Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Самостоятельная работа студентов. Найти в нормативных правовых актах неологизмы (слова, появившиеся в русском языке в последние 20 лет)
Найти в нормативных правовых актах неологизмы (слова, появившиеся в русском языке в последние 20 лет). Найти в нормативных правовых актах отсылочные и бланкетные нормы. Найти в нормативных правовых актах примеры использования дефинитивных норм. Найти в нормативных правовых актах управомочивающие, обязывающие или запрещающие нормы права. Найти в учебниках, правовых актах и других источниках примеры юридических клише. Составить список юридических клише.
Вопросы для самопроверки В чем особенности юридического стиля? Какие слова соответствуют юридическому стилю? Какие слова нельзя использовать в юридических текстах? Какие слова используются в управомочивающих, обязывающих или запрещающих нормах? Какие аббревиатуры и в каких случаях можно употреблять в юридических документах? Какие клише чаще всего встречаются в юридических документах? Лекция; «Нормативные правовые акты»
План 1. Понятие и признаки нормативных правовых актов. 2. Виды нормативных правовых актов. 3. Реквизиты нормативных правовых актов. 4. Структура нормативных правовых актов. Логика (последовательность изложения норм) нормативных правовых актов. 5. Порядок опубликования и вступлению в силу нормативных правовых актов. Изменение и отмена нормативных правовых актов. 1. Понятие и признаки нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый уполномоченным на то субъектом и содержащий нормы права. Законодательное определение нормативного правового акта дано в части 1 ст. 2 Закона РБ от 12 августа 1996 г. № 42-з «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан»: «Нормативный правовой акт Республики Башкортостан – это изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти Республики Башкортостан, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом». Нормативный правовой акт является видом правовых актов (юридических документов). К другим видам относятся акты применения права, акты реализация права, акты толкования права. Признаки нормативных правовых актов признаки: письменный документ; исходит от государства; содержит нормы права, являясь источником права; является результатом правотворческого процесса; имеет определенную структуру; имеет реквизиты; составляет систему законодательства. Рассмотрим эти признаки. А. Письменный документ. Нормативные правовые акты имеют только письменную форму. Они являются документами. Имеют юридическую силу – на основе этих документов устанавливаются и реализуются права, обязанности и запреты. Отказ выполнять требования, содержащиеся в юридическом документе влечет юридическую ответственность, наказание со стороны государства. Документы имеют свои формальные признаки – реквизиты. Б. Исходит от государства. Как было сказано выше, в большинстве случаев эта связь прямая, т.е. компетентные органы государства принимают нормативные правовые акты. Реже эта связь опосредованная, т.е. государство только делегирует или санкционирует принятие нормативных правовых актов негосударственными органами и организациями. В. Содержит нормы права, являясь источником права. В каждомнормативном правовом акте есть хотя бы одна норма права. Иначе говоря, нормативный правовой акт – это вид источников права, форма закрепления права. К другим источникам права относятся нормативный договор, правовой обычай, правовой прецедент, правовая доктрина, принципы права. Г. Является результатом правотворческого процесса. Нормативные правовые акты появляются только в правотворческом процессе. Таким образом, для того, чтобы появился нормативный правовой акт, необходима определенная правом последовательность процедур, во многих случаях довольно долгих и сложных. Д. Имеет определенную структуру. Нормативные правовые акты делятся на структурные единицы: пункты, статьи, главы, разделы и т.д. Об этом рассказывается ниже. Е. Имеет реквизиты. Нормативный правовой акт как любой документ имеет реквизиты. Основные из них: вид документа, принявший орган, дата, номер, название (заголовок). Ж. Входит в систему законодательства. К пониманию системы законодательства в отечественной науке и правотворческой практике сложилось несколько подходов. Согласно наиболее распространенному законодательство – это система, состоящая из всех нормативных правовых актов. Законодательство делится на отрасли (их обычно насчитывают от пятнадцати до сорока), в каждой из которых нормативные правовые акты, регулирующие определенную сферу общественных отношений, например, конституционное, административное, гражданское, трудовое законодательство. Данный перечень признаков нормативных правовых актов не является исчерпывающим. В литературе можно встретить некоторые другие: интеллектуально-волевой характер (создаются в процессе сознательной и целенаправленной деятельности людей); являются источниками юридической информации; выполняют функции права (идеологическую, ориентирующую, информационную, регулирующую, охранительную и иные); выражают волю определенной социальной общности или всего общества; являются элементами правовой системы и механизма правового регулирования. 2. Виды нормативных правовых актов. А. Юридическая сила нормативных правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества, акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами. По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются законы и подзаконные акты. Закон – это главный нормативный правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: закон – это нормативный правовой акт, принимаемый высшим законодательным и представительным органом государства (парламентом) либо народом на референдуме в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Иерархия законов выглядит следующим образом: 1) Конституция Российской Федерации – основной закон государства, основополагающий, учредительный нормативный правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека, учреждающий высшие органы государственной власти; 2) федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Сейчас действует 20 федеральных конституционных законов (ФКЗ), не считая ФКЗ, которые вносят в них изменения; 3) федеральные законы – акты текущего законодательства, посвящённые различным сторонам жизни общества; 4) законы субъектов Российской Федерации – издаются их представительными органами и распространяются только их территорию. Подзаконные нормативные правовые акты – это акты компетент- ных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противоречить им. Подзаконные акты конкретизируют положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов. Иерархия подзаконных актов: 1) указы Президента РФ и глав субъектов Российской Федерации; 2) постановления Правительства РФ и правительств субъектов Российской Федерации; 3) приказы федеральных министерств, министерств и ведомств субъектов Российской Федерации; 4) акты местных органов власти; 5) нормативные акты муниципальных органов (муниципальные акты); 6) локальные нормативные акты – принимаются на уровне отдельной организации. Б. Деление на первичные и вторичные. Классификация нормативных правовых актов на основании их деления на первичные и вторичные должна быть рассмотрена сразу после их классификации по юридической силе. Это делается, потому что выше был приведен перечень первичных законов и подзаконных актов. Особенностью вторичных форм закона является то, что они принимаются непосредственно в качестве закона определенной формы. Так, закон в форме кодекса может быть или принят непосредственно как федеральный закон или закон субъекта Российской Федерации в форме кодекса. Ко вторичным относятся следующие формы законов: 1) конституция, 2) устав, 3) кодекс, 4) основы законодательства. Вторичные формы подзаконных нормативных правовых актов характеризуются тем, что имеют производный (подчиненный) характер по отношению к первичным формам. Ни один вторичны подзаконный акт не принимается отдельно, как самостоятельный документ. Вторичный правовой акт нуждается в утверждении другим правовым актом первичной формы или должностным лицом посредством грифа утверждения. Характерной чертой вторичных форм правовых актов является то, что правотворческие органы, как правило, не связаны в выборе вторичных форм издаваемых ими правовых актов. Среди вторичных форм подзаконных нормативных актов выделяются универсальные формы, наиболее распространенные из всех: 1) положение, 2) правила, 3) инструкция. Определения этих форм есть в ст. 14-16 Закона РБ от 12 августа 1996 г. № 42-з «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан», а также в 2.7.2.1. Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденная Приказом Министерства культуры России от 8 ноября 2005 г. № 536. Там сказано: «Положение принимается в том случае, если в нем устанавливаются системно связанные между собой правила по вопросам, отнесенным к компетенции федеральных органов исполнительной власти. В правилах устанавливаются нормы и требования, обязательные для выполнения. В инструкции излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или порядок применения положений законодательных и иных нормативных актов». Кроме универсальных есть специализированные формы подзаконных нормативных правовых актов: 1) регламент, 2) указания, 3) руководство, 4) разъяснения, 5) рекомендации, 6) программа, 7) методика, 8) план, 9) порядок, 10) стандарт, 11) прейскурант, 12) классификатор. Приведенный перечень не является исчерпывающим. В. По предмету регулирования (отраслям права и законодательства). Нормативные правовые акты классифицируются по предмету регулирования (отраслям права). В современном российском праве насчитывается 15-30 отраслей права (основные из которых – конституционное, гражданское, уголовное, административное) и примерно столько же отраслей законодательства (хозяйственное, торговое, военное, морское и др.). В итоге можно выделить 30-60 видов нормативных правовых актов. Г. По сроку действия. Нормативные правовые акты классифицируются по сроку действия на постоянные (точнее, принятые на неопределенный срок) и временные (точнее, принятые на определенный срок или до наступления определенного события, например, до принятия постоянного акта по тому же вопросу). Подавляющее большинство нормативных правовых актов принимается на неопределенный срок. Одно из немногих исключений – акты о бюджете, принимаемые, как правило, на один календарный год. Д. По территории действия. Эта классификация предполагает деление на нормативных правовых актов на: 1) общефедеральные; 2) субъектов Федерации; 3) местного самоуправления (муниципальные); 4) локальные. Е. По субъектам принятия. По этому основанию нормативные правовые акты делятся на виды: 1) акты, принятые народом на референдуме; 2) акты органов и должностных лиц государственной власти; 3) акты органов и должностных лиц местного самоуправления; 4) акты юридических лиц. 3. Реквизиты нормативных правовых актов. Действует такой документ, как Положение о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 904. Исходя из п. 5 Положения, основные реквизиты – это вид акта и наименование принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер и заголовок. Источники официального опубликования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в том же п. 5 уже не рассматриваются как реквизит акта. Пример более детального регулирования требований к реквизитам к реквизитам цитируемых актов – Приказ Минэкономики РФ от 29 августа1997 г. № 96 «О мерах по выполнению вМинэкономики РФ Постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Вот что сказано в п. 8 Приказа: «При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации. При этом нормативный правовой акт должен иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования («Российскую газету», Собрание законодательства Российской Федерации, Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и др.). В случае ссылки на акты законодательства Российской Федерации без воспроизведения их отдельных положений указание на официальный источник опубликования также является необходимым. В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений нормативных правовых актов иных федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, а также в случае ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный им Минюстом России при государственной регистрации, и дату государственной регистрации. Ссылка в нормативном правовом акте на нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации), не прошедший государственную регистрацию, не допускается». Наиболее существенную роль в регулирования вопроса о реквизитах нормативных правовых актов играет Типовая инструкцию по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденная Приказом Министерства культуры России от 8 ноября 2005 г. № 536. Особое внимание следует обратить на пункт 2.6., который так и называется: «Оформление реквизитов в процессе подготовки документов в федеральных органах исполнительной власти». В нем указано, что при подготовке организационно-распорядительных документов работники федеральных органов исполнительной власти оформляют реквизиты документов с учетом ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» ГОСТ Р 6.30-2003 (глава 2) содержит наиболее полный перечень реквизитов: 01 - Государственный герб Российской Федерации; 02 - герб субъекта Российской Федерации; 03 - эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания); 04 - код организации; 05 - основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица; 06 - идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП); 07 - код формы документа; 08 - наименование организации; 09 - справочные данные об организации; 10 - наименование вида документа; 11 - дата документа; 12 - регистрационный номер документа; 13 - ссылка на регистрационный номер и дату документа; 14 - место составления или издания документа; 15 - адресат; 16 - гриф утверждения документа; 17 - резолюция; 18 - заголовок к тексту; 19 - отметка о контроле; 20 - текст документа; 21 - отметка о наличии приложения; 22 - подпись; 23 - гриф согласования документа; 24 - визы согласования документа; 25 - оттиск печати; 26 - отметка о заверении копии; 27 - отметка об исполнителе; 28 - отметка об исполнении документа и направлении его в дело; 29 - отметка о поступлении документа в организацию; 30 - идентификатор электронной копии документа. 4. Структура нормативных правовых актов. Логика (последовательность изложения норм) нормативных правовых актов. Знание структуры нормативных правовых актов нужно не только тем людям, которые участвуют в их разработке. Оно необходимо всем, кто пишет разного рода документы и в них делает ссылки на нормативные правовые акты, цитирует содержащиеся в них нормы. Структура закона определяется правилами, предусмотренными пп. 2.1.3. Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденная Приказом Министерства культуры РФ от 8 ноября 2005 г. № 536. «Текстовая часть законопроекта может подразделяться на преамбулу и основную часть. Основная часть текста законопроекта может подразделяться на части, разделы, подразделы, главы, параграфы, статьи. Заголовки частей и разделов печатаются прописными буквами полужирным шрифтом и выравниваются по центру. Точка в конце заголовка не ставится. Номера проставляются римскими цифрами. Например: Date: 2015-05-09; view: 1674; Нарушение авторских прав |