![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Реинжиниринг в области совершенствования производимого продукта
Системный подход при оценке эффективности продукта. Повышение качества выпускаемой продукции и ее технического уровня — специфическое направление научно-технического прогресса, обеспечивающее огромную экономию затрат общественного труда и являющееся не только средством, но и условием роста эффективности реализации любого предпринимательского проекта, любого производственного бизнеса. Отсутствие в течение длительного времени научных методических основ определения экономической эффективности повышения качества продукции приводило к тому, что в плановой экономике на стадии разработки технического задания на проектирование продукции и в процессе самого проектирования допускались грубые просчеты, которые выяснялись, как правило, только на стадии производства продукции или в процессе ее эксплуатации. Последствия таких просчетов были весьма ощутимыми. Они приводили к огромным дополнительным, порой и безрезультатным затратам, которые не могли окупиться в нормативный срок или вовсе не могли быть оправданы. По-видимому, это обстоятельство послужило одной из возможных причин отставания социалистической плановой экономики от западных стран в области научно-технического прогресса. Основная причина описанного явления заключается в том, что при проектировании новой или более качественной продукции в плановой экономике и теперь — в рыночной часто не учитывалась структура производственно-эксплуатационной системы, в которой впоследствии будет использоваться продукция. Это приводило, как правило, к несоблюдению фундаментального экономического закона пропорционального развития. Создается впечатление, что ни те, кто разрабатывал техническое задание на проектирование продукции, ни сами конструкторы и проектировщики, ни изготовители продукции не имели четкого представления о том, какими параметрами и показателями качества должна располагать будущая продукция. В результате созданная более современная продукция является таковой лишь потенциально, а предполагаемый большой экономический эффект видится лишь на бумаге. Чтобы в дальнейшем исключить возможные ошибки с ожидаемой эффективностью и ее несоответствием с эффектом фактическим, необходимо проводить анализ функционирования проектируемой продукции на принципах системного подхода. Каждый конкретный вид продукции, являющийся продуктом труда и предназначенный для удовлетворения определенной потребности, почти всегда функционирует в процессе производства и потребления совместно со многими другими средствами и предметами труда. Все вместе они составляют некий производственный комплекс, или систему. Приведем конкретный пример производственной системы, выполняющей механическую обработку деталей методом резания. К такой системе относятся: человек (станочник) — окружающая микросреда (производственная зона) — здание (производственная площадь) — металлорежущий станок — режущий инструмент — мерительный инструмент — приспособление — производственный инвентарь — вспомогательные материалы — энергия (электроэнергия, сжатый воздух) — информация (чертежи, карта техпроцесса, инструктивная документация и пр.) — обрабатываемая заготовка (предмет труда) — металлическая стружка (отход производства). Естественно, что изменения в качестве любого элемента представленной системы всегда следует анализировать с позиции конечного результата ее функционирования. Например, предположим, что конструкторское бюро и предприятие, выпускающее металлорежущие станки, решило повысить прочность металлорежущего станка, с тем чтобы он мог обрабатывать детали с большими припусками. Такое решение в отрыве от всей производственной системы приведет к дополнительным и ничем не оправданным затратам на производство станков. Никакого ожидаемого эффекта это не обеспечит, хотя изготовитель и рекламировал данную модернизацию как огромное достижение реинжиниринга. Дело в том, что существующая мировая практика направлена на снижение припусков на обработку деталей, на приближение заготовки к готовой детали, на сокращение отходов производства. Поэтому подавляющее количество обрабатываемых деталей не нуждается в повышении прочности станков, их жесткости, ибо эта самая прочность и без того недоиспользуется в процессе обработки деталей. Таким образом, предложенная модернизация, проведенная в отрыве от анализа всей производственной системы в целом, окажется неоправданной. Она потребует больших дополнительных затрат, а эффекта не принесет никакого[3]. Резервы и выбор основных направлений совершенствования продукции. В основе любого технико-экономического внутризаводского планирования лежит анализ хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период и выявление по результатам этого анализа всех производственных резервов, использование которых позволит повысить эффективность производства в следующем плановом году. Аналогично этому в основе планирования повышения качества продукции лежит анализ технико-экономического уровня выпускаемого или проектируемого изделия и выявление возможных резервов его повышения. Все резервы повышения качества продукции можно разбить на две группы: резервы повышения проектного уровня качества изделия и резервы повышения реализуемого уровня. Выявление резервов повышения качества изделия осуществляется в процессе анализа его технико-экономического уровня. Анализ должен быть комплексным, охватывать стадии проектирования, производства, обращения и эксплуатации и проводиться по следующим направлениям: • сравнение уровня показателей качества анализируемого изделия с уровнем показателей качества аналогичных отечественных и зарубежных образцов; • выявление уровня показателей качества анализируемого изделия, которые могут быть реально достигнуты в процессе его эксплуатации с учетом всех взаимосвязанных средств производства; • установление экономически оптимального уровня показателей качества анализируемого изделия. При сравнении абсолютных значений каждого из показателей качества анализируемого изделия с соответствующими значениями показателей качества всех аналогичных образцов нельзя ограничиваться сравнением уровней показателей качества анализируемого изделия только с лучшими аналогичными образцами. Дело в том, что по отдельным показателям наивысший уровень может оказаться у образцов, являющихся далеко не прогрессивными. Поэтому чем больше аналогичных образцов будет рассматриваться в процессе анализа, тем он будет точнее. Обозначим абсолютный уровень i -го показателя качества анализируемого изделия через Qai . По каждому показателю из всех известных аналогичных образцов изделия выбирается его максимальное значение, которое обозначим через QTi. На основе сопоставления этих двух значений показателя может быть установлен один из возможных резервов повышения уровня показателей качества продукции. Этот резерв в дальнейшем будем называть техническим резервом и обозначим через RTi. Технический резерв представляет собой разность между максимальным уровнем показателей качества известных аналогичных образцов и уровнем соответствующих показателей качества анализируемого изделия. Технический резерв должен определяться по каждому показателю качества. Его величину (в процентах) можно найти по формуле Наличие технического резерва свидетельствует о том, что в техническом отношении проблема достижения определенного уровня качества решена, и, следовательно, в принципе наивысший уровень i -го показателя качества может быть достигнут в анализируемом изделии. При этом должны быть намечены конкретные пути и мероприятия по решению этой задачи на основании изучения опыта предприятий, выпускающих аналогичные образцы продукции с высокими показателями качества. Выявление технического резерва у анализируемого изделия — начальный этап анализа, одно из возможных его направлений. Известно, что ни один прибор, ни одна машина или агрегат, как правило, не используются самостоятельно, а эксплуатируются в комплексе с другими взаимосвязанными средствами производства, т.е. в рамках производственной системы. В любой производственной системе все взаимосвязанные элементы могут эксплуатироваться только в строго определенных режимах, на которые они были рассчитаны, спроектированы и изготовлены. Однако трудно назвать хотя бы одну производственную систему, в которой бы все составляющие ее элементы могли эксплуатироваться в диапазоне режимов, на которые они рассчитаны. Это приводит к тому, что производственная система используется недостаточно эффективно. Коэффициент ее полезного действия значительно меньше, чем потенциальная его величина у каждого из входящих в систему элементов. При анализе необходимо выявить такой максимальный уровень всех показателей качества изделия, превышение которого не может быть реально использовано в процессе эксплуатации всей производственной системы, составным элементом которой является анализируемое изделие. Обозначим этот максимальный уровень для i -го показателя качества изделия через Qpi. Резерв улучшения качества продукции за счет повышения уровня ее показателей до максимального значения, пропорционально соответствующего всем элементам производственной системы и обеспечивающего полное использование потенциальных возможностей изделия при его эксплуатации, будем называть реальным резервом. Реальный резерв, как и технический, должен определяться по каждому показателю качества. Его величину (в процентах) можно рассчитать по формуле
Могут иметь место случаи, когда значение i -го показателя качества анализируемого изделия превышает максимальный уровень Qpi. В таком случае величина реального резерва будет равна нулю. Это означает, что по данному показателю искусственно создано «широкое» место в производственной системе. Чтобы полностью его использовать, необходимо обязательно «подтянуть» уровни соответствующих показателей качества всех остальных элементов взаимосвязанных средств производства и ликвидировать существующую между ними диспропорцию. Проведение анализа изделия по реальному резерву методически должно осуществляться следующим образом. Прежде всего выявляются «узкие» места производственной системы по всем показателям качества изделия. Если окажется, что «узким» местом в системе является анализируемое изделие, то необходимо внести изменения в его конструкцию или произвести модернизацию его основных узлов и деталей. Третье главное направление анализа заключается в установлении экономически целесообразного уровня показателей качества анализируемого изделия. Определение такого уровня представляет собой довольно сложную задачу, и практически решить ее с абсолютной точностью весьма затруднительно, так как для этого необходимо рассмотреть большое количество вариантов конструкции изделия и методов его производства. При этом экономически целесообразный уровень показателей качества изделия должен определяться на основе расчета, при котором необходимо учитывать не только затраты на производство продукции, но и затраты, связанные с эксплуатацией будущего изделия на протяжении всего срока его службы. Обозначим экономически целесообразный уровень i -го показателя качества изделия через Qэi. Если в процессе анализа окажется, что значение показателей качества изделия меньше экономически целесообразного уровня, то это означает, что анализируемое изделие имеет резерв повышения уровня своего качества. Этот резерв назовем экономическим резервом и обозначим Rэi. Он представляет собой разность между экономически целесообразным уровнем и уровнем проектных или уже соответствующих показателей качества анализируемого изделия. Экономический резерв определяется по каждому показателю качества изделия. Его величину (в процентах) можно определить по формуле На основе рассмотренных направлений анализа можно определить резервы повышения уровня качества продукции только по отдельным его показателям. Но для анализа немаловажное значение имеет также выявление общего резерва. Поэтому введем понятие совокупного резерва, т.е. резерва повышения уровня качества анализируемого изделия в целом. Он учитывает в комплексе все частные резервы и может быть техническим R ст, реальным R ср и экономическим R сэ. По степени целесообразности использования в данный момент резервы повышения качества продукции можно подразделить на действительные и потенциальные. К действительным резервам следует относить все те резервы, реализация которых в данный момент экономически оправдана. Следовательно, по своей сущности действительный и экономический резервы эквивалентны, так как и тот и другой ограничиваются экономически целесообразным уровнем качества изделий. К потенциальным резервам следует относить все те резервы, реализация которых в настоящее время экономически нецелесообразна. Потенциальные резервы в свою очередь можно подразделить на активные и пассивные. Активный потенциальный резерв представляет собой разность между уровнями показателей качества Qp и Qэ. Его реализация представляет собой следующую ступень работы по повышению качества изделия — после того как будет достигнут экономически целесообразный его уровень. Все, что находится за пределами уровня показателя качества Q p, будет относиться к пассивному потенциальному резерву. Реализация хотя бы части такого резерва представляет собой сложную технико-экономическую проблему, положительное решение которой зависит от большого числа факторов. Действительные резервы ограничены, но с развитием технического прогресса и производительных сил общества их зона расширяется, хотя сами резервы могут сокращаться, если их используют в интересах общества. Таким образом, действительные резервы очень мобильны и динамичны. Резервы потенциальные по существу безграничны, неисчерпаемы. Постепенно какая-то их часть, в первую очередь активная составляющая, переходит в резервы действительные, которые после реализации частично или полностью исчезают. На смену им приходят новые действительные и активные потенциальные резервы, тогда вновь появляется проблема их реализации. И так цикл за циклом. Между тем в направлениях работы по повышению качества изделий существуют противоречия. Как правило, невозможно улучшить качество изделия за счет его совершенствования по всем параметрам одновременно. Например, возрастание годовой производительности и долговечности изделия вызывает абсолютное увеличение затрат на его производство, эксплуатацию и ремонт; сокращение эксплуатационных и ремонтных затрат сопровождается ростом затрат на производство изделия и т.п. Однако не подлежит никакому сомнению, что процесс совершенствования продукции должен сопровождаться не абсолютным, а относительным ростом ее производительности и долговечности, при котором выполнение работы с помощью данного вида техники обходилось бы все дешевле. Анализ формул данного параграфа позволяет выделить основные резервы улучшения качества продукции и наметить главные пути их реализации, целесообразность и очередность которых зависят от конкретных соотношений между существующими параметрами и показателями базового изделия. К резервам и направлениям повышения годовой фактической производительности изделия относятся: • рост паспортной производительности изделия (скорости, быстродействия, мощности, маневренности, грузоподъемности, пассажировместимости и т.д.); • повышение уровня фактического использования паспортной производительности изделия (в результате приведения в соответствие потребных и фактических параметров производительности, ликвидации существующих диспропорций в показателях производительности взаимосвязанных элементов производственных систем); • увеличение полезного времени эксплуатации изделия (в результате повышения его надежности за счет снижения интенсивности отказов, увеличения наработки на отказ, повышения ремонтопригодности, долговечности отдельных конструктивных элементов изделия, а также при использовании изделия на участках с более высокой степенью концентрации или широким фронтом проводимых работ). Резервы и направления увеличения экономически целесообразного срока службы включают: • снижение темпов физического износа изделия (обеспечение рациональных сроков службы, повышение прочности, износостойкости, ударной вязкости, химической стойкости узлов, агрегатов и сменных деталей техники); • сокращение сроков морального старения изделия (выпуск продукции с уровнем качества, значительно превышающим достижения лучших мировых образцов, высокая степень приспособленности изделия к модернизации в процессе эксплуатации, повышение ремонтопригодности и ремонтной технологичности изделия и т.п.). Сокращение затрат на производство изделия обеспечиваете я: • снижением трудоемкости изделия (за счет внедрения более производительных видов оснастки, инструмента, технологического оборудования, совершенствования организации груда и производства, повышения технологичности, уровня стандартизации и унификации деталей и узлов изделия и др.); • снижением материалоемкости изделия (путем использования более прогрессивных видов материалов, применения совершенных технологических процессов, упрочняющих используемые материалы и сокращающих технологические отходы и потери, обеспечения технически и экономически целесообразных запасов прочности деталей, улучшения конструктивных элементов изделия и т.п.). Сокращение ремонтных затрат изделия обеспечивается: • снижением трудоемкости ремонта (за счет повышения ремонтной технологичности изделия, снижения его ремонтосложности, повышения уровня стандартизации, унификации и взаимозаменяемости сменных деталей, увеличения длительности межремонтного периода и ремонтного цикла и т.п.); • снижением материалоемкости ремонта (за счет повышения долговечности сменных деталей и запасных частей изделия). Сокращение затрат на эксплуатации изделия обеспечивается путем снижении: • трудоемкости управления и обслуживания изделия (за счет уменьшения длительности вспомогательных операций, повышения уровня механизации и автоматизации, эргономичности и эстетичности изделия, повышения долговечности и надежности его работы и т. д.); • материальных и топливно-энергетических затрат в процессе эксплуатации изделия (за счет повышения надежности и долговечности, коэффициента полезного действия изделия). Выделение резервов и основных направлений улучшения качества продукции позволяет в каждом конкретном случае более целенаправленно осуществлять ее техническое совершенствование, тщательно определять рациональность принимаемых решений по модернизации отдельных узлов, агрегатов и изделия в целом. Реализация всех резервов создает предпосылки для выпуска продукции с высоким уровнем качества. Резервы повышения фактической производительности продукции. Производительность изделия — одна из наиболее существенных и качественных его характеристик. Поэтому естественным является стремление промышленных предприятий выпускать все более и более производительную продукцию. Однако для объективной оценки результатов такой работы необходимо уметь точно определять величину годовой фактической производительности продукции. На первый взгляд, эта задача не выглядит сложной. На самом деле решение ее связано с большими трудностями. Все дело в том, что важно установить производительность изделия не абстрактно, т.е. учитывая только паспортные его характеристики, а фактически, рассчитывая данный показатель по условиям эксплуатации изделия у потребителя. Запишем в самом общем виде годовой фактический объем работы (или годовой результат — Гр), выполняемый изделием в рамках производственной системы: Гp= S ф. Фф. N, (3.4) где S ф — фактическая часовая производительность единицы изделия; Фф — фактическое время работы единицы изделия в течение года, час; N — количество эксплуатируемых единиц изделия. Поскольку нас интересуют в основном сравнительные результаты изменения паспортной производительности изделия, то для обеспечения сопоставимости необходимо принять для двух сравниваемых видов изделий одинаковый годовой результат от их функционирования. Тогда можно будет записать: Гp = S ф1 . Фф1 . S ф2. N 2 (3.5)
В этой формуле все параметры с индексом «1» относятся к базовой, а с индексом «2» — к новой продукции. Из этого выражения имеем где Ψ — коэффициент повышения годовой фактической производительности единицы продукции; В 1 и B 2 — годовая фактическая производительность единицы соответственно базовой и новой продукции. Из полученной формулы следует, что фактический рост производительности продукции будет иметь место только в том случае, если для выполнения одинакового объема работы требуется различное количество базовой и новой продукции, т.е. N 1 = N 2. Проанализируем, когда такое соотношение при повышении паспортной производительности продукции может быть выдержано. При анализе примем, что фактическое время работы каждой единицы продукции (базовой и новой) будет одинаковым, т.е. Фф2 = Фф1 . Тогда формулу 3.6 можно представить в следующем виде:
где Sn1 и Sn 2 — часовая паспортная производительность соответственно базовой и новой единицы продукции; Ψэ1, Ψэ2 — коэффициенты возможного использования паспортной производительности соответственно у базовой и новой продукции с учетом эксплуатационной пропорциональности всех элементов производственной системы. Аналитическая задача сводится к тому, чтобы установить те конкретные производственные условия, при которых рост паспортной производительности изделия (т.е. Sn2 > Sn1) не вызовет прироста его фактической производительности (т. е. когда коэффициент y останется равным единице). Чтобы это установить, необходимо проводить анализ с позиций системного подхода. В любой функционирующей производственной системе сложились строго определенные соотношения между потенциальными параметрами и показателями производительности всех ее элементов. При этом зачастую, как отмечалось, потенциальные возможности ряда элементов производственной подсистемы полностью не используются. Любой элемент в производственно-эксплуатационной подсистеме может оказаться «узким» звеном, сдерживающим возможности повышения эффективности ее функционирования. Это могут быть и предмет труда, и человек, и окружающая среда, и информация, и средства труда. Предположим, что в производственной системе (исключая само анализируемое изделие) имеется «узкое» звено, которое обусловливает использование не только изделия, но и всей подсистемы в целом с определенным уровнем производительности (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Зависимость уровня использования паспортной производительности изделия от производительности «узкого» звена: 1 — базовое изделие; 2 — новое (более производительное) изделие; I — уровень паспортной производительности; II — неиспользуемая часть паспортной производительности; III — резерв повышения паспортной производительности, IV — приращение паспортной производительности. Тогда в первом случае повышение паспортной производительности изделия ничего, кроме дополнительных затрат, обеспечить не сможет. Система не позволяет в процессе эксплуатации использовать прирост паспортной производительности изделия. Другими словами, если оперировать показателями формулы 3.7, то во сколько раз возрастет паспортная производительность изделия (увеличение Sn по сравнению с Sn2), во столько же раз ухудшится использование этой производительности (сокращение ψЭ2 по сравнению с ψЭ1). В результате фактическая производительность продукции останется на прежнем уровне, т.е. нисколько не повысится, так как Sф2 = SФ1, а ψ = 1. Аналогичная картина будет наблюдаться и во втором случае. В третьем случае, по сути дела, само изделие было «узким» звеном в системе, и повышение паспортной производительности приведет не только к росту этого показателя у изделия, но и повысит эффективность эксплуатации системы в целом. Все это обусловливается тем, что повышение Sn2 по сравнению с Sn1 сопровождается полным использованием паспортной производительности как у базовой, так и у новой продукции, т.е. ψЭ1= ψЭ2= 1, ψ > 1 В четвертом случае результат будет примерно таким же, что и в третьем случае, но полностью использовать прирост паспортной производительности изделия не удастся. При этом можно провести глубокий экономический анализ использования на практике приращения паспортной производительности новой модели продукции. При проведении анализа надо учитывать, что точность проводимых расчетов всецело зависит от точности используемой исходной информации. Вот почему для того чтобы иметь действительную возможность повышать качество продукции, наращивать ее технические параметры и максимально использовать их на практике, повышать эффективность продукции, необходимо изучать потребителей, т.е. существующие у них условия эксплуатации продукции, используемые производственные системы, степень концентрации работ, потребность в тех или иных качественных параметрах продукции и т.п. Только в этом случае можно быть уверенным, что реинжиниринг продукции принесет действительную пользу. Реинжиниринг в области производства продукции. Многие промышленные предприятия России в связи с приватизацией, сменой собственника, реструктуризацией и финансовым оздоровлением существенно изменили свою организационно-правовую форму, организацию производства и управление. В процессе таких изменений широко использовался многолетний производственный опыт предприятий в развитых странах. Особенно популярным было создание предприятий типа холдинг-компаний. Холдинг-компания (общество) создается крупными предприятиями с целью управления дочерними предприятиями через систему участия, владения контрольным пакетом акций. На принципах холдинга было реорганизовано большое количество предприятий России. При этом можно выделить два типа холдингов. Во-первых, совокупность дочерних предприятий, технологически не связанных между собой (например, холдинг «Медиа-Мост», в составе которого технологически независимые друг от друга телевизионная и радиокомпании, газеты и пр.). Во-вторых, совокупность дочерних предприятий, технологически взаимосвязанных, при этом предмет труда передается по технологической цепочке от одного предприятия к другому по мере завершения его обработки и продолжения процесса производства в последующих предприятиях до выхода готовой продукции. Таковым, например, является АО «Ростсельмаш», все цеха которого превращены в дочерние предприятия. Они стали представлять собой относительно независимые предприятия, являющиеся юридическими лицами, контрольный пакет акций которых принадлежит с целью контроля их деятельности холдинг-компании. Холдингами второго типа стали в большинстве своем ранее крупные и средние промышленные предприятия. Теперь накоплен определенный опыт их функционирования, который свидетельствует, что не всем предприятиям проведенная реорганизация пошла на пользу. Многие из них, став холдингами второго типа, не смогли выйти из кризисного состояния, их положение еще более усугубилось, хотя прошедшее разукрупнение предприятия и его расчленение на несколько дочерних по идее могло бы принести им определенную пользу. Причин такого кризисного состояния предприятий достаточно много. Это и обесценивание оборотных средств предприятий в условиях инфляции, снижение покупательной способности потребителей продукции, в результате которой произошло снижение спроса на нее, недостаточно грамотный менеджмент, который был совершенно неподготовлен к рыночной экономике, и др. И все же, несмотря на преодоление указанных трудностей, некоторые предприятия при их реорганизации в холдинги второго типа очень часто начинают довольно быстро ощущать сложности в работе, которые со временем усугубляются. Попытаемся выяснить причину этого неблагоприятного явления. Пусть имеется холдинг-компания, у которой все дочерние предприятия технологически связаны между собой, передают предмет труда после обработки следующему предприятию, затем — далее по технологической цепочке и так до конечного предприятия. Последнее реализует на рынке готовую продукцию. Таковы исходные позиции в структуре анализируемого холдинга. Теперь проанализируем, как функционирует в этой компании мотивационный механизм деятельности дочерних предприятий. Каждое такое предприятие, являясь юридическим лицом, продает результаты своего труда (т.е. изготовленный у себя товар) следующему предприятию внутри данного холдинга по технологической цепочке, а то, добавив частицу своего труда, продает готовый товар следующему предприятию и т.д. Каждое предприятие определяет цены на свой товар внутри холдинга и поэтому должно содержать отдел или бюро цен (хотя в принципе это может делать и централизованная ценовая служба при управлении холдингом). Следовательно, это весьма дорогостоящие дополнительные расходы, возникающие при товарных отношениях между дочерними предприятиями. Далее каждое предприятие будет стремиться получить дополнительный доход в результате повышения цен на свой товар, и всеми правдами и неправдами будет добиваться изменения цен в свою пользу. Или, как принято теперь говорить, будет «тянуть одеяло на себя». Следующее по цепочке предприятие, очевидно, будет поступать аналогичным образом, ибо, с одной стороны, возрастают цены на используемый ресурс от смежника, а с другой — действует то же стремление повысить цены на свой товар. И так продолжается по всей цепочке смежных предприятий. В итоге постоянно будет возрастать цена на готовый продукт, реализуемый на рынке. И это не может быть положительным процессом, ибо чем выше цена на товар, тем меньше на нее спрос на рынке. В этом механизме как бы изначально заложено противоречие, устранить которое не так просто. Теперь проведем анализ первого дочернего предприятия. Выполнив в соответствии с технологией свою работу и продав свой товар следующему по цепочке предприятию, у первого образуется выручка, с которой он по действующему законодательству должен выплатить налоги в федеральный и местный бюджеты. Точно так же поступит и второе по ходу техпроцесса предприятие, и третье и т.д. Однако, чтобы платить налоги, надо иметь реальные денежные средства. На вопрос, всегда ли дочерние предприятия имеют их в достатке, ответим, что очень часто таких средств у них недостает. Дело в том, что реальные деньги получает то предприятие, которое находится в конце технологической цепочки, и только в том случае, если продаст изготовленный общими усилиями товар. Но если товар не будет полностью реализован потребителю или потребитель за него не расплатится вовремя, то денег на счете у холдинга не будет или окажется явно недостаточно. Следовательно, начнется волна неплатежей в противоположном направлении. Конечное предприятие не заплатит предыдущему, то в свою очередь не расплатится со своим предшественником, тот сделает то же и т.д. Таким образом, налоги дочерними предприятиями за промежуточный и незаконченный результат деятельности холдинга в целом уплачены, а денежных средств у предприятий будет недоставать или вообще не будет вследствие нарастания внутри компании кредиторской и дебиторской задолженности. Такие последствия в деятельности холдинга могут привести к тому, что производительные силы предприятия окажутся скованными, их уровень использования начнет постепенно снижаться, а финансовое состояние — ухудшаться. Кроме того, холдинговые компании второго типа обладают еще некоторыми недостатками. К их числу можно также отнести отсутствие у промежуточных предприятий холдинга стремлений сокращать свои затраты сырья, материалов, топлива, энергии, повышать производительность труда и т.п., поскольку следствием таких действий будет возможное снижение цены на реализуемый промежуточный товар, который передается далее на обработку в следующее предприятие. Можно указать и на распыление инвестиционных ресурсов по всем дочерним предприятиям, и на невозможность провести на их основе фундаментальные инновационные мероприятия. Разумеется, все указанные недостатки наводят на мысль, а следовало ли вслепую копировать опыт холдинговых компаний зарубежных стран? Не следовало ли предварительно тщательно проанализировать возможные последствия от таких нововведений? Ведь экономика нашей страны очень отличается от стабильной экономики развитых государств. В промышленной России, для которой характерны нестабильность, неплатежеспособность многих предприятий, несвоевременная оплата труда членов трудового коллектива (в том числе особенно внутри холдинга по указанным выше причинам), острый дефицит инвестиций, переносить такой «положительный» опыт на нашу почву равносильно самоубийству. На наш взгляд, существуют другие пути решения задачи децентрализации управления крупными и средними предприятиями. Например, можно построить такой мотивационный механизм деятельности всех структурных подразделений, чтобы все они были заинтересованы в конечном результате работы предприятия в целом. Нужно обеспечить такое состояние подразделений, когда все они стремились бы работать так, чтобы предприятие как можно больше производило (и обязательно продавало) своего товара по наиболее выгодным ценам, чтобы выручка у предприятия росла, а затраты на каждую единицу продукции — снижались. Реализовать такую идею — значит, во многом облегчить нашим предприятиям дальнейшую антикризисную работу всего трудового коллектива. В качестве одного из возможных методов решения сформулированной задачи, на наш взгляд, может быть предложен следующий. Он заключается в том, чтобы, во-первых, сохранить предприятие как единое целое, не дробя его на совокупность дочерних предприятий, а сохранив его цеховую структуру, во-вторых, вместо большого количества внутри холдинговых цен на промежуточную продукцию ввести для каждого производственного подразделения (цеха) только одну цену на весь комплекс выполняемых работ в виде квоты от конечного результата производства всего предприятия. Это и есть ключевое понимание предлагаемого инновационного решения внутрипроизводственной структуры современного предприятия вместо холдинговой компании с системой дочерних предприятий. Все остальное может быть разработано по конкретному предприятию с учетом его характерных особенностей. Рассмотрим основные методологические результаты предлагаемой реструктуризации предприятия по сравнению с холдинговой компанией (табл. 3.4). Как видно из приведенной таблицы, преимущества традиционных предприятий, работающих на принципах квотирования конечного результата по производственным подразделениям, имеют несомненные преимущества перед холдинг-компаниями. И эти преимущества, будучи реализованными, на практике обеспечат предприятиям более совершенный и эффективный мотивационный механизм, который принесет им стабильность и устойчивость при рыночном функционировании. Рассмотрим на условном примере методологические аспекты построения такого механизма, имея в виду, что предлагаемое решение в принципе есть одно из возможных, учитывающее вполне определенные производственные и организационные условия работы предприятия. Введем информацию, необходимую для проведения расчетов по обоснованию стимулирующих квот по производственным подразделениям предприятия. Всего (для простоты изложения материала) на предприятии имеются три производственных подразделения, связанных общим технологическим процессом:
Таблица 3.4 Сравнительная характеристика холдинговой модели предприятия и предприятия, структурные подразделения которого работают на основе инновации мотивационной модели
первое — заготовительное; второе — механообрабатывающее; третье — сборочное. В целом по предприятию для начала расчетов необходимо знать годовые постоянные затраты — Спос, переменные затраты на единицу продукции — сп, цену реализации единицы продукции — Ц. При наличии этой информации можно рассчитать годовую производственную программу выпускаемых изделий по следующей формуле (ее обоснование и вывод будет дан в разделе 2): где Спос, сп, Цн — соответственно годовые постоянные затраты, переменные затраты на одно изделие и цена реализации изделия, которая принимается в качестве нормативной; рн — нормативная величина рентабельности производства продукции в долях от единицы; N н — нормативная годовая производственная программа выпуска изделий, при выполнении которой предприятие обеспечит заданную рентабельность производства. Пусть предприятие при производстве продукции имеет следующие исходные данные для расчета необходимой производственной программы: Спос = 1000000 руб.; сп = 124 руб.; Цн = 183 руб. В качестве норматива рентабельности предприятие приняло Рн = 0,25. Тогда, используя приведенные исходные данные, по формуле 3.8 рассчитаем нормативную годовую производственную программу: Следовательно, если предприятие примет годовую производственную программу в размере N = 44643 изд. и каждое из них реализует потребителю по нормативной цене Ц = 183 руб., то оно обеспечит рентабельность своего производства на уровне принятого норматива, т.е. рн = 0,25. Рассмотрим структуру выручки предприятия (рис. 3.2).
Как видно из представленного рисунка, выручка предприятия включает себестоимость всей товарной продукции и балансовую прибыль. Себестоимость товарной продукции состоит из заработной платы работников предприятия (включая социальный налог) плюс материальные затраты (переменные и постоянные) и плюс амортизационные отчисления (постоянная часть затрат). Но себестоимость всей продукции будет состоять из сумм себестоимости работ по всем структурным подразделениям, т.е. где С — себестоимость товарной продукции; с i — себестоимость работ в i -ом подразделении; п — количество производственных подразделений. Далее можно приступить к расчету квот по каждому подразделению. Выполнить его можно по формуле где Ui — квота i -го производственного подразделения по нормативу; Вн — норматив годовой выручки. Представим исходные данные, принятые в качестве нормативных констант, по рассматриваемому примеру в табл. 3.5. Таблица 3.5 Нормативные данные по подразделениям предприятия, руб.
Доход подразделения (оплата труда членов трудового коллектива) определяется по нормам и нормативам в зависимости от принятого объема производства продукции. Эта величина состоит из переменной части оплаты труда для рабочих основного производства и постоянной части — для работников, выполняющих вспомогательные операции и занятых на управленческих и инженерно-технических работах. Пусть такой расчет по подразделениям выполнен и его результаты представлены в графе 2. Аналогичным образом рассчитываются материальные затраты. Они также состоят из переменных затрат на единицу продукции, постоянных затрат на единицу времени и представлены по подразделениям в графе 3. Затраты по амортизации — в графе 4, а величина социального налога, которая берется в долях от оплаты труда, — в графе 5. Итоговая строка таблицы представляет затраты по экономическим элементам, составляющие в совокупности себестоимость всей продукции предприятия. Графы 6, 7 и 8 заполняются в долях от балансовой прибыли, а графа 9 — чистая прибыль предприятия определяется как разность между балансовой прибылью и отчислениями в виде налога, дивидендов акционерам и в резервный фонд. Подготовленная информация позволяет рассчитать квоты по производственным подразделениям по формуле 3.10. Тогда квота первого подразделения составит U 1 = (1209739 + 1000784 + 285938 + 362922): 8169669 = 2859383: 8169669 = 0,35, или 35% от выручки предприятия (где 8169669 — нормативная выручка предприятия = 44643 • 183). Квота второго подразделения U 2 = (465540 + 1200000 + 243715 + 138162): 8169669 = 2042417: 8169669 = 0,25, или 25% от выручки предприятия. Квота подразделения U 3 = (280000 + 800000 + 469934 + 84000): 8169669 = 1633 934: 8169669 = 0,2, или 20% от выручки предприятия. Установленные квоты утверждаются акционерами и являются впоследствии основными расчетными нормативами для определения дохода подразделений предприятия от фактической его выручки. Сумма всех квот составляет 0,35 + 0,25 + 0,2 = 0,8, или 80% от выручки предприятия. Это и обеспечивает нормативную рентабельность производства, которая равна рн = 0,25 (0,2: 0,8 = 0,25). Балансовая прибыль предприятия составит в этих условиях 1633935, или 0,25 от себестоимости продукции. Действительно, Пб = 0,25(1950279 + 3000784 + 999587 + 585084) = 0,25 × 6535735 = 1633935. Полученная величина балансовой прибыли распределяется между платежами и чистой прибылью: 1633935 = 571877 + 212410 + 163400 + 686248. Таким образом получен полный баланс нормативных затрат и распределенной прибыли предприятия. Теперь рассмотрим, как определять фактический доход производственных подразделений предприятия по результатам текущего производства с использованием установленных нормативных квот. Фактический доход членов трудового коллектива (оплата их труда) каждого производственного подразделения в зависимости от конечного результата деятельности всего предприятия можно рассчитать по формуле
где х — темп прироста цены единицы товара в будущем периоде по сравнению с установленным нормативом в долях от единицы; у — темп прироста объема производства продукции в будущем периоде по сравнению с установленным нормативом в долях от единицы; v — коэффициент изменения переменных материальных затрат в будущем периоде; w — коэффициент изменения постоянных годовых материальных затрат в будущем периоде; Мпi — величина переменных материальных затрат на единицу продукции по установленному нормативу; Мпс i — величина годовых постоянных материальных затрат по установленному нормативу; S — коэффициент, учитывающий величину социального налога, в долях от дохода трудового коллектива. Проанализируем, отчего зависит рост доходов трудовых коллективов производственных подразделений. Прежде всего величина дохода каждого подразделения зависит от конечного результата деятельности предприятия в целом, в частности от увеличения выпуска продукции, цен на продукцию, выручки предприятия, а также от понесенных затрат. В этом и есть смысл предлагаемого мотивационного механизма данного бизнеса. В то же время подразделения будет интересовать, какова количественная связь между конечным результатом деятельности предприятия и заработком трудовых коллективов подразделений. Обратимся к формуле 3.11. Предположим, что выручка предприятия возрастет исключительно благодаря росту объема производства и продаж продукции, т.е. когда коэффициент у > 0, скажем у = 0,05. Следовательно, тогда при прочих неизменных параметрах выручка увеличится тоже на 5%. На столько же возрастут и переменные материальные затраты. Все другие затраты (постоянные материальные и амортизация) в этом случае останутся без изменения. Тогда рост выручки будет опережать рост общих затрат, и доходы производственных подразделений возрастут. Рассмотрим второй вариант изменения выручки только за счет цены товара, т.е. когда x > 0. Для сопоставления результатов величину коэффициента x тоже возьмем на уровне x = 0,05. В этом случае выручка возрастет на 5%, а все затраты останутся неизменными. Следовательно, прирост доходов производственных подразделений тогда будет самым весомым. Проверим это утверждение на примере. Для этого выполним расчеты по двум вариантам прироста выручки предприятия за счет увеличения объема производства продукции (табл. 3.6) и за счет увеличения цены единицы продукции (табл. 3.7). В обоих случаях для возможного сопоставления получаемых результатов производства приросты по исследуемым параметрам определим на уровне 5%. Дополнительно примем условие, что доли постоянных материальных затрат в общем их объеме по подразделениям составят: по первому — 20%; по второму — 18%; по третьему — 24%. Результаты расчетов можно представить в таблицах. Как видно из таблицы, цифры по графам несколько отличаются от данных табл. 3.5. Но главное заключается в том, что существенно отличаются результаты графы 2, где и представлена интересующая нас информация. В первом подразделении рост дохода по сравнению с нормативной таблицей составил около 6,5% (цифры графы 1, помещенные в рамку), во втором подразделении рост дохода еще выше — около 8,8%, в третьем — около 14,1%. В среднем по предприятию рост дохода составит 8,2%. Возникает вопрос: отчего рост дохода подразделений оказался выше, чем рост выручки? Дело в том, что дополнительный эффект в росте дохода происходит за счет постоянных затрат, включающих часть постоянных материальных затрат и амортизационные отчисления. Ведь они остались без изменения. И чем больше удельный вес этих затрат в себестоимости работ, тем большая доля эффекта от роста выручки всего предприятия будет переходить на доходы подразделений. Таблица 3.6 Фактические результаты деятельности предприятия и подразделений при увеличении выручки за счет роста объема производства продукции на 5% (руб.)
Рассмотрим теперь вариант, когда выручка растет только за счет повышения цены товара на те же 5%. Результаты расчетов по этому варианту представлены в табл. 3.7. Проанализируем полученную информацию. Прежде всего, отметим, что рост доходов подразделений при таком варианте повышения выручки существенно отличается и от нормативного, и от предыдущего вариантов. Так, рост дохода в первом подразделении составляет 9,1%, во втором 17,1%, а в третьем подразделении он достигает 22,4%! Средняя величина дохода в целом по предприятию составляет 12,9%. Вместе с этим растут дивиденды, резервный фонд и чистая прибыль предприятия. Такие высокие результаты имеют место не только потому, что возросла выручка предприятия, но вследствие достигнутой высокой экономии за счет всех постоянных и переменных затрат, ибо последние не изменяются ввиду сохранения объема производства продукции. Следует особо отметить, что расчетные доходы производственных подразделений по решению акционеров могут быть изменены. Так, можно принять решение о том, что все подразделения получат прирост дохода по среднему значению предприятия в целом, т.е. на уровне 12,9%. И такое решение будет вполне справедливым, поскольку общий итог прироста всего дохода есть в равной степени результат деятельности всех подразделений. Кроме того, акционеры могут принять и другое решение, например всем подразделениям установить прирост дохода на уровне наименьшей величины (в данном случае — 9,1%). Остальной прирост будет направлен на увеличение балансовой и чистой прибыли предприятия, что приведет к повышению рентабельности производства против нормативной величины. Разумеется, акционерами могут быть приняты и другие решения. Таблица 3.7 Фактические результаты деятельности предприятия и подразделений при увеличении выручки за счет повышения цены продукции на 5%. (руб.)
Проведенный расчетный эксперимент доказал справедливость высказанного ранее мнения о том, что, во-первых, предлагаемый мотивационный механизм, основанный на инновационном подходе, обладает мощным стимулирующим воздействием на положительные конечные результаты производства (на выручку и чистую прибыль предприятия), во-вторых, наибольшее позитивное действие отмечается при повышении цены товара (следовательно, необходимо стремиться к повышению качества продукции и ее конкурентоспособности), а затем — при росте объема производства продукции. Кроме того, предлагаемый мотивационный механизм будет стимулировать сокращение материальных затрат, рост производительности труда, ибо любая достигнутая экономия затрат либо полностью, либо в определенной пропорции (в зависимости от решения коллектива) отразится на росте дохода подразделений. Подводя итог, следует указать область возможного применения изложенного механизма мотивации повышения положительных результатов производства предприятий. Это, во-первых, акционерные общества закрытого типа и, во-вторых, народные предприятия, численность которых в России пока не очень велика, но за ними, как нам представляется, большое будущее. Наибольшие шансы успеха при применении такого механизма у эффективно работающих предприятий, у которых стабильны характер выпускаемой продукции, производственная структура, соотношение себестоимости проводимых работ в общей ее величине по предприятию, не очень длительный производственный цикл (порядка не более двух месяцев). На первый взгляд, представленный перечень ограничений сводит к минимуму возможность применения рассмотренного мотивационного механизма предпринимательства. Однако это далеко не так. Все ограничения можно существенно раздвинуть и значительно шире применять данный механизм на практике. Все зависит от искусства менеджеров, которые при желании могут применить его даже на предприятиях типа открытых акционерных обществ. В самом механизме заложены огромные резервы, реализуя которые можно преодолеть указанные барьеры. Например, за счет изменения величины резервного фонда, из которого можно компенсировать потери отдельных подразделений по отдельным временным периодам, удается применить данный механизм и при менее стабильном производстве, и при более длительном производственном цикле и т.п. Вопросы для самопроверки и самоконтроля 1. Что несет человечеству научно-технический прогресс? 2. Каким образом новации проникают в производство, жизнь и быт людей? 3. Кто такие предприниматели? Какова их роль в реализации новых идей? 4. Ради чего трудятся предприниматели? 5. Какова цепь звеньев в реализации любого новшества? Назовите звенья этой цепи. Какое отношение к ним имеет предприниматель? 6. Посредством чего реализуются новшества? 7. Что подразумевалось под проектом в планово-директивной экономике и в условиях рыночного хозяйствования? 8. Приведите примеры предпринимательских проектов. 9. Перечислите важнейшие классификационные признаки дифференциации предпринимательских проектов. 10. Приведите примеры различных проектов по их масштабам. 11. Назовите различные проекты по срокам их реализации. 12. Укажите различные проекты по качеству их исполнения. 13. Приведите примеры различных проектов по степени ограничений используемых ресурсов. 14. Как различаются проекты по месту и условиям их реализации? 15. Чем характерны международные проекты? 16. Что такое жизненный цикл проекта? 17. Что относится к основной деятельности по проекту? 18. Что такое обеспечение проекта? Какие его виды вам известны? 19. Что включает в себя предынвестиционная фаза основной деятельности проекта? 20. Какие этапы составляют инвестиционную фазу основной деятельности проекта? 21. Перечислите этапы эксплуатационной фазы основной деятельности проекта. 22. Ликвидационная фаза проекта и ее основные этапы. 23. Какую долю в среднем занимают отдельные этапы в предынвестиционной и инвестиционной фазах проекта? 24. Назовите ресурсы, используемые в процессе реализации проекта. 25. Какие ресурсы и с какой цикличностью используются в эксплуатационной фазе проекта? 26. Что такое текущие затраты и в какой фазе проекта они присутствуют? 27. Каковы признаки используемых при открытии нового дела ресурсов? Как называется совокупность этих ресурсов? 28. Что можно отнести к инвестициям? В какой форме они выступают? 29. Укажите важнейшие направления расходования инвестиций. 30. Что такое технологическая структура инвестиций? Какие статьи затрат занимают в технологической структуре наибольший удельный вес? 31. Укажите основные источники финансирования инвестиций. 32. Какие признаки переходного периода в российской экономике характеризуют условия инвестирования? 33. Выделите наиболее важные особенности, сдерживающие объемы вложений в российскую экономику. 34. Что сдерживает иностранные инвестиции в экономику России в переходный период? 35. Что понимается под термином «инжиниринг»? 36. Какую цель преследует инжиниринг на предприятии? 37. Что такое реинжиниринг? 38. В чем существенное отличие реинжиниринга от инжиниринга? 39. Какие два направления реинжиниринга можно выделить на предприятии? 40. В чем основная причина несоответствия расчетного эффекта от фактического при проектировании новой модели продукции? 41. Что такое системный подход при анализе проектируемой продукции? 42. Приведите конкретные примеры производственно-эксплуатационных систем. 43. Перечислите элементы эксплуатационной системы. Выделите в ней слабые звенья, лимитирующие возможности повышения эффективности эксплуатации всей системы. 44. Что такое резервы совершенствования продукции? Назовите их основные направления. 45. Что из себя представляют резервы технические, реальные и экономические п Date: 2015-05-18; view: 670; Нарушение авторских прав |