Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Свободомыслие в РоссииРазвитие свободомыслия в XVIIIв. связано с модернизацией феодализма Петром I, с уста новлением тесных взаимосвязей с Европой. Культурный взаимообмен с другими народами оказывает влияние на возникновение веротерпимости среди довольно значительной прос- лойки населения. На первый план выдвигаются формы культуры, ко- торые прежде находились в тени, например наука, театральное дело, поэтическое творчество, портретная живопись. Появляются новые социальные группы: издатели, писатели, читатели. Культура демок- ратизируется и гуманизируется. При Петре I влияние церкви было ослаблено в интересах укреп- ления самодержавной власти. Один из соратников Петра, церковный деятель Феофан Прокопович (1681 - 1736), был главой Ученой дружины Петра, куда входили вольнодумцы Антиох Кантемир (1708 - 1744) и Василий Татищев (1686 - 1750). Ф. Прокопович полагал, что тексты Священного Писания 'не могут служить препятствием для принятия учения Н. Коперника, Ф. Прокопович написал стихи о Г. Галилее, в которых заявил, что не папе судить о светлых мысляхГалилея. В Киево-Могилянской академии Ф. Прокопович читал курс "Натурфилософии", где было немало ссылок на достижения естествоз- нания, на опыты в области механики, гидродинамики, оптики и т.д., на многих ученых и философов. Первая в России работа о происхождении религии появилась в 1769 г,: Д. С. Аничков (1733 - 1788) написал диссертацию "Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального бо- Гопочитания М. В. Ломоносов по философским убеждениям - деист, разработал такую картину мира, которая, по существу, исключала вмешательство Бога в дела природы и человека. Открытый им закон сохранения материи и движения, который он распространил на всю природу, приводил к вы- воду о несотворенности движения в безграничном мире. М. В. Ломо- носов пропагандировал гелиоцентрическую систему мира А. Н. Радищев (1749 - 1802), развивал антиклерикальные идеи в связи с критикой угнетения. Порабощение, с его точки зрения, искажает природу человека, а подлинная сущность человека – это свобода, вольность. Идеи свободомыслия получили развитие в трудах В. Г. Белинского (1811 - 1848), А. И.Герцена (1812 - 1870), Н. П. Огарева (1813 - 1877), Н.Г.Чернышевского (1828 -1889), Н. А.. Добролюбова (1836-1861), Д. И. Писарева (1840 -1868), петрашевцев - М. В. Буташевича-Петрашевского (1821 - 1866), Н. А. Спешнева (1821 - 1882), Н. А. Момбелли (1823 - 1891), В. Н. Майкова (1823 - 1847) и др. Если Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов группировались вокруг литературно- публицистических журналов, А. И. Герцен и Н. П. Огарев писали "издалека", из-за границы, то петрашевцы организовали так называ- емые "пятницы", собиравшие с 1845 г. вольномыслящих людей.Деятельность русских просветителей-демократов относится ко вре- мени, когда в стране нарастало и ширилось освободительное движение против царизма, крепостничества и поддерживающих их институтов. Важной чертой философских воззрений русских просветителей-де- мократов явилось их обращение к проблеме человека Продолжателями традиции свободомыслия были народники - М. А. Бакунин (1814 - 1876), П. Л. Лавров (1823 - 1900) и др. Они сосредоточили свое внимание на социально-историческом понимании религии. П. Л. Лав- ров стремился "найти в истории общества те обстоятельства, которые породили... ложное верование",противопоставить теологическому объяснению истории "вмешательством богов" рационалистический анализ зависимости человеческих судеб, социальных коллизий от пронизывающих "быт" противоречий. М. А. Бакунин писал: "Мы дол- жны постараться понять историческое происхождение идеи Бога, пре- емственность причин, развивших и породивших эту идею в сознании людей" По его мнению, нищета и невежество народа, его материальные страдания и неслыханные притеснения всякого рода, претерпеваемые им всякий день, являются теми социальными причинами, которые спо- собствуют проникновению религии во все сферы общественной и личной жизни. Социальную функцию религии М. А. Ба- кунин видел в возможности ее использования социальными верхами. Вопрос о преодолении религии у народников был тесно связан с воп- росом о революции, тем самым критика религией пропаганда атеизма становились у них отраслями политической деятельности. Правда, са- мо понимание "религиозного вопроса" в его соотношении с конкрет- ными задачами политической борьбы было у них различным. П. Л. Лавров видел задачу атеистической работы в народе в формировании научного мировоззрения, а М. А. Бакунин считал, что главной задачей борьбы с религией является радикальное упразднение церкви как союзника государства. Как писал В. И. Ленин, религия является частным делом по отно- шению к государству. Это служит необходимым залогом обеспечения свободы совести: "государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной вла- стью"; "всякий должен быть свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом..."52. Одно из условий обеспечения подобной трактовки свободы совести - отделение церкви от государства и школы от церкви. Вместе с тем В. И. Ленин подчеркивал, что принцип "религия - частное дело по отношению к государству" не означает, что она является "частным делом" по "отношению к партии социалистического пролетариата"52. "Наша пропаганда, - считал В. И. Ленин, - необходимо включает и пропаганду атеизма"53. При всей резкости многих своих выступлений против "религиозного тумана", "религиозного одурачения" рабочих и т. п. В. И. Ленин вместе с тем говорил, что "борьба с религиозным туманом" может вестись "чисто идейным и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом"54, что "мы безусловно против малей- шего оскорбления... религиозных убеждений" трудящихся, "чувств ве- рующих"55, что "социал-демократия... относится с полным уважением ко всякому искреннему убеждению в делах веры..."56. Эти установки, однако, не были в необходимой мере учтены и реализованы в ходе строительства "нового мира".
|