![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
В результате получаем общее решение системы ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Одно базисное решение получаем при Чтобы получить другое базисное решение, достаточно задать Пример 6. Даны векторы Решение: Для того, чтобы три вектора могли образовывать базис пространства Вычислим определитель
Вывод: векторы Разложение вектора
где х1, х2, х3 – искомые координаты вектора В координатной форме это разложение имеет вид: или В левой и правой частях полученного равенства стоят два вектора. Они равны и поэтому равны их одноименные координаты. Получим систему трех уравнений с тремя неизвестными:
Систему решаем по формулам Крамера. Для этого, кроме определителя
Координаты вектора
Таким образом, разложение вектора Проверка. Подставим в правую часть полученного разложения координаты векторов
Получили координаты вектора
Пример 7. Даны координаты вершин пирамиды ABCD: A(10;6;6), B(−2;8;2), C(6;8;9), D(7;10;3). Найти: 1) Длину ребра АВ; 2) Угол между ребрами АВ и АD; 3) Уравнение прямой АВ; 4) Уравнение плоскости АВС; 5) Угол между ребром АD и гранью АВС; 6) Площадь грани АВС; 7) Объем пирамиды; 8) Уравнение высоты, опущенной из вершины D на грань АВС. Сделать чертеж. Решение: 1) Если ребро АВ обозначить за вектор
Если Следовательно,
2) Угол между ребрами АВ и АD – это угол между векторами
Из пункта 1) нам известны координаты вектора
Если векторы
Следовательно, получаем
Итак, 3) Уравнение прямой, проходящей через две точки М1(х1;у1;z1) и М2(х2;у2;z2) имеет вид:
или равносильное ему уравнение:
где Направляющий вектор прямой – это вектор, параллельный прямой. В нашем случае прямая проходит через точки А(10;6;6) и В(−2;8;2). Следовательно, уравнение прямой АВ:
Итак, каноническое уравнение прямой АВ: где направляющий вектор 4) Уравнение плоскости по трем точкам находится по формуле:
где А(х1;у1;z1); В (х2;у2;z2); С(х3;у3;z3) – точки, через которые проходит плоскость. Подставляя координаты точек А, В, С в формулу (*), получим:
Считаем определитель, разложив его по первой строке. D=а11А11+а12А12+а13А13, где
Итак, уравнение плоскости АВС:
5) Требуется найти угол между ребром АD и гранью АВС. Это равносильно нахождению угла между прямой АD и плоскостью АВС. Угол между прямой
где
Находим уравнение прямой АD по двум точкам:
Следовательно, АD: Т.к. уравнение плоскости АВС: Значит,
6) Площадь грани АВС – это площадь треугольника АВС. Если треугольник построен на векторах
Из пункта 1) имеем
Далее необходимо найти векторное произведение находим длину полученного вектора:
Следовательно,
7) Объем пирамиды равен Следовательно, 8) Грань АВС имеет нормальный вектор
Итак, получили уравнение высоты DH:
Пример 8. Даны вершины треугольника А(1;−1), В(−2;−6), С(−6;3). Требуется: 1) вычислить длину высоты и медианы, проведенной из вершины В; написать их уравнения; 2) написать уравнения прямой, проходящей через вершину В параллельно стороне АС; 3) найти угол между прямыми АВ и АС; 4) найти точку В1 симметричную точке В относительно прямой АС. Решение: 1.а) Составим уравнение медианы, проведенной из вершины В. Пусть М – середина АС. Найдем её координаты:
Уравнение прямой по двум точкам находится по формуле:
BМ: Приведем это уравнение к общему виду прямой. −14(х +2) = у +6 Þ −1 4х − 28 = у +6 Þ ВМ: 14х+у+34=0. (Общий вид прямой А х + В у+С=0). Длину медианы ВМ вычисляем по формуле: Тогда 1.б) Составим уравнение стороны АС – основания высоты ВН по известным двум точкам АС: Приведем это уравнение к общему виду прямой. 4(х −1) = −7(у +1) Þ 4х − 4 = −7 у −7 Þ АС: 4х+7у+3=0. Угловой коэффициент этой прямой Составим уравнение высоты ВН, зная, ее угловой коэффициент и точку В.
ВН: 7х−4у−10=0.
Вычислим длину высоты ВН, как расстояние от точки В до прямой АС, по формуле 2) Известно, что если прямые параллельны, то их угловые коэффициенты совпадают. Следовательно, т. к BL|| AC,то Составляем уравнение прямой BL, зная ее угловой коэффициент
3) Найдем угол между прямыми АВ и АС. Составим уравнение прямой АВ по известным двум точкам
Угловой коэффициент АВ: Воспользуемся формулой
Для данного случая
4) Из п.1.б) известны уравнения стороны АС: 4х+7у+3=0 и высоты ВН: 7х−4у−10=0. Найдем точку их пересечения:
выведем формулы Для данного случая получаем: Пример 9. Линия, заданная уравнением r=r(j) в полярной системе координат. Требуется: 1) построить линию по точкам, начиная от j=0 до j=2p и придавая j значения через промежуток 2) найти уравнение данной линии в декартовой системе координат, у которой начало совпадает с полюсом, а положительная полуось абсцисс с полярной осью; 3) по уравнению в декартовой прямоугольной системе координат определить, какая это линия:
Решение: 1) Рассмотрим первый способ построения кривой. Придавая углу значения через промежуток
По найденным точкам строим кривую в полярной системе координат (см. рис.1.)
Рис.1.
2) Перейдем к прямоугольным координатам, используя формулы:
Подставляя выражение для r и соsj в заданное уравнение
получаем:
Выполняем преобразования, чтобы освободиться от знаменателя.
Перенося 2х в правую часть и возводя в квадрат обе части равенства, имеем:
Преобразуя, получаем уравнение кривой в каноническом виде.
3) Полученное уравнение определяет параболу, ось симметрии которой ось абсцисс, а вершина находится в точке Данные результаты соответствуют результатам, полученным ранее (см. рис.1.). Пример 10. Найти характеристические числа и собственные векторы линейного преобразования с матрицей А = Решение: Запишем линейное преобразование в виде: Составим характеристическое уравнение: l2 − 8l + 7 = 0; Корни характеристического уравнения: l1 = 7; l2 = 1; Для корня l1 = 7: Из системы получается зависимость: x1 – 2x2 = 0. Собственные векторы для первого корня характеристического уравнения имеют координаты: (t; 0,5t) где t − параметр.
Для корня l2 = 1: Из системы получается зависимость: x1 + x2 = 0. Собственные векторы для второго корня характеристического уравнения имеют координаты: (t; −t) где t − параметр.
Полученные собственные векторы можно записать в виде:
Пример 11. Дано комплексное число z. Требуется: 1. записать число z в алгебраической и тригонометрической формах; 2. найти все корни уравнения
Решение: 1) Комплексное число z в алгебраической форме имеет вид: z=а+bi; в тригонометрической форме: z=r(cosj+i×sinj), где Для того чтобы записать
2) Так как число
Применяя формулу для извлечения корня из комплексного числа:
получаем Если k=0, то Если k=1, то Если k=2, то Следовательно, корни уравнения в алгебраической форме имеет вид Ответ:
Пример 12. Даны два линейных преобразования:
Средствами матричного исчисления найти преобразование, выражающее x1¢¢, x2¢¢, x3¢¢ через x1, x2, x3. Решение: Первое преобразование определяется матрицей A, а второе − матрицей B, где Искомое преобразование является произведением данных преобразований с матрицей
Перемножив матрицы B и A, получим матрицу Следовательно, искомое преобразование таково: Пример13. В таблице приведены данные об исполнении баланса за отчетный период в усл. ден. ед.:
Вычислим необходимый объем валового выпуска каждой отрасли, если конечное потребление энергетической отрасли увеличится вдвое, а в отрасли машиностроения сохранится на прежнем уровне. Решение. Математическая модель, позволяющая анализировать связь между отраслями, разработана американским экономистом В. Леонтьевым. Далее введём обозначения: Основная задача межотраслевого баланса состоит в отыскании такого вектора валового выпуска Математически решение данной задачи в матричном виде можно представить таким образом: Имеем Коэффициенты прямых затрат: Матрица прямых затрат: Она является неотрицательной и удовлетворяет критерию продуктивности:
Поэтому для любого вектора конечного продукта Определим матрицу полных затрат Так как По условию вектор конечного продукта: Тогда по формуле
т.е. валовой выпуск в энергетической отрасли надо увеличить до 179 усл.ед., а в машиностроительной – до 160,5 усл.ед.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Основы линейной алгебры и аналитической геометрии: Учебно−методическое пособие / В.Г. Шершнев. − М.: НИЦ Инфра−М, 2012. − 168 с.: [Электронный учебник: http://znanium.com] 2. Шевцов, Г.С. Линейная алгебра: теория и прикладные аспекты [Текст]: учеб.пособие / Г.С. Шевцов.— 2−е изд., испр. и доп.— М.: Магистр: ИНФРА−М, 2011.— 528 с.— ГРИФ. 3. Шипачев, В.С. Задачник по высшей математике: учеб.пособие / В.С. Шипачев.— 7−е изд., стер.— М.: Высшая школа, 2007.— 304 с.— ГРИФ. 4. Cборник задач по высшей математике для экономистов: учеб. пособие / под ред. В.И. Ермакова.— М.: ИНФРА−М, 2002, 2003, 2004.— 575 с. 5. Виленкин, И.В. Высшая математика для студентов экономических, технических, естественно−научных специальностей вузов: Учеб.пособие / И.В. Виленкин, В.М. Гробер.— 3−е изд., испр. — Ростов−на−Дону: Феникс, 2005.— 414 6. Власов, В.Г. Конспект лекций по высшей математике [Текст] / В.Г. Власов.— М.: АЙРИС, 1996.— 288 с. 7. Выгодский, М.Я. Справочник по высшей математике / М.Я. Выгодский.— Изд.14−е.— М.: Джангар, Большая медведица, 2001.— 864с. 8. Высшая математика: Учебное пособие / Ю.М.Данилов,Л.Н.Журбенко,Г.А.Никонова,В.В.Кондратьев.— Казань: КХТИ, 1993.— 94с. 9. Высшая математика [Текст]: методические указания и контрольные задания.— Казань, 1993.— 36 с. 10. Высшая математика в упражнениях и задачах. В 2 ч. Ч. 1 / П.Е. Данко [и др.].— 6−е изд. — М.: "Оникс": "Мир и Образование", 2007.— 304с. 11. Высшая математика для экономистов: учеб.пособие / под ред. Н.Ш. Кремера.— М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997.— 439 с.— ГРИФ. 12. Колесников, А.Н. Краткий курс математики для экономистов: Учебное пособие / А.Н. Колесников.— М.: ИНФРА−М, 1997,2003.— 208с. 13. Контрольные задания по высшей математике на 2−й семестр: Для студентов первого курса экономического факультета.— Нижнекамск, 1998.— 6с. 14. Костромин, А.В. Методические указания по выполнению контрольной работы по математике: для студентов заочного отделения экономического факультета / А.В. Костромин.— Казань: "Таглимат" ИЭУиП, 2000.— 33 с. 15. Красс, М.С. Математика для экономических специальностей: учебник / М.С. Красс.— М.: ИНФРА−М, 1998.— 464с. 16. Кремер, Н.Ш. Практикум по высшей математике для экономистов: Учеб.пособие: Гриф МО РФ / Н.Ш. Кремер, И.М. Тришин, Б.А. Путко и др.; Под ред. Н.Ш. Кремера.— М.: ЮНИТИ−ДАНА, 2005.— 423с. 17. Математика в примерах и задачах: учеб. пособие; Гриф МО РФ / Л. Н. Журбенко и [и др.].— М.: ИНФРА−М, 2009.— 373с. 18. Математика для экономического бакалавриата: Учебник / М.С. Красс, Б.П. Чупрынов. − М.: ИНФРА−М, 2011. − 472 с. [Электронный учебник: http://znanium.com/bookread.php?book=221082] 19. Общий курс высшей математики для экономистов: Учебник; Под ред. В.И. Ермакова. − М.: ИНФРА−М, 2010. − 656 с. [Электронный учебник: http://znanium.com/] 20. Справочник по математике для экономистов/Под ред.В.И.Ермакова.— Изд.2−е, переработ. и доп., илл. — М.: Высшая школа, 1997.— 384с. 21. Шершнев В. Г. Линейная алгебра. Часть I. Основы линейной алгебры: Учебно−методическое пособие для студентов I курса. − М.: Издательство «Менеджер», 2007. – 128 с.: [Электронный учебник: http://znanium.com/bookread.php?book=347840] 1. Шипачев, В.С. Высшая математика: Учебник для вузов: Гриф / В.С. Шипачев.— 9−е изд., стер. — М.: Высшая школа, 2008.— 479с. Date: 2015-04-23; view: 565; Нарушение авторских прав |