Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свободомыслие в XX веке





Свободомыслие за рубежом в XX в. представлено рядом учений, начиная от крайне нигилистических и кончая гуманистическо демократическими. Современные свободомыслящие в анализе религии,человека, гуманизма опираются на традиции просветительства,рационализма, натурализма, характерные для философии XVIII -

XIX вв. В настоящее время в их мировоззрении прослеживается плю- рализм философских и социально-политических идей; в то же время

свободомыслящие входят в национальные и международные союзы, ко- торые имеют свои периодические издания. Так, в США действует

"Американская гуманистическая ассоциация" (журнал "Гуманист"), в Великобритании с конца XIX в. и до сих пор существует общество

"Свободомыслящий" (журнал с тем же названием), в Италии - "Национальная ассоциация им. Дж. Бруно" (журнал "Раджоне"), в

Индии - "Индийская рационалистическая ассоциация" (журнал "Сво- бодомыслящий"). Эти и другие национальные союзы являются членами

двух международных организаций: Всемирного Союза Свободомыс- лящих (образован в 1888 г.) и Международного Гуманистического и Этического Союза (создан в 1952 г.)..В своей деятельности союзы руководствуются следующими принципами:

рациональный, научный подход к проблемам человеческого сущест- вования; приоритет этики во взаимоотношениях человека с обществом

и природой; неуклонная поддержка демократических принципов обще- ственной жизни.

Среди наиболее распространенных направлений в современном за- падном свободомыслии можно выделить: неопозитивистское, фрейдистское, неофрейдистское, натуралистическое, нигилистическое,

течения атеистического экзистенциализма, секулярного гуманизма и эволюционного гуманизма.

Основоположником неопозитивистского направления в современном западном свободоможно считать английского ученого, логика, математика, представителя логического позитивизма Б. Рас- села (1872-1970).В своих работах "История западной философии", "Почему я не

христианин" и других Б. Рассел показывает, что наиболее плодотвор- ной традицией в истории философии является стремление поставитьтеоретико-познавательное исследование на почву логики. Ученый

считает, что утверждения теологии не поддаются сопоставлению с чув- ственными данными. Вследствие этого они не могут быть верифицированы на формальном языке науки. Основываясь на этих

положениях, Б. Рассел опровергает доказательства бытия Бога. Фрейдистское направление Основателем данного направления является австрийский философ, психотерапевт 3. Фрейд. В своих работах он не только касается сущности религии,но и обращает внимание на психологическую природу атеизма. Еслирелигия возникает из беспомощности человека перед противостоящими

явлениями природы и внутренними, присущими ему инстинктивными силами, то атеизм коренится в их продуктивном преодолении. Осво-

бождение от религиозных иллюзий происходит по мере того, как че- ловек искореняет свою инфантильную беспомощность, превращаясь в

самостоятельную, сознательную личность.

Среди представителей неофрейдизма особенно большую роль играл Э. Фромм, воззрения которого поддерживают многие современные сво- бодомыслящие. Он резко выступает против авторитарной религии -

религии отчужденного человека. Ей он противопоставляет гу- манистическую религию, которая концентрируется на самом человеке как высшей ценности. В ее основе лежит вера в его возможности, в силу разума. При ней человек получает настоящую свободу и сам отве-

чает за свою судьбу. Позиция атеистического экзистенциализма наиболее отчетливо прослеживается у фран-

цузского философа Ж.-П. Сартра (1905 -1980) в его работах "Экзистенциализм- это гуманизм", "Бытие и ничто" и др. Ж.-П. Сартр в центр внимания ставит вопрос о поисках личностью исторической самостоятельности, возможностей реализации и развития своей активности. Главное для человека самому быть Бо-

гом, "нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал"

Нигилистическое направление в современном свободомыслии берет свое начало от

Ф. Ницше (1844-1900) - автора "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "Антихристианин" и т.д. Ницшеанство сложилось в 70 - 80-е годы XIX в. До сих пор оно имеет множество последователей.Сам Ф. Ницше характеризует свою философию как "нигилизм",

считая, что он стоит у порога истины, добра и гуманизма. Ф. Ницше различает два типа нигилизма - пассивный и активный: пассивный - знамение слабости, регресса воли и духа; активный является "зна-

ком повышенной мощи воли и разума". Все прежние цели и ценности, идеалы и верования перестали соответствовать требованиям будущего

дня, необходима "свобода воли" и "творческая интуиция", с помощью которых произойдет прорыв в будущее. "Бог умер", говорит Ф. Ницше,

отсюда необходима переоценка всех ценностей, в частности христианских. Среди современных свободомыслящих большое влияние имеет теория секулярного гу-

манизма, представленная в работах американского философа П. Куртца (род. 1925). В своих трудах "Трансцендентальное иску- шение", "Критика религии и паранормальное", "Полнота жизни" и

других ученый ставит вопросы о сущности религии, показывает ее связь с мистикой. Изучая причины возникновения веры в Бога, он отмечает, что эта вера глубоко коренится в обычаях и традициях,

обусловленных социальными и культурными условиями, в которых живут народы. Одну из причин существования религии ученыйвидит в склонности людей к магическому мышлению и готовности

принять его. Религиозные системы, согласно ему, есть творческий продукт идеализированного воображения, в котором люди топят

свои мечты и слезы.

Английский философ, биолог, один из активных деятелей современного международ-

ного движения свободомыслящих Дж. Хаксли (1887 - 1975) заложил

основы эволюционного гуманизма. По его мнению, религия является

органом психосоциальной организации человека, касается проблем че-

ловеческой судьбы, эволюционирует вместе с развитием человека и

общества Концепция натуралистического гуманизма

разработана американским философом К. Ламонтом (род. 1902). По его мнению, все существующее в этом мире является продуктом естественного развития без какого-либо сверхъестественного вмешательства.

 

 

Date: 2015-05-09; view: 854; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию