Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Плавание в системе физического воспитания






11.1. Занятия плаванием '^.. > и*^ / ю с детьми грудного возраста ' > п-,...^,^.-,

Основными задачами занятий плаванием с детьми грудного
возраста являются: " ■■■> ■•> ■ ■> >

.O'i-i

— улучшение дыхания и кровообращения; "f

- укрепление опорно-двигательного аппарата;

- улучшение деятельности центральной нервной системы;

— укрепление здоровья (профилактика заболеваний с помощью
закаливания).

Занятия плаванием с детьми грудного возраста осуществляются в детских поликлиниках и в домашних условиях, под руководст­вом специалистов-медиков. При этом строго учитывается индиви­дуальное развитие и состояние здоровья малыша. Если ребенок имеет нормальный вес, то, начиная с 3-й недели, после получения разрешения врача, можно приступать к занятиям плаванием, ко­торые должны проводиться 5—6 раз в неделю.

Заниматься плаванием с малышом можно в обычной домашней ванне или в небольшом бассейне-ванне из дерева, пластмассы, кирпича и нержавеющей стали (длина — 2 м, ширина —1м, глуби­на — 80 см).

Прежде чем наполнить ванну, ее необходимо тщательно вы­мыть и продезинфицировать. Вода должна быть абсолютно чис­той, пригодной для питья. Только в идеально чистую ванну можно опускать новорожденного. Температура воды на первых занятиях должна быть не ниже 36,5°С, а время пребывания в воде — не бо­лее 10—15 мин. Занятия плаванием лучше проводить в первой по­ловине дня, в одно и то же время. Во время занятий надо постоян­но разговаривать с ребенком, повторяя поощрительные слова, чтобы вызывать у него положительные эмоции. Желательно вклю­чить тихую, мелодичную музыку.

В течение занятия нужно постоянно следить за состоянием ре­бенка, не допуская перегрузок и переохлаждения и соблюдая глав­ный принцип постепенности.


В течение курса обучения не реже чем 1 раз в 1,5—2 месяца не­обходимо показывать ребенка детскому врачу. Первые занятия следует провести под наблюдением и при помощи специалиста по лечебной физической культуре при детской поликлинике.

Поскольку головка у новорожденного слишком тяжелая по от­ношению к другим частям тела, ее нужно обязательно поддержи­вать или прикрепить к чепчику пенопластовые поплавки («чепчик русалки»).

Обучение плаванию детей первого года жизни можно условно разделить на 5 этапов.

1-й этап. Срок обучения — 1 месяц; в среднем проводится 25 за­нятий. Продолжительность первых занятий — 15—20 мин при тем­пературе воды 36—37°С. Постепенно продолжительность каждого занятия увеличивается до 30 мин, а температура воды снижается до 34°С.

Все упражнения, используемые на этом этапе, выполняются с помощью методиста ЛФК, который специальными приемами под­держивает ребенка за различные части тела. В течение первого ме­сяца обучения с поддержками применяются три вида упражнений — покачивания, проводки и погружения. Во время выполнения уп­ражнений нужно поливать голову ребенка теплой водой из лейки: это учит его задерживать дыхание и побуждает двигаться в воде.

Основными упражнениями, выполняемыми на 1-м этапе обу­чения, являются:

- окунание в воду несколько раз до подбородка, держа ребенка под мышки и за верхнюю часть грудной клетки (рис. 83);

- покачивания в воде в поло­
жении на спине, используя под­
держку «солдатиком». Покачи­
вания осуществляются перево­
дом ребенка из горизонтального
положения в полувертикальное
и обратно — сначала медленно,
затем все быстрее (2—3 мин).
Для поддержки «солдатиком»
левая ладонь подводится под за­
тылок, а правая обхватывает об­
ласть таза ребенка (рис. 84);

— использование в качестве
,.% • >]■.■■ к. отдыха между упражнениями

Рис 83, 84. Поддержка под мышки и поддержки в вертикальном по-
«солдатиком» ложении (в течение 1 мин): левая


ладонь с разведенными четырь­
мя пальцами обхватывает грудь
ребенка (он чуть заваливается на
ладонь), большой палец поддер­
живает подбородок, а правая ла­
донь - затылок (рис. 85);
j i — поддержка «двойным зам-

ком». Применяется в двух по­зициях:

а) на спине: подвести обе ла-
дони под спину малыша и
большими пальцами рук, как
замком, обхватить сверху плечи
Рис. 85. Поддержка с завалом ребенка (рис. 86). В таком по-

ма грудь ложении выполнять боковые

покачивания вправо-влево, б) на груди: поддерживая ре­бенка под грудь и подбородок, выполнять боковые покачива­ния;

Рис. 86. Поддержка «двойным замком»

— проводка от одного конца ванны до другого и обратно в положении на спине, а затем (на последнем занятии) на гру­ди, применяя поддержку «сол­датиком» и «двойным замком». Чередовать прямые проводки на груди и на спине.


Покачивания и проводки выполняются на 1—5-м занятиях, по­степенно увеличивая продолжительность каждого упражнения в положениях на груди и на спине — до 5 мин; после этого ребенку дается отдых в вертикальном положении в течение 1 мин.

На последующих занятиях проводки усложняются: выполня­ются на поверхности воды по кругу, восьмеркой, зигзагами, одно­временно с покачиваниями («винтом»).

После 10-го занятия, усложнив прямую проводку, проверяется наличие у ребенка «толчкового рефлекса», который поможет ему активно скользить по воде. Упражнение выполняется в «чепчике ру­салки», поддерживающем лицо ребенка над водой для дыхания. Для этого необходимо довести ребенка в положении на спине (рис. 87) (а позднее на груди), до правой стенки ванны, повернуть его, при­близив пятки к самому бортику ванны, и до отказа согнуть его ноги


Рис. 87. Скольжение на спине

в коленных и тазобедренных су­
ставах; затем установить пятки
на стенку ванны и на несколько
секунд прекратить свое усилие.
Ребенок должен сам оттолк­
нуться от стенки ванны и слегка
проскользить по поверхности
воды. Затем рекомендуется вы­
полнить проводку к левой стен-
■'■••• ' - ■ - -' ■ ке ванны и повторить те же дей-

ствия, но в обратную сторону.

Такие проводки с поворотами выполняются в течение 2—3 мин, затем ребенку дается отдых в течение 1 мин и упражнение повто­ряется. За одно занятие надо выполнить 2—3 серии таких упражне­ний, чередуя их с прямыми проводками, по кругу и восьмеркой. Если в течение недели ребенок не начнет отталкиваться от стенки ванны, выполнение упражнения придется прекратить.

С 15—16-го занятия проводку ■.,.-,-■ т.

Рис. 88. Поддержка «ложкой»

в положении на спине выполня­ют с поддержкой «ложкой»: ре­бенок лежит на спине, а взрос­лый, сложив ладонь в форме ложки, поддерживает его заты­лок (рис. 88). Через некоторое время можно попробовать под­держивать голову ребенка раз­веденными пальцами, затем 2-3 пальцами.

Начиная с 12-го занятия, усложняются проводки в положении на груди — с поддержкой «дугой». Взрослый, сомкнув 4 пальца ле­вой руки, отводит в сторону большой палец и на образовавшийся изгиб («дугу») укладывает и слегка приподнимает подбородок ре­бенка.

Начиная с 16-го занятия, постепенно увеличивается продолжи­тельность проводки ребенка в положении на спине или на груди, и к 25-му занятию она достигает 4 мин.

Для стимулирования активных плавательных движений ногами и руками, а также для развития врожденной способности к за­держке дыхания с 20-го занятия начинается подготовка к погруже­нию, т.е. кратковременному окунанию с головой в воду. Для этого во время проводки на груди с поддержкой «дугой» нужно погру­зить в воду лицо ребенка до уровня носа. На 23—25-м занятиях,


поддерживая ребенка в верти­кальном положении, громко со­считать: «Раз, два, три — ны­ряй!» — и после этого погрузить ребенка в воду несколько раз (до уровня носа, затем до уровня глаз). В течение одного занятия можно выполнить 5—6 погруже­ний (рис. 89).


На этом программа 1-го эта­па обучения заканчивается.

На 1-м этапе нужно придер­живаться следующих методиче­ских рекомендаций:

Рис. 89. Погружение в воду с головой

— при горизонтальных про-
>;.:.. -...*>;..-...».и- - водках ребенок должен отдыхать

в вертикальном положении;

—следить, чтобы ребенок во время проводки принимал строго
горизонтальное положение и был полностью погружен в воду;

—не увеличивать рекомендованное число упражнений;

—не погружать ребенка в воду из положения на спине и не оку­
нать в воду плачущего ребенка;

— по окончании 1 -го этапа показать ребенка детскому врачу.
2-й этап. Срок обучения - около 2 месяцев (40-50 занятий).

Продолжительность пребывания ребенка в воде постепенно уве­личивается до 40—45 мин; температура воды снижается с 34 до 32°С (каждые 2-3 дня на 0,5°С).

Перед занятием в ванне рекомендуется сделать ребенку легкий массаж и выполнить с ним несколько упражнений (движения но­гами типа «велосипед», кролем и брассом; поочередные движения прямыми руками вверх-вниз, в стороны-вниз).

Задачами 2-го этапа обучения являются:

обучение ребенка самостоятельно держаться на воде в положе­нии на спине 2—3 мин;

сохранение в течение 2 мин горизонтального положения тела при беспрерывной проводке на груди с поддержкой одной рукой;

погружение в воду на 5 с (3 раза в течение 1 мин) с помощью взрослого.

На 2-м этапе осваиваются несколько новых способов поддержки.

Поддержка «ковшом» — ребенок лежит на груди на разведенных пальцах правой руки взрослого; подбородок придерживается предплечьрм (рис. 90).


Поддержка «обхватом сза­ди» — ребенок находится в вер­тикальном (рис. 91) или в гори­зонтальном (рис. 92) положе­нии; взрослый обхватывает его двумя руками под мышками так, чтобы большие пальцы располагались на лопатках, а остальные на груди.

Рис. 90. Поддержка «ковшом»
Рис. 9?. Поддержка «обхватом сзади».!■•... -.,j..-
Рис. 92. То же в горизональном положении

Основными упражнениями первого месяца занятий являют­ся проводки, погружения и скольжения. Особенностью данного этапа является сведение к минимуму поддержки малыша в воде и постепенное увеличе­ние времени самостоятельного плавания (до 5,10,15 с). Провод­ки на спине чередуются с про­водками на груди, используя поддержки «дугой» и «ковшом». Скольжение также выполня­ется в двух вариантах — на груди и на спине. Для выполнения скольжения на спине следует выполнить 2—3 проводки в обычном темпе, затем ускорить проводку и, когда пятки ребен­ка коснутся стенки ванны, на несколько секунд убрать руку — ребенок самостоятельно про­двинется в обратном направле­нии по поверхности воды. Для выполнения скольжения на гру­ди, при поддержке «ожерельем г;:, tj-i.i.-. • '.1 русалки» (приспособление из кусочков пенопласта, одеваемое на подбородок для поддержки го­ловы на поверхности воды) или руками, выполняются ускоренная проводка и толчок (рис. 93). Проводки со скольжением необходимо чередовать с короткими погружениями в воду. Продолжительность погружений — та же, что и на 1-м этапе, но глубину погружения можно увеличить, чтобы голова полностью находилась под водой.



Рис. 93. Скольжение на груди с поддержкой

От занятия к занятию увели­чивается продолжительность самостоятельного плавания ре­бенка (до 30 с и более). Надо следить, чтобы ребенок сохра­нял горизонтальное положение в воде. Для поддержки ребенка на спине можно воспользо­ваться подвесками (вожжами). Периодически (на 5—10 с) мож­но ослаблять натяжение подве­сок, и ребенок постепенно привыкнет самостоятельно держаться на воде.

На 2-м этапе обучения определяется наиболее удобный вариант движений малыша. Для этого выполняются следующие упражне­ния в воде. В положении на спине (в «чепчике русалки») обхватить стопы ребенка: на 1—3-м занятиях попеременно сгибать и выпря­млять ноги ребенка в коленных суставах («велосипед»); на 4—6-м занятиях выполнять попеременные движения свободно вытяну­тыми ногами ребенка (кроль); на 7—9-м занятиях одновременно сгибать ноги ребенка в коленных суставах, разводить колени в сто­роны, выпрямлять ноги и смыкать их (брасс). Эти же упражнения осваиваются и в положении на груди. В каждое занятие рекомен­дуется включать однотипные движения ногами, выполняемые в положении на спине и на груди. На каждом последующем занятии увеличивается количество движений ногами.

На последних 4—5 занятиях погружения в положении на груди несколько усложняются и выполняются в сочетании с проводкой и скольжением. Поддерживая ребенка на поверхности правой ру­кой «ковшом», левой мягко надавливать на его спину и плечи, по­гружая с головой в воду и одновременно продвигая вперед. Выпол­няя погружение, надо обязательно давать команду: «Раз, два, три — ныряй!» При многократном повторении такой команды у ребенка вырабатывается условный рефлекс и, услышав ее, он самостоя­тельно сможет погрузиться в воду, в чем и заключается конечная цель выполнения данных упражнений.

3-й этап. Срок обучения - примерно 2 месяца (50-60 занятий). Основное внимание уделяется упражнениям для активизации дви­жений ногами, но выполнять их следует только одним (избранным на предыдущем занятии) способом — до тех пор, пока ребенок не начнет движения ногами самостоятельно.

Важными задачами данного этапа также являются: ■" '* - ^ ■■'*»»


активизация движений ру­ками;

Рис. 94. Упражнение «качели»

освоение упражнения «каче­ли»: поддерживая ребенка в по­ложении на груди над самой по­верхностью воды двумя руками (одной — под подбородок «ду­гой», ладонью другой - область таза или бедер обхватом снизу), 2 раза раскачать малыша из сто­роны в сторону, а на третий погрузить в воду и 4—5 раз подряд про­вести его от одной стенки ванны до другой (рис. 94).

В начале 3-го этапа при выполнении упражнений на спине и на груди используются также поддерживающие средства, как «чеп­чик русалки» и «пояс Нептуна» (надувная резиновая подушка, прикрепляемая к пояснице ребенка при плавании на груди). К концу этапа применение поддерживающих средств должно быть доведено до минимума.

Для того, чтобы научить ребенка выполнять движения на спи­не, взрослый одевает ему «чепчик русалки», берет в руки его стопы и выполняет упражнения сериями по 3 мин (с интервалами отды­ха 1 мин). На следующем занятии можно не надевать «чепчик», а поддерживать голову пальцами; на 3-м занятии можно попробо­вать обойтись без поддержек.

m■ Гч1'; .>■■-■ ■" -■■■••• г,-; • В положении на груди уп-

Рис. 95. Поддержка «поясом Нептуна»

ражнения выполняются так же, как и на спине, но для под­держки используется «пояс Нептуна» (рис. 95). К середине обучения на 3-м этапе «пояс Нептуна» рекомендуется наду­вать примерно на две трети, за­тем наполовину.

С 8—10-го занятия упражне­ния для активизации движений ногами можно чередовать с движе­ниями руками. Для этого, поддерживая ребенка за руки в положе­нии лежа на спине, выполнять движения руками, как при плава­нии кролем на спине; затем в положении на груди - движения ру­ками, как при плавании кролем на груди и брассом. После 20-30 движений надо дать ребенку отдохнуть 15—20 с и снова повторить серию движений. В течение одного занятия рекомендуется выпол­нить 4-8 серий.


С целью повышения активности ребенка можно использовать его любимые игрушки. Ребенку показывают игрушку и постепен­но отводят ее к противоположной стенке ванны. Ребенку придет­ся тянуться за игрушкой, выполняя движения ногами.

На 3-м этапе детей грудного возраста также обучают нырянию в усложненных условиях. Ребенок находится в положении на спи­не; мягко касаясь ладонью его груди, взрослый погружает малыша в воду под привычную для него команду: «Раз, два, три - ныряй!» Затем то же выполняется во время прямой проводки в положении на спине. В том и другом случае погружать ребенка следует не бо­лее чем на 4—5 с.

4-й этап. Срок обучения — 2,5-3 месяца (50-60 занятий). На каждом занятии 15 мин рекомендуется отводить активному отды­ху в воде (играм, ходьбе по дну ванны).

Задачами 4-го этапа обучения являются:

обучение ребенка плаванию на спине в течение 10 мин, само­стоятельно выполняя движения ногами или руками;

плавание на груди в течение 5 мин (можно с легкой поддерж­кой), самостоятельно выполняя движения ногами или руками;

..JO Г

самостоятельное, по команде обучающего, погружение в воду и выныривание на поверхность.

Ходьбе по дну ванны отво­дится по 4—5 мин в начале и в конце занятия. Когда ребенок стоит в ванне, вода должна до­ходить ему до уровня плеч. Сверху поперек ванны кладет­ся и слегка придерживается гладко выструганная реечка, за которую малыш сможет уце­питься. Многие дети ходят, держась за реечку, которую пе­редвигает взрослый (рис. 96).

Рис. 96. Ходьба по дну ванны с опорой о рейку i; г fit

Для подготовки ребенка к самостоятельному плаванию его поддерживают кончиками разведенных пальцев под грудь

и живот, слегка толкают вперед и тут же убирают пальцы. Ребенок начинает самостоятельно выполнять движения ногами или рука­ми. Вначале ребенка оставляют без поддержки не больше чем на 2—3 с, затем постепенно увеличивают продолжительность само­стоятельного плавания до нескольких минут. > ■ i м.:>;•.


Для активизации малыша, так же, как и на 3-м этапе обучения, используют его любимые игрушки.

Плаванию на спине на 4-м этапе уделяется несколько меньше времени, чем на 3-м: примерно 15—20 мин на каждом занятии от­водится совершенствованию умения ребенка держаться на воде. Можно оставлять малыша без поддержки в положении на спине на 10—15 миН. В течение этого времени постоянно следует побуждать ребенка к движениям: подталкивать его для скольжения и помо­гать ему выполнять движения ногами и руками.

Плавание на спине можно использовать не на каждом занятии, 2—3 раза в неделю. На других занятиях рекомендуется совершенст­вовать движения ногами, помогать ребенку выполнять уже извест­ные ему упражнения, но в более быстром темпе. Подобными уп­ражнениями надо заниматься в течение 8—10 мин. Кроме того, на этом этапе совершенствуются изученные ранее гребковые движе­ния руками.

Упражнения с погружениями в воду можно повторять по 3-4 раза в первой и во второй половине занятия. Продолжительность каждого погружения прежняя — 4—5 с (с интервалами отдыха 15—20 с). Надо постараться научить ребенка самостоятельно выныривать из воды.

После каждого упражнения, выполняемого в горизонтальном положении, надо давать ребенку отдых в вертикальном положении.

В программу занятий 4-го этапа включаются игры и упражне­ния, основанные на проявляющейся в этом возрасте способности к подражанию. Покажите ребенку гребки руками и попросите его сделать то же — и так 10—2 раз в течение занятия. Подражательные способности ребенка можно использовать для того, чтобы научить его самостоятельно погружаться в воду.

5-й этап. Срок обучения — 3-4 месяца (до тех пор, пока домаш­няя ванна не станет мала для плавания). Затем можно перейти к занятиям (с разрешения детского врача) в плавательном бассейне при поликлинике.

Занятия рекомендуется проводить не реже 5 раз в неделю. Про­должительного каждого занятия — 50—60 мин. Температуру воды разрешается постепенно снизить до 29—30°С.

Задачами 5-го этапа являются:.;■*" -t> ■■>>■■<■'...yt..-^й^Щ-'ч.

обучение ребенка самостоятельно держаться на воде в положе­нии на спине в течение 10 мин (при этом он должен активно рабо­тать ногами); •.v-.'-j/nt'-V- -'"■'■ ('" 1,иь;!..-.■■, и •.-bv I. Mi ■ ■•■■

самостоятельное плавание в положении на груди в течение 5 мин;

по команде обучающего самостоятельное погружение в воду (3 раза в течение 3 мин) и доставание игрушек со дна бассейна.


В каждое занятие включаются плавание в положение на груди, самостоятельное плавание на спине, погружение в воду с самосто­ятельным выныриванием, разнообразные игры. Усложняются уп­ражнения, основанные на подражании. Ребенка обучают дыханию (выдохи на поверхность воды). Повторяя с ребенком уже извест­ные ему движения ногами и руками, надо стараться, чтобы они становились более симметричными, плавными, мягкими. Выпол­няя с малышом движения руками, надо следить, чтобы он погру­жал их в воду с ускорением, чтобы гребки руками имели достаточ­ную амплитуду и руки быстрее возвращались в исходное положе­ние. Движения ногами тоже должны иметь достаточную амплиту­ду и выполняться ритмично.

Следует отметить, что разделение периода обучения детей груд­ного возраста на этапы носит условный характер; продолжитель­ность каждого этапа может быть увеличена в зависимости от инди­видуальных особенностей ребенка. Надо помнить о том, что глав­ная цель занятий плаванием с детьми первого года жизни — зака­ливание и укрепление здоровья. Поэтому важно соблюдать основ­ные принципы закаливания: систематичность и постепенность.

Контрольные вопросы и задания, °?>■■.

1. Перечислите основные задачи, которые решаются на занятиях
плаванием с детьми грудного возраста.

2. В каких условиях проводятся занятия плаванием с малышами
(гигиенические требования к воде, температурный режим, время
проведения занятий, их продолжительность)?

3. Расскажите о методике проведения занятий плаванием с деть­
ми грудного возраста.

4. Перечислите основные поддерживающие средства, используе­
мые на занятиях плаванием с малышами.

5. Назовите этапы обучения плаванию детей первого года жизни
(задачи, продолжительность, основные средства и методы).

'. i VI..-•

Рекомендуемая литература ■ и ч< ■••■.; ■

1. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию
в детском саду. — М.: Просвещение, 1991, с. 35—38. '■■
. ' •

2. Фирсов З.П. Плавание для всех. - М.: ФиС, 1983.

3. Физкультура для всей семьи/Сост. Козлова Т. В., Рябухина Т. А. —
М.: ФиС, 1989, с. 47-50.
i..- -:


• 11.2. Обучение плаванию в детском саду

Организация обучения детей плаванию в детском саду осущест­вляется в комплексе со всеми многообразными формами физкуль­турно-оздоровительной работы, так как только сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании организма.

Занятия плаванием должны проводиться не ранее чем через 40 мин после еды и не позднее чем за 1,5-2 ч до ночного сна.

Обучение плаванию проходит, как правило, в форме групповых занятий. Количество занятий для каждой группы - не менее 2 раз в неделю.

- i Принята следующая возрастная классификация детей дошколь­ного возраста, на которую ориентируются при планировании обу­чения плаванию в детском саду: 1-я младшая группа (3-й год жиз­ни); 2-я младшая группа (4-й год жизни); средняя группа (5-й год жизни); старшая группа (6-й год жизни); подготовительная группа (7-й год жизни). Группы детского сада делят на подгруппы в зави­симости от возраста детей и конкретных условий (количества де­тей в группе, размера бассейна, цели занятия). Число подгрупп в каждой группе будет различным: так, 1-ю и 2-ю младшие группы нужно разделить на 3—4 подгруппы, чтобы в каждой из них было не более 6—8 человек; более старшие группы делят на 2 подгруппы, чтобы в каждой было не более 10—12 человек.

Продолжительность занятий в разных группах тоже неодинако­
ва и зависит от возраста и периода обучения. Так, в начале обуче­
ния занятия менее продолжительные, а по мере освоения детей с
водой их длительность увеличивается. ' '• .\\.-\\.>

Обучение плаванию в детском саду осуществляется тренерами и инструкторами бассейна. Уровень воды в бассейне должен быть не более 50—60 см и доходить до пояса занимающихся; температу­ра воды — около 30°С. Занятия проводятся по программе физиче­ского воспитания для детского сада; на них решаются задачи осво­ения с водой и овладения элементами техники плавания.

Продолжительность занятия плаванием детей старшего возрас­та — не менее 40—60 мин; а во 2-й младшей и средней группах в на­чале обучения она несколько меньше.

Формирование умения плавать предусмотрено программой, начиная с четвертого года жизни ребенка, т.е. со 2-й младшей группы. Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны, вла-


деют необходимыми гигиеническими умениями и навыками, а также имеют определенный двигательный опыт и, как правило, хорошо адаптируются к условиям дошкольного учреждения.

В этой группе уже можно проводить не только индивидуальные (как с детьми более раннего возраста), но и групповые занятия.

В работе с дошкольниками обязателен индивидуальный под­ход. Это связано в первую очередь с тем, что детский организм в этом возрасте еще хрупкий, ^сформировавшийся, что требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное — фи­зических возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола и возраста, уровня физического развития и здоровья ребенка, его подверженности простудным заболеваниям, степе­ни освоения с водой и адаптации к изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки мож­но подобрать наиболее оптимальные методы обучения плаванию дошкольников.

Ведущее место должен занимать игровой метод, позволяющий обеспечить необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, увеличить число повторений упражнений, использо­вать различные исходные положения, повысить эмоциональность занятий.

Система упражнений и игр, применяемая в обучении дошколь­ников, основывается на закономерностях поэтапного формирова­ния соответствующих навыков. Принято выделять несколько эта­пов обучения.

1-й этап. Ему соответствует младший дошкольный возраст (3—4 года). Начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свой­ствами (плотностью, вязкостью, прозрачностью). Заканчивается этот этап, когда ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно (с помощью взрослого) передвигаться по дну бассейна, совершать простейшие действия, играть.

2-й этап. Ему соответствуют младший и средний дошкольный возраст (4-5 лет). Основная задача - приобретение детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточ­но уверенно. На занятиях дети учатся держаться на поверхности (всплывать, лежать, скользить), а также самостоятельно выполня­ют дыхательное упражнение «вдох-выдох» (не менее 10 раз под­ряд).

3-й этап. Ему соответствует старший дошкольный возраст (6 лет). Основная задача — обучение плаванию избранным способом. К кон­цу этого этапа дети должны проплывать 10—15 м на мелководье разу­ченным способом в полной координации.


4-й этап. Ему соответствуют старший дошкольный и младший школьный возраст (6—7 лет). Основная задача — совершенствова­ние техники избранного способа плавания, выполнение простых поворотов и прыжков в вода Дети приобретают умение плавать на глубокой воде.

Освоение различных движений осуществляется путем много­кратного их повторения; количество повторений должно возрас­тать постепенно. Учитывая, что повторение движений является од­нообразной деятельностью и утомляет детей, на одном занятии на­до предлагать им разнообразные упражнения. Дошкольники на ос­нове подражания лучше осваивают целостные двигательные акты, поэтому надо создавать у них целостное представление об изучае­мом способе плавания. В связи с особенностями развития мышле­ния детей в этом возрасте (конкретность, предметность, сильно выраженная способность к подражанию и др.) очень большое зна­чение при обучении плаванию имеет показ, который должен со­провождаться доступными для детей пояснениями инструктора.

Большое место в мышлении ребенка-дошкольника занимает образ. В обучении плаванию целесообразно применять образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений. Например, та­кие названия, как «Глазки в воде», «Нос утонул», «Раки», «Акула» и др., помогают создать у ребенка реальные представления о вы­полнении упражнений, обеспечивают правильное овладение ими.

В работе с детьми 4—6 лет не следует использовать большое ко­личество команд и подсчетов при разучивании упражнений.

Овладение навыком плавания достаточно сложно для дошколь­ников; в связи с этим в процессе обучения надо использовать зна­чительное количество разнообразных подготовительных упражне­ний и игр.

Дозировка нагрузки для девочек и мальчиков одинакова, но из­меняется в зависимости от возраста: детям 3—4 лет дается несколь­ко меньшая нагрузка, чем детям 5 лет.

Исправлять ошибки дошкольников в процессе занятий плава­нием нужно в определенной последовательности. Так, нельзя ис­правлять одновременно несколько ошибок — это рассеивает вни­мание детей. Чаще всего у дошкольников ошибки связаны с недо­статочной степенью общей физической и координационной под­готовленности. Надо стремиться к тому, чтобы дети освоили об­щую схему движений избранного способа плавания, и не требо­вать от них точности в технике.

Успешность обучения повышается, если ведущий занятия взрослый (тренер или родитель) находится в воде. При обучении


дошкольников необходимо соблюдать стандартные требования безопасности (см. главу 8, раздел 8.2.).

Занятия по плаванию, начатые в младшем дошкольном возрас­те, способствуют успешному обучению каждого ребенка жизненно необходимому навыку - с учетом индивидуальных особенностей его развития, уровня физической подготовленности и состояния здоровья, открывают хорошие перспективы для систематических занятий плаванием.

Контрольные вопросы и задания

■I. ■ ■ • ■.-.■■•■ .;

1. Назовите задачи обучения плаванию в детском саду.

2. Каковы условия проведения занятий плаванием в детском саду
(уровень воды в бассейне, температура воды и т.д.)?

3. Как обеспечить безопасность на занятиях плаванием с детьми
дошкольного возраста?

4. Назовите этапы обучения плаванию дошкольников (задачи и со­
держание каждого этапа, методы обучения).

5. Каковы особенности методики проведения занятий плаванием с
детьми дошкольного возраста?
-;

Рекомендуемая литература -

Булгакова П.Ж. Плавание. — М.: ФиС, 1999 — (Азбука спорта).
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в
детском саду. — М.: Просвещение, 1991.
■ ■•-







Date: 2015-05-09; view: 625; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.066 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию