Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Традиционные способы изучения мотивации
Неудовлетворительная разработанность проблемы мотивации, отсутствие единства и четкости в определении существа этого явления наложили отпечаток и на методические подходы его исследования. Выделяются три группы методов, применяемых для исследования мотивации спортсменов. К первой группе относятся так называемые проективные тесты1. Суть их состоит в том, что индивидууму предъявляют картинки с различными жизненными ситуациями и просят рассказать, как он их понимает, и по ответам судят о его мотивах, интересах и заботах. Проективные тесты широко используются на Западе психологами-клиницистами. В спортивной практике, по мнению Б, Д. Кретти, психолога из США, эти методы могут быть применены в комплексе с другими, поскольку они дают лишь общие наметки о характере личностных особенностей спортсмена. В нашей стране были попытки внедрения проективных тестов в практику работы спортивных психологов. Однако, по нашему мнению, они не оправдали связанных с ними надежд, и в первую очередь в вопросе изучения мотивов спортивной деятельности. Как подчеркивалось ранее, мотивация любой деятельности возникает на базе субъективно объектных, а не абстрактных связей. Поэтому, когда спортсмену задаются вопросы о жизненных, но не имеющих отношения к его деятельности ситуациях, то говорить о выявлении особенностей его спортивной мотивации не приходится. Вторая группа методов, используемых для изучения мотивации спортсменов, связана с различными модификациями метода анкетирования и бесед. Для примера сошлемся на опыт того же Б. Д. Кретти, разработавшего специальный опросник. Спортсмену предлагается с помощью десятибалльной шкалы оценить различные факторы, помогающие ему хорошо тренироваться. Этим же методом исследователи пользуются при выяснении мотивов выбора того или иного вида спорта. Интересные результаты можно получить в ходе анализа автобиографий, написанных спортсменами по специально разработанным планам (например, сочинение на тему: «Моя спортивная биография». — Примеч. ред.). Самоотчет как метод изучения мотивации является, пожалуй, единственным способом проникновения в интимную сферу личности спортсмена. Однако этот метод имеет определенные недостатки. Для того чтобы их избежать, необходимо, по нашему мнению, во-первых, систематизировать сами вопросы и, во-вторых, не ставить их, что называется, «в лоб». При описании предлагаемого нами метода мы более подробно остановимся на этом. И наконец, к третьей группе методов, применяемых при изучении мотивации спортсменов, может быть отнесен способ опосредованной оценки силы побуждения. Данный метод успешно использует IO. Ю. Палайма (1973), определяющий силу морального мотива (чувство коллективизма) через оценку эффективности действий юных баскетболистов. Полученные результаты показывают эффективность использования опосредованной оценки, однако видна и определенная ограниченность этого подхода. Действительно, по результативности отдельных действий спортсмена и деятельности в целом можно опосредованно судить о силе его мотивов и мотивации. Однако если мы захотим глубже заглянуть в структуру мотивации спортсмена и выяснить, что же в ней является ведущим, то почувствуем недостаточность этого методического приема. Л для педагога именно эта сторона проблемы мотивации очень важна. Методика выделения значимых факторов спортивной деятельности Выше мы не случайно подробно останавливались на анализе сути понятия «мотив». Дело в том, что в зависимости от того, как понимает исследователь конкретное явление, каким он его видит, во многом определяются выбираемые им методические подходы, обусловливающие те результаты, которые он получит в ходе исследования. Для тех, кто соотносит понятие «мотив» с потребностями человека и другими переживаемыми психическими состояниями, приемлем лишь один путь исследования — опрос о желаниях, переживаниях, потребностях. Однако на этом пути можно не только потерять предмет изучения. <...> Те же исследователи, которые понимают мотив дуалистически, вынуждены искать объяснение побудительных основ человеческой активности как в нем самом (т. е. человеке), так и в окружающей действительности. Этот подход позволяет, как правило, изучать лишь отдельные компоненты мотиваций и не дает возможности составить полное представление о побуждающих и направляющих началах личности человека. И лишь рассмотрение мотива в качестве итога деятельностно-информационного взаимодействия позволяет глубже проникнуть в мотивационную сферу личности человека. Когда соотнесение потребностей субъекта со своими возможностями и с особенностями конкретной деятельности дает положительный результат (когда потребности и возможности субъекта совпадают с требованиями конкретной деятельности), тогда и формируется мотивация, направляющая индивидуум на овладение предметом данной деятельности. Следуя логике такого понимания мотивации, можно предположить, что, зная об отношении индивидуума к окружающей действительности, к объектам, факторам, явлениям, связанным с его деятельностью, можно судить о том, что же побуждает его к ней. Это теоретическое положение легло в основу разработки методики выделения значимых факторов спортивной деятельности. На основе содержательного анализа спортивного противоборства мы выделили отдельные переменные, характеризующие спортивную деятельность. Необходимо подчеркнуть, что для каждого вида спортивной специализации был выделен свой, специфический перечень факторов. Процедура тестирования сводилась к следующему. Спортсмену предлагалось разложить все факторы на десять групп по степени их субъективной значимости для достижения максимально возможного на данный момент результата. Полученные данные обрабатывались статистическими методами для определения количественных значений факторов в группе с последующим расчетом соответствующих коэффициентов. Было выделено семь коэффициентов, в свою очередь объединенных в три группы (табл. 2). Выделение в структуре мотивации спортсменов трех оснований обусловлено следующим. Как правило, в любой деятельности конкретный индивидуум реализует потребности двух видов: духовные (принципиальные), связанные с самоутверждением и самовыражением («Я»), исполнением общественного долга («Мы»), и материальные. Первый вид потребностей актуализируется в связи с тем, что человек, являясь социальным существом, нуждается в оценке окружающих его людей. Не менее важной для него является и самооценка.
Таблица 2 Date: 2015-05-09; view: 514; Нарушение авторских прав |