Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синхронная медитация. Классификация практик





 

В этой главе обсуждаются структурные элементы духовных практик, которые присутствуют в любой традиции, являясь универсальными и представляя собой своего рода аксиоматику.

В различных духовных традициях существует большое многообразие практик трансформации внутреннего состояния или, другими словами, трансформации энергии. Цель данной главы – дать описание единого принципа, по которому строятся такие практики. Мы будем исходить из идеи о том, что современный человек может обнаружить и использовать некую абстрактную, универсальную практику трансформации состояния, изоморфную тому, что с разной степенью проявленности заключено в любой традиции.

Эта универсальная практика, как будет видно ниже, состоит из нескольких одновременно протекающих разноуровневых практик (хотя в рамках одной традиции обычно не принято осознанно работать сразу со всеми уровнями). Все эти практики строятся по единому универсальному закону, который ниже мы сформулируем в виде нескольких аксиоматических принципов. В разных традициях эти принципы предъявляются в форме метафор, философских или этических категорий, хотя в действительности в них закодированы закономерности эволюции внутреннего состояния (эволюции энергии).

Для того, чтобы описать классификацию этих практик, удобно исходить из модели тонких тел (см. рис. 2), принятой в традиции и породившей впоследствии различные многоуровневые модели в психологии (пирамида Маслоу, логические уровни в НЛП и т.д.). В традиции считается, что кроме физического тела человек обладает «телами» ощущений, эмоций, мыслей, событий, ценностей и – телом идентичности, в котором заключено бессмертное «я» и неосознаваемое знание о миссии. Каждое следующее тело состоит из материи более тонкого порядка. Интеллектуально познаваемыми и, следовательно, описуемыми в словах являются только те телесные планы, которые расположены ниже ментального:

 

 

Рис. 2а. Модель тонких тел. Стрелками обозначены энергетические

потоки, объединяющие все телесные уровни в замкнутую систему

 

Рис. 2б. Модель тонких тел, принятая в традиции

 

Сопоставим каждому из тонких тел особый тип состояний (внутренних энергий), соответствующих им внутренних и внешних проблем – и соответствующий тип практик, позволяющих такие проблемы решать. Тогда можно говорить о трансформации эфирной энергии, трансформации астральной (эмоциональной) энергии, ментальной энергии и т.д., причем процесс, в ходе которого энергия трансформируется, представляет собой (по определению) медитацию соответствующего тела. Мы получаем, таким образом, классификацию практик. В следующих главах каждый из полученных типов трансформации будет представлен в виде отдельной технологии.

С другой стороны, если мы возьмем любую проблему, то обнаружим, что она представлена одновременно во всех тонких телах. Предположим, человек находится в событийном тупике. Тогда у него возникает, в соответствии с его картиной мира, определенный набор горестных мыслей (ментальный тупик), негативных эмоций (астральный тупик), плохое самочувствие (эфирный тупик) и т.д. В физическом теле такому тупику, как правило, соответствует мышечный спазм (блок), характерный для данного фрагмента картины мира. Во многих случаях хронический мышечный спазм становится источником хронического заболевания, развивающегося постепенно, в течение многих лет.

Для решения проблемы можно использовать с разной степенью эффективности медитации разных тонких тел, как это принято в различных традициях и в современной психологии. Наша цель, однако, построение единой, универсальной практики, в которую включены медитации всех планов, включая работу с мышечным блоком.

Эти медитации строятся также по единому принципу. Рассмотрим его на примере медитации эфирного тела, или эфирной медитации (под этим подразумевается осознанная трансформация ощущений).

Введем два типа внимания: центральное и периферийное (концентрация и деконцентрация, соответственно, «второе» и «первое»[1] внимание). Объединенное (синхронное) использование деконцентрации и концентрации внимания – это то особое состояние, из которого можно управлять энергией. Технически это состояние достигается следующим образом:

1. Расфокусировать внимание так, чтобы чувствовать все тело, от макушки до пальцев ног – т.е. включить деконцентрацию.

2. Одновременно удерживать внимание на локальном ощущении – например, найти какую-то конкретную боль, дискомфорт в теле – т.е. активизировать концентрацию.


Владение таким состоянием делает возможной, в частности, эфирную медитацию. Шаги следующие:

 

1. Вспомнить ассоциированно проблемную ситуацию (например, фрагмент конфликта).

2. Определить свою эмоцию в данном фрагменте (например, раздражение).

3. Находясь в состоянии деконцентрации (т.е. чувствуя все тело), отследить телесный (эфирный) дискомфорт, вызванный этой эмоцией, и захватить его в фокус концентрации.

4. Усиливать ощущение дискомфорта, одновременно расслабляя тело. Здесь концентрация и деконцентрация работают синхронно.

 

Когда эти шаги выполнены, происходит быстрая эволюция ощущений: дискомфорт как бы меняет свои очертания в теле, он может подниматься, опускаться, перемещаться по телу в разных направлениях – и в конце концов либо растворяется во всем теле, превратившись в приятное тепло или жар, либо как бы выходит за пределы тела, оставив после себя чувство легкости или, наоборот, приятной наполненности, т.е. «негативная» эфирная энергия трансформируется в «позитивную».

Если после этого снова ассоциированно войти в данный фрагмент конфликта, то эмоции раздражения там уже не будет, т.к. трансформированная эфирная энергия поднялась на астральный уровень по восходящему потоку.

Подобная медитация – способ искренне изменить отношение к собственному прошлому. Если таким образом работать с эфирной проекцией обиды, то результатом будет подлинное и спонтанное, а не ментальное прощение обидчика, т.к. в телесных ощущениях полностью стирается память об обиде. Такого результата нельзя достигнуть, прибегая к ресурсным техникам, например, аффирмациям[2] или ритуальному прощению (в его современной версии). Настоящий, необратимый результат возможен, наоборот, только при осознанном и безжалостном (по отношению к себе) усилении страдания на эфирном и астральном планах вплоть до его полной трансформации. В христианстве это называется принять страдание – потому что (при соблюдении условий осознанности и безжалостности) во всех тонких телах и в физическом теле нет сопротивления и напряжения, они расслаблены (смирение). Можно говорить о том, что совет подставить левую щеку, если тебя ударили по правой, – это не столько буквальная инструкция, сколько метафорическое описание данной техники усиления ощущений, либо ее каузальный вариант.

Этот принцип – открыто (т.е. расслабив тело) идти навстречу страданию (т.е. усиливать его) – определяет также структуру медитаций астрального, ментального, каузального и других уровней.

Еще один важнейший принцип в трансформации энергии любого телесного уровня – никогда не отвлекаться на содержание эпизода, интересуясь лишь структурой практики и удерживая себя на каждом ее этапе до получения ожидаемого на этом этапе результата.

Описание медитативных техник для астрального, ментального и последующих уровней дано в следующих главах. Здесь мы дадим одну из простейших версий астральной медитации.

Астральная медитация (упрощенная версия [3])

Первые шаги уже известны, это вход в трансформирующую медитацию любого тела: вспомнить ассоциированно проблемную ситуацию, определить эмоцию, расфокусировать внимание по всему телу, расслабиться и углублять расслабление в течение всей медитации.


Дальнейшие шаги:

  • Продолжая расслаблять тело, усиливать негативную эмоцию до возможных пределов (при этом возникает впечатление, что она выходит из тела и заполняет все пространство) и продолжать это усиление еще и еще, за пределы возможных границ. Запредельная ярость без сжатых кулаков и стиснутых зубов переживается как мощная энергетическая волна, освобождающая тело. Однако начинать медитацию следует с иньской эмоции (страх, обида, уныние и т.д. – подробнее об этом см. главу IV). При этом могут течь слезы, но тело должно оставаться расслабленным – это возможно, если при страдании сохраняется осознанность и не допускается жалость к себе.
  • Обратить внимание на момент, когда негативная эмоция внезапно исчезнет или перейдет в свою противоположность (например, страх – в агрессию, или наоборот) и точно так же усиливать противоположную эмоцию.
  • Повторять эти перевороты (т.е. циклические переходы иньской и янской энергии) до тех пор, пока не возникнет нейтральное эмоциональное состояние (т.е. иньская и янская энергии интегрируются в целостную энергию Ци). Обычно достаточно одного полного (Инь-Ян) цикла.
  • Сделать проверку: снова ассоциированно войти в проблемный эпизод. Эмоциональному покою, созданному успешно выполненной медитацией, сопутствуют новые, конструктивные мысли о данной ситуации (изменения на ментальном плане, создаваемые восходящим потоком из астрального в ментальное тело) и комфортные ощущения в теле (изменения на эфирном плане, создаваемые нисходящим потоком из астрального в эфирное тело).

 

Из описания эфирной и астральной медитаций видно, что в проблеме синхронно участвуют разные телесные уровни. В данных медитациях работа начинается с ментального и охватывает все нижележащие уровни.

При таком способе действий гарантировано улучшение физического состояния, т.е. некоторое приближение к исцелению. С помощью такой многоуровневой медитации можно снимать любое обострение хронических заболеваний и вылечивать острые заболевания. В таких случаях медитации должно предшествовать выслеживание симптома, т.е. мысли и фрагмента картины мира, порождающих симптом[4].

О позитивных изменениях на более тонких планах – каузальном или буддхиальном – также можно говорить, однако эти изменения, если они и будут, достаточно иррациональны и случайны, нет никаких гарантий, что они произойдут.

Для того, чтобы получить запланированные изменения на более тонких уровнях, т.е. ликвидировать каузальный тупик, необходима каузальная медитация, описание которой дано в следующих главах. Упомянем только, что в случае осознанной каузальной медитации оптимизируется событийный поток.

Точно так же можно сформулировать правила трансформации энергии буддхиального тела. В результате приходит восприимчивость к все более тонким граням ценностного плана и ощущения «я», чувствованию миссии, т.е. человек освобождается от всех искажений, проявленных в проблемном эпизоде.


Уже говорилось о том, что в традиции принято прорабатывать каждое из тонких тел отдельно. На это тратятся годы (сначала на проработку эфирного тела, потом астрального и т.д.; реализованный мастер использует все практики одновременно, что эквивалентно описанной выше синхронной медитации). В индийской традиции этому соответствуют разные уровни йоги, в китайской традиции – разные уровни энергетических практик. В христианской традиции разные формы молитвенных практик и ритуалов относятся к разным тонким планам (таинства относятся к наиболее тонким планам).

Естественно, что в традиции нет проявленной классификации, классификация существует «по умолчанию». Но в некоторых практиках акцент определенно ставится (также «по умолчанию») на конкретных тонких телах. Например, практика «виппасана» в буддизме – это способ трансформации энергии эфирного и астрального тел. Аналогично, хатха-йогу можно рассматривать как способ трансформации энергии, в основном, физического и эфирного тел; бхакти-йогу – как способ трансформации энергии астрального и буддхиального тел, джняна-йогу – как способ трансформации энергии ментального тела, раджа-йогу – как способ трансформации энергии ментального и буддхиального тел, карма-йогу – как способ трансформации энергии каузального тела.

В научной психологии (опять-таки «по умолчанию») для решения проблем разных логических уровней также принято использовать отдельно техники (и даже разные психологические направления), предназначенные для разных тонких тел (например, рефрейминг – работа с ментальным планом, ресурсные техники – в основном, с астральным и т.д.). Приведенную выше систему тонких тел можно рассматривать как одну из возможных основ для классификации различных психологических технологий и направлений.

Современный человек (если он достаточно зрел и реализован в серьезной профессии) в принципе обладает достаточно развитыми концентрацией и чувствительностью, чтобы перейти от постепенного прохождения телесных уровней к единой универсальной медитации, синхронно включающей все планы от физического до буддхиального, и сознательно трансформировать энергию всех уровней, реально приближаясь к целостности и соответствию своей миссии, и при этом оставаясь социально успешным мирянином.

Естественно, что если практики, подобные описанным, становятся образом жизни и применяются ко многим эпизодам личной истории (объединяясь в практики перепросмотра личной истории и стирания личной истории – в терминологии Кастанеды), позитивные изменения охватывают все большие контексты, что постепенно ведет к полному исцелению всех тонких тел.

В отличие от традиционно-психологического подхода, в данном подходе можно и не ставить конкретных задач – действуя так, как принято в традиции. Все, на что претендует человек, движущийся в традиции, это постепенное накопление мудрости и зрелости. Важное отличие рассматриваемого подхода в том, что, непрерывно практикуя синхронную медитацию и другие многоуровневые технологии (см. следующие главы), подобного результата можно достичь значительно быстрее, чем в традиции. Кроме того, при этом решаются также и любые конкретные задачи.

Результаты применения технологии определенного тонкого плана распространяются в вышележащий и нижележащий планы через два потока (которые обозначены стрелками на рис. 2).

Нисходящий поток является потоком управления. В частности, миссия задается (фиксируется) в процессе рождения и в процессе жизни проявляется, «опускаясь» в плотный план по нисходящему потоку – к сожалению, слишком часто в виде проблемы (по типу страх – симптом).

Восходящий поток представляет собой поток энергии, необходимой для жизнедеятельности вышележащих планов (и тел). Этот естественный процесс (в его позитивном аспекте) используется в предлагаемых здесь многоуровневых технологиях. В результате каждая синхронная медитация превращается в системный процесс, в котором медитация осуществляется в каждой из частей системы, а результаты медитации синхронизуются благодаря двойной связи (двум потокам). Это отличает предлагаемые здесь практики и технологии от того, что обычно используется и в традиции, и в общепринятых психологических подходах.







Date: 2015-05-18; view: 474; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию