Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наш дом
Действие этюда происходит в большом жилом доме. Мы видим расположенные полукругом комнаты, по три с каждой стороны. В глубине — кафе с двумя столиками. Посередине сцены — сквер, в центре которого стоит садовая скамейка. В каждой комнате самая необходимая мебель — стол, стулья, диван, кровать. Границы комнат определяются ширмами. Этюды выполняются в определенной последовательности. Комната, где происходит действие, освещается лучами выносных прожекторов, свет которых переходит таким образом из одной комнаты в другую. Сюжеты этюдов предельно просты и отвечают тем мыслям Константина Сергеевича, которые мы уже приводили. Повторим их: «У каждой человеческой страсти, каждого состояния, переживания свой темпо-ритм. Каждый характерный внутренний или внешний образ имеет свой темпо-ритм. Каждый факт, событие протекает непременно в соответствующем им темпо-ритме». Этюды сопровождаются несложными музыкальными отрывками, отвечающими их содержанию. 1. Молодая актриса после удачного выступления возвращается домой с большим букетом цветов. Она снимает пальто, платочек с головы, наливает воду в вазу и ставит в нее букет. Садится на диван и предается воспоминаниям о своем успехе. Любуясь цветами, она неожиданно обнаруживает среди цветов записку. Берет ее и читает. (Музыка — Ариетта Р. Глиэра, соч. 43, № 7). 2а. В комнату общежития входит студент, только что хорошо сдавший экзамен, и готовится к отъезду домой. Он, ставит свой чемодан на стул, открывает шкаф, вынимает белье,- платье и укладывает их в чемодан. Отрывает из блокнота листочек и пишет краткую записку товарищу, в которой сообщает о своем отъезде. Берет на руку плащ и уходит с чемоданом. (Музыка — «Студенческая песня» Т. Хренникова.). 26. В эту же комнату входит его товарищ, расстроенный своим провалом на экзамене. Он повторяет почти ту же цепь движений. Берет чемодан, укладывает вещи, читает записку и, взяв плащ и чемодан, уходит (Музыка — Прелюдия А. Гречанинова, соч. 37, № 2.). 3. Через сквер проходит девушка с журналом «Огонек». Она сосредоточенно решает кроссворд, держа карандаш в руке. Не надолго по пути садится на скамейку, а затем идет дальше, все время раздумывая в поисках нужного слова. Настроение ее ровное, спокойное, никуда не торопится. (Музыка — «Вальс» В. Желобинского.) 4а. Вбегает молодой человек в свою комнату и проделывает ряд физических действий в предельно быстром темпе. Он спешит на стадион, где его ждут товарищи, и опаздывает. Он снимает ботинки и надевает тапочки, бросает пиджак на кровать и надевает майку. Одновременно с переодеванием он чистит и съедает яйцо, хлеб и запивает молоком из бутылки. Хватает из-под кровати мяч и вылетает из комнаты, сталкиваясь с входящим к нему братом. (Музыка — «Вальс» А. Дюрана.) 46. Брат входит с портфелем в руках. Находит комнату в невероятном беспорядке. Приводит все терпеливо в порядок: ставит разбросанные ботинки под кровать, вешает пиджак, поднимает опрокинутую бутылку, покрывает оставшуюся на столе еду салфеткой. Вынимает из портфеля газету, снимает ботинки и ложится на кровать, чтобы отдохнуть. Вся цепь действий в отличие от этюда 4а (стаккато) исполняется спокойно, плавно, не спеша (легато). (Музыка — «Вальс-этюд» К. Шредера.) 5. В одной из комнат художник устанавливает натюрморт на столике, готовясь работать. Он создает фон для натюрморта, набрасывая на ширму за столиком различного цвета ткани, ища наиболее подходящую. Материя «играет» в его руках. Должна создаваться непрерывная, кантиленная линия движений, которые соответствуют сопровождающей этюд музыке. (Музыка — «Прелюд» Р. Глиэра, соч. 43, № 1.) 6. В другой комнате брат и сестра готовят угощение для гостей. Она вытирает полотенцем рюмки и режет торт. Он открывает бутылки. (Музыка — «Заздравная» И. Дунаевского.) 7. В соседней комнате больной с завязанным горлом лежит на кушетке в халате, принимает лекарство, измеряет температуру и т. п. (Музыка — «Мелодия» А. Шитте, соч. 94, № 6.) 8. Как бы в противовес предыдущему этюду, мы слышим неожиданно громкий лай собаки, и в сквер врывается девочка, у которой сорвалась с поводка собака. Она тщетно пытается поймать собаку, кружась вокруг скамейки в сквере, и наконец с трудом загоняет ее домой. (Музыка импровизационного характера — подвижная, стремительная.) 9 и 10. Этюды у двух столиков в кафе. Действие происходит как бы за стеклом. Мы не слышим слов, а видим только жесты и артикуляцию. Входит спокойная пара — молодая девушка с юношей — и занимает один из столиков кафе. Девушка снимает перчатки, вешает кофточку на спинку стула. Юноша заказывает официантке мороженое. Идет неслышный мирный разговор. К другому столу, поссорившись еще на улице и горячо споря, садится другая пара. Ничего не заказывая и разругавшись окончательно, покидает кафе. Первая пара продолжает все так же мирно доедать мороженое, расплачивается с официанткой и уходит. К соседнему столу, освободившемуся после ухода сердитой пары, шумно подходят молодые супруги с большим количеством купленных игрушек. Обсуждают покупки, весело смеются, оживленно разговаривают. (Эти этюды в кафе проводятся без музыкального сопровождения. Предлагаемые обстоятельства достаточно ясно выражены в ритме поведения исполнителей.) На этом свет, перебегающий все время с места на место, гаснет: этюд окончен. А теперь перейдем к другой форме этюдов. Одному и тому же исполнителю даются два контрастных по характеру музыкальных отрывка. Задание осложняется требованием сохранять в этих контрастных этюдах место действия и по возможности ту же цепь физических действий (психологически оправданных). Примерами могут служить этюды на следующие темы: 1. а) Супружеская пара живет дружно. (Музыка — «Мечты» Пахульского, соч. 23, № 4.) б) Супруги поссорились. (Музыка — Этюд № 1 В. Витлина.) 2. а) Молодые родители празднуют день рождения сына. Отец приносит подарки. (Музыка — «Полька» Сердечкова.) б) Родители взволнованы болезнью сына. Отец приносит лекарства. (Музыка — «Печальное предчувствие» Р. Шумана.) 3. а) Женщина после эвакуации возвращается в родной город. Квартира разрушена. Дом опустел. (Музыка — «Прелюдия» Хеллера, соч. 81, № XII.) б) В мирное время. Она возвращается с веселой вечеринки в ту же комнату. (Музыка — «Полька» А. Ленина.) 4. а) Высоко в горах расположился лагерь туристов. Раннее утро. Участники экспедиции выходят из своей палатки. (Музыка — «В полях» Р. Глиэра.). 6) Поднялась буря. Пропал товарищ. (Музыка — Прелюдия № 18 А. Скрябина.) В дальнейшем мы пришли к заключению, что возможен и другой принцип расположения этюдов. Так родилась мысль о построении сюжета по степени, возрастающей ритмической интенсивности и насыщенности действия. Несмотря на то, что внутренний ритм является чрезвычайно неустойчивым самочувствием и у разных исполнителей может быть одних и тех же предлагаемых обстоятельствах быть разным, мы все же можем уловить господствующую, характерную для данных обстоятельств степень интенсивности в нем, а затем, руководствуясь этим, найти ему место по данной восходящей линии. Возможен и другой подход к объединению этюдов. Можно взять за основу темпы и динамические звучания самой музыки. Тогда сюжетная линия этюдов будет уже зависеть от музыкальных оттенков, и называться, например, так: Этюд А11еgго; Р1апо и т. д. На этом этапе работы мы намечаем переход к осознанию сценического ритма. Здесь большую помощь оказывает выполнение этюдов «наизусть». Этим термином мы пользуемся, когда предлагаем повторить этюд без музыки непосредственно после того, как он был выполнен под музыку. В этом мы видим зарождение чувства сценического ритма. Этюды, проработанные под определенную музыку (иначе говоря, ритмически осознанные), звучат не менее убедительно и без музыки. Другим методическим приемом являются этюды, выполненные непосредственно после слушания музыки, под впечатлением музыки. Можно предполагать, что в этом случае сосредоточенное внимание, углубленное предварительное слушание музыки помогает исполнителю войти в нужное ритмическое самочувствие, зажить в этом ритме и правдиво действовать в намеченных предлагаемых обстоятельствах. Если ритм музыки действительно адекватен ритму, данной жизненной ситуации, то такой прием может оказаться одним из средств, ведущих к пониманию роли и значения ритма на сцене. Ничем не ограничивая исполнителя, не зажимая его в определенные временные рамки, музыка помогает ему свободно выполнять задуманный эпизод, продолжая и без нее жить в том же ритме, который он почувствовал под ее воздействием. Переходим к более сложной форме ритмических этюдов. Это этюды, задуманные с самого начала без музыки. В таких этюдах сюжет должен быть предварительно разработан как с точки зрения его ритма (темпа, характера, динамического развития), так и со стороны его сценической формы (развития действия и построения мизансцен). При другой форме этюдов возможно наличие сложных смешанных ритмов, одновременно сосуществующих на сцене. «Мы смешиваем самые разнообразные скорости и размеренности, которые в своей совокупности создают темпо-ритм, блещущий всеми оттенками живой, подлинной, реальной жизни», — говорил Рис. Выигрывает «Динамо». Станиславский (К.С. Станиславский, собр. соч., т.3, М., «Искусство», 1955, 158). Вот пример этюда со смешанными ритмами— «На стадионе». Следует упомянуть еще об одной разновидности ритмических этюдов также без музыкального сопровождения. Это - этюды за закрытым занавесом, которые можно воспринимать только слуховым путем. Выразительным средством в данном случае является звучание голоса со всеми особенностями его тембра, силы, высоты и длительности. Слушая чью-либо речь, разговор двух-трех лиц или целой толпы, не видя ничего и не стараясь даже вникать в содержание беседы, мы можем уловить множество оттенков человеческого голоса, дающих нам возможность рассматривать данную речь с точки зрения ее ритмического Рис. Выигрывает «Торпедо». звучания. Прислушиваясь к горячему спору или ласковому утешению, быстрому таинственному шепоту или возгласам ликующей толпы, мы можем во всех этих случаях охарактеризовать ритмическое самочувствие говорящих. Представим себе голос диктора, читающего приказ войскам в день Советской Армии, или репортаж о футбольном матче, или научный доклад академика, детскую передачу или передачу на иностранном языке, — и мы во всех этих случаях, находясь даже в другой комнате, не видя никого и не разбирая слов, определим ритм, в котором живут говорящие. В сущности такие упражнения являются подготовкой к так называемым «говоркам» за сценой, так часто звучащим в различных спектаклях. Эти упражнения заключаются в исполнении ряда заданий под палочку дирижера. Он может руководить любыми как алогическими, так и динамическими оттенками «говорков» — регулировать паузы, вызывать внезапные вспышки возгласов, указывать на плавность или отрывистость речи. В таких упражнениях возможна и предварительная фиксация нюансировок, при условии точного установления данной ситуации, например: в помещении за сценой постепенно увеличивается число прибывающих людей... неожиданное известие заставляет толпу внезапно умолкнуть... наступает бурная реакция на новое известие... постепенное снижение.. и, наконец, уход… (рис.26) Возьмем обратную ситуацию: не слышим происходящего, а только видим. Всматриваясь в жестикуляцию человека, мы можем определить характер его ритмического самочувствия. Представим себе человека, говорящего за стеклом телефонной будки: в одном случае — ведущего деловой разговор, в другом —назначающего любовное свидание, в третьем — сообщающего кому-либо о своем горе; и опять мы во всех этих случаях, не слыша слов, можем сказать, в каком ритме живет этот человек. Date: 2015-04-23; view: 546; Нарушение авторских прав |