Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы правового регулирования взаимоотношений заказчика с разработчиком и производителем пожарной техники
Наиболее полно все методы правового регулирования взаимодействия инженера пожарной техники и безопасности (именно он, как правило, выступает в роли представителя заказчика) с разработчиками, производителями и изготовителями пожарной техники проявляются при разработке и постановке на производство основных пожарных автомобилей (ПА), так как именно для основных ПА характерно максимальное совмещение различных выполняемых работ при спасании людей, тушении пожаров и ликвидации их последствий. Поэтому организацию проектирования и изготовления пожарной техники целесообразно рассмотреть на примере разработки и постановки на производство основных ПА. В соответствии с Р 50-605-80-93 и НПБ 180-99 (табл. 12.1): заказчик ПА – организация, по договору с которой разрабатывается и выпускается ПА; разработчик ПА – организация, выполняющая конструкторскую разработку ПА; производитель ПА – организация, самостоятельно или с участием организации разработчика и (или) изготовителя разрабатывающая и производящая ПА; изготовитель ПА – предприятие, изготавливающие ПА; потребитель ПА – организация, использующая ПА по назначению. Разработчиком, производителем и изготовителем ПА может быть любая организация (предприятие), имеющая лицензию ГУГПС МЧС России на производство ПА. Допускается разработка и изготовление опытных образцов ПА организацией (предприятием) без лицензии. В этом случае решение о выдачи лицензии принимается ГУГПС МЧС России по результатам приемки ПА и на основании обследования производства, т.е. выявления его технологических возможностей. При разработке и постановке на производство ПА необходимо выполнять требования нормативных документов, которые обеспечивают правовое регулирование взаимной деятельности сторон – разработчика (производителя и изготовителя) пожарной техники и ее заказчика (потребителя). По назначению эти нормативные документы можно разделить на предписывающие и описывающие документы. Предписывающие документы: законы (например, Закон о пожарной безопасности, Патентный закон); стандарты и нормы, имеющие силу закона (ГОСТ, СНиП); отраслевые стандарты (ОСТ); правила безопасности (ПБ); правила по охране труда (ПОТ); рекомендации (Р); руководящие документы (РД); санитарные правила и нормы (СанПиН); санитарные правила (СП); методические указания, имеющие рекомендательную силу (МУ); нормы пожарной безопасности (НПБ); технические задания (ТЗ); технические условия (ТУ); эксплуатационные документы. Описывающие документы: чертежи, схемы, технические описания (ТО), патенты, программная документация и автоматизированные рабочие места, правила допуска личного состава для работы на пожарной технике. По отношению к процессу разработки и постановки на производство ПА существует две группы предписывающих нормативов: 1. Нормативы на результаты разработки и постановки на производство ПА, т.е. документы, которые регламентируют требования к тактико-техническим характеристикам ПА. 2. Нормативы на деятельность по разработке и постановке на производство ПА, т.е. "технологии" взаимодействия заказчика (потребителя) и разработчика (или производителя и изготовителя) пожарной техники. Распределение по группам наиболее часто используемых предписывающих нормативов для разработки и постановки на производство основных ПА приведено в табл. 12.1.
Таблица 12.1
Окончание табл. 12.1
В табл. 12.1 приведен перечень только наиболее часто используемых нормативных документов, подробный перечень документов рассмотрен в разделе “Ссылки на нормативы” каждого приведенного в табл. 12.1 нормативного документа. Кроме того, существует группа нормативных документов пожарной охраны, которые являются временными ведомственными документами ГПС, но обязательно должны быть учтены при разработке и постановке на производство новой пожарной техники. Для ПА такими документами являются: Концепция развития производства пожарных автомобилей в Российской Федерации; Типаж пожарных автомобилей; Приказ МВД России от 25.05.98 г. № 314 "Об утверждении норм расхода топлива на автомобильном транспорте, на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, и нормативов по расходу смазочных материалов"; Приказ МВД России от 15.04.99 г. № 283 "Об утверждении годовых норм пробега оперативно-служебных транспортных средств". Эти нормативные документы, как правило, разрабатываются на пять-десять лет. Разработка и постановка на производство новой техники, в частности пожарной, регламентируется системой государственных документов. Основополагающим для этих документов является ГОСТ 15.201-2000. Конкретизация ГОСТ 15.201-2000 для разработки и постановки на производство ПА изложена в НПБ 180-99. В соответствии с ГОСТ 15.201-2000 и НПБ 180-99 разработка и постановка на производство ПА может быть осуществлена как по договору с заказчиком, так и по инициативе разработчика. В соответствии с ГОСТ 15.201-2000 различают три модели организации работ: 1. Создание продукции по государственному и муниципальным заказам, а также по другим заказам, финансируемым из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (далее – по госзаказу). 2. Создание продукции по заказу конкретного потребителя (заинтересованных организаций, обществ, коммерческих структур). 3. Инициативные разработки продукции без конкретного заказчика при коммерческом риске разработчика и изготовителя. При разработке и постановке на производство ПА используются все модели. При реализации первой модели заказчиком является ГУГПС МЧС России (далее ГУГПС). Госзаказы в этом случае размещают на конкурсной основе с учетом данных о разработчиках и производителях пожарной техники. Решение о размещении госзаказа принимает конкурсная комиссия, созданная при ГУГПС. Как правило, средства на разработку и постановку на производство ПА выделяются за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на основании требований к техническому оснащению подразделений пожарной охраны, а также в соответствии с документами: "Концепция развития производства пожарных автомобилей в Российской Федерации" и "Типаж пожарных автомобилей". В этом случае основанием для выполнения опытно-конструкторской работы (ОКР) по разработке и постановке на производство ПА является договор (контракт) и ТЗ, согласованное с ГУГПС и ФГУ ВНИИПО МЧС России (далее ВНИИПО), и в соответствии с НПБ 180-99 утвержденное производителем (изготовителем). При реализации второй модели решение о выборе разработчика, производителя или изготовителя ПА принимает конкретный потребитель ПА. Вторая модель наиболее характерна для объектовых подразделений ГПС, созданных на основе договоров с предприятиями, так как эти подразделения должны финансироваться за счет средств предприятий. Также вторая модель реализуется территориальными подразделениями ГПС, созданными на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, так как эти подразделения финансируются за счет средств соответствующих бюджетов. В соответствии с НПБ 180-99 ТЗ на ОКР по разработке и постановке на производство ПА в этом случае должно быть согласовано с заказчиком, органом управления ГПС, а также ВНИИПО. При реализации второй модели возможна и иная схема утверждений и согласований, так как в соответствии с ГОСТ 15.201-2000 ТЗ разрабатывается и утверждается в порядке, установленном заказчиком и разработчиком. И если заказчиком ПА является организация не подчиненная ГУГПС (например, нефтяная компания), то для нее при разработке и постановке на производство ПА обязательным является выполнение только требований ГОСТ. При реализации первой и второй модели на разработку и производство ПА заключается договор (контракт). Требования к договору приведены в п. 4.3 ГОСТ Р ИСО 9001. При реализации третьей модели основанием для выполнения ОКР является ТЗ (или документ его заменяющий), утвержденное руководством разработчика. В этом случае ТЗ базируется на результатах исследования работы подразделений пожарной охраны по тушению пожаров, анализа тактико-технических характеристик (ТТХ) ПА отечественного и зарубежного рынка, патентных исследований по ГОСТ Р 15.011-96, а также на мнении экспертов. Разработчик ПА самостоятельно обосновывает ТТХ ПА, изготавливает опытный образец и предъявляет его потенциальным потребителям. Разработчик определяет основного потребителя, которому и предлагает принять участие в приемочных испытаниях ПА. Принципиальное различие в реализации моделей заключается в следующем. При реализации первой и второй модели разработчик на основе исходных требований заказчика, изложенных в договоре, разрабатывает ТЗ на ОКР, калькулирует расходы, необходимые для разработки и изготовления ПА, и согласовывает их с заказчиком. Этапы ОКР, а также порядок приемки этапов обязательно излагаются в ТЗ на ОКР. Такой способ привлекателен тем, что заказчик в самом начале процесса может влиять на принятые разработчиком технические решения и в случае разногласий влиять на ход разработки как материально, так и организационно, пользуясь для этого положениями заключенного договора, так как ТЗ на ОКР является обязательной и неотъемлемой частью договора (контракта). Недостаток первой и второй модели заключается в том, что если заказчик неквалифицированно или халатно отнесся к составлению договора, особенно к разработке ТЗ, то у разработчика будут все основания и возможность передать заказчику ПА, который по своим ТТХ будет полностью соответствовать ТЗ, а выполнить возлагаемые на него задачи по тушению пожара не сможет. Такая ситуация возникает, как правило, на завершающем этапе – приемке результатов ОКР (на приемо-сдаточных испытаниях ПА). Именно на этой стадии разработки и постановки на производство ПА возникает максимальное количество противоречий между заказчиком и разработчиком. Так как с юридической точки зрения разработчику при сдаче ПА заказчику главное доказать, что все требования договора выполнены, тогда фактически весь процесс приемки сводится к проверке соответствия ТТХ ПА техническому заданию. В этом случае риск пострадать материально и морально у заказчика больше, чем у разработчика, так как у разработчика больше опыта в проведении таких работ, да и штат квалифицированных специалистов намного больше. Выход для заказчика существует – обязательно привлекать для составления ТЗ специалистов в области разработки и производства ПА, которые не являются сотрудниками разработчика, т.е. не зависят от разработчика ни административно, ни материально. На завершающей стадии разработки этих же независимых от разработчика специалистов необходимо привлечь для приемки ПА. При реализации третьей модели все расходы по разработке и изготовлению ПА несет разработчик. В этом случае конкретное содержание ТЗ определяет разработчик. Основной недостаток – часто разработчики ПА имеют смутное представление о требованиях потенциального потребителя, а также о его материальной состоятельности. Поэтому для разработчика ПА появляется проблема сбыта уже разработанного и изготовленного автомобиля. Date: 2015-05-09; view: 966; Нарушение авторских прав |