Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проходимость и маневренность пожарного автомобиля
Проходимость – способность ПА двигаться по заснеженным, мокрым и плохим (разбитым, размокшим) дорогам, бездорожью и преодолевать естественные (подъемы, спуски, косогоры) или искусственные препятствия без вспомогательных средств. Маневренность – способность ПА поворачиваться (маневрировать) на минимальной площади. Единого показателя, характеризующего проходимость и маневренность ПА, не существует. Проходимость и маневренность ПА зависит от его геометрических размеров и опорно-тяговых свойств, а также от конструкции трансмиссии (дифференциала, коробки передач) и механизма поворота управляемых колес. По проходимости АТС делятся на дорожные (обычной проходимости), повышенной и высокой проходимости. К дорожным относят АТС, предназначенные для преимущественного использования на дорогах с твердым покрытием. Обычно эти АТС являются неполноприводными (с колесной формулой 4´2); 6´2; 6´4 – первая цифра соответствует общему числу колес АТС, вторая – числу ведущих колес) с колесами дорожного рисунка шин и с простыми (неблокируемыми) дифференциалами. Автомобильные транспортные средства повышенной проходимости предназначены для движения по дорогам с твердым покрытием, вне дорог и для преодоления естественных препятствий. Обычно эти АТС являются полноприводными (с колесной формулой – 4´4; 6´6 и т.д.), имеют тороидные или широкопрофильные (реже арочные) шины с системой регулирования давления воздуха. В трансмиссиях этих АТС часто применяют блокируемые дифференциалы. Автомобильные транспортные средства высокой проходимости создаются для преимущественного использования вне дорог. Эти АТС имеют полный привод ведущих колес и специальные шины (шины сверхнизкого давления, пневмокатки). Различают профильную и опорно-тяговую проходимость. Профильная проходимость характеризует способность АТС преодолевать неровности пути, препятствия и вписываться в дорожные габариты. Опорная проходимость – способность АТС двигаться по деформируемым грунтам. Показатели профильной проходимости (рис. 6.13): дорожный просвет h, м; передний l 1 и задний l 2 свесы, м; передний a1 и задний a2 углы свеса (или угол a1 въезда и угол a2 съезда), град.; радиусы продольной R 1 и поперечной R 2 проходимости, м; наибольший угол преодолеваемого подъема amax; наибольший угол преодолеваемого косогора b; ширина преодолеваемого рва l р; высота преодолеваемой вертикальной стенки (эскарпа).
Рис. 6.13. Показатели профильной проходимости
Дорожный просвет h (расстояние от нижней точки автомобиля до опорной поверхности) определяет возможность движения ПА по мягкому грунту и через единичные препятствия (камни, пни, кочки и т.д.). Чем больше h, тем лучше проходимость ПА. У ПА повышенной и высокой проходимости дорожный просвет h больше, чем у ПА на базе дорожных АТС. С увеличением грузоподъемности дорожный просвет h обычно увеличивается. От свеса l 1 и l 2 зависит проходимость ПА при преодолении канав, кюветов. Чем меньше l 1 и l 2, тем меньше вероятность «вывешивания» колес при преодолении препятствий. Углы свеса a1 и a2 влияют на возможность преодоления ПА препятствий с короткими подъемами и спусками. Чем больше a1 и a2, тем больше крутизна коротких неровностей, через которые может переехать ПА, не задевая за неровность при въезде и съезде. Продольный радиус проходимости R 1 равен радиусу сегментного препятствия (с хордой, равной базе L АТС), через которое ПА может переехать поперек, не задевая нижней точкой, расположенной в средней части. Чем меньше R 1, тем выше проходимость ПА, т.е. способность преодолевать местность с гребнистыми препятствиями (насыпи, бугры). Поперечный радиус проходимости R 2 равен радиусу сегментного препятствия (с хордой, равной базе в АТС), через которое ПА может переехать вдоль, не задевая нижней точкой, расположенной между колесами. Чем меньше R 2 , тем лучше проходимость ПА при преодолении насыпей и борозд вдоль. На профильную проходимость длинномерных ПА (автолестниц, автоподъемников) влияет соотношение между габаритными размерами: длиной L г, высотой H г и шириной В г. Соотношение между высотой Н г и длиной L г определяет проходимость под мостами или эстакадами (рис. 6.14).
Рис. 6.14. Влияние габаритов пожарного автомобиля на его продольную проходимость При определении проходимости ПА под мостом необходимо убедиться в обеспечении H г < [ Н ] на всей габаритной длине L г автомобиля, так как при вогнутой дороге и большой длине L г возможная для проезда высота уменьшается (рис. 6.14). Показатели опорно-тяговой проходимости: максимальная сила тяги Р к max; максимальный динамический фактор D max; коэффициент сцепления шин с дорогой j; нагрузка на ведущие колеса (сцепной вес) G в; давление колес на дорогу р. Для увеличения проходимости ПА необходимо увеличивать D max и j (см. п. 6.1). Сцепной вес ПА можно увеличить, если увеличить число ведущих колес (использовать полноприводное базовое шасси) или сместить центр масс ПА в сторону ведущего моста. Основным показателем опорно-тяговой проходимости ПА по дорогам с мягким покрытием является давление колес на дорогу: (6.69) где Rn – нагрузка, воспринимаемая колесом, Н; Sn – площадь контакта колеса с дорогой, м2. Давление р современных ПА изменяют от 50 кПа (0,5 кг/см2) при движении по мягким грунтам до 300 кПа (3 кг/см2) при движении по дорогам с твердым покрытием. Лучшую проходимость имеют ПА с регулируемым давлением воздуха в шинах. Обычно для улучшения проходимости ПА необходимо уменьшить давление, но при движении по некоторым грунтам, наоборот, увеличивать. Уменьшение давления воздуха в шине влияет также на коэффициент сцепления φ (см. табл. 6.1). Увеличения коэффициента j на мягких грунтах добиваются обычно уменьшением р, т.е. увеличением площади контакта шины с грунтом. Увеличения коэффициента j на дорогах с твердым основанием (например, асфальтобетонное шоссе, покрытое грязью, или неглубокие снежные заносы на дороге) добиваются увеличением р. Показатели маневренности (рис. 6.15): минимальный радиус поворота наружного переднего колеса R н; ширина полосы движения А при повороте; максимальный выход отдельных частей ПА за пределы траекторий движения наружного переднего и внутреннего заднего колес (расстояния a и b).
Рис. 6.15. Показатели маневренности одиночного автомобиля
Наиболее маневренны ПА со всеми управляемыми колесами. При буксировке прицепа маневренность ПА ухудшается, так как при повороте увеличивается ширина полосы движения А.
Date: 2015-05-09; view: 1290; Нарушение авторских прав |