвитым участкам зубных рядов и альве-„олярных отростков, в том числе в области переходных складок сли­зистой оболочки. По мнению автора, на нейродвигательные процес­сы в зубочелюстно-лицевой области можно активнее воздействовать в дневное время, не ночью, а еще лучше круглосуточно. Однако вестибулярная пластинка затрудняет речь, поэтому ею пользуются лишь в период сна. После введения в конструкцию проволочного каркаса она стала меньше и прочнее, благодаря чему ею можно пользоваться днем. Каркасная вестибулярная пластинка по R. Frankel, названная автором регулятором функций, открыта в переднем участке и не имеет кламмерной фиксации. Усовершенство­вание регуляторов функций продолжается и по настоящее время.

6.3. ПРИНЦИП ЛЕЧЕНИЯ ПО МЕТОДУ ФРЕНКЕЛЯ

Зубочелюстно-лицевую область необходимо рассматривать как еди--ное целое. Мягкие ткани, окружающие зубоальвеолярные дуги, вли­яют на развитие, рост и формирование челюстных костей. Полость рта делится на внутреннюю и наружную функциональные области. Расположенные между ними альвеолярные отростки с зубами R. Frankel (1960) называет донтоальвеолярным мостом. Наружная функциональная область (ФО-1) находится под воздействием ми­мических и частично жевательных мышц. Благодаря смыканию губ

J3p


замыкается наружное функциональное пространство. Во внутрен­ней функциональной области (ФО-2) расположены язык, мягкое небо, языкоглоточные и супрахиоидальные мышцы.







Date: 2015-05-19; view: 596; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию