Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Свободомыслие в новое времяСвободомыслие в новое время получает развитие в связи с процессами демокра- тизации общества, с уходом в прошлое ста- рых феодальных структур, с формированием и укреплением класса буржуазия. Свободомыслие - мощное течение в культурной жизни нового времени, во многом опиравшееся на бурное развитие наук в этот период - естественных, медицины, математики, истории, этнографии, искусствоведения, религиоведения и т. д. Зна- менитая Материализм, впервые детально обоснованный французскими философами XVIII в., вызревал ранее в недрах пантеизма и деизма. В философии Б. Спинозы (1632 - 1677) пантеизм выступает как дань традиции. Он разработал учение о природе как единой, вечной и бес- конечной субстанции, которая есть единственная основа всех явлений, "причина самой себя". В форму пантеизма облекается иногда нату- ралистическая философия, противопоставляющая механистическому материализму диалектические идеи, что характерно, например, для И. В. Гёте (1749 - 1832). Для XVII - начала XVIII в. более органичной формой свободо- мыслящей философии оказывается деизм; это связано с развитием ме- ханических наук и соответственно явной или скрытой идеей первотолчка. Деизм не был однороден: деистами были такие разные философы, как Г. Лейбниц (1646 - 1716), И. Кант (1724 - 1804), Т. Гоббс (1588 - 1679), Ф. М. Вольтер (1694-1778), Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778), М. В. Ломоносов (1711 - 1765), А. Н. Радищев (1749 - 1802). Деизм, признавая некое разумное существо, давшее толчок материи, отвергал вмешательство сверхъестественных сил в дела природы и общества Б. Спиноза в "Богословско-политическом трактате" выступил в качестве одного из осно- воположников научного анализа Библии. Библия - дело человеческого ума, и исследовать ее нужно свободно и непредвзято; Писание является продуктом творчества многих авто- ров. На позициях скептицизма стоял известный и нравственности французский философ П. Бейль. Мировозз-рение его сформировалось во многом под влиянием М. Монтеня (1533 - 1592), который подверг сомнению пре- тензии средневековой философии на истинное познание бытия. М. Мон- тень полагал, что "нет стремления более естественного, чем стремление к знанию. Мы прибегаем к любому средству, чтобы овладеть им". Критиком религиозных суеверий и церкви философов-деистов был Т. Гоббс, деятельность которого про- ходила в самый разгар английской буржуаз- ной революции. Т. Гоббс, был поборником свободы совести, правда, отказывал в ней атеистам, которых считал источником анархии и без- властья. Будучи сторонником сильного государства, он полагал, что религия может быть использована в интересах его укрепления, она внушает страх и повиновение властям. Противником религиозного фанатизма и клерикального гнета был Ф. М. Вольтер. Он признавал наличие Бога как высшего Разума, вы- сшего Механика, Мастера, Математика, с бытием которого связывал движение небесных тел, совершенство строения живых организмов. Развитие же человека и человеческого общества Вольтер связывал с естественными причинами. Его антиклерикализм оказал влияние на распространение антирелигиозных настроений не только во Франции, но и во всей Европе, а также в Америке и России. Просвещение в Германии Свободомыслие в Германии XVIII в. испытало на себе влияние французских просветителей — П. Бейля, Вольтера, П. Гольбаха, а также пантеистического учения Б. Спинозы. В XVIII в. известными критиками церкви и религии в Германии были Г. Э. Лессинг (1729 - 1781), поэт и публицист Ф. Шиллер (1759- 1805), а также ученый историк, филолог, фольк- лорист И. Г. Гердер (1744 - 1803 Свободомыслие в Америке В XVIII в. в Америке шла борьба английских колоний за независимость от метрополии. По- скольку англиканская церковь оправдывала колониализм, в Америке стали распространяться пуританские секты; вместе с тем появилось немало людей, выступавших против религиозного фанатизма с позиций просвещенного разума. В среде протестантизма появляются либералы, разделяющие деистические представления. Ярким пред-ставителем американского Просвещения был Б. Франклин (1706 - 1790), политик, естествоиспытатель и философ. Б. Франклин, как и все американские просветители, был деистом. Он говорил, что человек - часть великого механизма вселенной, а его поведение зависит от него самого Один из вождей американского народа в борьбе за независимость, автор "Декларации независимости" (1776) Т. Джефферсон (1743 - 1826) публично выступал за отделение церкви от государства и религиозную свободу. Разум и свободное исследование – вот единственно действенная сила против заблуждений, считал он. Т. Пейн (1737 - 1809), активный участник войны за не- зависимость Америки и затем - Французской революции, критику религии связывал с пропагандой и использованием современного ему естествознания. В сочинении "Век разума" он показал несостоятель- ность учения христианства о тайнах, чудесах и пророчествах, полагая их вымыслами, использованными для обмана человечества Атеизм Л. Фейербаха В Германии выделяется колоритная фигура материалиста и атеиста Л. Фейербаха. Он исследовал причины возникновения религии; в работах "Сущность христианства" и "Лекции о сущности религии" показал роль чувств, эмоции в возникновении религиозных представлении и культа. Он раз- делил религии на естественные и духовные: первые существовали в ранний период развития общества и являли собою культ явлений природы; духовные же (монотеистические) обожествляют духовные свойства человека. Общую основу всякой религии, по Л. Фейербаху,составляет чувство зависимости: в естественных религиях отражается зависимость человека от природы, в духовных - от социальных сил. Взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на религию формировались под непосредственным влиянием младогегельянцев и Л. Фейербаха, но были соотнесены с требованиями коренного пере- устройства общественных отношений Религия объявлялась главным общественным злом, борьба с которым должна составить центральную задачу человечества. В итоге оказывались в тени и выводились из-под глаза критики действительные причины не- гативных явлений общественной жизни. Другой подход приводил к то- му, что религия признавалась нелепостью, обманом и т. п., но функционально полезным институтом, помогающим держать массы в узде. Атеизм в таком случае становился привилегией утонченной элиты, достоянием немногих просвещенных избранников.
|