Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Понятие и сущность государства





Занятие 1

1. Социально-экономические предпосылки возникновения государства.

2. Теории о происхождении государства.

3. Типология государств: понятие и классификация. Цивилизационный и формационный подходы типологии государства.

4. Понятие и основные признаки государства. Государственный суверенитет.

5. Функции государства: понятие и виды. Формы и методы реализации функций государства.

Занятие 2

1. Механизм государства. Система органов публичной власти.

2. Понятие государственных органов и их классификация.

3. Элементы формы государства.

4. Государство и гражданское общество. Генезис понятия гражданского общества.

5. Теория правового государства: понятие и признаки.

 

Темы докладов и сообщений

1. Тенденции в развитии современного государства.

2. Государство как субъект международного права.

3. Нетипичные формы правления современных государств.

4. Форма государственности Российской Федерации.

5. Возникновение и развитие теории правового государства.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Общественная власть и социальные нормы при родовом строе.

2. Пути возникновения государств у различных народов.

3. Современные теории сущности государства: расовая теория, теория элит, технократическая теория, теория всеобщего благоденствия, теория конвенгерции.

4. Понятие и структура политической системы общества.

5. Соотношение государства и права.

 

Терминологическое задание 1.Выписать в словарь и усвоить определения следующих понятий: «политическая система», «политическая организация общества», «государство», «страна», «партия», «общественная организация», «сущность государства», «признаки государства», «исторический тип государства», «форма правления», «монархия», «республика», «парламентарная республика», «президентская республика», «форма государственного устройства», «федерация», «конфедерация», «унитарное государство», «политический режим», «тоталитарное государство», «авторитарное государство», «либеральное государство», «демократическое государство».

Терминологическое задание 2. Выписать в словарь и усвоить определения следующих понятий: «власть», «властеотношение», «государственная власть», «политическая власть», «социальная воля», «идеология», «легитимность государственной власти», «нелегитимность власти», «легальность государственной власти», «разделение властей».

Терминологическое задание 3.Выписать в словарь и усвоить определения следующих понятий: «государство», «общество», «род», «власть», «класс», «традиция», «социальная норма», «обычай», «право», «мораль», «религия».

 

Контрольные вопросы и задания

1. Определите, какие теории происхождения государства кратко изложены ниже:

А: «Основатели церкви имели два меча; один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и разрешать споры с другими странами. При этом процесс возникновения государств подобен процессу сотворения Богом мира».

Б: «Государства появились в результате коренных изменений в экономике и в самом первобытном обществе. Произошло разделение труда. Появились богатые и бедные, образовались классы. Чтобы управлять в этих новых условиях потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство».

В: «Человеческие расы физически и психологически неравноценны. Есть расы высшие и низшие. Высшие расы призваны господствовать над остальными с помощью государства и законов».

Г: «Война – грубая сила – вот «повивальная бабка» государства. Государство создается завоевателями, чтобы поддерживать господство над побежденными».

Д: «Государство происходит из семьи и является результатом ее разрастания. Оно – высшая форма человеческого общения. Государственная власть – это продолжение отцовской власти, власти главы семьи».

Е: «Государство появляется потому, что у одних людей сильна потребность властвовать, а у других – подчиняться. Народ – пассивная масса, предназначенная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качествами лидеров, властителей, хозяев».

2. Известный декабрист П.И. Пестель полагал, что федеративное устройство государства неприемлемо вообще, а для России – тем более, в силу ее разнородности. Он исходил из того, что части территории России «… различными языками говорят, совсем различные веры исповедуют, их жители различные происхождения имеют, к различным державам некогда принадлежали; и потому, если эту разнородность еще более усилить через федеративное образование государства, то легко предвидеть можно, что разнородные области скоро от коренной России отлучатся, и она скоро потеряет не только свое могущество, величие и силу, но даже может быть, и свое место между большими и главными государствами… А потому, всякая мысль о федеративном устройстве Российского государства отвергается совершенно, как пагубный вред и величайшее зло».

Согласны ли вы с этой точкой зрения? Обоснуйте свое мнение.

3. Назовите периоды истории, когда в России политический режим был тоталитарным, авторитарным, демократическим.

4. Известны ли вам примеры из истории, когда государство добровольно отказывалось от суверенитета? Почему это происходило?

5. Существуют три основных подхода к решению проблемы участия простых граждан в управлении государством. Постарайтесь сформулировать свою позицию и свои аргументы по каждому из перечисленных предложений:

А: Независимость: политика – это дело политиков. Каждый должен заниматься своим делом.

Б: Умеренность: выполнение лишь формальных гражданских обязанностей (участие в выборах, референдумах, опросах общественного мнения и т.п.), участие по просьбе власти.

В: Активность: заставить политиков считаться с нашим мнением. постоянный контроль и давление со стороны общественности.

6. Свергнутому королю Египта Фаруку приписывали шутку: «Скоро в мире останется только пять королей – червей, бубен, треф, пик и английский» (Источник: Новое время. М., 1981, №31. С. 32). Какова в этой шутке «доля» правды? Каков опыт политического развития последних десятилетий? Каковы перспективы у монархий, по вашему мнению?

7. Выберите из ниже перечисленных статей конституций зарубежных государств те, которые определяют светский характер государственности, а какие теократический:

- ст. 1 Конституции Франции 1958 г.: «Франция является неделимой, светской, демократической и социальной республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всем гражданам независимо от происхождения, расы или религии. Она уважает все верования»;

- ст. 1 Основ системы власти Саудовской Аравии 1992 г.: «Королевство Саудовская Аравия – суверенное арабское государство. Его религия – ислам, конституция – книга Всевышнего Аллаха и Сунна его пророка, да благословит его Аллах»;

- ст. 1 Конституции Судана 1998 г.: «Государство Судан является страной культурной и расовой гармонии и религиозной терпимости. Ислам является религией большинства населения, а христианство и традиционные религии имеют большое распространение»;

- ст. 1 Конституции Словакии 1992 г.: «Словацкое государство не связано никакой идеологией или религией»;

- ст. 1 Конституции Ирана: «Форма правления в Иране – исламская республика»;

- ст. 5 Конституции Мавритании 1991 г.: «Мавритания – подлинно демократическая и социальная исламская республика».

8. Республики делятся на президентские и парламентские. Выберите из перечисленных признаки, характерные для президентских и для парламентских. Затем определите, какие признаки характерны для формы правления РФ. К какому виду республики относится Россия?

Признаки: а) президент получает свои полномочия непосредственно от народа в результате избрания; б) правительство не рассматривается как коллегиальный орган, поскольку не принимает коллегиально решений; в) президент получает свои полномочия от парламента или от коллегии с участием членов парламента; г) правительство не несет ответственности перед парламентом, а отдельные министры подчиняются непосредственно президенту; д) по конституции президент может быть наделен обширными полномочиями, но ответственность за их осуществление несет правительство (институт контрасигнатуры); е) президент не может распускать парламент, парламент не может устранить президента (за исключением импичмента), поэтому законодательная и исполнительная власти вынуждены сотрудничать даже при разной политической принадлежности; ж) правительство несет коллегиальную ответственность перед парламентом; з) парламент может быть распущен президентом по инициативе правительства.

9. Разберите ситуацию. Гражданина Сергеева – жителя одной из республик в составе РФ – оштрафовали за неуплату местных налогов. В ответ он обратился в суд с заявлением, что как гражданин не может жить по законам, принятым нелегитимным (незаконным) Государственным собранием, платить местные налоги в частности. Государственное собрание он считает нелегитимным по той причине, что половина депутатов совмещают депутатскую деятельность с работой в органах исполнительной власти. Ведь все законы, как федеральные, так и республиканские предусматривают разделение государственной власти. Какое решение должен принять суд в данной ситуации? Какой орган должен предотвратить возникновение подобной ситуации?

10. Составьте схему органов государственной власти Российской Федерации, исходя из принципа разделения властей.

 

Рекомендуемая к изучению литература

1. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. №7.

2. Ведяхин В.М. О форме Российского государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. №6.

3. Мартышин О.В. Идейно-политические основы современной российской государственности // Государство и право. 2006. № 10. С. 31 – 37.

4. Пастухова Н.Б. Об особенностях становления и развития государственного суверенитета современной России // Государство и право. 2007. №5.

5. Родионова О.В. Социальная функция государства: правовая сущность и проблемы субъектов ее осуществления на современном этапе // Государство и право. 2006. №8. С. 98 – 100.

Рекомендуемые к использованию правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. М., 2011.

2. О Конституционном Суде РФ: ФКЗ № 1-ФКЗ от 21 июля 1994 г. (ред. от 2 июня 2009 г.) // СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1447.

3. О Правительстве РФ: ФКЗ №2-ФКЗ от 17 декабря 1997г. (ред. от 22 июля 2010 г.) // СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5712.

4. О системе государственной службы РФ: ФЗ от 6 октября 2003 г. №58-ФЗ (ред. от 01.12.2007 г.) // Российская газета. №104. 31 мая 2003 г.

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ (ред. от 27 июля 2010 г.) // Российская газета. №202. 8 октября 2003 г.

Тема 2. Понятие и сущность права,

Date: 2015-05-19; view: 767; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию