Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Правонарушения и юридическая ответственность





1. Понятие, признаки и состав правонарушений.

2. Виды правонарушений:

2.1. Преступление: понятие, признаки и классификация по уголовному законодательству Российской Федерации.

2.2. Административные правонарушение: понятие, классификация по законодательству Российской Федерации.

2.3. Дисциплинарные проступки.

2.4. Деликты.

3. Понятие и принципы юридической ответственности.

4. Виды юридической ответственности:

4.1. Классификация видов юридической ответственности по характеру правонарушений и санкций за их совершение.

4.2. Понятие и цели уголовного наказания. Система и виды наказаний.

4.3. Административная ответственность по законодательству Российской Федерации.

4.4. Правовосстановительная ответственность.

 

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Значение законности и правопорядка в современном обществе.

2. Понятие, содержание и порядок применения принудительных мер воспитательного характера.

3. Понятие, признаки и виды правомерного поведения.

4. Правовое воспитание в условиях формирования гражданского общества.

 

Темы докладов и сообщений

1. Понятие, задачи, цели и принципы уголовного законодательства России.

2. Амнистия и помилования.

3. Законность и правопорядок.

4. Юридические лица как субъекты правонарушений.

Терминологическое задание 1.Выписать в словарь и усвоить определения следующих понятий: «социальная ответственность», «юридическая ответственность», «государственное принуждение», «дисциплинарная ответственность», «гражданско-правовая ответственность», «административная ответственность», «уголовная ответственность», «основания юридической ответственности», «освобождение от юридической ответственности», «презумпция невиновности».

Терминологическое задание 2.Выписать в словарь и усвоить определения следующих понятий: «правомерное поведение», «правовая активность», «злоупотребление правом», «объективно-противоправное поведение», «правонарушение», «проступок», «преступление», «состав правонарушения», «объект правонарушения», «объективная сторона правонарушения», «субъект правонарушения», «субъективная сторона правонарушения», «деликтоспособность».

Контрольные вопросы и задания

1. Определите формы вины в предложенных ситуациях:

а) строительная фирма не провела мероприятия по подготовке ложа водохранилища к затоплению; в результате чего местность стала заболоченной, животные и растения стали погибать;

б) сторож Григорьев уходит с поста дежурства, оставив на своем месте сторожевую собаку в расчете на то, что она не допустит хищения материальных ценностей;

в) сторож Дикарев обходит с ненадлежащим интервалом времени объект охраны, полагая, что такое нарушение не повлечет вредных последствий;

г) Кулаков забирает письма и корреспонденцию из почтового ящика своего соседа;

д) на пятом этаже строящего дома рабочими было оборудовано ограждение, не отвечающее требованиям безопасности;

е) хирург Волынский в нетрезвом состоянии приступил к проведению операции, надеясь на свой предыдущий опыт и умение.

2. Решите задачи, используя Кодекс об административных правонарушениях РФ:

а) судья за управление транспортным средством в состоянии опьянения подверг водителя Петрова административному наказанию в виде штрафа в размере 10 МРОТ с лишением права управлять транспортным средством сроком на 2 года. Соответствует ли закону принятое решение?

б) член избирательной комиссии Локтев выдал гражданину Морозову, пришедшему на избирательный участок, несколько бюллетеней для голосования, чтобы Морозов проголосовал и за себя, и за членов своей семьи. В соответствии с какой статьей и какое административное наказание может быть назначено Локтеву за это деяние?

в) проходя таможенный контроль в международном аэропорту, Яковлев не указал в таможенной декларации несколько изделий из золота. Квалифицируйте действия Яковлева и определите меру наказания.

3. Решите задачи, используя Уголовный кодекс РФ:

а) четырнадцатилетний Саша, желая похвастаться охотничьим ружьем отца, которое было заряжено, неосторожно нажал на курок и произвел выстрел. В результате выстрела тяжело ранил своего друга, который через два дня умер в больнице. Назовите всех лиц, которые будут нести ответственность за случившееся.

б) Семенов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, совершил в вагоне метро следующие противоправные действия: грубо бранился, сильно ударил одного из пассажиров, сделавшего ему замечания. Правонарушитель был задержан работником милиции, которому оказал сопротивление. Проспавшись, Семенов заявил, что был сильно пьян и ничего не помнит. Квалифицируйте действия Семенова.

4. Определите объект правонарушения в предложенных ситуациях:

а) Николаев очень спешил домой; сев в машину, он поехал со скоростью 100 км/ч;

б) директор краеведческого музея содержал ценные экспонаты в обычной подсобке;

в) Гвоздев выражался нецензурными словами в трамвае;

г) работающая в продовольственном магазине Сеченова, регулярно обвешивала покупателей.

5. Решите задачу, используя Уголовный кодекс РФ:

Хохлов, 17 лет, намереваясь вовлечь несовершеннолетнюю Шитову в употребление наркотических средств, предложил ей ввести инъекцию героина, рассказывая при этом о тех приятных ощущениях, которые вызывает употребление наркотика. Шитова категорически отказалась от предложений Хохлова. Тогда последний избил ее, и, воспользовавшись бессознательным состоянием потерпевшей, сделал ей укол героина. Как квалифицировать действия Хохлова? Изменится ли решение, если после отказа Шитовой Хохлов не будет предпринимать никаких дальнейших действий? Как квалифицировать действия Хохлова, если в результате сделанной инъекции вследствие передозировки потерпевшая погибнет?

6. Дайте правовую оценку ситуации: дворник Черняков занимался сбрасыванием снега с крыш домов. Он не поставил необходимые в таких случаях заграждения. В результате чего пенсионерке Матвеевой, вышедшей из подъезда дома, упавшим снегом был причинен легкий вред здоровью. Изучите статьи главы 16 УК РФ и решите, является ли неосторожное причинение легкого вреда здоровью преступлением?

7. Определите форму вины в предложенных ситуациях:

Ситуация 1:Во время весенней охоты на уток С. встретил у берега своих односельчан К. и В. и в шутливой форме заявил, что они вторглись в его угодья, потребовал покинуть «его» территорию. Затем С. стал целиться из ружья сначала в К., а затем в В. Последний потребовал прекратить «дурацкие шуточки». Однако С., забыв, что в одном из стволов ружья находится заряженный дробью патрон, нажал на спусковой крючок и неожиданно для себя произвел выстрел, которым был нанесен тяжкий вред здоровью В.

Ситуация 2:Из-за разногласий во время игры между 15-летними С. и Б. произошла ссора, во время которой Б. грубо оскорбил С. и нанес ему пощечину. С. пригласил Б. для дальнейшего выяснения отношений за угол дома, где между ними завязалась драка. Во время взаимного обмена ударами Б. ударил С. кулаком в правый висок, что повлекло за собой осколочный перелом височной кости, сопровождающийся внутричерепным кровоизлиянием. К вечеру состояние здоровья С. значительно ухудшилось, в связи с чем он был доставлен в больницу, где через два дня скончался.

Ситуация 3:В целях предупреждения кражи рыбы из мереж Ш. сделал сигнализацию, для чего к мосткам, с которых мережи ставились в реку, провел из своего дома провода и подключил их к электросети, напряжением 220В, а в доме установил звонок. При попытке разъединить провода от сигнализации с целью кражи мереж ночью электротоком был убит подросток О. Как было установлено, Ш. для предотвращения тяжких последствий широко оповестил односельчан о существовании сигнализации. Кроме того, он предпринял целый ряд технических мер предосторожности для предупреждения случайного поражения электротоком, к тому же подключал сигнализацию к электросети только в ночное время и лишь тогда, когда сам находился в доме.

8. Решите задачу, используя Уголовный кодекс РФ: Степанов был осужден за преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 264 УК РФ. Суд назначил максимальное наказание: 7 лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на три года, а также лишил Степанова почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации», мотивируя свое решении тем, что столь грубое нарушение закона несовместимо с этим званием. Вправе ли был суд лишить Степанова почетного звания?

9. Дайте правовую оценку ситуации: Питер Шварб – гражданин Германии, прибыл на территорию России в составе туристической группы. Проходя по рядам павильонов в одном из торговых комплексов г. Москвы и интересуясь дамскими украшениями, П. Шварб, улучшив момент, когда торговец отвлекся разговором с другим покупателем, незаметно похитил с прилавка янтарные бусы и спрятал их в карман своего пиджака. Видевший это Смолин сказал о похищении бус продавцу, и они вместе задержали Шварба и доставили его в отделение милиции. Подлежит ли гражданин Германии уголовной ответственности по уголовному законодательству Российской Федерации?

10. Решите задачу: Ранее не судимый Трубников был осужден за разбойное нападение по ч. 1 ст. 162 УК РФ к шести годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. В кассационной жалобе адвокат утверждал, что вид колонии определен неверно, т.к. преступление, совершенное Трубниковым. Не является особо тяжким. Изучите ст. 58 и ч. 1 ст. 162 УК РФ и ответьте, обоснованы ли доводы адвоката?

 

Рекомендуемая к изучению литература

1. Иванов А.А. Цели юридической ответственности, ее функции и принципы // Государство и право. 2003. №6. С. 66 – 69.

2. Каплунов А.И. О классификации мер государственного принуждения // Государство и право. 2006. №3. С. 5 – 13.

3. Кузмичева Г.А., Калинина Л.А. Административная ответственность: Учебное пособие. Нормативные акты. М.: Юриспруденция, 2000.

4. Липинский Д.А. Соотношение функций права и функций юридической ответственности // Правоведение. 2004. №3. С. 144 – 155.

5. Малеин Н.С. Юридическая ответственность и справедливость. М., 1992.

Рекомендуемые к использованию правовые акты

1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. №1 (ч. 1). Ст. 1.

3. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. №1 (ч. 1). Ст. 3.

4. Гражданский кодекс РФ (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301.

5. О прокуратуре РФ: ФЗ от 17 января 1992 г. №2202-1 (ред. от 1 июля 2010 г.) // Российская газета. 1995. 25 ноября.

Date: 2015-05-19; view: 1853; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию