Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свободомыслие в России





Развитие свободомыслия в XVIIIв. связано с модернизацией феодализма Петром I, с уста

новлением тесных взаимосвязей с Европой.

Культурный взаимообмен с другими народами оказывает влияние на возникновение веротерпимости среди довольно значительной прос- лойки населения. На первый план выдвигаются формы культуры, ко-

торые прежде находились в тени, например наука, театральное дело, поэтическое творчество, портретная живопись. Появляются новые

социальные группы: издатели, писатели, читатели. Культура демок- ратизируется и гуманизируется.

При Петре I влияние церкви было ослаблено в интересах укреп- ления самодержавной власти. Один из соратников Петра, церковный деятель Феофан Прокопович (1681 - 1736), был главой Ученой дружины Петра, куда входили вольнодумцы Антиох Кантемир (1708

- 1744) и Василий Татищев (1686 - 1750). Ф. Прокопович полагал, что тексты Священного Писания 'не могут служить препятствием для

принятия учения Н. Коперника, Ф. Прокопович написал стихи о Г. Галилее, в которых заявил, что не папе судить о светлых мысляхГалилея. В Киево-Могилянской академии Ф. Прокопович читал курс

"Натурфилософии", где было немало ссылок на достижения естествоз- нания, на опыты в области механики, гидродинамики, оптики и т.д., на многих ученых и философов. Первая в России работа о происхождении религии появилась в 1769 г,:

Д. С. Аничков (1733 - 1788) написал диссертацию "Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального бо-

Гопочитания М. В. Ломоносов по философским убеждениям - деист, разработал такую картину мира, которая, по существу, исключала вмешательство Бога в дела природы и человека. Открытый им закон сохранения материи и движения, который он распространил на всю природу, приводил к вы- воду о несотворенности движения в безграничном мире. М. В. Ломо-

носов пропагандировал гелиоцентрическую систему мира

А. Н. Радищев (1749 - 1802), развивал антиклерикальные идеи в связи с критикой

угнетения. Порабощение, с его точки зрения,

искажает природу человека, а подлинная сущность человека – это свобода, вольность.

Идеи свободомыслия получили развитие в

трудах В. Г. Белинского (1811 - 1848), А. И.Герцена (1812 - 1870), Н. П. Огарева (1813

- 1877), Н.Г.Чернышевского (1828 -1889), Н. А.. Добролюбова (1836-1861), Д. И. Писарева (1840 -1868), петрашевцев - М. В. Буташевича-Петрашевского (1821 -

1866), Н. А. Спешнева (1821 - 1882), Н. А. Момбелли (1823 - 1891), В. Н. Майкова (1823 - 1847) и др. Если Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов группировались вокруг литературно-

публицистических журналов, А. И. Герцен и Н. П. Огарев писали "издалека", из-за границы, то петрашевцы организовали так называ- емые "пятницы", собиравшие с 1845 г. вольномыслящих людей.Деятельность русских просветителей-демократов относится ко вре-

мени, когда в стране нарастало и ширилось освободительное движение против царизма, крепостничества и поддерживающих их институтов.

Важной чертой философских воззрений русских просветителей-де- мократов явилось их обращение к проблеме человека Продолжателями традиции свободомыслия были народники - М. А. Бакунин (1814 -

1876), П. Л. Лавров (1823 - 1900) и др. Они сосредоточили свое внимание на социально-историческом понимании религии. П. Л. Лав- ров стремился "найти в истории общества те обстоятельства, которые

породили... ложное верование",противопоставить теологическому объяснению истории "вмешательством богов" рационалистический анализ зависимости человеческих судеб, социальных коллизий от

пронизывающих "быт" противоречий. М. А. Бакунин писал: "Мы дол- жны постараться понять историческое происхождение идеи Бога, пре-

емственность причин, развивших и породивших эту идею в сознании людей" По его мнению, нищета и невежество народа, его материальные

страдания и неслыханные притеснения всякого рода, претерпеваемые им всякий день, являются теми социальными причинами, которые спо-

собствуют проникновению религии во все сферы общественной и личной жизни. Социальную функцию религии М. А. Ба- кунин видел в возможности ее использования социальными верхами.

Вопрос о преодолении религии у народников был тесно связан с воп- росом о революции, тем самым критика религией пропаганда атеизма

становились у них отраслями политической деятельности. Правда, са- мо понимание "религиозного вопроса" в его соотношении с конкрет- ными задачами политической борьбы было у них различным. П. Л. Лавров видел задачу атеистической работы в народе в

формировании научного мировоззрения, а М. А. Бакунин считал, что главной задачей борьбы с религией является радикальное упразднение церкви как союзника государства. Как писал В. И. Ленин, религия является частным делом по отно- шению к государству. Это служит необходимым залогом обеспечения

свободы совести: "государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной вла- стью"; "всякий должен быть свободен исповедовать какую угодно

религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом..."52. Одно из условий обеспечения подобной трактовки свободы совести - отделение церкви от государства и школы от церкви. Вместе с тем

В. И. Ленин подчеркивал, что принцип "религия - частное дело по отношению к государству" не означает, что она является "частным делом" по "отношению к партии социалистического пролетариата"52.

"Наша пропаганда, - считал В. И. Ленин, - необходимо включает и

пропаганду атеизма"53. При всей резкости многих своих выступлений

против "религиозного тумана", "религиозного одурачения" рабочих и

т. п. В. И. Ленин вместе с тем говорил, что "борьба с религиозным

туманом" может вестись "чисто идейным и только идейным оружием,

нашей прессой, нашим словом"54, что "мы безусловно против малей-

шего оскорбления... религиозных убеждений" трудящихся, "чувств ве-

рующих"55, что "социал-демократия... относится с полным уважением

ко всякому искреннему убеждению в делах веры..."56. Эти установки,

однако, не были в необходимой мере учтены и реализованы в ходе

строительства "нового мира".

 

 

Date: 2015-05-09; view: 556; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию