Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формы свободомыслия на Др. ВостокеВ древнекитайской "Книге песен"("Ши-цзин", XI - VI вв. до н. э.) сохранился богатый материал, свидетельствующий о том, что рабы проклинали божество - "Верховного императора": "Почему Верховное небо так не- справедливо? Почему оно так жестоко? Почему оно творит такое зло? Почему оно лишило нас полной возможности жить?" . ВИндии в VI в. до н. э. появилось несколько философских школ, среди них -локаята (санскр. "лока" - мир, мирские дела). Воззрения ло- каятиков сохранились в сочинениях их идейных противников. Лока- ятики отвергли брахманистские идеи кармы и нирваны, сняли священный ореол с Вед, считая, что Веды "страдают пороками - лживостью, противоречивостью, многословием". Знания о мире и человеке, В мифологии древнего мира реальные знания мифология и философия о способах врачевания, о свойствах растений и животных, о других племенах и странах со- единялись с заблуждениями. Ко времени возникновения философив Индии и Китае были уже накоплены знания в области математики, астрономии, химии, достигнут высокий уровень медицинских знаний. Весьма многообразны проявления критики религии с позиций здра- вого смысла в Индии и Китае. Древнекитайский философ Ван Чун(27-ок. 100), выступавший не только против обожествления Конфуция, но и против обожествления неба, задавался вопросом: если небо обла- дает сознанием и может высказывать порицание правителю, "сбивше- муся с правильного пути и отказавшемуся от добродетели", почему оно заранее не выбирает правителя, не совершающего ошибок?7 Ло- каятики спрашивали: если попадает на небо животное, принесенное в жертву, то почему приносящий жертву не предложит вместо него своего отца? Если тело становится прахом, как оно может вновь воз- родиться? "Нет воздаяния ни за добродетельное поведение, ни за порочное", полагали они, "не существует ни бога, ни освобождения, ни дхармы, ни не-дхармы" Религиозные представления подвергаются сомнениям в двух памятниках Древнего Египта - "Песне арфиста" и в "Беседе разоча- рованного со своим духом" (XXII - XXI вв. до н.э.). В первом из них обнаруживается столкновение с традиционными верованиями: бес- цельны усилия людей по соблюдению заупокойного культа; гробницы разрушаются, расхищается их содержимое. Здесь впервые выражено сомнение в загробном существовании: "Никто не приходит оттуда... чтобы рассказать о их пребывании". То же настроение в "Беседе...": разочарованный стремится к самоубийству, но дух отговаривает его: "Если вспомнишь ты о погребении - это вызывание слез, это огор- чение людей... Не выйдешь ты больше наружу, чтобы увидеть сол- нце!"
|