Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Появление «космизма» в философии





С древнейших времён люди смотрели вопросительно на небо: что от него можно ожидать, что оно собой выражает и чем оно на самом деле является. Процесс познания неба давался древним людям медленно и нелегко – слишком сложным оно было для них: то чистое и голубое небо, то палящее солнце, то мелкий или проливной дождь, то плывущие кучевые облака, то нависшие тяжёлые грозовые тучи, то излучающая в ночном небе свет многоликая луна и медленно вращающийся звёздный небосклон, то цветные всполохи полярных сияний, то град, то снег и т.д. Но люди инстинктивно чувствовали, что на земные события и их жизнь влияют каким-то образом небесные явления. И долгое время (до Николая Коперника) люди в своих рассуждениях исходили из того, что есть одна земля и одно небо, которое вращается над ней. Такое представление было окончательно сформулировано древнегреческим астрономом Клавдием Птолемеем, жившим во 2 веке н.э. и полагавшим, что в центре Вселенной находится Земля. Это представление мироздания, изложенное им в труде «География», получило название геоцентрической системы мира.

Эпоха великих географических открытий явилась материальной базой для развития нового научного мировоззрения [1], а первое кругосветное путешествие экспедиции Фернана Магеллана в 1519-1521 гг. окончательно доказало шарообразность Земли. Славянский астроном (поляк) Николай Коперник (1473-1543) совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого ранее учения о неподвижности Земли и раскрыв суть строения Солнечной системы. Он объяснил наблюдаемые движения небесных светил вращением Земли вокруг своей оси и обращением планет вокруг Солнца и в труде «Об обращениях сфер» (1543) создал гелиоцентрическую систему мира.

Итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548-1600) развил далее учение Н. Коперника, отстаивал материалистические и диалектические идеи о бесконечности Вселенной и бесчисленности в ней миров, например, в основном своём сочинении «О бесконечности Вселенной и мирах» (1584). За свои взгляды, отвергающие догматическое религиозное мировоззрение, был сожжён инквизицией. Но изобретение итальянским астрономом Галилео Галилеем (1564-1642) зрительной трубы, с помощью которой он впервые наблюдал горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы Венеры, звёздное строение Млечного Пути, убеждало прогрессивных учёных в правильности учения Н. Коперника. Смелую борьбу за новое понимание Вселенной, о существовании разумной жизни на планетах других звёздных систем вёл также М.В. Ломоносов.

Успехи естествознания давали новые импульсы развитию философии, в том числе по объяснению происхождения жизни на маленькой планете Земля с космической точки зрения. Но в силу религиозного мракобесия того времени (средних веков) произведения на эту тему тогда могли печататься и трактоваться как фантазии писателей. Наиболее популярным сочинением XVII века была книга Бернара де Фонтенеля «Беседа о множественности миров», где в качестве небожителей предполагалось существование жителей на Луне: «Луножители, возможно, умеют совершать небольшие путешествия по воздуху… Когда они приобретут больше сноровки и опыта, мы их увидим». Но прямых фактов появления пришельцев с других планет тогда ещё не было, а мысли в этом плане уже нельзя было остановить. В романе Савиньена Сирано де Бержерака «Иной свет, или государства и империи Луны», вышедшем в этом же веке немного раньше книги Фонтенеля, уже говорится о бесконечности Вселенной и материалистической подоплёке разных чудес, о психотерапии и корпускулах света, о многоступенчатом ракетном двигателе для полёта на Луну. И, самое главное, о неоднократном посещении Земли пришельцами из Космоса, которые покидали Землю, раздражённые невежеством людей.

Гипотеза о существовании других миров находила далее отражение в работах Дж. Свифта (1667-1745), Вольтера (1694-1778) и Жюля Верна (1828-1905), например, в фантастическом романе последнего «Вокруг Луны». После того как «Книга мировоззрения о небесноземных глобусах и их украшениях» (или «Космотеорос») голландского учёного Х. Гюйгенса (1629-1695) и «Беседы о множественности миров» французского писателя Б. Фонтенеля (1657-1757) стали известны в России, тема множественности миров активнее отражалась и в работах русских писателей и учёных.

Так была подготовлена основа для возникновения новых направлений в философии, связанных с признанием существования других миров и получивших впоследствии общее название «космизм» в философии. Человечество стало рассматриваться как «космическое явление» и философия наполнилась размышлениями о жителях Земли и других миров, о Боге и Вселенной.


Теология как религиозная философия разработала два пути познания Бога как Творца всего. «Первый» трактует, что Бога можно приближённо познавать через его творения, поскольку они есть его подобие. Таково, например, его высшее творение - человек. То есть Бог есть в каждом творении и охватывает одновременно все его творения в Космосе. «Второй» настаивает на том, что Дух есть сущность Бога, и эта сущность уже не познаваема человеком. И Библия и религия не рекомендуют пытаться Его познать, запугивают, что энергия духа смертоносна для живого человека, и человек не может увидеть Бога и остаться после этого в живых.

Чтобы сгладить категоричность и догматизм этих путей познания Бога, ведущее положение на Западе среди направлений философий занял неотомизм – официальная философия католической церкви, которая пытается сделать мало-мальски респектабельным с теоретической точки зрения принцип сосуществования религии и науки. Наиболее видными представителями неотомизма являются французские философы Э. Жильсон и Ж. Маритен, а также члены Ордена иезуитов, например, И. Бохенский и Г. Веттер. Исходный тезис неотомизма (как и учения Фомы Аквинского) заключается в том, что «истины веры» (догматы христианского вероучения) хотя и «сверхразумны» (то есть получены с помощью «благодати божией»), но и не «противоразумны», то есть допускают обоснование разумом (наукой). Отсюда следует вся «рациональная теология» неотомистов – «теоретическое» учение о Боге, смысл которого смирение, а точнее – подчинение личности законам капиталистического общества. Неотомисты спекулируют на факте существования целесообразности в живой природе, относят эту целесообразность за счёт только «разумного плана Творца». По их мнению, всё, в том числе и капиталистическое общество, устроено целесообразно. Однако порочность и безнравственность этого общества заставляют уже многих сомневаться в этом и не верить ни в сотворение мира Богом, ни в само существование Бога, то есть приводят к отказу от религиозной веры.

Стремление познать как природу Земли в единстве с Космосом, так и Бога как Творца всего пронизывало и продолжает сейчас пронизывать всю мировую культуру (искусство и науку). В настоящее время это привело в философии к нескольким вариантам представления о существовании внеземных цивилизаций и Бога как Сверхразума в Космосе. Их анализ показывал, что сейчас можно выделить три главных направления «космизма» в философии, в которых по-разному отражены идеалистические и материалистические взгляды на существование иных миров.

Первое как в основном мифологическо-идеалистическое направление, согласно которому человечество понимается как особая космическая цивилизация, которая на Земле не только давно создана разными богами, но и прошла на ней несколько периодов (циклов) развития. Особенно полно это направление отражено в древнегреческой мифологии [170] и в источниках древней индийской философии и затем обобщено в работе выдающейся русской исследовательницы Древнего Востока Елены Петровны Блаватской (1831-1891) «Тайная доктрина: синтез науки, религии и философии» [149]. Уже для древних греков мир был космосом, а в русском космизме возрождается космоцентризм древних греков [2].


Второе как в основном материалистическое направление, согласно которому внеземные цивилизации проявляют свой интерес к земной через посещения её НЛО и обращения к людям из Космоса. На эту тему имеется много публикаций прежде всего у зарубежных уфологов [2-147]. Из отечественных работ на эту тему достаточно полную информацию дают работы ведущих русских уфологов В. Ажажи, например, «Знакомтесь НЛО!» [3] и Г. Колчина, например, «Феномен НЛО. Взгляд из России» [133].

Третье как в основном мистическо-философское направление, согласно которому сущность Бога понимается как космический Сверхразум. При этом достижения естественных наук используются для научно-логического обоснования умозаключений в указанном направлении. Особенно много подобных работ было у русских космистов: В. Соловьёва, Н. Фёдорова, Н. Бердяева, В. Розанова, С. Трубецкого и др. И сейчас это направление является «модным» в работах многих зарубежных и отечественных учёных.

Выделение трёх главных направлений из обилия существующих философских взглядов на Космос и установление форм разума в нём выполнено автором исходя из того, что в каждом из этих взглядов в какой-то степени преобладает одно из указанных трёх направлений. Даже русский космизм не сводится к третьему направлению, а является более сложным и богатым по содержанию. Поэтому он заслуживает особого внимания.

Современные люди уже убедились, что многое из прошлой научной фантастики стало в дальнейшем реальностью. Объяснить можно подобные предвидения тем, что развитие жизни на Земле повторяет развитие жизни на планетах других созвездий (см. п. 4.4), а люди с необычными способностями могут получать новые знания от космических разумов (см. пп. 2.4-2.6).

 

1.2. Основные течения русского космизма

В русском космизме его исследователями выделено [2, 8-12, 37, 38, 162] три основных течения: естественно-научное, религиозно-философское и нравственно-художественное. Наиболее чётко они нашли отражение в работе советского философа Ф.И. Гиренка [2]. В данной работе автором обращается внимание только на те выводы исследователей русского космизма, в которых выражено понимание бесконечности Космоса и множественности в нём миров.

В естественно-научной форме идеи космизма развивались К.Э. Циолковским, Н.А. Умовым, В.И. Вернадским, Н.Г. Холодным и А.Л. Чижевским. В трудах этих учёных осознаётся потребность в разработке нового научного трактования картины мира и обосновывается научная и техническая возможность расселения людей на другие планеты. Приоритетная направленность трудов этих учёных позволила обеспечить за СССР и приоритет в практической реализации выхода аппаратов и человека в Космос. Затем учёные США, догоняя учёных СССР в космических разработках, осуществили первыми посадку землян на Луну.


Религиозно-философское течение русского космизма связано прежде всего с именем Н.Ф. Фёдорова. Он отмечает [12, с. 361]: «Отказавшись от обладания небесным пространством, мы должны будем и отказаться … от нравственного существования человечества, от безусловной нравственности, т.е. от «души»». Смыслообразующая связь «души и космоса» описывается им в терминах идеи воскрешения. В дальнейшем религиозно-философское направление космизма нашло отражение в работах Н. Бердяева, В. Розанова и С. Трубецкого. Логическим стержнем этого течения космизма явилась философия всеединства, созданная В. Соловьёвым. Всеединство – это, прежде всего, единство творца и творения. Для В. Соловьёва Бог – это один «космический разум», «существо сверхличное», «особая организующая сила, действующая в мире», «мировая душа». Сейчас это течение наиболее полно выражается в работах С.Г. Семёновой [37, 38] и как вариант синтеза науки и религии развивается в работах российского учёного Б.И. Искакова [171].

Нравственно-художественное течение в русском космизме представлено В.А. Левшиным, С.П. Дьячковым, В.Ф. Одоевским, А.В. Сухово-Кобылиным [2, 8-10]. В этом направлении отражены поиски связей между истиной и смыслом человеческого существования. Связи бытия, реализующие смысл и необходимость бытия, отражают как бы «космическую взаимосвязь» всего существующего. Понимание космичности жизни характерно прежде всего для многих русских писателей и мыслителей, особенно для Ф.М. Достоевского, ибо это понимание интуитивно заложено в менталитете восточных славян. Например, русский историк XIX в. А.П. Щапов обратил внимание, что в русском языке мало абстрактных понятий, не содержащих внутреннего смысла, например, слово «вселенная». «Ни немцам, ни грекам оно не знакомо. Космос у них есть, а Вселенной нет… абстрактный космос он (русский мужик) понимает конкретно, в качестве того места, куда ему ещё нужно вселиться… Т.е. космос для него – Вселенная, а сам он гражданин этой Вселенной… Русский космизм потому и называется русским (в отличие от всех других космизмов), что космос в нём предстаёт в изначальном смысле слова «вселенная», т.е. как дом, в который ещё надо вселиться. Но не поодиночке, а всем миром» [2, с. 10]. Сейчас учёными России и Украины доказывается, что древние предки славян создали Веды как древнейшее космологическое учение [119].

Помимо этических последствий ослабления (отрыва) связей человека со своим лоном (Вселенной), русский космизм указывает также на экологические (или, как говорил Н.Ф. Фёдоров, санитарно-гигиенические) последствия. Например, В.И. Вернадский отмечает [2]: «Выхождение цивилизованного человека в биосферу коренным образом её меняет. Действенная природа исчезает всё с большей быстротой, и человек всё ярче выступает как решающий геологический фактор в истории планеты». В русском космизме тем самым появляется новый поворот в разработке космической темы, который был предвидением и получил почти столетие спустя название «глобально-экологического». Т.е. был поднят вопрос: ради чего, на какую потребу истощаются кладовые Земли, если торжество над природой оказалось пирровой победой? Ради забав, и, забавляясь, люди, по мысли Н.Ф. Фёдорова, приближают свой конец. Поэтому уже в 1913 г. русский учёный Н.А. Умов пишет статью «О задачах развития техники в связи с истощением природных ресурсов». В этом же году его соотечественник философ С.Л. Франк вводит в научный оборот специальный термин «ноократия» для обозначения нового этапа в отношении человека к природе. Позднее, под влиянием лекций В.И. Вернадского о биосфере, нечто подобное сделал французский философ Э. Леруа. Он вводит термин «ноосфера». В 1922 г. ученик Вернадского А.Е. Ферсман поставил вопрос о пределах земного развития человеческой культуры в связи с ограниченностью запасов природных ресурсов. И лишь через 50 лет появятся «Пределы роста» Римского клуба, обеспокоенного быстрым ростом численности человечества на планете, что может стать, по их мнению, непосильным для планеты.

Словосочетание «русский космизм» появилось в 1972 г. в небольшой статье советского философа Н.К. Гаврюшина «Из истории русского космизма». Если мы будем искать ответ на вопрос «Что обозначается сегодня как русский космизм?», то ответа на него не найдём в энциклопедиях, справочниках и словарях, ибо русский космизм, по существу, мало ещё изучен как значительное явление русской философии. Подробный обзор русского космизма был дан в 1990 г. в работе советского философа Ф.И. Гиренка [2] – «Русские космисты», а затем в 1993 г. вышла антология «Русский космизм» под редакцией С.Г. Семёновой и А.Г. Гачевой. В русском космизме было выделено три вышеуказанных течения, и каждое из них было занято поисками сознания, которое помогло бы остановить нравственно распадающийся человеческий мир: всё очевиднее духовность вытесняется жаждою потребительства, а индустрия потребительства и производства товаров потребления уничтожает природу и природное сырьё и ставит этим под вопрос возможность дальнейшего существования людей на Земле. Казалось бы, что для России с её огромными пространствами и природными богатствами этот вопрос не столь актуальный как для перенаселённого Запада, но мудрость и духовность народа Святой Руси была и тогда выше конъюнктурного рационализма народов Запада.

Наиболее выдающимся представителем русского космизма является К.Э. Циолковский. В своих взглядах на развитие жизни в Космосе он далеко опередил своих современников, многие из которых поэтому считали его чудаковатым учёным. Однако и сейчас величие его мысли не может не поражать: «Разум и могущество передовых планет Вселенной заставляют утопать её в совершенстве. Короче, органическая жизнь её, за незаметными исключениями, зрела, а потому могущественна и прекрасна…Бесконечность истекшего времени заставляет предполагать существование ещё ряда своеобразных миров, разделённых бесконечностями низшего порядка. Эти миры, усложняясь, оставили часть своего вещества и часть своих животных в первобытном виде. Отсюда видна бесконечная сложность явлений космоса, которую, конечно, мы не можем постигнуть в должной мере, так как она ещё выше, чем мы думаем. По мере расширения ума увеличиваются знания и раскрывается для него Вселенная всё более и более» [4]. Автор надеется, что данная работа позволит материализоваться его мечтам о создании космической философии (в частности, сделать научно-признанным существование внеземных цивилизаций в философии) и о том, как сделать человечество вечным в Космосе.

 







Date: 2015-05-18; view: 665; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию