Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последнее путешествие





 

The mind is de-void of mind.
(Ум пуст и без-умен.)
Далай Лама, Сан-Хосе, 1989

 

Капитан Кирк в фильме "Звездный поход" (Star Trek) говорит: "Отправиться туда, где никто еще не был". Мне кажется, что это относится и к квантовой психологии, потому что когда мы завершим этот уровень, никого не останется.

В предыдущих главах мы увидели, и надеюсь, пережили на опыте, что все переживания, окружающее их пространство, и их наблюдатель-создатель-одно и то же. Давайте просмотрим шаги, через которые мы прошли в нашем квантовом путешествии.

Пересматривая каждый квантовый скачок, важно помнить о двух вещах. Прежде всего, о "лестнице Витгенштейна". Цитируя всемирно известного философа Людвига Витгенштейна,

"Мои утверждения используются для разъяснения таким образом: любой, понявший меня, в конце концов замечает их бессмысленность, использовав их,-как ступеньки,-чтобы забраться выше их. (Он должен, так сказать, "выбросить лестницу", после того как по ней взобрался.)" (Витгенштейн, 1961:74)

Суфийский поэт 13-го века, Руми, говорит об этом так:

"Я раб того, кто на каждом этапе не воображает, что достиг окончательной цели. Нужно пройти немало этапов, прежде чем путник прибудет к месту назначения." (Шах, 1976:13)

Как прыгун с шестом должен отбросить шест, чтобы перелететь через планку, аналогично выводы, убеждения и идеи каждого уровня-это ступеньки, которые нужно отбросить, чтобы продолжить наше путешествие.

В Индии есть еще она метафора: "шип шипом вынимают". Вообразите, что в ноге застрял как заноза шип (проблема незнания, кто вы, разделения, боли, и т. д.). Вы берете другой шип (квантовую психологию), чтобы вынуть застрявший в ноге шип (проблему боли и т. п.). Когда шип вынут из ноги, вы выбрасываете оба шипа (боль разделения и квантовую психологию).

Как в старой китайской пословице: когда поднимаешься по лестнице, каждая ступенька важна, но чтобы перейти к следующей, нужно пойти дальше, оставить ту ступеньку, на которой стоишь. Следовательно, хотя может казаться, что какой-то уровень противоречит предыдущему, нужны начальные шаги, прежде чем мы пойдем дальше, чтобы достичь нашу цель. Например, в пятой главе мы обнаружили, что являемся создателями переживания, а также наблюдателями мысли, а вот в девятой главе мы обнаруживаем, что находимся за рамками создателя нашего переживания.

Не смущайтесь этим; сначала нужно "усвоить", что вы создатель своего опыта, прежде чем можно будет "усвоить", что вы находитесь за рамками даже этой концепции, или как сказал Рам Дас:

"Сначала нужно осознать, что находишься в тюрьме, прежде чем сможешь из нее выбраться." (Дас, 1972)

 

Краткое изложение квантовой психологии

Уровень 1: Вы наблюдатель или свидетель своих переживаний (то есть мыслей, чувств, эмоций и ассоциаций), следовательно вы больше чем они.
Уровень 2: Вселенная состоит из энергии.
Уровень 3: Наблюдатель является создателем аспекта частиц и масс вселенной.
Уровень 4: Временной аспект сознания.
Уровень 5: Пространственный аспект сознания.
Уровень 6: "Все взаимопроникает все остальное" (Дэвид Бом)
Уровень 7: "Все состоит из пустоты, а форма-уплотненная пустота." (Эйнштейн). Другими словами, все состоит из одного и того же вещества.

 

Оглянувшись на наши квантовые скачки, давайте теперь пойдем дальше. Как было сказано в первой главе, в цитате из книги Дэвида Пита "Луна Эйнштейна", Генри Стэпп назвал теорему Белла "одним из важнейших научных открытий".

Вкратце теорема Белла утверждает, что во-первых "реальность нелокальна", и во-вторых нет местных (локальных) причин. Что это значит? Давайте сначала рассмотрим первую идею: что нет местоположения или местонахождения. Не-локальность означает именно это: что нет местонахождения. Почему его нет? Местонахождение ("Я здесь", "Ты там"), предполагает, что есть что-то, отличающееся от чего-то другого.

"На самом деле все состоит из одного и того же вещества, которое я называю "квантовым материалом"." (Герберт, 1985:95)

Принцип: Все местонахождения могут существовать только относительно позиции наблюдателя.

Если все состоит из одного и того же "квантового материала", то не может быть отличия одной позиции от другой,-значит, местонахождений нет.

 

Квантовое упражнение 67


· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Шаг I: Закройте глаза, и увидьте пустое пространство.
Шаг II: Заметьте, что пустота уже организовалась в наблюдателя, наблюдающего пустоту.
Шаг III: Позвольте пустоте организоваться в понятие, часть(ицу), так называемое отдельное личное "я".
Шаг IV: Позвольте пустоте организоваться в идею под названием "местонахождение" (то есть у этого наблюдающего "я" другое местонахождение, чем у наблюдателя, наблюдаемого и окружающего пространства.
Шаг V: Обратите внимание вокруг и "увидьте", что, если оно вообще было, сделало все это.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Здесь мы показываем на примере, что есть только пустота и сгущенная пустота, и что если все это одно и то же, то даже "я", создающее это местонахождение и различие-уплотненная пустота. Так начинается процесс избавления от идеи отдельного локального "я", которое является причиной определенного результата. Почему? Потому что все связано со всем остальным, и состоит из одного вещества, одного и того же "квантового материала".

"Предположим, что реальность состоит из обычных предметов, свойства которых присущи им внутренне. По требованиям теоремы Белла предметы такого мира обязательно соединены нелокальными воздействиями. Модель Бома-пример такого мира. В этой модели невидимое поле сообщает электрону об изменениях в обстановке со сверхсветовой скоростью реакции. Теорема Белла показывает сверхсветовую природу модели Бома. Без сверхсветовых связей, обычная предметная модель реальности просто не может объяснить такого факта. Если теорема Белла верна, мы живем в сверхсветовой реальности." (Герберт, 1985:51)

 

Квантовое созерцание

Созерцайте, что нет местонахождения.
Созерцайте всеобщее мировое сверхсветовое общение между людьми, объектами и т. д.
Созерцайте, что нет такой вещи, как причина.

 

Почувствуйте ту свободу и легкость, которые появляются, когда вы отбрасываете идею причины. Устраняется огромное давление мыслей, что "если будешь хорошим, получишь вон то", или "получишь это, ПОТОМУ ЧТО сделал то."

Мы используем термин "местная" ("локальная") причина, потому что невозможно упростить вселенную в одно местное событие здесь как причину другого события там. Все причиняет все остальное.

"Теорема Белла доказывает ложность принципа местных причин. Но если принцип местных причин не действует, и значит, мир не такой, как кажется, то в чем настоящая природа мира (или ума)? Есть несколько взаимно исключающих возможностей: первая возможность, которую мы уже обсуждали-что, хотя это и кажется иначе, на самом деле в нашем мире нет отдельных частей. На языке физики, локальность недействительна. В таком случае идея событий и автономных происшествий-иллюзия. Это относится к любым отдельным частям, которые когда-либо взаимодействовали друг с другом в прошлом. Из этой возможности вытекает сверх-световое сообщение другого типа, чем объясняется обычной физикой. В этой картине то, что происходит здесь, тесно и прямо связано связано с тем, что происходит где-то еще во вселенной, а оно в свою очередь прямо и тесно связано с происходящим где-то еще во вселенной, и так далее, просто потому что отдельные части вселенной-не отдельные части." (Зукав, 1979:296)


Местоположение и отдельные части, как и время (прошлое, настоящее и будущее), могут существовать только в мире, где существуют различные вещества. Так как все состоит из одного и того же вещества, то не может быть никаких отдельных частей, местонахождения, прошлого, настоящего и будущего. Почему? Потому что для существования местонахождения отдельных частей, прошлого, настоящего, и будущего, должно быть отдельное "я", утверждающее это.

 

Теорема Белла: часть 2

Во второй части теоремы Белла утверждается, что нет никаких местных (локальных) причин. Идея отсутствия причины наглядно разъясняется в одной из самых древних и почитаемых книг Индии: "Йога Васиштха".

"ворона садится на кокосовую пальму, и в этот самый момент падает зрелый кокос. Таким образом два несвязанных события кажутся связанными во времени и в пространстве, хотя между ними нет причинной связи... таково мироздание. А ум, пойманный в собственную ловушку логических вопросов "почему", изобретает причины и обоснования ради собственного удовольствия. Васиштха требует прямого наблюдения ума, его движения, его идей, его рассуждений, несомненных причин и предполагаемых результатов, и даже наблюдателя, наблюдаемого и наблюдения-и осознания их нераздельного единства как бесконечного сознания." (Венкатесананда, 1976)

Все состоит из одного и того же квантового вещества, так что нельзя сказать, что что-то одно причиняет что-то другое. Конечно, в психологии упрощение до простых единиц причины и следствия кажется логичным. Проблема в том, что в таком случае подразумеваются разные вещества. Эта разница вымышлена, так как все состоит из одного вещества и является всем остальным.

Известный физик Фейнман описывает квантовый материал как сумму возможностей.

"Все, что могло случиться, влияет на то, что действительно случается." (Герберт, 1985:52)

Недавно на семинаре один участник спросил меня: "как насчет кармы, азиатского понятия причины и следствия? Я был у ясновидящей, которая сказала, что вот то-то произошло в прошлой жизни, и поэтому я прохожу через вот это в этой жизни, чтобы уравновесить карму." Я сказал: "Ведь карму можно подытожить в виде 'что посеешь, то и пожнешь', это верно и с квантовой точки зрения. Если все состоит из одного и того же материала, и вы являетесь всем, и все происходящее является всем остальным, то что вы как всё посеете, то вы как всё пожнете." Это можно называть 'квантовой кармой'. Все является всем остальным. Для кармы в современном истолковании требуется иллюзия разделения и иллюзия местной причины А, вызывающей местное следствие Б. Это похоже на модель Ньютона, биллиардный шар А вызывает движение биллиардного шара Б. Карма-это то, что есть. Их линейного мира отдельного "я", все кажется причиной и следствием, а "квантовая карма"-это просто то, что ЕСТЬ.


Чтобы "на опыте" понять теорему Белла, даны упражнения. Вспомним, что если смотреть через субатомную линзу, все состоит из одного вещества, следовательно все является одним и тем же веществом. Причина и следствие подразумевают, что что-то одно отдельно и отличается от чего-то другого. Если нет отличий, то нет причин и следствий. Когда Белл утверждает: "нет местных причин", он говорит о том, что все соединено со всем остальным, что невозможно упростить вселенную в отдельные части и сделать вывод: "это вызвало то".

В 1988 году мне посчастливилось пообедать вместе с известным физиком Ником Гербертом, которого я неоднократно цитировал в этой книге. Я обсуждал с ним основные идеи квантовой психологии. Так как я не физик, мне нужен был "одобрительный кивок", то есть чтобы он подтвердил правоту моих слов. Когда я дошел до теоремы Белла-нет местонахождения и нет местных причин-Ник сказал: "Это легко доказывается в квантовой физике".

"Только в 1964 году джон Белл, физик Европейской Организации по Ядерным Исследованиям (CERN) в Швеции, придумал, как можно поставить реальный эксперимент, который раз и навсегда решит этот вопрос. В блестящем математическом доказательстве, которое теперь называется Теоремой Белла, он показал, что если квантовая теория верна, нужно принять хотя бы одну из двух возможностей-либо мир не объективен и не существует в определенном состоянии, либо он "не-локален", с мгновенным действием на расстоянии. Это оказалось очень просто." (Тэлбот, 1987:32)

Суть этого мировоззрения-отсутствие местных (локальных) причин, невозможность указать на что-то одно как причину чего-то другого. Мы избавляемся от вечного вопроса "Почему?", потому что все состоит из одного вещества, и не может быть никаких "причин". Теряет смысл не только "Почему?", но и "Где?", потому что нет местонахождения, местоположение может существовать только относительно позиции, и не может быть никаких "Где?". Вдобавок устраняется "Как?", в котором подразумевается разделение, и когда, так как понятие времени оставлено позади в главе 6.

А сейчас давайте посмотрим, можем ли мы сделать это знание более доступным с помощью упражнений. Опять же, это пятнадцати-дневный семинар по квантовой психологии, и как уже говорилось, невозможно включить всё в рамки этих страниц. Тем не менее мы сделаем обзор основных принципов, чтобы раскрыть готовность и открытость к такому квантовому единству.

Давайте исследуем это единство в отношении нас самих, в форме упражнений.

 

Квантовое упражнение 68

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Созерцайте:
Что вся информация (знание) беспричинна. (Сингх, 1979:90)
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Я буду использовать слова "знание" и "информация" с одним и тем же смыслом. Оба они будут означать то, что вы знаете о себе и о мире. Я предлагаю так делать потому, что в древней санскритской книге "Шива-сутры" говорится: "Знание-это оковы" (стр. 16). Люди Запада путают слово "знание" с западным представлением о том, что знание-ценность. На самом деле здесь имеется в виду, что вся ваша информация о себе-оковы, потому что вся она ограничивает вас. Например, "Я умный", "Я некрасивый", или "Я глупый"-все это ваша информация о себе. Таким образом вся информация очерчивает и ограничивает ваше переживание себя. Как обсуждалось в главе 3, вы находитесь вне такого суженного толкования.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Сменный фасилитатор группы может использовать такой сценарий:

Закройте глаза и переместитесь в спокойное пространство. Когда любая информация о себе приходит в ваше осознание, созерцайте возможность того, что вся информация беспричинна. Созерцайте, что любая информация не имеет никаких причин. Когда вы будете готовы, верните свое осознание обратно в комнату, заметьте, где вы сидите, и откройте глаза.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

 

Один обучающийся сказал мне: "Это для меня щекотливый вопрос, потому что я по-моему никогда не считал, что что-то имеет причину, я вижу связи между вещами не так, как большинство людей. Из-за этого я иногда чувствовал себя сумасшедшим. Считать, что мы устроены по принципу причины и следствия, могло бы заземлить меня, но у меня никогда не было этого заземляющего механизма. Он для меня ничего не значил. Мне кажется, что когда ничего не связано, то все мое восприятие реальности разваливается, и я чувствую себя очень странно."

Другой обучающийся рассказал: "Я пережил на опыте, что в моих мыслях, идеях и знаниях просто нет силы, ничего с ними не соединено." Я ответил: "Большинство людей отдают свои собственные возможности мыслям, событиям и ситуациям. Забирая ваши возможности обратно, вы чувствуете больше сил-это расширение возможностей."

Другими словами, если у вас была связь, в которой ваше отношение к себе зависело от отношения к вам другого человека, возможности были у другого человека. Ваше благополучие зависело от него. Аналогично, если у вас есть мысль: "Хочу поехать в отпуск на Гавайи", и вы отдаете ей свои возможности, она будет иметь над вами власть. Следующий шаг-работать сверхурочно, чтобы оплатить поездку на Гавайи: У кого власть? Власть у мысли о поездке на Гавайи, потому что вы на нее реагируете; но вы можете отобрать у нее свою энергию, и тогда она не будет иметь над вами власти. Вы можете сделать выбор делать это, или сделать выбор не делать этого.

Один физик поднял на моем семинаре интересную проблему: "Я автоматически истолковал "У этой мысли нет причины" как ""у этой мысли нет источника". Затем я сказал, что я как ученый создаю не только мысли, но и факты. Сказать, что у них нет источника, значит сказать, что нет меня. Я не смог преодолеть этого." Я сказал ему, что он, возможно, соединил в одно целое собственное существование и факты с мыслями.

Квантовые упражнения (пересмотренные)

 

Квантовое упражнение 69

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Мир как пустое пространство и части(цы).

Минуту-две смотрите на свою руку. Втяните свое внимание обратно в пустоту до информации или идеи о своей руке. Не мигая, вообразите, что рука состоит из крошечных частиц, плавающих в пустом пространстве. Теперь позвольте своему телу переживаться как части(цы), плавающие в пустом пространстве. Посмотрите вокруг на предметы в комнате: расфокусируйте глаза, позволяя себе видеть предметы, стену, кресло, и т. д., состоящими из частиц, плавающих в пустом пространстве. Заметьте, как этот опыт освобождает и развивает. Это простое упражнение можно практиковать где угодно.

Эйнштейн объясняет (как и буддийская "Сутра сердца"), что эти части(цы) состоят из сгущенной пустоты, а пустота состоит из разреженных и растворенных частиц. Выполняя упражнение, созерцайте: "Кто делает этот процесс?"

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

 

Квантовое созерцание

Созерцайте, что являетесь сгущенной пустотой. Переживите себя на опыте как сгущенную пустоту.

 

Квантовое упражнение 70

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Шаг I: Увидьте перед собой пустоту.
Шаг II: Возьмите немного пустоты, и сгустите ее во что-то твердое, например, мысль, чувство, и т. д.
Шаг III: Рассейте его в пустоту.
Шаг IV: Сделайте это несколько раз (уплотнение и рассеивание).
Шаг V: Переживите на опыте "я", которое делает все это, как сгущенную пустоту.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

 

Ничто ничего ни с чем не делает

Это, наверное, самое интересное. Тот, кто делает эти упражнения, состоит из той же сгущенной пустоты, что и мысль, чувство, стул и стол.

Квантовое упражнение 71

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·







Date: 2015-05-18; view: 423; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию