Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Упражнения Барра
Упражнение 1 исправляет дыхание, приучает ощущать свободный проток дыхания. Оно помогает «освобождаться» («rilasciare») от лишнего мышечного напряжения. Как синоним этого понятия Барра применяет слово «brisidare» («приседать»), то есть ощущение, как если бы ученик хотел присесть и мышечно освободиться. Оно противоположно тому, которое бывает при поднятии грудной клетки, плеч, подтягивании передней брюшной стенки. При движении вверх Барра рекомендует легкое выдвижение вперед подложечной области, которое он называет диафрагматическим толчком — «colpetto diafragmatico». Это упражнение дает также навык губного резонирования — близкий звук на губах — «il suono labiale».
m-m (сзакрытым ртом) ■ a- та-те- mi-то-
Упражнение 2 помогает выравниванию гласных. Делает их одинаково Г>лизкими по звучанию, то есть в одной позиции.
ти ma- те— mi- то- ти та- те- mi- то- ти re-mi do
Упражнение 3 активизирует подвижность губ и способствует легкости звуковедения. Цвет гласных должен быть одним и тем же, а звучание — близким, на губах (так называемое губное резонирование). Не надо слишком широко открывать рот и подчеркивать произношение согласных.
-fa-sol-la - si do - si-la-sol-fa-mi-re
do Упражнение 4 полезно для выравнивания близлежащих нот, особенно переходных. Каждая последующая нота должна ощущаться одинаково близкой, как и предыдущая, то есть в одной позиции. В целом упражнение полезно для выработки близкого звука. Тенор в этом упражнении должен прикрывать уже ми-бемоль, баритон — до-диез, а бас — ля — си-бемоль.
Упражнение 5 служит для того, чтобы ощутить и заставить звучать верхние резонаторы, то есть полости головного резонанса. Не следует слишком широко раскрывать рот, иначе голос перестанет звучать близко, пойдет назад.
по - по - по - по - по - по то - то - то - то - то - то те - те - те - те - те - те
Упражнение б вырабатывает иное звучание всех нот каждой фигуры. Все ноты должны быть по тембру одинаковы с первой нижней нотой фигуры. Поднимаясь по диапазону вверх и спускаясь вниз, нельзя терять этого тембрового единства. Упражнение полезно для выравнивания переходных нот.
gno о то о
Упражнение 7 служит для выравнивания тембра на переходном участке диапазона, то есть помогает сглаживанию регистров. Как и предыдущее, оно должно быть спето в едином тембре. При начале упражнения Барра рекомендует сделать свободным горло и оттянуть нижнюю губу в виде воронки. Упражнение ^помогает сделать однородными по звучанию близлежащие ноты. Звук при этом должен быть скользящим, льющимся («scioloso»). Не следует форсировать произношение согласных, которое во всех случаях должно быть результатом резонирования. Нельзя себе представлять дикцию без резонирования. Упражнение служит для того, чтобы впоследствии облегчить пение больших интервалов.
ро - ро - 1о - го - ma - па - ti - sa - lu - to
Упражнение 9 на октавный скачок. В дифтонге ie слова «devieni» надо подчеркнуть гласный звук I. При ходе на октаву, когда надо усилить верхнюю ноту, Барра рекомендует ощущение вдоха и небольшой зевок, который идет обратно, в себя.
I"р I....... '.......,'U 'l, I de-vie - е - e-ni de-vie - е - e-ni de- vie e-e-ni
de-vie-e-e-e-e-e-e - ni
Упражнение 10 на квинтовый скачок помогает добиться одинаковости звучания обеих нот интервала. Приучает делать переходные ноты прикрытыми, головными, резонирующими. Баритон в этом упражнении должен прикрывать ре — ми-бемоль, а тенор — ми — фа.
mi - me - me gno - о - mo mo - mo - mo
Упражнение 11 служит для развития устойчивости дыхания и резонирования на протяжении всего диапазона. Приучает свободно и ненапряженно брать верхние ноты, в частности — ровно и ненапряженно все ноты в каждом арпеджио. Нота, предшествующая верхней, должна быть хорошо прикрыта.
Упражнение 12 помогает выработать хороший гласный «мягкий, нежный и звучный. В словах «seitu» этот звук следует за i в интервале малой сексты вверх. Звук /, предшествующий и, следует снять немного более широко. / надо легко переводить в головной регистр. Первая квинта всегда берется в центральном регистре, а верхние звуки попадают в головной. Таким образом, это упражнение приучает связывать центральную часть диапазона с верхней, головной.
Упражнение /5то же, что и упражнение № 10, но сочетай uegne дает больше резонирования в верхнем резонаторе и больше смягчает звук.
gne - e - e Упражнение 16 в быстром движении помогает добиться тембрового единства переходных нот. В медленном — ровного, единого звучания всех звуков гаммы. Способствует хорошему резонированию верхних нот. Крайние ноты со звуком е, который Барра считает самым резонативным, способствуют правильной настройке звука.
■--------- f " J- * re - mi-fa-sol-la-si-do - re - do-si - la-sol-fa-mi-
se-e-i-tu - - u
Упражнения 13и /Услужат для выработки звучания в головном регистре. Они помогают смягчить звук и добиться ощущения резонанса на губах. I Mm re
Упражнение /7служит для того, чтобы приобрести ощущение пения «на вдохе», а также ощущение резонирования на губах.
ne - ne - ne - ne - ne - ne - ne - ne - ne mi - mi - mi - mi - mr - mi - mi - mi - mi mo -mo -mo -mo -mo -mo -mo -mo - mo me -me -me -me -me -me -me -me - me
Упражнение Wсодержит элемент виртуозности, подготовки к группетто. Верхние нот",Следует хорошо прикрыть и взять с ощущением вдоха. Звук при этом должен быть головным и собранным, узким (но не сжатым!). Тембр на протяжении всей фигуры упражнения должен быть единым. mio ma - ma - ma - ma ma - ma - ma - ma
Упражнение 19 служит для того, чтобы приучиться держать продолжительное одинаковое дыхание без толчков. Начинать следует с узким ртом, за-«ил^звук с ощущением вдоха и освобождения (приседания). Позиция ртапрГэ™ об и.
le note prolungate
ВОКАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ СИНЬОРЫ РЕНАТЫ КАРОЗИО'
Мои педагогические впечатления о преподавании вокала в Центре усовершенствования оперных певцов складывались, прежде всего, из ежедневного посещения уроков Ренаты Карозио. Это — класс пения, который был открыт для меня с первых дней пребывания в Милане, так как театр Ла Скала был той организацией, которая меня принимала в Италии. Должен заметить, что проникнуть в класс итальянского педагога по вокалу — задача совсем не простая. Для итальянского педагога, который бережет свои педагогические находки, «охраняет» свой метод даже от итальянских коллег, — приход иностранца в класс — это чрезвычайное происшествие, которое допускается только в особых случаях. Требуется содействие влиятельных людей, рекомендательные письма, просьбы и т. д. Однако, даже допустив ваше присутствие, вам могут почти ничего не показать и не рассказать, кроме того, что вы сами уловите из самой формы занятий. Необходимо время, чтобы войти в доверие, вызвать желание поделиться теми или иными соображениями, показать те или иные приемы. Таким образом, чтобы описать метод, выяснить педагогические взгляды, нужно приложить много усилий и времени, и, конечно, достаточно свободно говорить по-итальянски или по-французски. Важно уметь расположить к себе педагога, найти с ним контакт, показать понимание процесса обучения, вызвать интерес к своим высказываниям, своим установкам и т. д. Здесь многое зависит от личных качеств исследователя. При моей первой встрече с руководителем Центра усовершенствования синьорой Чеккини я сразу сказал, что хочу познакомиться с деятельностью вокальных классов Миланской консерватории. Я тут же был представлен вокальному педагогу синьоре Р. Карозио и получил возможность посещать ее уроки в Центре. Однако директор Миланской консерватории принял меня только через месяц в результате многочис- ' Настоящие материалы расшифрованы и литературно отредактированы нами. — А. Я.
29 - 7550 ленных звонков, записок, переговоров, которые с ним вела синьора Чеккини. Только поговорив со мной в течение получаса и выяснив мои пожелания, он позволил мне посещать классы консерватории. Однако это случилось лишь 14 мая, а с 1 июня у них, как и у нас, наступала пора экзаменов, и регулярные занятия в классах прекратились. Мое знакомство с классами Миланской консерватории было, к сожалению, непродолжительным. Кроме этих двух организаций, мне удалось дважды присутствовать на уроках профессора И. Адами-Коррадетти в Венецианской консерватории, с которой я встречался раньше во время ее месячного пребывания в Москве в 1968 году. Синьора Адами-Коррадетти приняла меня очень сердечно, как старого знакомого, показала и рассказала все, что было возможно за эти два дня. Синьора Рената Карозио в молодости сделала не очень долгую, но блестящую певческую карьеру. Она пела в крупнейших театрах Италии первые партии легкого сопрано и выступала с ведущими певцами, такими, как Тито Скипа, Де Люка, Тальябуэ и др. Выйдя замуж и родив ребенка, она прекратила выступления и занялась педагогической работой. В Ла Скала ведет класс пения, занимаясь после смерти маэстро Барра в 1968 году со всеми нашими стажерами. Рената Карозио — миниатюрная женщина, лет 60-ти, живая, энергичная, очень простая в общении. На уроке стоит спокойная, деловая ненапряженная атмосфера. Карозио всегда улыбается, приветлива, мягка и любезна. Занимается она ежедневно с 10 утра до 13 часов. Когда еще не закончил один ученик — уже входит следующий. Короткие, вежливые приветствия, и начинается урок. Карозио занимается не «мудрствуя лукаво», просто и доступно. В начале урока всегда спрашивает о здоровье, об ощущениях во время пения. Не устали ли? Дать еще одно упражнение или достаточно. Взять ли еще на полтона выше или нет? Что из произведений вы хотите мне показать? Она всегда предельно тактична в замечаниях. Ее никак нельзя отнести к числу тех волевых педагогов, которые навязывают свои приемы, ощущения, заставляют беспрекословно идти за собой. Мы думаем, что в этом один из существенных факторов, во многом определяющий положительные результаты ее работы. Занимаясь всегда с готовыми к профессиональной деятельности молодыми певцами, она, прежде всего, идет от той техники и той индивидуальной манеры, с которой к ней пришел новый ученик. Она не ломает тот стереотип, что сделан, а лишь устраняет отдельные недостатки, которые она у данного певца слышит. Обычно Карозио предлагает прием, манеру, в которой надо петь и т. д. Если ученик не «берет» предложенное — она не настаивает. Ее правило: «не хотите — не берите!» Если контакт с учеником налажен, и он хочет усвоить предложенное, то Карозио проявляет настойчивость и терпение в освоении показанного. В таком подходе мы видим ее педагогическую мудрость. Карозио работает без аккомпаниатора. Все упражнения играет сама, а также подыгрывает партию и основные гармонии при исполнении произведений. Как все итальянские педагоги, она хорошо знает репертуарную оперную литературу, все у нее на слуху и частично под пальцами. Занятия протекают в индивидуальной форме в смысле порядка упражнений, отработки тех или иных приемов на этих упражнениях. Самих упражнений, на которых она, как правило, ведет работу над звуком обычно не много, около десятка. Типичные упражнения, используемые Карозио в работе с певцами, мы приводим ниже. Ее общими принципами в организации певческого процесса являются: спокойствие голосообразования, его естественность и мягкость. Вот основные, наиболее частые замечания, которые сопровождают рас-певочные упражнения: «спокойнее», «естественнее», «мягче». Карозио никогда не позволяет кричать, форсировать голос. Видно, что эталон правильного звучания голоса для нее совершенно определен, и когда она слышит несоответствие с ним — немедленно делает замечание ученику и соответствующее требование повторить звук в правильном качестве. По звучанию голос всегда должен быть «впереди», иметь звонкость, блеск, которые определяют его полетность в зале. Кроме того, певческий тон обязан обладать мягкостью, округлостью, «благородным» тембром. Чаще всего распевание начинается с упражнения 1. Оно дается в умеренном движении на средней части диапазона, поется полным звуком, но без форсировки. Обычно предлагая первые два упражнения, Карозио не поднимает их до высоких нот. Верхние звуки диапазона она дает довольно смело, но начиная их «захватывать» на третьем, четвертом упражнении. В упражнении 1 требуется спокойное связывание нот дыханием, хорошая опора каждого звука и отрабатывается перенос его от ноты к ноте legato без какого-либо толчка. К верхнему тону делается небольшое crescendo, а к нижнему — diminuendo. Карозио тщательно следит за ровностью тембра на всех звуках, не допуская смещения вокальной позиции. Andante
Упражнение 2 обычно дается вторым и используется andante. В нем требуются большая ровность звуковедения, хорошее legato и умение распределить дыхание на всю фигуру упражнения. Обращается внимание ученика на выразительность в упражнении, чтобы оно воспринималось как музыкальная фраза. Это должно достигаться гибким изменением силы звука, но не затрачивать качества тембра, который всегда обязан соответствовать итальянскому эталону верного звучания. После этих двух упражнений следующие даются в разном составе и последовательности в зависимости от педагогических задач. Andante Упражнение 4 рассчитано на развитие кантилены и большого дыхания. Оно поется в умеренном темпе и вначале только в нисходящем движении, то есть со второй его половины. Первую педагог играет на фортепиано, а певец вступает с высокой ноты после паузы, разделяющей упражнение на две половины. Когда упражнение освоено в нисходящем движении, — исполняется полностью: сначала движение вверх, пауза и потом нисходящая фраза. Упражнение развивает гибкость в использовании дыхания, умение распределять его, способствует овладению техникой crescendo и diminuendo. При его исполнении Карозио обращает внимание на кантилену, требует предельной певучести звука, хорошего «смычка» иногда близкого к portamento.
Date: 2015-04-23; view: 2640; Нарушение авторских прав |