Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Клод Уви-Штраусс
Идея, что сознание может быть подобно полю - не нова [219]. Уильям Джеймс выдвинул эту идею еще в 1898 г., а недавно английский биолог Руперт Шелдрак предложил подобную идею вместе с его концепцией морфогенетических полей [220-221]. Концептуальные корни полевого сознания прячутся в Восточной философии, в особенности, в Упанишадах - мистических священных писаниях индуизма, которые выражают идею единственной реальности, воплощенной в «Брахмане» или абсолютной Самости. Идея полевого сознания предлагает континуум нелокального интеллекта, охватывающего пространство и время. Это полностью противоречит ньютонианским и нейрофизиологическим представлениям, согласно которым ощущающая, сознающая ткань находится только в голове. Одно из наиболее спорных современных представлений об эффектах полевого сознания было выдвинуто йогом Махариши Махеша. Вот как об этом говорит Дэвид Орме-Джонсон, руководитель исследовательской группы международного университета Махариши: «Конфликтные личности создают стрессовую атмосферу коллективного сознания, влияющую на характер мышления и действий каждого индивидуума, находящегося в этой системе… Преступление, злоупотребление наркотиками, вооруженные столкновения и другие проблемы общества – больше, чем проблема только этих индивидуальных преступников, наркоманов и противоборствующих фракций. Эти проблемы - признак неблагополучия коллективного сознания» [222-224]. Иследователи, занимающиеся медитацией, сообщили, что эффект Махариши воспроизводился в сорока двух работах, причем некоторые из них опубликованы в распространенных социологических журналах [225-227]. Как и ожидалось, социологи критиковали эти работы. Главный момент критики состоял в том, что исследования включали такие изменчивые показатели, как социальный порядок, количество преступлений, военные действия, дорожные катастрофы и общее качество жизни. А эти показатели находятся под влиянием множества факторов, типа «день недели», «время отпусков», «выходной день», которые очень трудно полностью исключить, чтобы понять влияние полевого сознания. Другая сложность изучения полевого сознания состоит в том, что, например, согласно эффекту Махариши, снижение преступности пропорционально числу медитирующих людей (медиумов), упорядочивающих поле сознания с помощью своего влияния. Но число медиумов непостоянно и поэтому должна возникнуть неизбежная корреляция между числом медиумов в данный день и значениями различных социальных индексов. Один способ решить данные проблемы - это зафиксировать одну из установленных переменных. Необходимо зафиксировать или «цель» медитации или число медиумов. Помимо этого, можно улучшить экспериментальную процедуру по предложению философа Эвана Фалеса и социолога Барри Марковского из университета штата Айова: «Если на материальный мир можно влиять коллективным сознанием, то надо создать неодушевленные датчики и разместить их на изменяющихся расстояниях от коллективного медиума» [228]. По существу предлагается тот же подход, который мы применяли с помощью генератора случайных чисел, когда пытались расширить лабораторные исследования по взаимодействию разума и материи. Date: 2015-05-18; view: 533; Нарушение авторских прав |