Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В результате получаем общее решение системы ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 . Одно базисное решение получаем при , т.е. или . Чтобы получить другое базисное решение, достаточно задать , тогда или . Пример 6. Даны векторы , , , в некотором базисе. Показать, что векторы , , образуют базис и найти координаты вектора в этом базисе. Решение: Для того, чтобы три вектора могли образовывать базис пространства , необходимо и достаточно, чтобы они были линейно независимы. Это значит, определитель, столбцами которого являются координаты векторов системы, должен быть отличен от нуля. Вычислим определитель системы. . Вывод: векторы , , линейно независимы и образуют базис в . Разложение вектора по базису , , в векторной форме имеет вид: , где х1, х2, х3 – искомые координаты вектора в данном базисе. В координатной форме это разложение имеет вид:
или
В левой и правой частях полученного равенства стоят два вектора. Они равны и поэтому равны их одноименные координаты. Получим систему трех уравнений с тремя неизвестными: . Систему решаем по формулам Крамера. Для этого, кроме определителя , вычисляем полученные из определителя заменой соответствующих столбцов столбцом свободных членов системы.
Координаты вектора определяются по формулам: ; ; . Таким образом, разложение вектора по базису , , имеет вид: или (2; 0; 4). Проверка. Подставим в правую часть полученного разложения координаты векторов , , : = 2 (2; 4; 1)+ 4 (5; 3; 1;)=(4; 8; 2)+(20; 12; 4)=(24; 20; 6)= . Получили координаты вектора . Значит, разложение вектора по базису , , найдено верно.
Пример 7. Даны координаты вершин пирамиды ABCD: A(10;6;6), B(−2;8;2), C(6;8;9), D(7;10;3). Найти: 1) Длину ребра АВ; 2) Угол между ребрами АВ и АD; 3) Уравнение прямой АВ; 4) Уравнение плоскости АВС; 5) Угол между ребром АD и гранью АВС; 6) Площадь грани АВС; 7) Объем пирамиды; 8) Уравнение высоты, опущенной из вершины D на грань АВС. Сделать чертеж. Решение: 1) Если ребро АВ обозначить за вектор , то длина ребра − это длина вектора. Находим координаты вектора : =(− 2−10; 8−6; 2−6)=(− 12; 2;− 4). Если =(х; у: z), то его длина . Следовательно, . 2) Угол между ребрами АВ и АD – это угол между векторами и . Находим координаты вектора . =(7−10; 10−6;3−6)=(−3;4;−3). Из пункта 1) нам известны координаты вектора =(− 12; 2;− 4). Угол между двумя векторами находится по формуле: . Если векторы и имеют координаты =(х1; у1: z1), (х2; у2: z2) соответственно, то эта формула перепишется в виде: . Следовательно, получаем
Итак, . 3) Уравнение прямой, проходящей через две точки М1(х1;у1;z1) и М2(х2;у2;z2) имеет вид:
или равносильное ему уравнение: , где =(l,m,n) – координаты направляющего вектора прямой М1М2. Направляющий вектор прямой – это вектор, параллельный прямой. В нашем случае прямая проходит через точки А(10;6;6) и В(−2;8;2). Следовательно, уравнение прямой АВ: . Итак, каноническое уравнение прямой АВ: где направляющий вектор 4) Уравнение плоскости по трем точкам находится по формуле: , (*) где А(х1;у1;z1); В (х2;у2;z2); С(х3;у3;z3) – точки, через которые проходит плоскость. Подставляя координаты точек А, В, С в формулу (*), получим:
. Считаем определитель, разложив его по первой строке. D=а11А11+а12А12+а13А13, где − алгебраические дополнения элементов , а Мi j – минор элемента . Минором элемента матрицы называется определитель, получаемый (вычеркиванием строки и столбца, на пересечении которых он расположен) из данного. Следовательно,
. Итак, уравнение плоскости АВС: . 5) Требуется найти угол между ребром АD и гранью АВС. Это равносильно нахождению угла между прямой АD и плоскостью АВС. Угол между прямой и плоскостью Ах+Ву+Сz+D=0 определяется по формуле: , где − координаты нормального вектора плоскости АВС. − координаты направляющего вектора прямой АD. Находим уравнение прямой АD по двум точкам: . Следовательно, АD: , . Т.к. уравнение плоскости АВС: , то ее нормальный вектор . Значит, . . 6) Площадь грани АВС – это площадь треугольника АВС. Если треугольник построен на векторах и , то его площадь считается по формуле: . Из пункта 1) имеем =(− 12; 2;− 4).Находим координаты вектора . =(6−10;8−6;9−6)=(−4;2;3). Далее необходимо найти векторное произведение .Составляем определитель и вычисляем его, раскладывая по первой строке. находим длину полученного вектора: . Следовательно, . 7) Объем пирамиды равен объема параллелепипеда, построенного на векторах , , . Координаты этих векторов найдены ранее: , , . Следовательно, . 8) Грань АВС имеет нормальный вектор . Для того, чтобы составить уравнение высоты, надо знать направляющий вектор той прямой, где лежит высота. Т.к. DH^ABC (DH −высота), то ( −параллелен прямой DH, а − перпендикулярен АВС). Следовательно, в качестве направляющего вектора прямой DH можно взять нормальный вектор плоскости АВС. Т.е. . Уравнение высоты имеет вид: . Итак, получили уравнение высоты DH: . Пример 8. Даны вершины треугольника А(1;−1), В(−2;−6), С(−6;3). Требуется: 1) вычислить длину высоты и медианы, проведенной из вершины В; написать их уравнения; 2) написать уравнения прямой, проходящей через вершину В параллельно стороне АС; 3) найти угол между прямыми АВ и АС; 4) найти точку В1 симметричную точке В относительно прямой АС. Решение: 1.а) Составим уравнение медианы, проведенной из вершины В. Пусть М – середина АС. Найдем её координаты: . Уравнение прямой по двум точкам находится по формуле: . BМ: Þ Þ . Приведем это уравнение к общему виду прямой. −14(х +2) = у +6 Þ −1 4х − 28 = у +6 Þ ВМ: 14х+у+34=0. (Общий вид прямой А х + В у+С=0). Длину медианы ВМ вычисляем по формуле: . Тогда 1.б) Составим уравнение стороны АС – основания высоты ВН по известным двум точкам АС: Þ Þ . Приведем это уравнение к общему виду прямой. 4(х −1) = −7(у +1) Þ 4х − 4 = −7 у −7 Þ АС: 4х+7у+3=0. Угловой коэффициент этой прямой . Две прямые перпендикулярны, если: . Т. к. АС ^ ВН, то . Составим уравнение высоты ВН, зная, ее угловой коэффициент и точку В. . Þ 4 (у+6)=7(х+2) Þ 4 у+24=7х+14. ВН: 7х−4у−10=0.
Вычислим длину высоты ВН, как расстояние от точки В до прямой АС, по формуле . Тогда получим 2) Известно, что если прямые параллельны, то их угловые коэффициенты совпадают. Следовательно, т. к BL|| AC,то . Составляем уравнение прямой BL, зная ее угловой коэффициент и точку B(−2;−6), через которую проходит эта прямая, т. е. . Þ7 у+42=−4х−8 Þ BL: 4х+7у+50=0. 3) Найдем угол между прямыми АВ и АС. Составим уравнение прямой АВ по известным двум точкам Þ . 5(х +2) = 3(у +6) Þ 5 х+10 = 3 у +18 Þ АВ: 5х−3у−8=0. Угловой коэффициент АВ: . Знаем, что . Воспользуемся формулой . Для данного случая . 4) Из п.1.б) известны уравнения стороны АС: 4х+7у+3=0 и высоты ВН: 7х−4у−10=0. Найдем точку их пересечения: . − точка пересечения стороны АС и высоты ВН. Эта же точка является серединой отрезка ВВ1. Зная формулы координат середины отрезка , выведем формулы Для данного случая получаем: Окончательно имеем: . Пример 9. Линия, заданная уравнением r=r(j) в полярной системе координат. Требуется: 1) построить линию по точкам, начиная от j=0 до j=2p и придавая j значения через промежуток ; 2) найти уравнение данной линии в декартовой системе координат, у которой начало совпадает с полюсом, а положительная полуось абсцисс с полярной осью; 3) по уравнению в декартовой прямоугольной системе координат определить, какая это линия: . Решение: 1) Рассмотрим первый способ построения кривой. Придавая углу значения через промежуток , вычисляем соответствующие значения, радиуса r и записываем в виде таблицы, найденные полярные координаты точек.
По найденным точкам строим кривую в полярной системе координат (см. рис.1.)
Рис.1.
2) Перейдем к прямоугольным координатам, используя формулы: и . Подставляя выражение для r и соsj в заданное уравнение , получаем: . Выполняем преобразования, чтобы освободиться от знаменателя. ; , ; . Перенося 2х в правую часть и возводя в квадрат обе части равенства, имеем: . Преобразуя, получаем уравнение кривой в каноническом виде. − парабола. 3) Полученное уравнение определяет параболу, ось симметрии которой ось абсцисс, а вершина находится в точке , ветви направлены влево. Данные результаты соответствуют результатам, полученным ранее (см. рис.1.). Пример 10. Найти характеристические числа и собственные векторы линейного преобразования с матрицей А = . Решение: Запишем линейное преобразование в виде: Составим характеристическое уравнение: l2 − 8l + 7 = 0; Корни характеристического уравнения: l1 = 7; l2 = 1; Для корня l1 = 7: Из системы получается зависимость: x1 – 2x2 = 0. Собственные векторы для первого корня характеристического уравнения имеют координаты: (t; 0,5t) где t − параметр.
Для корня l2 = 1: Из системы получается зависимость: x1 + x2 = 0. Собственные векторы для второго корня характеристического уравнения имеют координаты: (t; −t) где t − параметр.
Полученные собственные векторы можно записать в виде:
Пример 11. Дано комплексное число z. Требуется: 1. записать число z в алгебраической и тригонометрической формах; 2. найти все корни уравнения . . Решение: 1) Комплексное число z в алгебраической форме имеет вид: z=а+bi; в тригонометрической форме: z=r(cosj+i×sinj), где и . Для того чтобы записать в алгебраической форме, умножим числитель и знаменатель на сопряженное к знаменателю, т. е. на 1− i. . − алгебраическая форма. , , , . − тригонометрическая форма. 2) Þ . Так как число в тригонометрической форме Þ . Применяя формулу для извлечения корня из комплексного числа: , получаем Если k=0, то ; Если k=1, то ; Если k=2, то . Следовательно, корни уравнения в алгебраической форме имеет вид Ответ: , , . Пример 12. Даны два линейных преобразования:
Средствами матричного исчисления найти преобразование, выражающее x1¢¢, x2¢¢, x3¢¢ через x1, x2, x3. Решение: Первое преобразование определяется матрицей A, а второе − матрицей B, где Искомое преобразование является произведением данных преобразований с матрицей
Перемножив матрицы B и A, получим матрицу Следовательно, искомое преобразование таково: Пример13. В таблице приведены данные об исполнении баланса за отчетный период в усл. ден. ед.:
Вычислим необходимый объем валового выпуска каждой отрасли, если конечное потребление энергетической отрасли увеличится вдвое, а в отрасли машиностроения сохранится на прежнем уровне. Решение. Математическая модель, позволяющая анализировать связь между отраслями, разработана американским экономистом В. Леонтьевым. Далее введём обозначения: вектор валового объёма продукции; вектор конечного продукта (для непроизводственного потребления); A − матрица прямых затрат (.Коэффициенты вычисляют по формуле и они показывают затраты продукции − й отрасли на производство единицы продукции − й отрасли. Здесь − объём продукции − й отрасли, потребляемой − й отраслью в процессе производства. Основная задача межотраслевого баланса состоит в отыскании такого вектора валового выпуска , который при известной матрице прямых затрат обеспечивает заданный вектор конечного продукта . Математически решение данной задачи в матричном виде можно представить таким образом: . Имеем Коэффициенты прямых затрат: Матрица прямых затрат: Она является неотрицательной и удовлетворяет критерию продуктивности: . Поэтому для любого вектора конечного продукта можно найти необходимый объем валового выпуска по формуле . Определим матрицу полных затрат Так как , то По условию вектор конечного продукта: Тогда по формуле получаем вектор валового выпуска: , т.е. валовой выпуск в энергетической отрасли надо увеличить до 179 усл.ед., а в машиностроительной – до 160,5 усл.ед.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Основы линейной алгебры и аналитической геометрии: Учебно−методическое пособие / В.Г. Шершнев. − М.: НИЦ Инфра−М, 2012. − 168 с.: [Электронный учебник: http://znanium.com] 2. Шевцов, Г.С. Линейная алгебра: теория и прикладные аспекты [Текст]: учеб.пособие / Г.С. Шевцов.— 2−е изд., испр. и доп.— М.: Магистр: ИНФРА−М, 2011.— 528 с.— ГРИФ. 3. Шипачев, В.С. Задачник по высшей математике: учеб.пособие / В.С. Шипачев.— 7−е изд., стер.— М.: Высшая школа, 2007.— 304 с.— ГРИФ. 4. Cборник задач по высшей математике для экономистов: учеб. пособие / под ред. В.И. Ермакова.— М.: ИНФРА−М, 2002, 2003, 2004.— 575 с. 5. Виленкин, И.В. Высшая математика для студентов экономических, технических, естественно−научных специальностей вузов: Учеб.пособие / И.В. Виленкин, В.М. Гробер.— 3−е изд., испр. — Ростов−на−Дону: Феникс, 2005.— 414 6. Власов, В.Г. Конспект лекций по высшей математике [Текст] / В.Г. Власов.— М.: АЙРИС, 1996.— 288 с. 7. Выгодский, М.Я. Справочник по высшей математике / М.Я. Выгодский.— Изд.14−е.— М.: Джангар, Большая медведица, 2001.— 864с. 8. Высшая математика: Учебное пособие / Ю.М.Данилов,Л.Н.Журбенко,Г.А.Никонова,В.В.Кондратьев.— Казань: КХТИ, 1993.— 94с. 9. Высшая математика [Текст]: методические указания и контрольные задания.— Казань, 1993.— 36 с. 10. Высшая математика в упражнениях и задачах. В 2 ч. Ч. 1 / П.Е. Данко [и др.].— 6−е изд. — М.: "Оникс": "Мир и Образование", 2007.— 304с. 11. Высшая математика для экономистов: учеб.пособие / под ред. Н.Ш. Кремера.— М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997.— 439 с.— ГРИФ. 12. Колесников, А.Н. Краткий курс математики для экономистов: Учебное пособие / А.Н. Колесников.— М.: ИНФРА−М, 1997,2003.— 208с. 13. Контрольные задания по высшей математике на 2−й семестр: Для студентов первого курса экономического факультета.— Нижнекамск, 1998.— 6с. 14. Костромин, А.В. Методические указания по выполнению контрольной работы по математике: для студентов заочного отделения экономического факультета / А.В. Костромин.— Казань: "Таглимат" ИЭУиП, 2000.— 33 с. 15. Красс, М.С. Математика для экономических специальностей: учебник / М.С. Красс.— М.: ИНФРА−М, 1998.— 464с. 16. Кремер, Н.Ш. Практикум по высшей математике для экономистов: Учеб.пособие: Гриф МО РФ / Н.Ш. Кремер, И.М. Тришин, Б.А. Путко и др.; Под ред. Н.Ш. Кремера.— М.: ЮНИТИ−ДАНА, 2005.— 423с. 17. Математика в примерах и задачах: учеб. пособие; Гриф МО РФ / Л. Н. Журбенко и [и др.].— М.: ИНФРА−М, 2009.— 373с. 18. Математика для экономического бакалавриата: Учебник / М.С. Красс, Б.П. Чупрынов. − М.: ИНФРА−М, 2011. − 472 с. [Электронный учебник: http://znanium.com/bookread.php?book=221082] 19. Общий курс высшей математики для экономистов: Учебник; Под ред. В.И. Ермакова. − М.: ИНФРА−М, 2010. − 656 с. [Электронный учебник: http://znanium.com/] 20. Справочник по математике для экономистов/Под ред.В.И.Ермакова.— Изд.2−е, переработ. и доп., илл. — М.: Высшая школа, 1997.— 384с. 21. Шершнев В. Г. Линейная алгебра. Часть I. Основы линейной алгебры: Учебно−методическое пособие для студентов I курса. − М.: Издательство «Менеджер», 2007. – 128 с.: [Электронный учебник: http://znanium.com/bookread.php?book=347840] 1. Шипачев, В.С. Высшая математика: Учебник для вузов: Гриф / В.С. Шипачев.— 9−е изд., стер. — М.: Высшая школа, 2008.— 479с.
|