Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критерий и ограничения принятия решений в бизнесе
В условиях рыночной экономики прибыль становится важнейшим критериально-оценочным показателем деятельности предприятия, основным элементом мотивационного механизма в области предпринимательства и бизнеса. Прибыль является источником материального благосостояния членов трудового коллектива, социального и производственного развития. Поэтому каждый предприниматель и трудовой коллектив будут стремиться к тому, чтобы всячески увеличить прибыль. Но для того чтобы сознательно и целенаправленно принимать организационно-технические и хозяйственно-управленческие решения, создавать благоприятные условия для реализации планов и программ по наращиванию прибыли, необходимо знать основные резервы и пути воздействия на их величину. Иначе говоря, надо четко представлять, от чего зависит величина прибыли, какие основные прибылеобразующие факторы и параметры оказывают на нее свое влияние, каково количественное влияние каждого фактора на конечный результат деятельности предприятия. В табл. 4.1 приводится классификация резервов повышения прибыли предприятия, а также факторов и путей реализации этих резервов. По каждому фактору для иллюстрации дается несколько примеров путей реализации резервов. Проанализируем информацию, представленную табл. 4.1. Рассмотрим выделенные резервы повышения прибыли, которые образуют две группы — поэлементные и комплексные. К поэлементным относятся такие резервы, как увеличение объема производства и реализации продукции; увеличение цены реализации продукции; сокращение затрат на производство продукции; структурные сдвиги в производимой и реализуемой продукции. Все эти резервы в той или иной степени могут быть реализованы посредством использования соответствующего фактора и конкретных путей, материализованных через внедрение тех или иных мероприятий. Поэлементные резервы — это в основном резервы тактические. Их реализация — дело менеджеров верхнего и среднего звена конкретного предприятия. Таблица 4.1 Классификация резервов повышения прибыли предприятия и путей их реализации
Окончание табл. 4.1
К комплексным (а они включают в себя два или более элементов, изменение которых имеет разнонаправленный характер: одна их часть при реализации улучшает конечный результат, а другая — ухудшает) относятся два важных резерва. Первый — резерв увеличения разницы между ценой реализации товара и затратами на его производство. Данный резерв образуется тогда, когда рост цены товара опережает рост затрат на его производство. Реализация этого резерва связана с повышением качества продукции, с постановкой на производство новых, более совершенных моделей выпускаемой продукции. По сути дела использование такого резерва приводит к повышению прибыли от продажи единицы продукции. Второй резерв — увеличение произведения объема производства продукции и единичной прибыли! Как правило, рост одного сомножителя этого произведения опережает снижение другого сомножителя, но так, что конечный результат возрастает. Нетрудно понять, что комплексные резервы — это в основном резервы стратегические. Их реализация связана с перспективой существования фирмы. Решение о задействовании этих резервов и выборе направления их использования, как правило, принимают высшие менеджеры фирмы или непосредственные ее хозяева. В принципе может быть несколько разных стратегических направлений функционирования предприятия. Одно из них заключается в том, что реализация товара осуществляется по максимально возможным ценам при минимально необходимом уровне объема его производства. Другое направление — полярно противоположное первому, заключается в том, что цены реализации устанавливаются минимально возможными, а объем производства продукции в связи с увеличением спроса на нее резко возрастает. Разумеется, могут быть предложены и другие стратегии поведения фирмы. Например, стратегия золотой середины, когда и цена реализации товара, и объем его производства устанавливаются на уровне между двумя указанными положениями поближе к середине. Естественно, могут быть приняты и иные возможные стратегии со смещением цен и объема производства от середины в ту или иную сторону. Следует сказать о факторах и путях реализации резервов. Представленный перечень позволяет дифференцировать их по признаку места источника действия. Нетрудно заметить, что первые пять факторов из перечня относятся к внутрифирменным (материально-технические, организационно-управленческие, экономические, социальные, экологические). Остальные три фактора (рыночно-конъюнктурные, хозяйственно-правовые, административно-командные) являются внешними по отношению к фирме. Их действие связано с рыночной конъюнктурой, законодательными и властными структурами. Роль таких факторов в использовании существующих резервов повышения прибыли исключительно велика. По сути дела — это регуляторы производства, действие которых может его стимулировать, а может угнетать, сдерживать. Процесс управления прибылью зависит как от использования действующих факторов, так и от использования последствий, зеркальным отображением чего является изменение информации на параметрическом (элементном) уровне. Именно изучение информационного обеспечения планово-управленческих решений — ключевая задача экономически грамотного управления конечным результатом производства. В качестве такового в данной работе принята балансовая прибыль (или чистая прибыль) предприятия как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. При этом изучение материала построено в сравнении с базовым уровнем, который принят как некоторая константа. Индикативно-информационное прогнозирование прибыли характеризуется ожидаемым размером прибыли предприятия при условии, что будут выдерживаться все запланированные прибылеобразующие параметры. Тогда на предприятии можно будет получить ту прибыль, которая для него представляет интерес. Одновременно будет известна информация о величине параметров деятельности предприятия, содействующая получению желаемой прибыли. Вместе с тем рыночное программирование и оптимизациям планово-управленческих решений позволяет управлять прибылью предприятия с позиций неопределенности рынка, вероятности попадания в определенную рыночную ситуацию. При этом выбор лучшего решения может быть основан на разных критериях оптимизации. К таковым критериям кроме прибыли, особенно в условиях тактической реализации стратегического решения, можно отнести: • максимум чистой прибыли; • максимум валового дохода; • максимум чистого валового дохода; • максимум рентабельности производства; • максимум выручки предприятия. Для оптимизации принимаемого планово-управленческого решения необходимо учитывать и существующие в любом производстве ограничения. В принципе можно установить множество различных ограничений, так или иначе сдерживающих возможности производства и снижающие конечные его результаты. Это могут быть, например, ограничения: • производственной мощности предприятия; • в области используемых разнообразных ресурсов (например, по рабочей силе определенной профессии, специальности и квалификации, по отдельным материальным ресурсам, по комплектующим, топливу, энергии, времени изготовления продукции и поставки ее потребителям и т.п.); • по фонду заработной платы членам трудового коллектива; • по объему производства продукции; • по величине общих затрат предприятия; • по величине производственного риска. Поиск и последующее принятие лучшего планово-управленческого решения сопряжено с большим объемом вычислительных операций. Поэтому без экономико-математического имитационного моделирования и последующей компьютеризации расчетных работ решить эту важнейшую современную проблему не представляется возможным. Именно решению этой задачи и посвящается последующий материал. Date: 2015-05-18; view: 663; Нарушение авторских прав |