Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные источники и виды финансирования природоохранной сферы. Целевые фонды охраны природы





Впервые вопрос о необходимости создания экологических фон­дов возник в отечественной литературе на рубеже 70—80-х годов XX в. в связи с проблемой поиска и распределения средств на природоохранные мероприятия и разработкой системы плате­жей и штрафов за загрязнение окружающей среды. Такие фонды формируют­ся прежде всего при регулировании поступлений сточных вод. Они образуются за счет средств предприятий-загрязнителей, го­сударственных дотаций и средств бассейновых органов.Опыт стран, внедряющих такие фонды, показывает, что ус­ловиями эффективного использования их средств являются наличие конкретных природоохранных программ и ограни­чение числа членов фонда, что позволяет более точно опреде­лять размеры вкладов отдельных предприятий и последующее распределение средств. В рамках суперфонда сформирован спецфонд за счет штрафов компаний, у которых были случаи загрязнения окружающей среды опасными вещес­твами. Компенсационные фонды создаются в США и на уровне штатов для финансирования мониторинга, исследований и пра­ктических мероприятий за счет сбора штрафов в возмещение убытков от загрязнения природной среды.В Республике Беларусь целевой внебюджетный фонд охраны природы был учрежден в 1990 г., а позднее создание его получи­ло правовую основу в соответствии с Законом Республики Бела­русь "Об охране окружающей среды" (1992), который четко оп­ределил важнейшие источники финансирования экологическил программ и мероприятий по охране окружающей среды:республиканский и местные бюджеты;средства юридических лиц, добровольные взносы населе­ния, иностранных граждан, а также иных источников:республиканский, местные внебюджетные фонды и общес­твенные фонды охраны природы;кредиты банков.Помимо указанных источников внебюджетные фонды по­полнялись за счет платежей за выдачу лицензий на природо­пользование, средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также от продажи незаконно добытой с их помощью продукции, инвалютных поступлений, получен­ных по искам от иностранных физических и юридических лиц за нарушение природоохранного законодательства, долевого участия юридических лиц, других природопользователей в фи­нансировании природоохранных работ и некоторых иных пос­туплений. вне­бюджетный фонд охраны природы стал именоваться государ­ственным целевым бюджетным фондом охраны природы. По мере развития и оздоровления экономики основную часть расходов по нормализации экологической обстановки должны взять на себя предприятия, и надобность в целевых фондах сама собой отпадет. В настоящее же время, исходя из анализа сущес­твующей тенденции в соотношении источников финансирова­ния природоохранной деятельности политику ин­вестирования экологической сферы следует строить на основе собственных средств субъектов хозяйствования, средств приро­доохранных фондов, а также привлекать для этого возможных инвесторов.



 

43. Экологическое страхование: виды, формы, проблемы развития

Цель ЭС состоит в наиб. полной компенсации нанесенного эколого-экон. ущерба.

Суть страх-я закл. в объединении рес-сов отд. собствен-ников в целях компенсации возможных убытков любому из них. Вероятностный хар-р перехода потенциальной опасности в "осуществившуюся" позволяет, собрав относит-но небольшие взносы с достаточно большого кол-ва субъектов, компенсировать "реализованную" опасность, т.е. ущерб.

Различают след. виды ЭС: личное, имущественное, эколог. ответственности. Личное и имущественное страх-е имеют значение для граждан; в страх-и эколог. ответственности отдельные граждане не участвуют, хотя оно затрагивает их интересы, создавая дополнит-е финанс-е гарантии компенсации эколого-экон. ущерба. Страх-е ответственности за причинение ущерба предполагает формир-е спец. ден. фондов (резервов) за счет уплачи-ваемых страхователями страх. взносов для компенсации вероятных потерь (к-рые принимает на свою ответств-ть страховщик в соответствии с договором страх-я) и предотвращения загрязн-я окр. прир. среды. ЭС предусмат-ривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязн-я, прямого имущественного ущерба 3-им лицам, пострадавшим от вредных воздействий.

ЭС может осуществл. в добровольной и обязат-ной форме.

Добровольное страх-е осуществл-ся на основе договора меж страхователем и страховщиком. Усл-я и порядок его проведения устанавл-ся согласно Закону "О страх-и", конкретные усл-я определ-ся в договоре страх-я.Обязательное страх-е происходит в соотв. с законом. Виды, усл-я и порядок его проведения определ-ся спец. нормат. актами. Обязат-му страх-ю подлежат предпр-я, внесенные в утвержденный в законодат-м порядке перечень эколог. опасных объектов.

Понятие, содержание и виды ущерба от антропогенного воздействия на ОС.

Загрязнение и истощение окружающей среды в результате производственной деятельности наносит урон, условно говоря, трем сферам: состоянию экологических систем, хозяйственным объектам и здоровью людей. Исходя из этого, различают три вида ущерба: экологический, экономический и социальный.



Экологический ущерб характеризуется нарушениями, возникающими в природных системах.

Под экономическим ущербом обычно понимают выраженные в денежной форме фактические или возможные потери народного хозяйства, обусловленные ухудшением экологической ситуации в результате антропогенной деятельности.

Социальный ущерб — это ущерб, наносимый прежде всего здоровью людей загрязненным воздухом, загрязненными химическими веществами продуктами питания, плохим качеством питьевой воды, шумами и т. п. Все это ведет к росту заболеваемости людей, сокращению продолжительности жизни, ухудшению условий труда и отдыха населения и жизнедеятельности в целом.

Обобщая существующие подходы к оценке экономического ущерба, можно схематически представить его в виде двух составляющих: натуральных потерь в денежном выражении и затрат на ликвидацию отрицательных последствий или замену деградированных ресурсов. Размер натурального ущерба (Рi), а также затраты на ликвидацию его влияния на хозяйственную деятельность (Z) определяют величину экономического ущерба (U). В общем виде эту зависимость можно представить следующим образом:

U=f(Pi ,Z)

К числу натуральных потерь принадлежит прежде всего прямое разрушение природного ресурса и прямой ущерб, который несет экономика вследствие такого разрушения.

Помимо прямых потерь (натурального ущерба), экономический ущерб включает, как отмечалось выше, и затраты, вызываемые необходимостью ликвидации последствий загрязнения или истощения природной среды. Их величина определяется расходами на компенсацию негативных влияний этого воздействия на различные хозяйственные объекты. Это прежде всего затраты на создание очистных сооружений и их работу. Величина их значительно меняется в зависимости от предполагаемой степени очистки: по мере ее повышения расходы на очистные сооружения возрастают прогрессивно.

В промышленности экономический ущерб может определяться также затратами на возмещение недополученной продукции в результате негативного воздействия на окружающую среду (например, снижение производства продукции в лесной промышленности из-за сокращения или гибели местных лесных ресурсов), дополнительными расходами на ремонт и содержание основных фондов, подвергшихся ускоренному износу в зоне загрязнения и т.п.

45. Методы оценки эколого-экономического ущерба от антропогенного воздействия на природную среду.Оценка может производиться как в денежных, так и в натуральных единицах. Общую характеристику и количественную оценку экономических последствий, связанных с загрязнением окружающей среды, можно осуществлять на основе использования понятий, отражающих негативное влияние экологических факторов на «общественное богатство», «экологическое благо», проявляющихся в формах: повреждения части общественного богатства; использования части общественного богатства на борьбу с этими загрязнениями окружающей среды. С негативным влиянием экологических факторов связано понятие эколого-экономического ущерба. Методы оценки ущерба: метод прямого счета - основан на сопоставлении затрат на лечение населения, увеличение урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности скота; на поддержание сроков службы основных фондов и т. д. в районе с загрязненной окружающей средой и в контрольном (чистом) районе; аналитический - основан на использовании предварительно выведенных зависимостей между отдельными показателями реципиентов и уровнем загрязнения окружающей среды;эмпирический- основан на использовании отраслевых и народно-хозяйственных методик. Первые два метода носят научный и исследовательский характер. За рубежом получил распространение метод оценки ущерба, который основан на готовности населения платить за благоприятное качество окружающей среды. В целом, методические принципы оценки ущерба окружающей среде основываются в большей степени на категории нематериальной выгоды защиты окружающей среды, куда относятся такие категории, как стоимость выбора, стоимость наследства, стоимость существования и других. Речь идет о возможности использования определенного аспекта окружающей среды в будущем. Сюда же относится и оценка психологических и социальных издержек, связанных с загрязнением окружающей среды.

46 Социальный ущерб от загрязнения природной среды. Соц. ущерб можно условно подразд. на восполнимый и невосполнимый. Соц. восполн. ущерб выраж. в стоимостных показателях и включает: 1) потери произ-ва от невыходов на работу (недополуч. продукция), 2) прямые расходы в соц. обеспечении на оплату больничных листов, 3) прямые расходы в здравоохр.:затраты на лечение, 4) сниж. произ-сти труда. Невосполнимый соц. ущерб невозм. оценить стоим. показателями: потеря здоровья, сниж. творч. актив., досрочный уход на пенсию, псих.дискомфорт.

47. сущность и состав природоохранных затрат. Анализ затрат на охрану окружающей среды в РБ.Различные экологические нарушения вызывают в экономике дополнительные затраты. Дополнительными они являются по отношению к ситуации, если бы способность природной среды к самовосстановлению была достаточна для того, чтобы справиться с негативными последствиями этих экологических нарушений. Эти дополнительные затраты связаны с необходимостью развития таких видов экономической деятельности, которые защищают общество от негативных эффектов производства и потребления и включают расходы на лечение населения, нейтрализацию, ликвидацию и уничтожение производственных отходов, предупреждение воздействия на общество загрязненной окружающей среды и др. Такие затраты возникают с переходом окружающей природной среды из разряда свободных ресурсов в разряд редких ресурсов. В отечественной литературе эти затраты называются экологическими издержками. Экологические издержки разделяются на две части - природоохранные затраты и экономический ущерб от экологических нарушений. Первая часть - затраты на предупреждение с помощью природоохранных мероприятий экологических нарушений, в частности, на предупреждение загрязнения окружающей среды посредством противозагрязняющих мероприятий. К природоохранным затратам относятся затраты на создание и эксплуатацию очистных и обезвреживающих сооружений, разработку и внедрение малоотходных технологий, организацию санитарно-защитных зон, систем контроля и управления уровнем загрязнения среды. В методологическом плане эта часть экологических издержек не вызывает разночтений, и их исследование в основном сводится к разработке методических вопросов оценки природоохранных затрат, их связи с экологическими требованиями и к поиску путей экономии этих затрат.

В структуре текущих затрат 56 процентов приходится на охрану и рациональное использование водных ресурсов, 37 - на охрану атмосферного воздуха, 7 процентов на охрану окружающей среды от отходов производства и потребления, рекультивацию земель.По сравнению с 2009 годом в 31 раз возросла сумма штрафов, взысканная за нарушение природоохранного законодательства.

48.Чрезвычайно важным понятием в экономике природопользования являются экстерналии (внешние эффекты). В ходе экономической деятельности происходит постоянное воздействие на природу, людей, различные объекты и т.д. С этим воздействием и связано возникновение экстерналий. В самом общем виде их можно определить как некомпенсируемые воздействия (положительные или отрицательные) одной стороны на другую. Экстерналии могут возникать как в результате производства, так и потребления товаров и услуг. К их принципиальным чертам относятся:

- экстерналии имеют место, когда действия фирмы или индивидуума непосредственно влияют на издержки и выгоды каких-либо других фирм или индивидуумов;

- внешние эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах;

- внешние эффекты возникают, когда производство или потребление товаров и услуг порождает некомпенсируемые издержки у какой-нибудь третьей стороны. Экстерналии могут быть отрицательными и положительными. Отрицательные экстерналии возникают в случае, когда деятельность одной стороны вызывает издержки у других сторон, уменьшение их благосостояния. Положительные - когда деятельность одной стороны приносит выгоды другим, увеличивает их благосостояние. Классическим примером положительных внешних эффектов является образование. В обществе каждый его член выигрывает от того, что другие граждане получают хорошее образование. Экономика также в целом выигрывает от наличия более универсальной и более производительной рабочей силы.

В теории наиболее хорошо изучена проблема отрицательных экстерналий в области охраны окружающей среды. Здесь подавляющее число воздействий связано с возникновением отрицательных внешних эффектов: различного рода загрязнения, отходы, разрушение природных объектов, экологические ущербы и т.д. Обычно такие негативные эколого-экономические последствия экономической деятельности субъекты этой деятельности стараются не принимать во внимание. В результате издержки по борьбе с экстерналиями вынуждены нести другие. Тем самым производители принимают решения о том, какой объем продукции выпускать на основе слишком низких издержек. Фактически они не платят за использование ресурсов, чью ценность для альтернативных вариантов использования этих ресурсов они занижают. Классификация внешних эффектов (в зависимости от различного типа воздействий):

- темпоральные (временные, м/д поколениями) экстерналии;

- глобальные;

- межсекторальные;

- межрегиональные; - локальные.

49.Общие соц. затраты и издержки (Сs) на производство продукции оцененных в стоимостной форме(Еi) Cs=Cp+Ei ** процесс превращения внешних экстернальных издержек во внутренние в экономике носит название интернализация издержек. Подход Пигу основан на признании разрыва между частными и общ. издержками, который служит причиной неэффективного распределения ресурсов. Согласно Пигу, отрицательные внешние эффекты устраняются с помощью корректирующего налога, а положительные - субсидиями. интернализация внешних эффектов с подходом коуза возможен благодаря установлению прав собственности на объекты окруж. среды и природные ресурсы.

 

50 Инвестирование природоохранной деятельности

Различают две конкретные формы природоохранной деятельности:

- текущая природоохранная деятельность (непрерывно осуществляемая деятельность, направленная на достижение стабильности или улучшение состояния окружающей среды. Она связана, в основном, с эксплуатацией, а не созданием основных фондов природоохранного назначения);

- природоохранные мероприятия (природоохранная деятельность, предпринимаемая в целях существенного улучшения состояния окружающей природной среды или создания условий для ее улучшения. Результатом природоохранных мероприятий может быть создание основных фондов природоохранного назначения)

Осуществляются следующие виды природоохранной деятельности:

защита атмосферного воздуха и климата;

охрана водных источников от загрязнения сточными водами;

управление отходами;

защита почвы и подземных вод;

борьба с шумом и вибрациями (исключая мероприятия внутризаводского характера);

защита биоразнообразия и ландшафтов;

защита от радиационного воздействия (исключая АЭС и военные объекты);

научные исследования и разработки;

другая деятельность по защите окружающей среды (общее управление охраной окружающей среды, образование, повышение квалификации специалистов, информационное обеспечение и пр.).

На природоохранные мероприятия в Беларуси расходуется значительная часть капитальных вложений. В среднем по промышленности они составляют 3% общих капиталовложений, но их доля сильно колеблется в зав-сти от отраслевых особенностлей производства: имеются данные, что в стройиндустрии капиталовложения экологического назначения составляют 0,9% от их общего объема, в черной металлургии – 4,6%, а на отдельных предприятиях химической промышленности их доля достигает 40%.

Выбор природоохранных мероприятий требует всестороннего экономического обоснования экологических затрат, что имеет особо важное значение при ограниченности государственных средств и необходимости их использования с наибольшей отдачей в условиях перехода к рыночным отношениям. Для обоснования экономической целесообразности природоохранных мероприятий используются показатели эффективности затрат экологического назначения.

Сущность и осн.показатели экон. эфф-ти природоохр. затрат. Расчет экон. эфф-ти капитальн. вложений в ПОМ на осн. оц-ки предотвращенного ущерба и по сниж-ю экол. платежей за загрязн-е окруж. среды.

Экономическая эффективность природоохранной деятельности означает ее результативность, то есть соотношение между результатами и обеспечившими их затратами на природоохранные мероприятия. Оценка экономической эффективности затрат на охрану окружающей среды необходима для наиболее рационального использования ограниченных материальных и финансовых ресурсов предприятия. Она служит:

- для оценки уже полученных выгод (или невыгод);

- для выбора наиболее целесообразного варианта природоохранного проекта;

- для определения объема затрат, необходимых для достижения оптимальных эколого-экономических результатов.

**Годовой объем полного эк. эффекта для многоцелевых ПОМ (Э) выражается в сумме прдотвращенного годового эк. ущерба от загрязнения окруж. среды (П) и годового прироста доп. дохода от улучшения производственных результатов деятельности предприятия после внедрения ПОМ (дельта Д). Эк=(П+дельта Д - С)/К. (С-годовые расходы на содержание ПОМ) К-капитал. вложения на реализацию ПОМ.**Величина снижения экол. платежей в результате внедрения ПОМ представляет собой разность между величиной налога за загрязнение до внедрения ПОМ и после. Эк=((Н1-Н2) - С + дельта Д)/К.

 

 






Date: 2015-05-09; view: 321; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.029 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию