Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура мотивации достижения высокого результата в спорте
Второй вид потребностей связан с естественной необходимостью есть, пить, одеваться, растить детей, помогать родителям. Потребность в получении оценки общества через систему моральных и материальных критериев является одной из главных мотиваций любой деятельности. В спорте потребности, отнесенные нами к первой группе, реализуются особенно наглядно, так как спорт с его противоборством имеет четко обоснованные критерии результативности успеха, что и позволяет сделать более объективным и наглядным процесс общественного признания. Поэтому мы рассматриваем два первых мотива как побудительные основания в структуре мотивация спортсменов. Следующие три мотива второй группы отражают уровень потребностей более специфического характера. Для достижения высокого результата в спорте необходимо иметь хорошее здоровье, специальные навыки и знания, а также благоприятные социально-бытовые условия для занятий спортивной деятельностью. Потребности этого порядка характеризуют уровень объективных возможностей спортсмена для достижения высокого спортивного результата, поэтому группа этих мотивов была нами названа базисными основаниями мотивации. В третью группу вошли два мотива, отражающие уровень потребностей в накоплении информации о будущих противниках и степени заинтересованности спортсмена в отсутствии психогенных влияний. Поскольку их роль важна непосредственно в ходе самого процесса противоборства, они были определены нами как процессуальные основания мотивации. В этих трех группах мотивационных оснований легко обнаруживаются самые разнообразные связи спортсмена как деятельного субъекта с окружающей его действительностью, связи, которые являются для него в той или иной степени информативно значимыми и на базе усвоения которых рождается осознание реальной возможности достижения намеченного спортивного результата в избранном виде спорта. <...> Рекомендации для тренеров по изучению особенностей мотивации спортсменов <...> Нетрудно понять тренеров, которые захотят сегодня, сейчас приступить к изучению особенностей мотивации своих учеников. Для них мы и изложим основные ориентиры и приемы с тем, чтобы они могли успешно решить поставленную задачу, не прибегая к специальной методике. Такими ориентирами в практической работе могут служить семь мотивов, описанных в предыдущем разделе (см. табл. 2). Спорт осознается спортсменом прежде всего как форма активности, позволяющая реализовать его потребности в самоутверждении, самовыражении, исполнении общественного долга. Эта группа потребностей показывает так называемую принципиальную направленность спортсмена. Тренеру путем наблюдений и бесед необходимо составить представление об уровне потребностей этого плана. Об этой стороне личности спортсмена тренер может судить по тому, как тот переживает поражение или успех — свой или товарищей по команде, как он относится к процедуре награждения — подъем флага, исполнение гимна. О принципиальной ориентации спортсмена говорят цели, которые он ставит перед собой в соревнованиях. Чем выше цель, тем сильнее принципиальные устремления спортсмена. Уровень тех или иных потребностей спортсмена тренеру лучше всего оценивать по десятибалльной шкале, т. е. по существу, количественно выразить значение всех семи мотивов, отражающих структуру мотивации спортивной деятельности (см. табл. 2). При этом следует придерживаться следующего правила. Надо выделить среди анимающихся двух спортсменов — одного, имеющего наиболее низкие потребности, и другого — с наиболее высокими потребностями определенного вида. Первый получает оценку потребностей данного вида в один балл, второй — в десять баллов. Остальные участники получают оценки, соответствующие их месту относительно этих двух спортсменов. Это необходимо сделать по всем семи группам потребностей, включенных нами в структуру мотивации. Материальные потребности человека частично удовлетворяются в спортивной деятельности (поездки на сборы, соревнования и т. п.), поэтому в структуре мотивации они могут выступать как побудительные основания. О потребностях этого вида можно судить по информации о материальном положении семьи, по тому, как одевается спортсмен. У спортсмена в ходе его деятельности могут выработаться потребности в определенном социально-личностном микроклимате, поэтому связи такого порядка могут выступать в качестве мотивационных. Так, наши исследования показали, что нередко ведущей в структуре мотивации спортсмена выступает потребность в уважении родных и близких, членов коллектива, где учится или трудится спортсмен, и т. п. В спорте нельзя добиться серьезных результатов без овладения специальными знаниями и навыками. Реализация этой потребности является важным звеном в формировании мотивации, поскольку связи этого плана играют ведущую роль в выборе конкретного вида спорта, в постановке далеко идущих целей. О степени ее актуализации тенер может судить, сопоставляя свои собственные наблюдения, касающиеся оценки специальной подготовленности спортсмена, и мнение самого ученика по данному вопросу. Спортивная деятельность предъявляет повышенные требования к здоровью спортсмена, в его сознании постоянно протекает процесс сопоставления своих возможностей с требованиями данного вида спорта. Поэтому не удивительно, что эти связи являются весьма существенными при формировании мотивации спортсмена. О степени их актуализации тренер может судить как по объективным данным медицинских заключений, так и на основе самооценок спортсмена. В спортивной деятельности между спортсменом и его соперником возникают устойчивые мотивационные связи, которые могут усиливаться или ослабевать. Тренер, оценивая по десятибалльной шкале степень заинтересованности спортсмена в информации о противниках, должен ориентироваться на результаты бесед со спортсменами и наблюдений за ним на соревнованиях. Спортсмен, который, наблюдая за своими соперниками, интересуется подробностями, касающимися отдельных сторон их мастерства, безусловно, получит более высокий ранг, чем тот, которого эти вопросы не волнуют. Обстановка соревнований является мощным источником различных влияний на психику спортсмена. В зависимости от характера этих влияний (положительного или отрицательного) мотивация спортсмена может меняться, поэтому связи данного порядка являются очень важными. Тренеру, чтобы оценить уровень коэффициента, отражающего степень заинтересованности спортсмена в отсутствие психогенных влияний, необходимо знать, как переносит его ученик последние дни перед соревнованиями и сами соревнования, какие эмоциональные переживания он при этом испытывает. Говоря языком тренеров, необходимо знать, не «перегорает» ли он перед стартом. Естественно, тот спортсмен, который в большей степени подвержен влиянию отрицательных эмоций, будет иметь более высокий показатель по десятибалльной шкале. Таким образом, в ходе спортивной деятельности индивидуум оказывается включенным в сложную систему взаимоотношений с окружающей действительностью, на основе анализа которых формируется его активное (или пассивное) отношение к данной деятельности. Тренер, желая выяснить особенности мотивации конкретного спортсмена, должен установить характер взаимосвязей по указанным семи уровням, говоря иначе, определить отношение спортсмена к факторам, составляющим эти уровни. Ему необходимо путем наблюдений и бесед выяснить значимость для спортсмена всех факторов, определить уровень духовных и материальных потребностей спортсмена и возможность их реализации в данной деятельности. Необходимо также составить четкое представление о его потребностях в благоприятном социально-психологическом микроклимате, о потребностях в накоплении специальных знаний, навыков и информации о противниках, знать состояние здоровья спортсмена и то, как он сам его субъективно оценивает, и наконец, необходимо иметь информацию о том, как влияет на данного спортсмена обстановка соревнований. Тренер в специальный протокол заносит свое субъективное представление о семи мотивах (по десятибалльной шкале) относительно конкретного спортсмена. Имея перед собой общую картину потребностей и возможностей своего ученика (с учетом требований конкретного вида
Date: 2015-05-09; view: 580; Нарушение авторских прав |