Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Его роль в системе социального регулирования





1. Понятие и основные признаки права. Нормативность права. Взаимосвязь права с другими видами социальных норм.

2. Современные концепции правопонимания. Теория естественного права.

3. Принципы права: понятие и виды.

4. Функции права: понятие и классификация.

5. Понятие и основные черты норм права. Структура нормы права.

6. Основные правовые системы современности.

 

Темы докладов и сообщений

1. Воспитательная функция права: понятие, выражение и социальное значение.

2. Соотношение права и морали.

3. Особенности изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.

 

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Право в системе социального регулирования. Классификация социальных норм.

2. Соотношение права и закона.

3. Понятие правосознания и его функции.

4. Правовой нигилизм и правовой идеализм.

5. Классификация норм права.

 

Терминологическое задание 1. Выписать в словарь и усвоить определения следующих понятий: «право», «понимание», «правопонимание», «юридический позитивизм», «естественное право», «позитивное право», «законодательное право».

Терминологическое задание 2.Выписать в словарь и усвоить определения следующих понятий: «порядок», «социальное регулирование», «нормативное регулирование», «правовое регулирование», «объект правового регулирования», «предмет правового регулирования», «метод правового регулирования», «способ правового регулирования», «механизм правового регулирования».

Терминологическое задание 3.Выписать в словарь и усвоить определения следующих понятий: «правило поведения», «право», «свобода», «справедливость», «принцип права», «функция права».

Терминологическое задание 4.Выписать в словарь и усвоить определения следующих понятий: «норма», «норма права», «норма морали», «гипотеза нормы права», «диспозиция нормы права», «санкция нормы права», «нормативно-правовой акт», «статья нормативно-правового акта».

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какие из перечисленных ниже норм относятся к нормам морали, а какие – к нормам права:



А: эти нормы регулируют наиболее важные общественные отношения, затрагивая существенные интересы человека и общества;

Б: эти нормы регулируют все общественные и личные отношения в системе человек-человек, человек-группа, человек-общество;

В: эти нормы закреплены в законах;

Г: эти нормы постепенно складываются в общественном сознании;

Д: за их нарушение следует ответственность в виде осуждения обществом, группой, отдельными людьми;

Е: за их нарушение следует ответственность в виде государственного принуждения.

2. Определите в предложенных нормах права гипотезу, диспозицию и санкцию:

- ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ»: «Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независим от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону»

- ст. 194 Трудового кодекса РФ: «Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания»

- ст. 39 Жилищного кодекса РФ: «Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме»

- ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»: «Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа»

- ст. 21 Закона Краснодарского края «Об административных правонарушениях»: «Повреждение тротуарного покрытия, тротуарной плитки или бордюрного камня в городских и сельских поселениях влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 3 МРОТ; на должностных лиц – от 2 до 5 МРОТ; на юридических лиц – от 50 до 100 МРОТ».

3. Выделите общие, отраслевые и межотраслевые принципы регулирования трудовых отношений:

- свобода труда

- запрет принудительного труда и дискриминации в сфере труда

- защита от безработицы и содействие в трудоустройстве

- обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, отвечающие условиям безопасности и гигиены

- равенство прав и возможностей работников

- обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, обеспечивающей достойное существование человека и его семьи

- обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих права и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы

- сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений

- обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей

- установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением

- обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту



- обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном трудовым законодательством

- обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора

- обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства

- обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности

- обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

4. Изучите рекомендуемую для изучения данной темы литературу, выпишите пять определений термина «право» различных авторов. Проанализируйте эти определения. Какое, на ваш взгляд, отражает все признаки права? Какое из них раскрывает сущность права в наиболее доступной форме? Какое определение предложили бы вы?

5. Какие из перечисленных норм относятся к управомочивающим, обязывающим или запрещающим?

- ч. 1 ст. 187 Гражданского кодекса РФ: «Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено…»;

- ст. 858 Гражданского кодекса РФ: «Ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом»;

- п. 1 ч. 1 ст. 1281 Гражданского кодекса РФ: «Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора»;

- ст. 167 Трудового кодекса РФ: «При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой»;

- ч. 1 ст. 193 Трудового кодекса РФ: «До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт»;

- ст. 22 Трудового кодекса РФ: «Работодатель имеет право: … поощрять работников за добросовестный эффективный труд; … принимать локальные нормативные акты; … создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них…»;

- ч. 4 ст. 3 Конституции РФ: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации…»;

- ч. 2 ст. 6 Конституции РФ: «Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ»;

- ст. 119 Конституции РФ: «Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридические образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ».

6. К какому виду социальных норм относятся приведенные примеры?

А – «поступай в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»;

Б – «не убий, не укради, почитай родителей своих»;

В – на масленицу пекут блины;

Г – ст. 116 Конституции РФ: «Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия»;

Д – для вступления в члены клуба «Элефант» требуется заручиться рекомендациями двух членов клуба;

Е – «уступите место пассажирам с детьми».

7. Изучите статьи Конституции Российской Федерации. Приведите примеры норм-принципов, норм-определений (дефиниции), норм-целей.

8. Какому виду функций соответствуют приведенные определения?

1) «___________ функция состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, должностных лиц»;

2) «___________ функция направлена на ограничение действий лиц, ущемляющих права и законные интересы других субъектов»;

3) «___________ функция направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановления на работе и т.д.».

9. Каких концепций правопонимания придерживаются авторы следующих определений понятия права?

М.И. Байтин: «Право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий классовый характер, издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений возможностью государственного принуждения, являются властно-официальным регулятором общественных отношений»;

Л. Петражицкий, А. Росс трактуют право главным образом как совокупность элементов субъективной человеческой психики. По их мнению, объективно в области права существуют только психические переживания, связанные с представлением одного человека, пользующегося каким-либо правом, требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. При этом различается официальное - установленное государством и им поддерживаемое, и неофициальное право – лишенное государственной защиты. Правовые нормы могут создаваться и помимо государства, в результате эмоций, переживаний человека по поводу права;

Е. Эрлих, Р. Паунд, К. Левеллин основываются на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их динамики. Эти авторы обращаются прежде всего к процессу реализации права, выдвигают лозунг «право в действии». Правовые нормы государства – это лишь часть права. Наряду с ними существует «живое право» – сложившиеся в обществе фактические отношения. Главное – изучение реального порядка, т.е. не тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. В связи с этим обосновывается идея «гибкости права», возможности изменения правовой нормы в процессе ее применения. Отсюда – отказ от непререкаемого авторитета закона, требование судейского усмотрения;

по Л. Дюги, в основе права лежит идея солидарности, сотрудничества в осуществлении власти различных социальных слоев и групп, участвующих в политической жизни. Каждый член общества должен осознать свою социальную функцию, установленную правом, проникнуться идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества. Право – путь достижения социальной гармонии, направленный на поиск новых правовых средств, помогающих устранить возможные социальные конфликты, обеспечить порядок, стабильность общественной системы;

Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк и другие утверждали, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Естественное право понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственности, право быть счастливым и т.д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека. В современной модификации позитивное право, созданное государством, является производным по отношении к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, т.е. общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

10. Проблема соотношения государства и права, по существу, сводится к вопросу о том, что первично: государство или право. Можно выделить пять основных подходов в трактовке данного вопроса, которые играют определенную роль в различные периоды развития общества: этатистский, естественно-правовой, дуалистический, позитивистский, либерально-демократический. Дайте характеристику каждому подходу. Какой из них, по вашему мнению, наиболее реалистичен? Свое мнение обоснуйте.

 

Рекомендуемая к изучению литература

1. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Монография. Изд. 2-е, доп. М., 2006.

2. Лазарев В.В. Поиск права // Журнал российского права. 2004. №7.

3. Мальцев В.А. Право как нормативно-деятельная система // Правоведение. 2003. №2. С. 14 – 27.

4. Марченко М.Н. Источники права: Учебное пособие. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005.

5. Экимов А.И., Сауляк О.П. Размышления о сущности права // Государство и право. 2006. №3. С. Государство и право. 2006. №112 – 114.






Date: 2015-05-19; view: 137; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию