Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экспертиза способности потерпевшей по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать сопротивление виновному
Имеет значение для судебной квалификации изнасилования или насильственных действий сексуального характера с использованием беспомощного состояния потерпевшей либо потерпевшего (ст.120 и ст. 121 УК). Согласно закону, квалифицирующим признаком состава этого преступления является использование виновным беспомощного состояния потерпевшей, когда она в силу физического или психического состояния не могла понимать характер и значение совершаемых с нею действий и не могла оказывать сопротивление. Основной вопрос судебно-следственных органов, решаемый в данном виде судебно-психологической экспертизы: Способна ли потерпевшая с учетом уровня ее психического развития индивидуально-психологических особенностей и психического состояния понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать сопротивление? При анализе способности потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними действий, представляет интерес концепция уровней понимания, предложенная Ю.Л. Метелицей: 1) понимание внешней стороны юридически значимых событий (времени, места происшедшего, внешности преступника, последовательности его действий и т.п.; 2) понимание внутреннего содержания этих событий (понимание биологического значения половых отношений, основанное на информированности в вопросах пола); 3) понимание их социального значение (способности осмыслить моральное, нравственное значение преступления, его последствия для чести и достоинства и т.п.).[18] Как указывает, О.Д. Ситковская, понимание - одна из сторон мышления, заключающаяся в познаний человеком существенных связей и отношений между предметами и явлениями действительности. К числу трудных для понимания явлений относится поведение людей, особенно их скрытых механизмов: мотивов и целей поступков, их причин и возможных последствий о которых указывал выше Ю.Л. Метелица. Отсутствие понимания человеком внутреннего содержания ситуаций, в которую он вольно или невольно включен, практически возможность поведения, адекватного этой ситуаций. Применительно к потерпевшим по делам об изнасилований следует сказать, что непонимание значение совершаемых с ними действий неизбежно приводит к тому, что они не могут сознательно оказывать сопротивление. При этом несовершеннолетняя может давать согласие на вступление в половую связь, но возникают справедливые сомнения в ее способности понимать суть отношений, на которые она соглашалась. Например, несовершеннолетнюю Г. в возрасте 8 лет отец принудил к сожительству. Он жил с ней регулярной половой жизнью до 13,5 лет. Как показывает Г. первоначальное негативное отношение к половым контактам постепенно сменилось интересом «...я думала все девочки так живут с отцами...». По просьбе отца Г. об отношениях никому не рассказывала, получая иногда вознаграждение. Сожительство продолжалось 5 лет. Когда Г. исполнилось 13.5 лет у нее обнаружилось беременность. Сама Г. об этом не подозревала, не понимала значения слова «беременность», не испытывала в этой связи ни смущения, ни стыда, ни удивления. Способность правильно понимать действия посягателя не может быть однозначно и прямо соотнесена с возрастом потерпевшей. Неспособность потерпевшей моложе 10 лет понимать характер и значение совершаемых с ними действий на практике почти никогда не вызывает сомнений. В отношений же девочек 10-12 лет этот вопрос этот вопрос приходится специально выяснять. Еще сложнее определить уровень понимания важных для дела обстоятельств потерпевших старше 12 лет. Даже добровольное согласие несовершеннолетней на вступление в половое сношение не снимает вопроса о ее способности правильно понимать значение происходящего, так как это значение может осознаваться недостаточно полно или в искаженном виде. Date: 2015-05-09; view: 1382; Нарушение авторских прав |