Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативная и информационная база





ЛЕКЦИИ

Понятие, задачи и методы планирования.

Система планов предприятия и их взаимосвязь

Изучение дисциплины следует начать с рассмотрения планиро­вания как науки и его практического применения в системе управле­ния хозяйствующим объектом, в том числе предприятием.

В экономической литературе приводится множество опреде­лений планирования и плана. В частности, по мнению авторов, опре­делениями, наиболее полно отражающими сущность планирования на предприятии, являются:

"Планирование - продуманное определение и систематизация факторов, способствующих успешной деятельности предпри­ятия... Оно связано с выявлением и постановкой целей организации, выработкой политики, методов, стратегии и тактики, необходимых для их достижения" (Г. Дж. Болт, Великобритания).

"Планирование - сложная высокоорганизованная форма общест­венного воздействия на социально-экономические системы. Оно со­стоит в определении на базе прогнозных научных разработок целей, важнейших потребностей и параметров развития системы, рассмат­риваемых, прежде всего, как ориентиры для хозяйственных субъек­тов, а также в выработке мер и методов (экономических, финансо­вых, в ряде случаев административных), содействующих реализации целей" (В. М. Ходачек).

"План - это решения относительно системы мероприятий, предусматривающей порядок, последовательность и сроки их выполнения. Область планирования - то, что полностью (или почти полно­стью) подконтрольно субъекту, осуществляющему планирование".

"План - это общественно признанный, принятый к реализации научно обоснованный комплекс мероприятий и параметров соци­ально-экономического развития на ту или иную перспективу" [3].

Планирование на предприятии призвано решать следующие за­дачи:

- выявления перспектив развития внешнего окружения пред­приятия;

- формирования целей и вероятных стратегий;

- определения первостепенных задач и действий для их реше­ний;

- наиболее полного использования финансовых, производствен­ных и трудовых ресурсов;

- разработки системы показателей, характеризующих результа­ты деятельности предприятия;

- создания основы для контроля за ходом выполнения плана.
Основная цель планирования - обеспечение непрерывного и пропорционального развития производства, достижение высоких конечных результатов.

Достижение цели осуществляется посредством реализации в процессе планирования различных принципов. Принципы планиро­вания определяют характер и содержание плановой деятельности на предприятии. В общем, принцип - это основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки, основное прави­ло (руководящее направление) организации и оценки конкрет­ного вида деятельности. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы фирмы и уменьшает возможность отрицательных последствий пла­нирования. А. Файоль и Р. Акофф определили пять основных прин­ципов планирования: единство, непрерывность, гибкость, точность, участие. Кроме этого, в практике планирования применяется целый ряд общепринятых принципов управления:

Принцип эффективности предполагает, что должен быть вы­работан наиболее экономически и социально эффективный вариант в планируемом периоде времени. При этом требуется обоснование выбора варианта с точки зрения экономичности и эффективности.

Принципы вариантности и альтернативности требуют, чтобы планы и прогнозы носили многовариантный характер, а также при их составлении были исследованы не просто различные варианты, но и альтернативные, т.е. взаимоисключающие варианты.

Принцип адекватности требует, чтобы применяемые для описания планируемых экономических явлений модели были адекватны объекту планирования; адекватными должны быть и мето­ды, применяемые для разработки планов и прогнозов.

Принцип необходимости означает обязательное применение планов при выполнении любой деятельности на предприятии.

Принцип директивности планирования проявляется в регулировании деятельности предприятия (цехов) через систему норм, нормативов и показателей.

Принцип пропорциональности развития реализуется в соблюдении пропорций мощностей между отдельными цехами и производствами, в обосновании планов производства в пропорци­ях между различными разделами плана. Например, при увеличе­нии объемов основного производства необходимо пропорцио­нально увеличивать объемы и вспомогательного производства.

Принцип непрерывности планирования предполагает наличие на предприятии неразрывной системы планов и программ, с помощью которых решаются стратегические, тактические и текущие цели.


Принцип комплексности состоит в том, что планы должны охватывать все стороны деятельности предприятия: экономиче­скую, финансовую, техническую, социальную, организационную и т.д.

Принцип научности состоит в том, что все показатели долж­ны быть расчетными и научно обоснованными.

В зависимости от уровня планирования следует различать следующие типы планов и программ:

- государственные (правительственные);

- территориальные (муниципальные);

- отраслевые (межотраслевые);

- внутрифирменные (на предприятии).

Характеристика и задачи планов в зависимости от уровня планирования изложены в работах [1, 5, 25].

В современных условиях плановое регулирование должно охватывать следующие основные моменты:

1) прогнозирование демографических, социальных, экономических, экологических и прочих процессов с дальнейшим объединением их в прогноз развития общества;

2) прогнозирование будущих дисбалансов, проблем и приоритетов в общественном развитии, последствий от реализации отдельных решений управленческих органов, последствий от возможного и ве­роятного наступления событий в стране и в ее экономическом разви­тии;

3) макропланирование процессов расширенного воспроизводства;

4) разработка целевых комплексных программ с увязкой их между собой и ресурсным потенциалом;

5) разработка системы мер государственного регулирования по реализации планов и программ (финансирование, кредитно-денежное регулирование, политика цен, квотирование, налогообложение, система социальных гарантий и т.п.).

Методы планирования призваны наиболее полно реализовывать в практической деятельности сущность и принципы планирова­ния.

Под методом планирования понимается способ, прием разработки плана. Комплекс методов и рабочих приемов, применяемых при обосновании и разработке планов, представляет собой мето­дику конкретных плановых расчетов.

В специальной экономической литературе можно встретить различные подходы к квалификации методов планирования.

Методы разработки и обоснования планов могут быть сгруппированы по признаку преимущественного применения на различных стадиях планирования:

1) методы получения и анализа исходной информации для плановых и прогнозных расчетов, применяемые на предплановой (прогнозно-аналитической) стадии планирования;

2) методы составления оптимально сбалансированного плана экономического и социального развития предприятия.

Все методы, используемые на предплановой стадии, делятся на две подгруппы.

К первой подгруппе методов относятся:

- методы системного анализа;

- методы экономических группировок;

- методы социологического изучения.

Использование метода системного анализа при проведении плановых расчетов предполагает решение следующих задач:

1) обоснование, формирование системы целей развития предприятия, их ранжирование и выбор приоритетов;

2) выбор путей и средств достижения целей, определяемых на основе комплексного экономического анализа и учета достижений научно-технического прогресса (НТП). В процессе анализа определяется область или интервал альтернативных вариантов путей
и способов достижения сформированных целей. На основе выбранного критерия в пределах данной области находится оптимальное решение;


3) определение объема ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей, на основе выбранного оптимального ва­рианта.

Сущность метода экономических группировок состоит в объединении объектов анализа в качественно однородные группы, что позволяет изучить закономерности их развития, исследовать влияние отдельных факторов, определяющих их динамику, характер взаимодействия, и указать тенденции развития данной однородной группы экономических явлений и процессов.

Методы социологических исследований позволяют выявить порой скрытые обобщенные факторы, которые с достаточной для данного исследования степенью объясняют изменение изучае­мого экономического показателя.

Вторая подгруппа включает в себя методы прогнозирова­ния. Прогнозирование в системе управления представляет научно-аналитический этап планирования. В планировании термин "прогноз" употребляется в значении вероятностного научно обоснован­ного суждения о перспективах, возможных состояниях того или иного явления в будущем и (или) альтернативных путях и сроках их осуществления. Метод прогнозирования представляет собой сово­купность приемов и способов, позволяющую на основе изучения внутренних закономерностей развития объекта прогнозирования и его внешних связей, а также возможных их изменений в прогноз­ный период вывести суждение определенной достоверности о буду­щем состоянии объекта прогнозирования. Каждый прогноз возникает в результате многоступенчатого процесса получения необходимой информации, её переработки с помощью специальных приемов и оценки достоверности полученных результатов. Совокупность этих элементов и характеризует собой конкретный метод разработки прогноза.

Среди методов составления оптимального сбалансированного плана выделяют:

- балансовый метод;

- нормативный метод;

- программно-целевой метод;

- индикативное планирование.

Балансовый метод представляет собой совокупность приёмов, способов выявления и обеспечения пропорций и связей процесса воспроизводства посредством создания системы взаимоувязанных балансов. Он предназначен для увязки объёма и структуры потребностей с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и согласования всех разделов и показателей плана.

Разрабатываемые в процессе планирования балансы могут быть классифицированы по различным признакам:

- по признаку срока действия: перспективные и текущие балансы;

- по признаку стадии планирования: прогнозные, плановые, отчетные балансы;

- по признаку назначения: материальные, трудовые, финансовые балансы и баланс национального хозяйства.

Нормативный метод планирования основан на разработке и применении в процессе подготовки плана системы норм и нормати­вов.

Содержание нормативного метода планирования состоит в том, что устанавливается норма, с помощью которой осуществляется воз­действие на объект управления с целью его изменения и проверя­ется результат этого воздействия путём сопоставления существую­щего состояния с должным.


Представление о должном уровне, формирующееся в резуль­тате проведения объективного анализа общественных процессов, составляет научную основу нормативного планирования. Переход от директивного к так называемому метрологическому нормированию может рассматриваться как важнейшая характеристика перестройки нормативного метода планирования. Таким образом, измерительная функция норм должна стать преобладающей, а сама норма как экономическая мера должна стать научной основой всех экономических расчетов.

Программно-целевое планирование представляет собой метод плановых решений крупных проблем развития территориальных, отраслевых комплексов и народного хозяйства страны в целом.

Индикативное планирование ориентировано на информирование предпринимателей о возможностях развития хозяйства в связи с оценками тех или иных тенденций в развитии отраслей, техноло­гий, конкуренции на внутреннем и мировом рынке, предполагаемых доходах государственного бюджета и их распределении на различ­ные цели.

Целями индикативного планирования являются:

- улучшение, систематизация информации о деловой конъюнктуре, предполагаемых инвестициях государства и расходах гос­бюджета с тем, чтобы содействовать принятию наиболее эффективных с точки зрения предпринимателя решений;

- предложение системы показателей (индикаторов) экономической деятельности государства, которая может заинтересовать част­ный сектор. При этом необходимо соблюдение условия: минимум принуждения к реализации установок государства в области эко­номики (в том числе целей правительственных программ) и макси­мум свободы в принятии решений.

Система планов предприятия и их взаимосвязь

В основу классификации систем внутрифирменного планирова­ния могут быть положены признаки, представленные в табл. 3 [9].

В зависимости от ориентации планирования и степени свободы в выборе целей, задач и средств, необходимых для их достижения, следует различать: нормативное, стратегическое, тактическое и опе­ративное планирование, подходы, к формированию которых пред­ставлены в табл. 4 [9, 31].

Результатом планирования является система взаимосвязан­ных долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, от­ражающих цели, стратегии и программы развития предприятия.

Таблица 3

Общая классификация систем внутрифирменного планирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификацион­ный признак Тип системы планирова­ния Пояснения и примечания  
       
Общая ориентация планирования Интерактивное Преактивное Инактивное Реактивное    
Временной гори­зонт планирования Долгосрочное Более 5 лет
Среднесрочное 1-5 лет
Краткосрочное месяц, квартал, год
Диспетчирование декада, неделя, сутки, смена
Централизация плановых функций Централизованное Характеризуется иерархи­ей функций
Децентрализованное Самостоятельность в при­нятии решений
Целевая направлен­ность Нормативное См. пояснения в табл.4
Стратегическое
Тактическое
Операционное
Технология форми­рования планов Дискретное План формируется на оп­ределенный фиксирован­ный период
Непрерывное (скользя­щее) Формируются переходные планы
Характер функцио­нальных связей Интегрированное Предполагает координацию планов
Локальное Характеризуется автономией планов
Методология разра­ботки планов Функциональное Формирование плана в раз­резе планов функций планич рования
Ситуационное Разработка сценария и сие J темы альтернативных план нов
Характер плани­руемых показателей Директивное Планы носят обязательный характер
Индикативное Планы носят рекоменда­тельный характер
Объект планирова­ния Общефирменное Охватывает деятельность фирмы в целом  
Планирование на уровне подразделений Сфера плана ограничена подразделением предпри­ятия  
Бизнес-планирование Сфера плана ограничена проектами  
         

Таблица 4 Типы планирования и планируемых позиций

 

Тип планиро­вания Идеалы Цели Задачи Сред­ства Ориентация
Операциональ­ное Заданы Заданы Заданы Выби­раются Инактивизм
Тактическое Заданы Заданы Выби­раются Выби­раются Реактивизм
Стратегическое Заданы Выби­раются Выби­раются Выби­раются Преактивизм
Нормативное Выби­раются Выби­раются Выби­раются Выби­раются Интерактивизм

Содержание долгосрочного плана (5-20 лет) включает:

1) формирование общих (глобальных) целей предприятия;

2) выработку стратегии развития;

3) определение укрупненных финансовых показателей в пла­нируемом периоде.

Основная задача среднесрочных планов (1-5 лет) сводится к определению средств для выполнения целей, заданных долгосрочным планом, с более глубокой детализацией основных экономических показателей.

Наибольшей конкретностью отличаются краткосрочные (текущие) планы. Задачи текущего планирования:

- наиболее полное использование финансовых, производственных и трудовых ресурсов предприятия;

- анализ текущего сбыта продукции и контроль за ходом реализации товаров;

- текущее планирование и регулирование производства на ос­нове анализа сбыта;

- планирование закупок материальных ресурсов;

- планирование производственных запасов и контроль за их уровнем;

- контроль за уровнем издержек производства и планирование прибыли.

В рамках планирования используются:

а) перспективные планы;

б) прогнозы;

в) экономические программы по отдельным проблемам;

г) бюджеты.

Перспективный план включает в себя: сводный (генеральный) план, функциональные планы, планы производственных подразде­лений.

Основная цель прогнозов, помочь руководству в выборе оптимального варианта на основе сопоставления различных вари­антов развития, в осмыслении последствий принимаемых реше­ний, в оценке финансового риска с учетом тенденций развития экономических, научно-технических, политических и социаль­ных условий [4].

Экономические программы направлены на повышение эффективности производства и функционирования всей системы предприятия в целом, а также на решение конкретных задач на от­дельных его участках.

Бюджеты используются как средство интеграции отдельных функций и координации действий подразделений с точки зре­ния согласования поступления и расходования всех видов ресур­сов (прежде всего денежных). Показатели бюджетов применяются в качестве нормативов, с которыми сравниваются фактические ре­зультаты.

Для процесса планирования при всем многообразии пла­нов можно выделить следующие этапы (стадии):

1) определение ключевых факторов экономической ситуации;

2) подбор исходной информации;

3) анализ текущего положения, издержек и степени риска;

4) разработка плана.

Разработка плана, в свою очередь, предполагает последовательную выработку следующих положений:

- концепцию (общие цели) основного и альтернативного плана (на случай непредвиденных обстоятельств);

- конкретные, детализированные цели на заданный период времени;

- стратегию (пути и средства) достижения целей;

- организационные меры по осуществлению стратегии;

- шкалу времени и составление таблиц издержек;

- подробную тактику действий;

- график: кто, что, где и когда делает;

- систему контроля за ходом выполнения планов.

Реализация любой стратегии требует выполнения опреде­ленных тактических решений. Поэтому стратегическое планирова­ние, направленное на кардинальные изменения, должно подкреп­ляться текущим и оперативным планированием, обеспечивающим поэтапное достижение стратегических целей.

Показатели рынка, содержащиеся в программе маркетинга, яв­ляются исходными данными для планирования деятельности пред­приятия. Узловыми в системе планов являются планы реализации, производства, снабжения, издержек и финансовый план.

После завершения разработки планов по отдельным направ­лениям проводится их анализ, выявляются несоответствия, а также необходимость соответствующей их корректировки. Од­ним из главных критериев окончательно принимаемого сводного плана является сохранение платежеспособности (ликвидности) предприятия.

Бизнес-план - общепринятая в мировой хозяйственной практи­ке форма представления деловых предложений и проектов; доку­мент, который описывает все основные аспекты будущего коммерче­ского проекта предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем [6].

Бизнес-план - объективная оценка собственной предпринима­тельской деятельности предприятия и в то же время - необходимый инструмент производства продукции в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией.

Потенциальный партнер предприятия по совместной деятель­ности, по кредиту либо по информации, изложенной в бизнес-плане, будет судить:

- о состоянии дел предприятия (фирмы) в настоящее время;

- о перспективах его развития в последующие несколько лет;

- о реалистичности и перспективности того проекта, который лежит в основе предложений;

- о целесообразности сотрудничества с данным предприятием (фирмой), исходя из условий, изложенных в бизнес-плане.

Подробнее о требованиях, предъявляемых к бизнес-планам, о его структуре и сферах его применения изложено в работах [1,3].

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Раскройте содержание основных принципов планирования.

2. Охарактеризуйте задачи планирования в зависимости от уровня планирования.

З.Что такое плановое регулирование в условиях рыночных отношений?

4. Дайте определение методов планирования и их классификацию.

5. Что такое системный анализ и как он используется при планировании?

6. Приведите примеры применения балансового метода в планировании.

7. Приведите примеры применения методов нормирования в планировании.

8. Каковы задачи программно-целевого планирования?

9. Каковы особенности индикативного планирования?

10. Охарактеризуйте основные признаки классификации систем внутрифирменного планирования.

11. Дайте разъяснения подходов к формированию нормативного, стратегического, тактического и операционного планирова­ния.

12. Опишите структуру сводного плана предприятия и покажите взаимосвязь отдельных его планов.

13. Какие виды бюджетов используются в практике планиования на современных машиностроительных предприятиях?

14. Какие прогнозы составляются и как они учитываются в долгосрочном планировании?

15. В чем заключаются особенности бизнес-плана проекта?

16. Что следует понимать под бизнес-планом предприятия?

Нормативная и информационная база

планирования. Плановые расчеты и показатели

В современной планово-экономической литературе еди­ного общепризнанного понятия о нормативах и нормах примени­тельно к условиям рынка пока не выработано. Поэтому ученые по-разному интерпретируют понятия этих экономических категорий.

Норматив - это эталон расхода различных ресурсов на произ­водство единицы продукции, значение которого должно соответство­вать достигнутому уровню развития рыночных отношений при пол­ной степени использования техники, передовой технологии, прогрес­сивной организации производства и требуемой квалификации персо­нала [28].

Норматив - это относительный показатель, характеризующий степень использования ресурсов, либо устанавливающий величину параметров, регламентирующих и определяющих плановые задания в процентах [9].

Норма - это научно обоснованная величина расхода тех или иных экономических ресурсов в конкретных производственно-технических условиях [7, 9, 10].

Норма - это максимально допустимый расход материалов, топ­лива, энергии, а также затрат живого труда на изготовление единицы продукции заданного качества [7, 9].

Плановые нормы (нормативы) определяются по формуле:

Нпл = Нбаз* Иотр,

где Нпл- норма (норматив) плановая;

Нбаз- норма (норматив) базовая;

Иотр - изменение нормы (норматива) в результате внедрения мероприятий плана организационного развития в плановом периоде.

Первичными источниками информации, необходимой для разработки норм и нормативов, служит техническая документация: карты технологических процессов, чертежи и другие технические доку­менты.

С практических позиций всякие нормы и нормативы являются исходными величинами и показателями, применяемыми при планировании и оценке различных видов деятельности, выполняемых работ и услуг.

Разнообразные нормы и нормативы служат комплексными планово-экономическими показателями, характеризующими механизм равновесия между рыночным спросом, ценами и предложени­ем на продукцию (работы и услуги), взаимодействие между затра­тами и результатами, определяющими уровень свободных ры­ночных цен и тарифов, величину расхода трудовых, материаль­ных, финансовых и других экономических ресурсов на производ­ство товаров. Они образуют целую систему плановых, экономиче­ских, финансовых и иных норм и нормативов и составляют нор­мативную базу планирования, состоящую из ряда нормативных подсистем, сгруппированных по определенным признакам.

Многообразные нормативные материалы, применяемые в процессе планирования, можно объединить в отдельные группы по следующим классификационным признакам.

1. По видам ресурсов - нормативы, регулирующие величину затрат производственных ресурсов (средств производства, предме­тов труда, рабочей силы) на единицу производимой продукции (работ, услуг) и коэффициенты использования различных ресур­сов.

2. По стадиям производства - нормативы запасов материа­лов, незавершенного производства, полуфабрикатов, комплек­тующих изделий и готовой продукции, величина и динамика ко­торых характеризуют процесс превращения материальных ресур­сов в готовую продукцию (работу, услугу).

3. По выполняемым функциям нормативы могут быть плановыми, экономическими, техническими, организационными, социальными, правовыми, трудовыми, управленческими, эколо­гическими, финансовыми и другими.

4. По времени действия нормативы бывают перспективные, календарно-плановые (годовые и текущие), постоянные, условнопостоянные и временные, сезонные, разовые и т.п.

5. По сфере распространения выделяют нормативы межотраслевые, отраслевые, внутрипроизводственные, а также международные, государственные, республиканские (краевые, област­ные), региональные, муниципальные (местные) и др.

6. По методам установления различают научно обоснованные, расчетно-аналитические, экспериментальные, отчетно-статистические и другие нормативы.

7. По форме выражения различают табличные, графиче­ские и аналитические нормативы.

8. По степени детализации нормативы подразделяются на индивидуальные и групповые, дифференцированные и укрупнен­ные, частные и общие, специфицированные и сводные.

9. По численным значениям нормы могут быть оптимальные (максимальные, минимальные), допустимые, средние.

10. По целевому назначению нормативы бывают расходные и технические, оценочные и технико-экономические, оперативно-производственные и календарно-плановые и т.д.

Нормы и нормативы должны соответствовать следующим требованиям современного рынка:

- научная обоснованность и прогрессивность;

- реальность и стабильность;

- объективность и динамичность;

- единство и взаимосвязь;

- равнонапряженность;

- доступность и удобство при использовании.

Выделяют следующие основные методы разработки норм и нормативов (по степени убывания их точности и обоснованности):

- метод научного обоснования;

- аналитически-расчетный метод;

- аналитически-исследовательский метод;

- экспериментальный (опытный) метод;

- отчетно-статистический метод.

Классификация норм и нормативов представлена на рис.1:


Нормы и нормативы затрат жи­вого труда • Норма затрат времени по видам изделий и работ; • Норма обслуживания оборудования и рабочих мест; • Нормы затрат времени по полной трудо­емкости; • Норматив заработной платы на рубль продукции или единицу продукции; • Норматив соотношения численности от­дельных категорий работающих; • Коэффициент выполнения норм

нормы и НОРМАТИ­ВЫ
Нормы и нормативы использования средств труда Коэффициент использования средне­годовой производственной мощности; Нормы съема продукции с единицы оборудования; Коэффициент сменности оборудова­ния; Норматив установленного оборудова­ния; Нормы трудоемкости ремонтных ра­бот; Норматив единицы ремонтной слож­ности.

Нормы и нормативы затрат материаль­ных, топливно-энергетических ресурсов

• Нормы расхода сырья и материалов на изго­товление деталей;

• Нормы и нормативы расхода вспомогатель­ных материалов для технологических целей; Нормы расхода топлива, электроэнергии, сжатого воздуха и других видов энергии на технологические цели;

Нормы расхода вспомогательных материалов на ремонтно-эксплуатационные нужды; Нормы расхода топлива, электроэнергии и других видов энергии на хозяйственно-бытовые цели (освещение, отопление и т.д.); Нормы расхода полуфабрикатов, комплек­тующих, поступающих со стороны; Нормы расхода инструментов (режущего, мерительного) и приспособлений; Нормативы отходов и потерь.

Нормы и нормативы движения производства

• Норматив длительно­сти цикла изготовле­ния продукции;

• Норматив размера партии запуска;

• Норма производствен­ных запасов.


Между нормами и показателями на всех предприятиях в усло­виях рынка существует механизм взаимодействия. Основными составляющими элементами планово-экономического механизма выступают как исходные нормы и нормативы, завершающие плановые показатели, так и весь производственный процесс, который приводит к запланированным конечным результатам. В практике рыночного планирования необходимо полнее использовать механизм взаимодействия всех плановых показателей с конечными результата­ми для достижения экономии ограниченных ресурсов и роста эффек­тивности производства. Для этого необходимо, прежде всего, приме­нять научно обоснованные нормы расхода всех производственных ресурсов (средств производства, предметов труда и рабочей силы).

На предприятиях должны быть обеспечены сбалансирован­ность и равновесие планов по производству и реализации продукции, по материально-техническому снабжению и использованию производственных мощностей, по организации труда и оплате труда, по внедрению новой техники и инвестициям, по расходам и доходам и прочим взаимосвязанным показателям. Прогрессивные нормативы служат основой разработки всех показателей комплексного плана социально-экономического развития предприятия.

Важнейшим инструментом планирования является система показателей. Она должна обеспечить:

1)комплексность (охват всех сторон деятельности предпри­ятия);

2) сводимость;

3) связь с национальным уровнем планирования;

4) реализацию всех принципов планирования.

Система показателей строится по правилу пирамиды.

Экономические показатели, система характеристик, количест­венно определяющих функционирование и развитие предприятия. С помощью экономических показателей в конкретных цифровых зада­ниях выражается вся совокупность экономических, социальных и экологических целей развития предприятия, т.е. через систему экономических показателей можно количественно «описать» стратегию или тактику развития предприятия. Система показателей позволяет реализовать систему принципов планирования: научность, пропорциональность, комплексность и другие.

Экономические показатели охватывают все уровни хозяйствен­ной деятельности предприятия. Методической основой единства системы экономических показателей служат экономические законы и категории.

Система показателей состоит из большого количества показателей, а значит, возникает необходимость их классификации:

1. Стоимостные - исчисляются в денежных единицах и определяют совокупную стоимость разнородной продукции, материальные затраты. Фонды оплаты труда и т.д.

2. Натуральные исчисляются в физических единицах с учетом потребительских свойств продукции (тонны, литры, метры и т.п.).

3. Абсолютные - являются экономические показатели, непосредственно оценивающие хозяйственную деятельность и раскрывающие ее масштабы. Они исчисляются как в денежных, так и в на­туральных физических единицах.

4. Относительные экономические показатели раскрывают качественную сторону результатов хозяйственной деятельности и определяются на основе абсолютных (производительность труда, материалоемкость, фондоотдача).

5. Специальные. Например, показатели, используемые для оценки организационно-технического уровня производства.

6. Дифференциация показателей на основные, расчетные, оценочные.

Основные показатели характеризуются как обязательные для выполнения, отражают взаимоотношения с государственными структурами и уровень достижения целей развития предприятия. Напри­мер, для цехов предприятия к основным показателям относят объем производства, номенклатуру и количество выпускаемой продукции в натуральном выражении, прибыль.

Расчетные показатели используют для обоснования основных показателей (товарная и валовая продукция, объем незавершенного производства, численность работающих, фонд оплаты труда рабо­тающих, себестоимость и другие).

Оценочные показатели отражают требования, предъявляемые к структурным подразделениям. Применяются для оценки результатов их деятельности, формирования фонда развития и фонда потребле­ния, определения размеров премии (выполнения заданий по выпуску продукции в срок и по номенклатуре, качество продукции, производительность труда, снижение себестоимости и др.).

Планирование экономических показателей соответствует статистическим (отчетным) показателям. Они имеют единую методологическую и методическую основу исчисления, сопоставимы во време­ни. В системе экономических показателей статистические показатели выполняют контрольную функцию - с их помощью осуществляется глубокий анализ всех звеньев предприятия.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем сходство и отличие норм от нормативов? Поясните назначение использования норм и нормативов в планиро­вании?

2. Как классифицируются существующие нормативные мате­риалы?

3. Что характеризуют нормативы трудовых и материальных за­трат? Приведите примеры.

4. Какие нормативы характеризуют эффективность использо­вания производственных ресурсов?

5. Что означает прогрессивность, стабильность, равнонапряженность используемых в планировании нормативов?

 

6. В чем состоит сущность научного обоснования нормати­вов?

7. Дайте описание методов установления нормативов. Чем отличаются нормативы, разрабатываемые при разных ме­тодах?

8. Какая взаимосвязь существует между нормативами и пла­новыми показателями на предприятии?

9. Охарактеризуйте систему показателей внутрифирменного планирования.

 

Организация планирования на предприятии

Организация планирования предполагает создание на предприятии соответствующего механизма с точки зрения формального структурного и процедурного внутрифирменного планового процесса.

Процесс планирования на предприятии преследует две цели:

- определение перспектив развития предприятия;

- координация усилий предприятия и сведения к минимуму негативных факторов риска.

При организации планирования следует учитывать следующие моменты:

1) процесс планирования должен делиться на стадии, на каждой из которых определяются основные виды деятельности, ответственность и участие уровней организации;

2) процесс планирования и его стадии охватывают отдельные временные интервалы, чем обеспечивается синхронизация, взаимосвязь и преемственность стратегических, перспективных, текущих и оперативных планов;

3) при организации планирования следует определить набор и возможности внутренних и внешних источников развития предприятия.

Организационно процесс планирования (цикл планирования) включает в себя решение следующих вопросов:

1. Оценка внешней среды бизнеса предприятия.

2. Оценка возможностей предприятия с учетом благоприятных и неблагоприятных факторов воздействия внешней среды.

3. Определение (уточнение) миссии предприятия.

4. Определение и формулирование целей, основными из кото­рых являются:

- достижение определенных финансовых результатов;

- достижение определенных размеров предприятия или
определенного положения на рынке (доли рынка);

- изменение сферы деятельности в продуктовом отношении (диверсификация);

- изменение географической направленности рынков сбыта.

5. Определение текущих оперативных задач, соответствующих
целям деятельности предприятия.


6. Установление роли линейных управляющих и штабных специалистов в выработке плана.

7. Собственно разработка плана.

8. Анализ чувствительности плана к изменениям параметров внешней и внутренней среды и корректировка плана.

9. Анализ и контроль за выполнением плана, обеспечивая обратную связь со следующим циклом планирования.

На предприятиях применяются три основные схемы перспективного и текущего планирования:

- децентрализованная (снизу вверх);

- централизованная (сверху вниз);

- интерактивная (во взаимодействии).

В процессе планирования принимают участие: высшее руково­дство предприятия; плановая служба предприятия; руководители и специалисты производственных и функциональных подразделений.

О распределении функций в области планирования и о структуре плановой службы изложено в работах [1, 7].

В рыночных условиях достижению высоких конечных результатов работы во многом способствует применение компью­терной техники и технологии в управленческих процессах, в том числе и в процессе планирования. Объем планово-экономической информации, необходимой для качественного составления плана, на­столько велик, что для ее своевременного анализа правильной оценки требуется повсеместное использование компьютерных средств сбора, передачи, обработки и хранения информации. Выбор и обоснование правильных управленческих решений связан с рас­смотрением и большого числа различных, в том числе и альтерна­тивных вариантов, требующих сложных расчетов с использованием экономико-математических методов.

Реализация всех преимуществ автоматизированного планирования возможна, когда любая релевантная информация легко доступна экономистам-менеджерам и обеспечена ее быстрая передача меж­ду отдельными звеньями организационной структуры предприятия. Идеальное взаимодействие внутрифирменных подразделений достигается путем создания интегрированной управленческо-информационной системы предприятия. Интегрированные системы позволяют соединять в единый поток различные виды информации и тем самым повышать эффективность ее использования в процессе разработки и принятия планово-управленческих решений на раз­личных иерархических уровнях управления.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Перечислите основные стадии планирования на машиностроительном предприятии.

2. Дайте структурную схему процесса планирования на предприятии.

3. Как обеспечивается преемственность планов в процессе планирования?

4. Чем отличается централизованная схема планирования от децентрализованной?

5. Каковы особенности интерактивной схемы планирования?

6. Перечислите основные функции плановой службы на предприятии. Каково участие в процессе планирования высшего руководства и линейных руководителей?

7. Что представляет собой интегрированная управленческо-информационная система? Каково се место и значение в современ­ных условиях хозяйствования?

8. Приведите примеры планово-управленческих задач, решение которых невозможно без использования экономико-математических методов и компьютерных технологий.

Планирование организационно-технического развития предприятия

Организационно-техническое развитие предприятия пред­ставляет собой процесс совершенствования техники, техноло­гии, выпускаемой продукции и услуг, профессиональных возмож­ностей кадров в целях интенсификации производства, повышения его эффективности и качества продукции, а также улучшения ус­ловий труда и охраны здоровья работников, их жилищных и куль­турно-бытовых условий [10]. Необходимость разработки плана организационно-технического развития предприятия (ОТРП) обусловлена дейст­вием следующих основных факторов:

- ростом сложности выпускаемых изделий, повышением каче­ства продукции и выпуском принципиально новых видов продук­ции;

- моральным и физическим старением техники и технологии;

- потребностью в сбережении всех видов ресурсов;

- необходимостью охраны окружающей среды;

- изменением подходов к организации производства, условий труда;

- необходимостью решения социальных проблем коллектива (повышение его уровня жизни) и т.д.

Цель планирования ОТРП - создать материальные усло­вия для наиболее эффективного выполнения предприятием тех за­дач, которые на него возлагаются. Достижение этой цели обеспе­чивается решением комплекса задач:

- внедрение в производство новых орудий и средств труда для производства соответствующей продукции;

- внедрение средств механизации и автоматизации производ­ства;

- совершенствование действующей и применение новых
прогрессивных технологий;

- использование новых предметов труда, топлива и энергоносителей;

- совершенствование систем и средств управления производ­ством и реализацией продукции на основе современных технологий управления;

- обеспечение охраны окружающей среды;

- повышение квалификационного уровня работников;

- оптимизация структуры «основное - вспомогательное производство»;

- расширение производства за счет нового строительства, реконструкции, модернизации, технического перевооружения;

- повышение жизненного уровня работников предприятия и т.д.

План ОТРП состоит из следующих разделов:

1) проведение НИР и ОКР;

2) создание, освоение новых и повышение качества выпускаемых видов продукции;

3) внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства,

4) совершенствование управления, планирования и организации производства;

5) внедрение НОТ;

6) капитальный ремонт и модернизация основных производст­венных фондов;

7) мероприятия по экономии материалов, топлива, энергии;

8) изменение социально-квалификационной структуры кадров;

9) улучшение условий труда и охраны здоровья работников;

10) социальное развитие коллектива;

11) организация рационализаторской и изобретательской рабо­ты;

12) основные показатели технико-экономического уровня производства;

13) технико-экономические результаты внедрения мероприятий по техническому развитию и совершенствованию организации про­изводства.

Взаимосвязь отдельных разделов плана социально-экономического развития предприятия представлена на рис. 2. Ис­ходными данными при разработке данного плана являются:

- прогнозы развития научно-технического прогресса и результа­ты выполненных НИР и ОКР;

- намечаемые размеры капитальных вложений;

- материально-технические ресурсы и текущие затраты на разви­тие техники и совершенствование организации производства;

- длительно действующие нормы и нормативы;

- лицензии, патенты, изобретения, рационализаторские предло­жения;

- научно-техническая информация об опыте работы отечествен­ных и зарубежных предприятий;

- намечаемые мероприятия по снятию с производства продукции, не имеющей спроса, и т.д.



План организационно-технического развития предприятия


 



План по себестоимости изготовления продукции (работ, услуг)


План по производству и реализации (сбыту) продукции


План по охране

окружающей

среды



План материаль­но-технического обеспечения про­изводства


План социального

развития

предприятия



План по труду и кадрам


План по инвестициям и инновациям


Финансовый план

Рис. 2. Взаимосвязь отдельных разделов плана социально-экономического развития предприятия


Показатели плана ОТРП систематизируются на основе:

- натуральных показателей (номенклатура всех планируемых ме­роприятий);

- технических показателей (уровень специализации, уровень механизации и автоматизации, технический уровень, удельный вес прогрессивного оборудования);

- экономических показателей (затраты на внедрение, экономический эффект, рентабельность, численность работников пред­приятия, заработная плата);

Эффективность деятельности предприятия зависит не только от того, как используются основные фонды, но и от того, как регулируется процесс их воспроизводства. Воспроизводство основных фондов происходит благодаря капитальному строительству, под которым понимается процесс технического перевооружения, ре­конструкции, расширения и нового строительства предприятий и их объектов.

Капитальное строительство осуществляется за счет инвести­ций. Инвестиции означают вложение капитала с целью последую­щего его увеличения. По экономическому определению инвестиции - это вложения средств в создание и воспроизводство производи­тельного капитала (основного и оборотного).

Инвестиции совпадают с понятием капвложения, представляющих расходы на:

- создание новых производственных объектов или новое строительство;

- расширение действующего производства;

- реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий;

- модернизацию оборудования;

- увеличение оборотного капитала.

Общая планируемая величина капитальных вложений представ­ляется также в структурном отношении по таким признакам, как технологический, территориальный, воспроизводственный.

Технологическая структура характеризует удельный вес капитальных затрат на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, оснастки.

Воспроизводственная структура позволяет выделить затраты на строительство новых объектов, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих объектов.

Под техническим перевооружением производства понимается обновление и модернизация отдельных видов машин, оборудования, аппаратов и агрегатов. Как правило, на предприятиях оно проводится регулярно в соответствии с ежегодно разрабатываемыми планами организационно-технических мероприятий.

Реконструкция предполагает замену или модернизацию ма­шин и оборудования на всем производственном участке производст­ва. Проводится раз в несколько лет по специально разработанным планам реконструкции производства.

Расширение предполагает строительство новых участков, цехов производства на территории действующего предприятия.

Воспроизводственная структура считается тем более прогрессивной, чем больше в ней доля средств, направляемых на техниче­ское перевооружение и реконструкцию, так как эти формы воспроиз­водства требуют меньших удельных капитальных вложений, и меро­приятия, связанные с их осуществлением, реализуются в более ко­роткие сроки.

Разработка плана по инвестициям и инновациям является одним из важнейших моментов в развитии предприятия. В этом плане определяются инновационные мероприятия по развитию новых направле­ний деятельности, производства новых видов продукции, определя­ются объекты, которые должны быть построены или модернизирова­ны на предприятии, источники и объемы финансирования работ, сро­ки их выполнения.

Для определения планируемого объема инвестиций применяют два метода:

1. Метод прямого счета. Его суть заключается в том, что по каждому из объектов рассчитывают необходимый объем денежных средств, затем суммируют полученные значения по всем объектам для определения общего объема вложений.

2. Укрупненный метод. Предполагает расчет планируемого объема инвестиций путем суммирования прироста производственной мощности соответственно в результате технического перевооружения производства; реконструкции, расширения и нового строительства и нормативов удельных капитальных вложений на единицу прироста производственных мощностей с учетом объемов незавершенного строительства соответственно на начало и конец года.

Для наиболее полного определения технико-экономических показателей, которые должны быть достигнуты в планируемом перио­де в результате намеченных мероприятий, в плане предусматривает­ся система показателей изменения эффективности производства, среди которых можно выделить следующие:

- эффективность использования основных фондов (фондоотда­ча, фондоёмкость, коэффициент использования мощности, рента­бельность основных фондов);

- эффективность использования трудовых ресурсов (производительность труда, фондовооруженность);

 

- эффективность использования оборотных средств (оборачиваемость, продолжительность оборота, коэффициент закрепления оборотных средств);

- эффективность использования материальных затрат (материалоёмкость, материалоотдача);

- эффективность использования капитальных вложений (срок окупаемости, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс доходности и др.).

Расчет экономической эффективности разрабатываемых мероп­риятий производится на основе действующих в практике методик и инструкций. Более подробно данные вопросы изложены в работах [5, 7,8].

Источниками финансирования мероприятий плана ОТРП мо­гут быть:

1) собственные средства предприятия:

- амортизационные отчисления;

- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия с учетом доходов от сдачи в аренду (лизинг);

- паевые взносы учредителей предприятия;

- средства, получаемые от реализации собственных ценных бу­маг;

- прибыль, выводимая из-под налогообложения на финансирова­ние капитальных вложений;

2) привлеченные средства:

- банковский кредит на коммерческой основе;

- бюджетные ассигнования на выполнение конкретных программ федерального или местного значения;

- денежные и материальные взносы учредителей;

- средства юридических лиц и граждан через эмиссию ценных бумаг.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Роль плана ОТРП в системе планов предприятия.

2. Как формируется план ОТРП?

3. Что такое инвестиции?

4. Какова роль инвестиций в развитии производства и в воспроизвод­стве основных фондов предприятия?

5. Что понимается под техническим перевооружением, реконструкци­ей, расширением производства? Какие их этих направлений наиболее эффективны?

6. Каким образом составляется план инвестиций и инноваций на предприятии?

7. Назовите возможные источники финансирования плани­руемых мероприятий.

8. Какие основные показатели применяются для оценки экономической эффективности инвестиций?

9. Что такое срок окупаемости инвестиций? Как он рассчитывается?

Планирование производства и реализация продукции

План сбыта продукции включает в себя количественный план (объем продаж в натуральном измерении), стоимостной план (в денежном выражении) и инструкции о скидках, сроках и условиях платежа. План по сбыту формируется одновременно с планом рекламных мероприятий, ориентированным на расширение рынка сбыта продукции и повышение престижа (имиджа) предприятия.

Методика определения объема продаж (поставок) должна базироваться на количественном измерении спроса, который порождает­ся огромным количеством субъективных, порой противоречивых и неподдающейся формализации и оценки факторов. В этом состоит сложность процесса прогнозирования объема продаж.

Средства прогнозирования и планирования объема продаж можно свести в две группы:

• основанные на экспертных оценках;

• экономико-статистические.

1. Методы экспертных оценок предполагают изучение мнений специалистов предприятий-производителей и потребителей продукции, торгово-посреднических фирм, предприятий розничной торговли, консалтинговых организаций о возможных объемах продаж продукции предприятия в планируемом периоде. На их основе эксперт­ным путем определяются три вида прогноза продаж: оптимистиче­ский, пессимистический, наиболее вероятный (рациональный).

Ожидаемый объем продаж изделия в плановом периоде (0П) можно определить по формуле:

ОП = (0 + 4В + П):6, (1)

где О, В, П - объемы продаж, соответственно оптимистический, вероятный, пессимистический.

Так как любой прогноз носит вероятностный характер, то рассчитывается доверительный интервал возможного объема продаж (Д) по формуле:

Д = ОП + (2(0-П):6), (2)

где (0-П):6 - стандартное отклонение оценок продаж.

Основным фактором успеха при расчете объемов продаж в дан­ном случае является квалификация экспертов. Поэтому эксперты должны знать особенности продукции, рынок, конкурентов и их про­дукцию, тенденции научно-технического развития, динамику цен, итоги работы промышленности в целом в предшествующем периоде.

2. Экономико-статистические методы включают обширный арсенал различных количественных средств. Наиболее часто на практике применяются методы регрессионного и корреляционного анализа; скользящей средней, следящего сигнала.

Метод регрессионного и корреляционного анализа - это способ нахождения объема продаж конкретного изделия, основанный на выявлении и установлении зависимости искомого показателя от других факторов. На основании статистической выборки по объему продаж планируемого товара (У) и различных факторов, влияющих на него (X1, Х2, ХЗ и т.д.), за предшествующие плановому периоды составляются статистический ряд наблюдений и стандартные уравнения. Зависимость показателей может быть линейной, параболической, ги­перболической и экспоненциальной. Для выявления формы связи, тесноты связи и различных показателей, характеризующих пригод­ность исходного статистического материала для анализа и прогнози­рования, могут быть использованы различные программы обработки данных.

К числу простых методов прогнозирования объема продаж относится расчет скользящей средней величины продаж, которая рассчитывается путем деления фактического объема продаж на продол­жительность анализируемого периода. Планируемый объем продаж принимается равным этой величине.

Метод взвешенной скользящей средней (экспоненциального сглаживания) отличается от рассмотренного метода тем, что при расчете средней величины продаж за ретроспективный период в модель вводятся весовые коэффициенты, отражающие меру влияния различ­ных факторов. Данный подход может применяться в случае, если при расчете планируемого объема продаж необходимо учесть не только фактические данные о продажах за предшествующий период, но и результаты прежнего прогноза на этот период. Тогда фактическим продажам за конкретный период и прогнозу за этот период присваи­ваются весовые коэффициенты, дающие в сумме единицу.

Метод «следящего сигнала» учитывает ошибку прогноза и рассчитывается путем деления абсолютной суммы отклонений (без уче­та знака) на среднее отклонение. Нормальное колебание «следящего сигнала» должно быть в пределах 3,0-7,0. Если этот показатель вы­ходит за пределы норматива, то метод расчета планируемого показа­теля не адекватен условиям данного предприятия и подлежит усовершенствованию.

Планирование продаж основывается на прогнозе развития потребностей, которые предприятие может удовлетворить своими товарами. С этих позиций всех потребителей можно разделить на две группы: конечные потребители (приобретающие товар для личного пользования) и предприятия-потребители (оптовые покупатели, приобретающие товар для дальнейшей переработки или продажи). Пове­дение этих групп потребителей может различаться в зависимости от целей приобретения товара, способов принятия решений о покупке, источников получения информации о товаре, требований к послепродажному сервису. В силу этого методы прогнозирования продаж для различных потребителей также различаются. Для предприятий-потребителей расчеты носят более вероятностный характер, посколь­ку по своей сути являются прогнозами, построенными на других прогнозах [3, 16].

В зависимости от типа потребителя выделяются два подхода к прогнозированию объемов продаж. Для предприятий-потребителей объем продаж рассчитывается на основе конечного использования их продукта. Прогнозирование по данному методу базируется на про­гнозах развития конкретных потребителей продукции предприятий. Использование данного метода наиболее предпочтительно на пред­приятиях добывающей и энергетической промышленности, в маши­ностроении при изготовлении комплектующих деталей и сборочных единиц. Объем продаж орудий и предметов труда определяется ме­тодом прямого счета, исходя из удельных норм их расхода у потре­бителей. Объемы продаж конечным потребителям рассчитываются по «доли рынка предприятия». При прогнозировании объема продаж по этому методу используются данные о среднегодовых темпах роста емкости целевого рынка в прошедшем периоде, его емкости в пред­плановом году (текущем) и планируемой доли предприятия в общем объеме продаж. Объем продаж (ОП) может рассчитываться по фор­муле:

ОП = Ер*Ир*(Д:100), (3)

где Ер - емкость целевого рынка в отчетном году (единиц);

Ир - среднегодовой индекс роста емкости целевого рынка за прошедший период;

Д - планируемая доля предприятия на целевом рынке в прогноз­ном периоде (процент).

К основным факторам, оказывающим влияние на величину Ир и Д, относятся тенденции изменения доходов населения, колебания де­ловой активности, сезонные изменения спроса, цикличность появле­ния на рынке новых товаров-конкурентов, изменения в технологии производства.

Расчет объемов продаж предметов потребления может вестись методом прямого счета на основе рациональных норм потребления на душу населения, объемов заготовок сырья.

Схема формирования плана производства и реализации продук­ции представлена на рис. 3.


           
   
 
   


Плановый объем производ-ства и реализации продук­ции

 






Date: 2015-05-09; view: 1309; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.172 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию