Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Классификация по объекту (результатам) правотворческого процесса





Принятие нормативных правовых актов. Это самый распространенный вид правотворчества, на который в современной России приходится более 90 процентов случае правотворчества.

Заключение нормативных договоров. Важно понимать, что большинство используемых в повседневной жизни договоров является не нормативными, а индивидуально правовыми, поскольку они не содержат нормы права. Это относится к гражданско-правовым договорам (купли-продажи, поставки, аренды, перевозки и др.), трудовым, брачным договорам. Нормативные договоры содержат нормы права: это договоры между государствами, частями государств (субъектами федерации), отдельными органами власти, и коллективные договоры, заключаемые работниками и работодателем в лице их представителей и другие виды.

Санкционирование правовых обычаев. Правовой обычай - это сложившееся в результате многократного, длительного применения, общепризнанное (в том числе государством) и повсеместно используемое в какой-либо сфере общественных отношений взаимодействий правило, официально не зафиксированное в нормативном правовом акте или нормативном договоре. Наиболее широко распространены обычаи делового оборота, применимые в банковской практике, коммерческом обороте, сфере страхования, международной торговле и в некоторых других сферах предпринимательства. Государственное санкционирование проявляется в том, что государственные органы используют их в качестве основы для вынесения решений, издания судебных и административных актов.

Создание юридических прецедентов. Юридический прецедент – это решение компетентного органа по конкретному делу, по примеру которого нижестоящие органы решают все похожие дела. Судебные прецеденты, выносимые высшими судами исторически являются важным источников права в странах англосаксонской правовой семьи (Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и некоторых других). В России аналогом прецедента считаются конкретные судебные решения, которые включаются в обзоры судебной практики по решению Президиума Верховного Суда РФ и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Однако не все согласно, что такие решения-образцы можно считать прецедентами – около половины теоретиков и практиков права в России считают, что у нас прецеденты не существуют как источники права.

3. Стадии правотворческого процесса.

Стадия правотворчества – отдельный вид действий, совершаемых субъектом правотворчества при разработке конкретного нормативного правового акта (который всегда является результатом правотворческого процесса). Рассмотрим по порядку все стадии правотворчества: а) выявление потребности в нормативном правовом акте; б) определение компетенции по регулированию данных общественных отношений; в) правотворческая инициатива (вынесение решения о принятии акта); г) определение лиц, ответственных за создание нормативного правового акта; д) изучение нормативных правовых актов, регулирующих аналогичные общественные отношения; е) разработка концепции акта; ж) написание текста; з) экспертиза акта, и) согласование проекта; к) принятие акта; к) утверждение (одобрение) акта; м) опубликование акта.

А. Выявление потребности в нормативном правовом акте. Отсутствие потребности существует в следующих случаях: 1) акт, регулирующий данные общественные отношения уже принят; 2) данные отношения не регулируются правом (как об этом говорилось выше, имеются в виду природа, техника, сознание и др.); 3) правовое регулирование возможно, но неэффективно, бесполезно.

Б. Определение компетенции по регулированию данных общественных отношений. Эта стадия начинается с изучения документов, устанавливающих компетенцию данного субъекта правотворчества. Если общественные отношения не подлежат его регулированию, у него есть возможность обратиться к тому лицу, которое компетентно это делать. Например, согласно ст. 95 Регламента Совета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденного от 15 ноября 2006 г. «Совет и его органы вправе вносить предложения в органы государственной власти Республики Башкортостан, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации, расположенные на территории муниципального образования, об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений».

В. Правотворческая инициатива (вынесение решения о принятии акта). Хорошо известна законодательная инициатива, описанная в Конституции РФ, но она – только один из видов правотворческой инициативы. Принятие подзаконных актов осуществляется в соответствии с принципом плановости на основании плана (программы) правотворческой работы, а также вынесением руководителем организации-субъекта правотворчества или вышестоящим органом решения о принятии конкретного акта.


Г. Определение лиц, ответственных за создание нормативного правового акта. Напомним, что в соответствии с принципом компетентности разработка нормативных правовых актов осуществляется подразделением (комитетом, комиссией, управлением, отделом и т.д.) или отдельными людьми, занимающиеся по роду своей деятельности вопросами, которые должны урегулировать разрабатываемые акты.

Это подразделение или человек и выполняет основную работу по написанию документа. Остальные лица играют в правотворческом процессе фактически вспомогательную роль, например, участвуя в процедурах обсуждения, согласования и утверждения документа.

Д. Изучение правовых актов, регулирующих аналогичные общественные отношения, и иных источников информации по регулируемому вопросу. Вполне закономерно и оправдан обращение к уже имеющимся документам – незачем «изобретать велосипед», а лучше сэкономить время и другие ресурсы, взяв уже готовые элементы из других актов, при необходимости изменив их и добавив нужное в данном случае. Полезно изучить труды представителей юридической науки и практики по данному вопросу, а также данные других отраслей знания, например, социологические опросы.

Е. Разработка концепции акта. Разработка концепции акта. На этой стадии решается вопрос о принципах акта, его главных нормах.

По данному вопросу действуют Основные требования к концепции и разработке проектов федеральных законов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2001 № 576. В документе сказано (п. 3): «Концепция законопроекта представляет собой документ, в котором должны быть определены:

основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся;

место будущего закона в системе действующего законодательства с указанием отрасли законодательства, к которой он относится, положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и системообразующих законов Российской Федерации, на реализацию которых направлен данный законопроект, а также значение, которое будет иметь законопроект для правовой системы;

общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативных правовых актов. При этом указываются пробелы и противоречия в действующем законодательстве, наличие устаревших норм права, фактически утративших силу, а также неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации, рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования. Общая характеристика состояния правового регулирования должна также содержать анализ соответствующей российской и зарубежной правоприменительной практики, а также результаты проведения статистических, социологических и политологических исследований; социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона».


Ж. Написание текста нормативного правового акта. Это, безусловно, одна из главных стадий правотворческого процесса и наиболее трудоемкая.

Написанием текста занимается непосредственный исполнитель – то подразделение (комитет, управление, отдел и т.д.) либо отдельный человек, назначенный ответственным за создание данного нормативного правового акта. Ответственное лицо может использовать разные способы написания текста документа. Всегда следует пытаться найти аналогичные документы. Если разрабатываемый акт должен заменить действующий документ, то прежде всего надо использовать этот действующий (ранее действовавший) нормативный правовой акт. Нередко найти нужный можно сделать, не вставая с рабочего, используя справочные правовые системы «Гарант», «Консультант Плюс» и другие либо Интернет. Можно взять текст аналогичного документа в другой организации.

З. Экспертиза проекта. Поскольку сам непосредственный разработчик обычно не может учесть все стороны создаваемого нормативного правового акта, проект должен пройти процедуру экспертизу. Правилом является прохождение проекта через юридическую службу организации. Функции юридической службы в разных организациях выполняют подразделениями с разными названиями и функциями. Это может быть Правовое управления Аппарата российской Государственной Думы, Государственно-правовое управление Администрации Президента РБ, отдел кадровой и правовой работы БАГСУ при Президенте РБ либо единственный юрисконсульт какого-нибудь ООО.

Кроме юристов экспертизу проекта осуществляют другие специалисты. В их число, как правило, входят управляющий делами (заведующий общим отделом, руководитель структурного подразделения, на которое возложены функции по документационному обеспечению управления), проверяющий оформление документа. Экспертизу актов, затрагивающих финансы, проводят главный бухгалтер и финансовый, планово-экономический отдел. В БАГСУ документы, касающиеся учебного процесса, проходят экспертизу в учебно-методическом отделе.

И. Согласование проекта. В небольших организациях в процессе создания нормативного правового акта экспертизы и согласования проекта сливаются в одну процедуру. Соответственно, согласование почти всех документов необходимо у руководителя юридической службы, финансово-экономической службы, главного бухгалтера, управляющего делами. Еще один обязательный участник процедуры согласования проекта нормативного правового акта – заместитель руководителя организации, курирующий вопросы, по которым разрабатывается документ.

К. Принятие акта. Обсуждение акта. Предусмотрено действующим в Российской Федерации законодательством для нормативных правовых актов разных видов. Например, это всенародное обсуждение проекта федерального закона или обсуждение общественностью проекта решения Уфимского горсовета. Обсуждения происходят и при принятии локальных правовых актов. Стадия принятия акта прежде всего выражается в процедурах голосования и подписания документа. Голосование происходит только в коллегиальных органах, таких как парламент, палата парламента, правительство, местный совет и некоторые другие. Особого внимания заслуживают коллегиальные органы, которые принимают отдельные виды нормативных правовых актов. В высших образовательных учреждениях действуют ученые советы.


Процедура голосования не предусмотрена в органах, действующих на принципе единоначалия министерствах, службах, агентствах. Также не требует голосование принятие актов, которые в пределах своей компетенции может издавать руководитель. В тех же вузах ректоры издают приказы по множеству административных, кадровых, финансовых и иных вопроса. Само собою, никакое голосование не происходит при принятии документов должностными лицами – единоличными руководителями, такими как президенты, губернаторы, главы администраций муниципальных образований.

Л. Утверждение (одобрение) акта. Это процедура, которая осуществляется в отношении уже принятого акта. Федеральные конституционные законы и федеральные законы, после принятия Госдумой должны быть одобрены Советом Федерации, а затем еще и утверждены (подписаны) Президентом РФ. В акционерных обществах некоторые решения совета директоров утверждаются общим собранием. Решения ученого совета БАГСУ утверждаются ректором.







Date: 2015-05-09; view: 853; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию